Совет глав правительств Содружества Независимых Государств решил:
1. Утвердить Межгосударственную радионавигационную программу государств - участников Содружества Независимых Государств на 2023 - 2026 годы (прилагается).
2. Определить заказчиком - координатором Межгосударственной программы Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, национальными государственными заказчиками - Министерство высокотехнологической промышленности Республики Армения, Государственный военно-промышленный комитет Республики Беларусь, Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.
3. Просить правительства государств - участников СНГ оказывать содействие заказчику-координатору и национальным государственным заказчикам в работе по реализации указанной Межгосударственной программы.
4. Межгосударственному совету "Радионавигация" совместно с Исполнительным комитетом СНГ информировать при необходимости Экономический совет СНГ о реализации Межгосударственной программы.
От Азербайджанской Республики
----
От Республики Армения
М. Григорян
От Республики Беларусь
Р. Головченко
От Республики Казахстан
А. Смаилов
От Российской Федерации
М. Мишустин
От Республики Таджикистан
К. Расулзода
От Туркменистана
-----
От Республики Узбекистан
-----
От Кыргызской Республики
А. Жапаров
От Республики Молдова
От Украины
УТВЕРЖДЕНА
Решением Совета глав правительств
Содружества Независимых Государств
о Межгосударственной
радионавигационной программе
государств - участников Содружества
Независимых Государств
на 2023 - 2026 годы
от 28 октября 2022 года
Межгосударственная радионавигационная программа
государств - участников Содружества Независимых Государств на 2023 - 2026 годы
Паспорт
Межгосударственной радионавигационной программы государств - участников Содружества Независимых Государств на 2023 - 2026 годы
Наименование Программы |
Межгосударственная радионавигационная программа государств - участников Содружества Независимых Государств на 2023 - 2026 годы (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
Решение заседания национальных государственных заказчиков Межгосударственной радионавигационной программы государств - участников СНГ на период до 2020 года от 26 ноября 2019 года; решение 53-го заседания Межгосударственного совета "Радионавигация" от 28 ноября 2019 года |
Заказчик - координатор Программы |
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации |
Национальные государственные заказчики Программы |
Министерство высокотехнологичной промышленности Республики Армения; Государственный военно-промышленный комитет Республики Беларусь; Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан; Министерство промышленности и торговли Российской Федерации |
Основные разработчики и исполнители Программы |
Разработчики Программы: Министерство высокотехнологичной промышленности Республики Армения; Государственный военно-промышленный комитет Республики Беларусь; Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан; Министерство промышленности и торговли Российской Федерации. Исполнители Программы: предприятия промышленности и научно-исследовательские организации Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации |
Цели и задачи Программы |
Целями Программы являются: повышение эффективности использования радионавигационных систем (РНС) и средств в интересах народного хозяйства государств - участников СНГ; организационное обеспечение скоординированного функционирования и развития РНС и средств государств - участников СНГ; разработка и создание радионавигационных средств на основе использования сигналов навигационных систем наземного и космического базирования на электронной компонентной базе (ЭКБ) преимущественно разработки государств - участников СНГ. Задачами Программы являются: исследование результатов реализации согласованной политики государств - участников СНГ в области радионавигационной деятельности и выработка предложений по ее корректировке; исследования состояния и тенденций развития рынка навигационных продуктов и услуг в государствах - участниках СНГ; исследования состояния и тенденций развития координатного и навигационно-временного обеспечения (КВНО), осуществляемого в государствах - участниках СНГ при использовании информации от РНС; разработка межгосударственных документов в области стандартизации радионавигационной деятельности в государствах - участниках СНГ; разработка аппаратуры потребителей глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС), обеспечивающей позиционирование высокой точности в режиме реального времени и апостериорном режиме на ЭКБ разработки государств - участников СНГ; разработка системы мониторинга и оповещения потребителей о качестве радионавигационного поля ГНСС и о действиях помех в районах размещения критически важных и стратегических объектов на территориях государств - участников СНГ на основе существующих и создаваемых национальных систем государств - участников СНГ |
Срок реализации Программы |
2023 - 2026 годы |
Перечень подпрограмм |
