В целях исполнения статьи 44 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям" приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора) на территории Смоленской области в 2023 году.
2. Отделу финансового и организационного обеспечения (Т.В. Горюнова) разместить электронную версию Программы профилактики при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора) на территории Смоленской области в 2023 году на сайте Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии в информационно-коммуникационной сети "Интернет".
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
И.о. начальника Департамента |
О.В. Лаврикова |
УТВЕРЖДЕНА
Приказом Департамента
Смоленской области по
природным ресурсам и экологии
от 16 декабря 2022 г. N 0489/0103
Программа
профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора) на территории Смоленской области в 2023 году
Настоящая программа рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - Программа профилактики) при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора) на территории Смоленской области в 2023 году направлен на предупреждение нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается Департаментом Смоленской области по природным ресурсам и экологии при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора) на территории Смоленской области разработана в соответствии с положениями Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям".
Анализ текущего состояния осуществления регионального государственного экологического контроля (надзора)
Департаментом Смоленской области по природным ресурсам и экологии (далее - Департамент) осуществлялся региональный государственный экологический контроль (надзор) за:
- использованием и охраной водных объектов;
- охраной атмосферного воздуха;
- деятельностью в области обращения с отходами;
- соблюдением природоохранных требований.
При организации регионального государственного экологического контроля (надзора) применяется риск-ориентированный подход.
В целях применения риск-ориентированного подхода при организации регионального государственного экологического контроля (надзора) производственные объекты, используемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (далее также - объекты надзора), подлежат отнесению к определенной категории риска в соответствии с Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Отнесение объектов надзора к определенной категории риска осуществляется на основании критериев отнесения производственных объектов, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к определенной категории риска для регионального государственного экологического надзора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2017 N 1410 "О критериях отнесения производственных объектов, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к определенной категории риска для регионального государственного экологического надзора и об особенностях осуществления указанного надзора".
Виды, периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении объектов контроля, отнесенных к определенным категориям риска, определяются Положением о региональном государственном экологическом контроле (надзоре) на территории Смоленской области, соразмерно рискам причинения вреда (ущерба).
Проведение плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, использующих объекты надзора, в зависимости от присвоенной объектам надзора категории риска осуществляется со следующей периодичностью:
- для категории высокого риска - не менее одного контрольного (надзорного) мероприятия в четыре года и не более одного контрольного (надзорного) мероприятия в два года;
- для категории значительного риска - не менее одного контрольного (надзорного) мероприятия в четыре года и не более одного контрольного (надзорного) мероприятия в два года;
- для категории среднего риска - не менее одного контрольного (надзорного) мероприятия в шесть лет и не более одного контрольного (надзорного) мероприятия в три года;
- для категории умеренного риска - не менее одного контрольного (надзорного) мероприятия в шесть лет и не более одного контрольного (надзорного) мероприятия в три года.
В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, использующих объекты надзора, которые отнесены к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.
Отнесение объектов надзора к категориям высокого, значительного, среднего и умеренного риска, а также изменение ранее присвоенной категории риска осуществляются на основании решения начальника Департамента, оформляемого приказом начальника Департамента.
При отсутствии решения начальника Департамента об отнесении к определенной категории риска объект надзора считается отнесенным к категории низкого риска.
Предметом регионального государственного экологического надзора является контроль за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, установленных федеральным и областным законодательством.
Перечень и копии нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования по контрольно-надзорной деятельности, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного экологического надзора утверждены приказом Департамента от 04.02.2022 N 00031/0103 и размещены на сайте Департамента в сети "Интернет".
В 2022 году Департаментом проведено 3 проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, из них 2 проверки - плановые, 1 проверка - внеплановая. При проведении 2 плановых проверок выявлено 5 нарушений, выдано 2 предписания об устранении выявленных нарушений природоохранного законодательства, оформлено 6 протоколов об административных правонарушений, возбуждено 6 дел об административных правонарушениях при рассмотрении которых по 6 делам об административных нарушениях административные штрафы заменены предупреждениями.
В 2022 году Департаментом рассмотрено 37 постановлений о возбуждении дел об административных правонарушениях, направленных в адрес Департамента районными и межрайонными прокурорами. По результатам рассмотрения 6 дел об административных правонарушениях вынесено 6 постановлений по делам об административных правонарушениях с наложением административных штрафов на общую сумму 85 000 рублей. По результатам рассмотрения 31 дела об административных правонарушениях административных штраф заменен предупреждением.
Описание текущего развития профилактической деятельности
Департамент в своей деятельности при наличии сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, полученных в ходе проведения плановых (рейдовых) осмотров, либо содержащихся в поступивших обращениях и заявлениях, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации в случаях, если отсутствуют подтвержденные данные о том, что нарушение обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, причинило вред окружающей среде, выдавал предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований. В 2022 году Департаментом выдано 55 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.