Программа состоит из двух подпрограмм: подпрограмма I "Организационное обеспечение скоординированного функционирования и развития радионавигационных систем и средств государств - участников СНГ"; подпрограмма II "Разработка и создание радионавигационных средств на основе использования сигналов навигационных систем наземного и космического базирования на ЭКБ преимущественно разработки государств - участников СНГ" |
Источники финансирования Программы |
Финансирование осуществляется за счет государств - участников СНГ: в Республике Армения - из бюджетных и внебюджетных источников; Республике Беларусь - из внебюджетных источников; Республике Казахстан - из бюджетных и внебюджетных источников; Российской Федерации - за счет и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству промышленности и торговли Российской Федерации в федеральном бюджете на реализацию национальных программ, и внебюджетных источников, привлекаемых в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
Ожидаемыми конечными результатами реализации Программы являются: аналитические материалы о состоянии и тенденциях развития рынка навигационных продуктов и услуг в государствах - участниках СНГ; аналитические материалы о состоянии и тенденциях развития КВНО, осуществляемого при использовании информации от РНС; аналитический отчет о реализации Основных направлений (плана) развития радионавигации в государствах - участниках СНГ на 2019 - 2024 годы с учетом национальных планов и программ; Основные направления (план) развития радионавигации в государствах - участниках СНГ на 2025 - 2029 годы; актуальные межгосударственные документы в области стандартизации радионавигационной деятельности в государствах - участниках СНГ; комплект средств позиционирования высокой точности по сигналам ГНСС и ассистирующей информации от глобальной системы высокоточного определения навигационной и эфемеридно-временной информации (СВО ЭВИ) на ЭКБ разработки государств - участников СНГ; навигационный приемник ГНСС, предназначенный для работы в условиях воздействия преднамеренных помех; аппаратно-программная система мониторинга и оповещения потребителей о качестве радионавигационного поля ГНСС и о действиях помех в районах размещения критически важных и стратегических объектов на территориях государств - участников СНГ на основе существующих и создаваемых национальных систем |
Система организации контроля исполнения Программы |
Контроль за реализацией Программы осуществляется в порядке, установленном в разделе Программы "Механизмы контроля и реализации Программы" |
Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Радионавигационная деятельность в государствах - участниках СНГ характеризуется многообразием заказчиков, исполнителей и потребителей навигационных услуг, широким спектром действующих программ межведомственного и межрегионального характера в условиях ограничения ресурсов.
Представляются целесообразными объединение прикладываемых усилий и применение комплексного программно-целевого подхода в интересах государств - участников СНГ. Это позволит сосредоточить бюджетные средства на реализации приоритетных направлений, обеспечить скоординированное функционирование и развитие РНС, создание радионавигационных средств на ЭКБ разработки государств - участников СНГ.
Программа призвана содействовать сотрудничеству заинтересованных министерств, ведомств, организаций и иных субъектов навигационной деятельности и направлена на реализацию приоритетных мероприятий, которые невозможно осуществить в приемлемые сроки за счет использования существующих рыночных механизмов или программ национального уровня.
Заинтересованность государств - участников СНГ в многоплановом, взаимовыгодном и равноправном сотрудничестве в области радионавигации определяется совпадением многих стратегических интересов и целей экономического развития и коллективной безопасности.
Стратегия экономического развития СНГ на период до 2030 года, утвержденная Решением Совета глав правительств СНГ от 29 мая 2020 года, в качестве основной цели определяет создание благоприятных условий для устойчивого экономического развития, повышения уровня жизни и благосостояния граждан государств - участников СНГ.
Важным трендом, который будет определять развитие мировых процессов в перспективе до 2030 года, является резкое повышение роли в экономике государств - участников СНГ новых технологий, инновационных решений, которые могут коренным образом изменить ее отраслевую структуру, а также модели ведения бизнеса, факторы конкурентоспособности. Переход глобальной мировой экономики на новый этап технологического развития характеризуется созданием и проникновением во все сферы жизни цифровых информационно-коммуникационных технологий, искусственного интеллекта, робототехники, электроники нового поколения, новых источников энергии, способов ее хранения и передачи и др.
В контексте адаптации экономики государств - участников СНГ к новым технологическим реалиям особое значение приобретает обеспечение тесного взаимодействия государств - участников СНГ по повестке цифрового развития общества и становления цифровой экономики.
Развитие цифровой экономики современного государства не в последнюю очередь зависит от уровня развития КВНО. Средства КВНО стремительно развиваются и открывают широкому кругу действующих и потенциальных потребителей возможности для высокоточной навигации и построения на ее основе высокоэффективных систем и комплексов в различных областях применения. Традиционные задачи потребителей в сферах транспорта, энергетики, связи, геодезии и картографии, сельского хозяйства и навигации специальных потребителей добавляются новыми задачами управления пространственно-временным состоянием потребительских комплексов, осуществляемым при сокращении участия человека.
Удовлетворение возрастающих требований государств - участников СНГ к КВНО невозможно без эффективной и согласованной деятельности в области создания и применения средств радионавигации.
Стратегия использования и развития радионавигационных средств в СНГ отражена в Основных направлениях (плане) развития радионавигации государств - участников СНГ на 2019 - 2024 годы, утвержденных Решением Совета глав правительств СНГ от 25 октября 2019 года (далее - Основные направления).
Основные направления являются официальным изложением современного состояния и перспектив развития РНС, определяющим пути реализации политики государств - участников СНГ в этой области.
В качестве главных аспектов радионавигационной деятельности государств - участников СНГ обозначены:
развитие и приоритетное использование на территориях государств - участников ГНСС ГЛОНАСС и ее функциональных дополнений;
формирование региональных и локальных (отраслевых) дифференциальных подсистем спутниковых РНС различного назначения;
сохранение в необходимом количестве действующих и строительство новых наземных РНС;
модернизация и развитие действующих импульсно-фазовых РНС до уровня полноценной системы, дублирующей (дополняющей) возможности ГНСС ГЛОНАСС;
совершенствование сети средств ближней навигации и радиомаячных систем;
развитие локальных средств формирования радионавигационных полей;
развитие средств частотно-временного обеспечения.
Последовательная реализация Основных направлений совокупно с достижением намеченных показателей цифрового развития позволит государствам - участникам СНГ обеспечить:
создание высокотехнологичных навигационно-информационных систем, предназначенных для проведения навигационных определений и передачи потребителям мониторинговой информации об объектах навигации;
внедрение цифровых технологий на транспорте, включая интеллектуальные транспортные системы;
создание современных систем управления транспортно-логистическими процессами, содержащих механизмы повышения пропускной способности транспортной инфраструктуры, ускорения обработки грузов и перевозки пассажиров.
В результате скоординированной деятельности в СНГ должен быть создан потенциал для достижения следующих социально-экономических эффектов:
развитие навигационно-информационной инфраструктуры среды производства, жизнедеятельности и отдыха;
реализация согласованной политики в области транспортной безопасности и безопасности жизнедеятельности;
развитие национальных транспортно-логистических инфраструктур;
реализация совместных транспортных проектов;
гармонизация систем организации воздушного движения государств - участников СНГ;
повышение эффективности реализации транзитного потенциала СНГ, развитие на пространстве СНГ международных транспортных коридоров и их интеграция в международные транспортные сети.
Программа разработана в интересах субъектов навигационной деятельности и потребителей СНГ.
Включенные в Программу мероприятия отвечают установленным критериям по приоритетности отобранных проблем и необходимому уровню инновационности в подходах, применяемых к их решению.
Важными предпосылками для успешной совместной радионавигационной деятельности в СНГ являются регулярный мониторинг реализации Основных направлений и периодическая корректировка планов деятельности. Действующие до 2025 года Основные направления должны быть актуализированы на период до 2030 года с учетом появляющихся трендов развития. Соответствующие мероприятия спланированы в рамках настоящей Программы (пункт 3 Перечня мероприятий). Реализации указанной работы будет способствовать проведение анализа состояния и тенденций развития в СНГ рынка навигационных средств и услуг, а также КВНО, осуществляемого при использовании сигналов от радионавигационных систем (пункты 1, 2 Перечня мероприятий).
Непременными условиями совместной радионавигационной деятельности в СНГ являются техническое регулирование, стандартизация и оценка соответствия продукции и услуг, которые осуществляются в интересах:
гарантированного обеспечения безопасности продукции и услуг на основе реализации требований технических регламентов;
гармонизации основных требований, предъявляемых к навигационной аппаратуре потребителей при разработке и испытаниях, в целях снижения технических барьеров в торговле и повышения конкурентоспособности продукции и услуг государств - участников СНГ на международном уровне.