Ответственность за организацию и проведение профилактических мероприятий, в том числе и проведение публичных обсуждений результатов правоприменительной практики Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии при проведении регионального государственного экологического контроля (надзора) на территории Смоленской области возлагается на отдел регионального экологического надзора.
Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа профилактики
Основные нарушения природоохранного законодательства связаны с несоблюдением требований:
1. В области обращения с отходами производства и потребления:
- нарушение правил размещения и утилизации отходов производства и потребления;
- отсутствие нормативно-разрешительной документации в области обращения с отходами производства и потребления (проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, паспортов опасных отходов, лимитов на размещение отходов);
отсутствие учета образовавшихся, обезвреженных, переданных и размещенных отходов производства и потребления;
- отсутствие оборудованных мест (площадок) временного хранения отходов;
- невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду;
- отсутствие профессиональной подготовки лиц, допущенных к обращению с отходами I - IV класса опасности;
- отсутствие производственного экологического контроля в области обращения с отходами;
- непредставление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов.
2. В области охраны атмосферного воздуха:
- отсутствие утвержденных нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ по веществам, отнесенным к I - II классов опасности;
- отсутствие производственного контроля за выбросами вредных веществ в атмосферу;
- отсутствие согласованного плана мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий;
- отсутствие пыле-газоочистного оборудования/не эффективность работы пыле-газоочистного оборудования.
3. В области охраны водных объектов:
- нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств;
- пользование водным объектом без разрешительных документов;
- нарушение правил охраны водных объектов (сброс загрязненных сточных вод в водный объект);
- загрязнение и захламление водоохранных зон отходами производства и потребления, самовольное занятие земельных участков, строительство различных объектов в пределах водоохранных зон и прибрежных защитных полос без соответствующих разрешений;
- сброс неочищенных сточных вод, превышение предельных допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, установленных в соответствующих разрешительных документах, при сбросе в водные объекты.
Цели и задачи реализации Программы профилактики
Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям направлена на достижение следующих основных целей:
- стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами;
- устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
- создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения. Основными задачами профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям являются:
- формирование единого понимания обязательных требований в подконтрольной сфере и порядка их исполнения;
- выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;
- установление зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от особенностей конкретных подконтрольных субъектов (объектов).
Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения
N п/п |
Мероприятие/структура мероприятия |
Сроки (периодичность) их проведения |
Ответственные за реализацию |
1 |
Размещение на официальном сайте в сети "Интернет" перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного экологического надзора, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов |
В течение 2-х недель после официального опубликования |
Должностные лица отдела регионального экологического надзора |
2 |
Информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством: |
Поддержка в актуальном состоянии руководств по соблюдению обязательных требований |
Должностные лица отдела регионального экологического надзора |
- разработки и опубликования руководств по соблюдению обязательных требований, |
В течение года |
||
- подготовка и распространение комментариев о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также рекомендации о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами (в случае изменения обязательных требований, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля) |
В течение 2-х недель после официального опубликования |
||
3 |
Обобщение практики осуществления регионального государственного экологического надзора на официальном сайте в сети "Интернет" в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований, с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений |
1 раз/год |
Должностные лица отдела регионального экологического надзора |
4 |
Выдача предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований |
Незамедлительно при наличии сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, полученных в ходе реализации мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, либо содержащихся в поступивших обращениях и заявлениях (за исключением обращений и заявлений, авторство которых не подтверждено), информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации в случаях, если отсутствуют подтвержденные данные о том, что нарушение обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, причинило вред окружающей среде |
Должностные лица отдела регионального экологического надзора |
5 |
Рассмотрение обращений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам полноты и актуальности перечней нормативных правовых актов, обеспечение их анализа и при необходимости актуализацию перечней нормативных правовых актов. |
В течение 30 дней со дня поступления в Департамент |
Должностные лица отдела регионального экологического надзора |
6 |
Размещение ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на следующий календарный год |
До 30 декабря текущего года |
Должностные лица отдела регионального экологического надзора |
7 |
Внесение информации о проводимых плановых и внеплановых проверках и их результатах в ФГИС "Единый реестр проверок" |
В течение 10 дней после окончания проверки |
Должностные лица отдела регионального экологического надзора |
8 |
Профилактический визит |
I - IV кварталы 2023 года |
Должностные лица отдела регионального экологического надзора |
9 |
Консультирование: по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме, в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия. |
В сроки, установленные начальником Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии |
Должностные лица отдела регионального экологического надзора |
Показатели результативности и эффективности Программы профилактики
Показатели эффективности и результативности профилактических мероприятий определяются Департаментом самостоятельно и должны учитываться при определении ключевых показателей эффективности и результативности регионального государственного экологического контроля (надзора).
Основным механизмом оценки эффективности и результативности профилактических мероприятий является оценка удовлетворенности подконтрольных субъектов качеством мероприятий, которая может быть осуществлена посредством социологического исследования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.