В рамках предыдущих межгосударственных радионавигационных программ был разработан ряд новых межгосударственных стандартов и подготовлены рекомендации по актуализации действующих международных стандартов в области радионавигации. В Программе также учтена важность нормативного обеспечения и запланирована соответствующая работа (пункт 4 Перечня мероприятий).
Государства - участники СНГ заинтересованы в разработке собственной ЭКБ, обеспечивающей возможность создания навигационной аппаратуры потребителей для работы в навигационных системах как государств - участников СНГ, так и в международных системах. Производимая ЭКБ должна обеспечить независимость от импорта и стать основой для высоко интегрированной навигационной и геодезической аппаратуры высокого класса точности.
В ходе предыдущей Межгосударственной радионавигационной программы были разработаны и успешно испытаны специализированная микросхема типа "Система в корпусе" и (на ее базе) модули приемников навигационных сигналов ГНСС геодезического класса точности. Созданные научно-инновационный и опытно-конструкторский заделы будут использованы в Программе при выполнении мероприятий по проектированию радиоприемных модулей, гарантирующих решение задач навигации по сигналам ГНСС в неблагоприятной помеховой обстановке. Планируемые результаты будут применены при разработке системы мониторинга радионавигационных полей ГНСС и оповещения потребителей о помеховой обстановке (пункт 6 Перечня мероприятий).
Разработка ЭКБ государств - участников СНГ будет продолжена в рамках работы, направленной на создание аппаратуры потребителей, обеспечивающей позиционирование высокой точности. Комплект малогабаритных средств, обрабатывающих навигационные сигналы ГНСС ГЛОНАСС и ассистирующую информацию от российской глобальной СВО ЭВИ, позволит определять координаты и угловую ориентацию подвижных и неподвижных объектов в режиме реального времени и апостериорном режиме (пункт 5 Перечня мероприятий Программы).
При выполнении мероприятий Программы будет использован научно-технический задел, полученный при выполнении межгосударственных радионавигационных программ государств - участников СНГ на периоды до 2016 и 2020 годов.
Цели, задачи и мероприятия Программы скоординированы со Стратегией экономического развития СНГ на период до 2030 года, целевыми программами в области космической деятельности, реализуемыми Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Российской Федерацией, в том числе с Концепцией Единой системы навигационно-временного обеспечения Республики Беларусь, Государственной программой космической деятельности в Республике Казахстан, подпрограммой "Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС" Государственной программы "Космическая деятельность России".
Реализация Программы будет способствовать международной интеграции государств - участников СНГ в области навигационной деятельности за счет широкомасштабного коммерческого использования услуг на базе РНС и их функциональных дополнений.
Цели и задачи Программы
Основными целями Программы являются:
повышение эффективности использования РНС и средств в интересах государств - участников СНГ;
организационное обеспечение скоординированного функционирования и развития РНС и средств в государствах - участниках СНГ.
Задачами Программы являются:
анализ результатов реализации согласованной политики государств - участников СНГ в области радионавигационной деятельности и выработка предложений по ее корректировке;
исследования состояния и тенденций развития рынка навигационных продуктов и услуг в государствах - участниках СНГ;
исследования состояния и тенденций развития КВНО, осуществляемого в государствах - участниках СНГ при использовании информации от РНС;
разработка межгосударственных документов в области стандартизации радионавигационной деятельности в государствах - участниках СНГ;
разработка аппаратуры потребителей ГНСС, обеспечивающей позиционирование высокой точности в режиме реального времени и апостериорном режиме на ЭКБ разработки государств - участников СНГ;
создание опытного образца навигационного приемника ГНСС, предназначенного для работы в условиях воздействия преднамеренных помех;
разработка системы мониторинга и оповещения потребителей о качестве радионавигационного поля ГНСС и о действиях помех в районах размещения критически важных и стратегических объектов на территориях государств - участников СНГ, на основе существующих и создаваемых национальных систем государств - участников СНГ.
Срок реализации Программы
Программа рассчитана на реализацию в период с 2023 по 2026 год.
Система программных мероприятий
В рамках Программы планируется осуществить комплекс взаимосвязанных мероприятий, которые структурно объединены в две подпрограммы.
I подпрограмма "Организационное обеспечение скоординированного функционирования и развития радионавигационных систем и средств государств - участников СНГ" включает следующие мероприятия:
1) анализ состояния и тенденций развития рынка навигационных продуктов и услуг в государствах - участниках СНГ;
2) анализ состояния и тенденций развития КВНО в государствах - участниках СНГ, осуществляемого при использовании информации от РНС;
3) анализ реализации Основных направлений (плана) развития радионавигации в государствах - участниках и их актуализация;
4) анализ состояния и предложения по совершенствованию нормативной базы государств - участников СНГ в области радионавигационной деятельности.
II подпрограмма "Разработка и создание радионавигационных средств на основе использования сигналов навигационных систем наземного и космического базирования на ЭКБ преимущественно разработки государств - участников СНГ" включает следующие мероприятия:
5) разработка аппаратуры потребителей ГНСС, обеспечивающей позиционирование высокой точности в режиме реального времени и апостериорном режиме;
6) разработка системы мониторинга и оповещения потребителей о качестве радионавигационного поля ГНСС и о действиях помех в районах размещения критически важных и стратегических объектов на территориях государств - участников СНГ.
Механизмы контроля и реализации Программы
Национальными государственными заказчиками Программы являются:
Министерство высокотехнологичной промышленности Республики Армения;
Государственный военно-промышленный комитет Республики Беларусь;
Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан;
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.
Заказчик - координатор Программы - Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.
Реализация Программы осуществляется на основе контрактов (договоров), заключаемых заказчиком-координатором и национальными государственными заказчиками с исполнителями работ, определяемыми на конкурсной основе государствами - участниками Программы, на территории которых будут осуществляться соответствующие работы.
Заказчик - координатор и национальные государственные заказчики Программы организуют ведение учета и отчетности по ее реализации.
Межгосударственный совет "Радионавигация" утверждает ежегодные планы мероприятий по реализации Программы и рассматривает результаты выполнения работ.
Заказчик - координатор Программы ежегодно не позднее I квартала, следующего за отчетным годом, подготавливает и представляет годовой отчет с аналитическими материалами о ходе выполнения Программы в правительства государств - участников Программы, Исполнительный комитет СНГ и соответствующие межгосударственные органы с целью дальнейшего рассмотрения отчета на заседании Совета глав правительств СНГ.
Ежегодный отчет о реализации Программы и доклад о реализации Программы должны содержать:
сведения о результатах реализации Программы за отчетный год и за весь период реализации;
данные о целевом использовании и объемах привлеченных финансовых средств;
сведения о соответствии фактических показателей реализации Программы показателям, установленным при ее утверждении;
информацию о ходе и полноте выполнения программных мероприятий;
сведения о результативности программных мероприятий;
оценку эффективности результатов реализации Программы;
оценку влияния фактических результатов реализации Программы на различные сферы экономики государств - участников СНГ.
По результатам рассмотрения годовых отчетов о ходе выполнения Программы может быть принято решение о проведении экспертных проверок, на основании которых определяется целесообразность продолжения работ и финансирования Программы или выносится вопрос о ее прекращении.
При завершении срока действия Программы заказчик - координатор и национальные государственные заказчики подготавливают и до 1 марта года, следующего за отчетным, представляют в Исполнительный комитет СНГ и правительства государств, участвующих в реализации Программы, отчет о расходовании средств и их целевом использовании, а также о достижении целей и задач по каждой подпрограмме в отдельности и по Программе в целом.
Срок реализации Программы может быть продлен не более чем на 1 год по предложениям заказчика - координатора и национальных государственных заказчиков Программы на основании соответствующего решения Совета глав правительств СНГ.
Обоснование продления срока реализации Программы должно включать:
сведения о результатах ее реализации за отчетный период и об источниках финансирования затрат, предусматриваемых на реализацию Программы;
анализ причин, по которым Программа не была реализована в установленные сроки;
подтверждение актуальности нерешенных проблем.
Изменения в перечень программных мероприятий, тематику и состав работ по Программе, не влекущие увеличения сроков выполнения и объемов финансирования Программы в целом, вносятся решением национальных государственных заказчиков Программы по представлению головной организации - исполнителя соответствующего мероприятия после одобрения таких изменений Межгосударственным советом "Радионавигация". Информация о внесенных изменениях и дополнениях отражается в ежегодном отчете о реализации Программы.
Принцип и порядок распределения собственности, созданной в результате реализации программных мероприятий
Каждое государство - участник Программы в ходе многостороннего сотрудничества обеспечивает на территории своего государства охрану прав на интеллектуальную собственность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами своего государства и международными договорами.
В интересах взаимодействия в ходе реализации Программы государства - участники осуществляют:
согласование вопросов, связанных с охраной прав на интеллектуальную собственность;
предоставление по запросу любого государства - участника Программы законодательных и иных нормативных правовых актов, регламентирующих порядок использования интеллектуальной собственности и охраны прав на интеллектуальную собственность;
обмен опытом по вопросам охраны интеллектуальной собственности;
обмен информацией об участии каждого государства - участника Программы в других международных договорах, отражающих особенности охраны интеллектуальной собственности.
В договоры (контракты, соглашения, технические задания на выполнение работ, утверждаемые национальными государственными заказчиками), заключаемые в рамках Программы, в ходе многостороннего сотрудничества включаются положения:
об интеллектуальной собственности, создание, передача или использование которой обоснованно предвидится при выполнении договоров (контрактов, соглашений) и которая разграничивается на предшествующую и создаваемую интеллектуальную собственность;
о научно-технической информации, создание, передача или использование которой предусматривается при реализации договоров (контрактов, соглашений, технических заданий на выполнение работ, утверждаемых национальными государственными заказчиками);
о вкладе каждого из государств - участников Программы и (или) сотрудничающих организаций при выполнении договоров (контрактов, соглашений, технических заданий на выполнение работ, утверждаемых национальными государственными заказчиками), включая предшествующую интеллектуальную собственность;
о распределении прав на создаваемую интеллектуальную собственность с учетом вклада каждого из государств - участников Программы и (или) сотрудничающих организаций;
об обязательствах государств - участников Программы и (или) сотрудничающих организаций по обеспечению охраны прав на интеллектуальную собственность, научно-техническую информацию, конфиденциальную информацию, а также ответственности за их нарушение;
об условиях и порядке использования интеллектуальной собственности на территориях государств - участников Программы, а также на территориях других государств;
о порядке урегулирования разногласий в отношении интеллектуальной собственности;
о порядке возмещения убытков вследствие неправомерного использования предшествующей и создаваемой интеллектуальной собственности, а также конфиденциальной информации;
о правах государств - участников Программы и (или) сотрудничающих организаций на использование научно-технической и конфиденциальной информации;
об условиях и порядке передачи, обмена и публикации сведений, полученных в рамках реализации договоров (контрактов, соглашений, технических заданий на выполнение работ, утверждаемых национальными государственными заказчиками).
В договорах (контрактах, соглашениях, технических заданиях на выполнение работ, утверждаемых национальными государственными заказчиками), заключаемых в ходе многостороннего сотрудничества в рамках Программы, предусматривается, что использование предшествующей интеллектуальной собственности возможно только после совершения действий, направленных на обеспечение ее необходимой правовой охраны, в том числе после заключения соответствующих лицензионных соглашений на справедливых и разумных условиях.
При реализации совместных проектов государства - участники Программы путем взаимных консультаций обеспечивают согласование, в том числе сотрудничающими организациями, вопроса о сохранении полученных результатов в режиме конфиденциальности либо об осуществлении мер, направленных на получение соответствующего патента.
До принятия решения о форме охраны результатов, полученных в ходе реализации совместных проектов, государства - участники Программы обеспечивают принятие мер, в том числе сотрудничающими организациями, по неразглашению информации об указанных результатах путем заключения договоров (соглашений) о конфиденциальности.
Если государства - участники Программы и (или) сотрудничающие организации принимают согласованное решение о начале процедуры патентования, то заявки на выдачу патентов на результаты, являющиеся объектом интеллектуальной собственности, в первую очередь подаются в патентное ведомство того государства - участника Программы, на территории которого такой результат был получен в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами этого государства и международными договорами.
Государства - участники Программы обеспечивают согласование возможности совместного патентования полученных результатов либо подачи заявки одного из государств - участников Программы и (или) сотрудничающих организаций от своего имени и за свой счет при условии, что это государство и (или) сотрудничающая организация предоставит другому государству - участнику Программы и (или) сотрудничающей организации неисключительную, безвозмездную лицензию на использование указанных результатов исключительно в некоммерческих целях. Решение об использовании указанных результатов в иных целях принимается по взаимному согласию государств - участников Программы и (или) сотрудничающих организаций.
Каждое из государств - участников Программы обеспечивает уведомление другого государства - участника Программы о любых претензиях, предъявляемых на его территории, связанных с нарушениями условий использования патентов при выполнении совместных проектов в ходе трехстороннего сотрудничества в рамках Программы.
Государства - участники Программы не предоставляют, не продают, не переуступают и не передают иным образом другим государствам, физическим или юридическим лицам (третьим лицам), международным организациям научно-техническую информацию, принадлежащую другому государству - участнику Программы и (или) ее сотрудничающим организациям, без предварительного письменного согласия правообладателя такой научно-технической информации.
Передача такой информации осуществляется в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами государств - участников Программы и их международными договорами.
Государства - участники Программы в соответствии с их законодательными и иными нормативными правовыми актами и международными договорами принимают необходимые меры по предотвращению и (или) пресечению нарушений прав на интеллектуальную собственность, принадлежащих другому государству - участнику Программы и (или) ее сотрудничающим организациям, в том числе при производстве и модернизации радионавигационной продукции.
Государства - участники Программы по обоюдному согласию определяют правила распространения с территории своего государства на территории других государств радионавигационной продукции, созданной в рамках совместных проектов с использованием интеллектуальной собственности и научно-технической информации, принадлежащих другому государству - участнику Программы и (или) ее сотрудничающим организациям, с учетом законодательных и иных нормативных правовых актов (в том числе законодательства по экспортному контролю) государств - участников Программы и их международных договоров.
Государства - участники Программы устанавливают запрет на модернизацию поставляемой радионавигационной продукции получающему государству - участнику Программы без предварительного согласия передающего государства - участника Программы.
Государства - участники Программы признают, что научно-техническая информация в рамках заключенных договоров (контрактов, соглашений, технических заданий на выполнение работ, утверждаемых национальными государственными заказчиками) может, в частности, относиться к категории "конфиденциальная информация".
В отношении конфиденциальной информации государства - участники Программы и их сотрудничающие организации исходят из следующих принципов:
информация, признанная конфиденциальной одним из государств - участников Программы, автоматически признается таковой и другими государствами - участниками Программы, при этом другие государства - участники Программы обязаны принять меры по охране и неразглашению указанной информации;
государства - участники Программы обязуются использовать конфиденциальную информацию исключительно в тех целях, для которых она передается;
конфиденциальная информация передается получающему государству - участнику Программы в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами передающего государства - участника Программы;
каждое из государств - участников Программы принимает все меры, чтобы предотвратить раскрытие конфиденциальной информации, за исключением случаев, когда государство - участник Программы, от которого исходит информация, в письменном виде предварительно дает согласие на такое раскрытие;
информация, совместно полученная государствами - участниками Программы и (или) сотрудничающими организациями при выполнении договоров (соглашений, контрактов, технических заданий на выполнение работ, утверждаемых национальными государственными заказчиками), определяется как конфиденциальная информация по взаимному согласию государств - участников Программы и (или) сотрудничающих организаций.
Споры, возникающие в связи с толкованием и (или) применением Программы, будут разрешаться путем консультаций или переговоров между ее государствами-участниками.
Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется государствами - участниками СНГ самостоятельно на своих территориях за счет и в пределах ассигнований, предусматриваемых в национальных бюджетах национальным государственным заказчикам Программы на реализацию национальных программ, и за счет средств внебюджетных источников, привлекаемых государствами (их хозяйствующими субъектами) в установленном национальным законодательством порядке.
Социально-экономическая эффективность Программы
Мероприятия Программы направлены на достижение независимости государств - участников СНГ в области координатно-временных и навигационных технологий и создание условий для устойчивого экономического развития, на удовлетворение потребностей в сфере безопасности, социально-экономической и научно-технической сферах.
Социально-экономическая значимость выражается следующими эффектами от ее реализации:
повышение безопасности движения транспорта, перевозок пассажиров и опасных грузов за счет введения ограничительных режимов и мониторинга их соблюдения на базе надежного навигационного обеспечения потребителей по сигналам взаимодополняющих РНС космического и наземного базирования;
прогнозируемое уменьшение количества чрезвычайных происшествий за счет повышения уровня безопасности на всех видах транспорта;
повышение уровня жизни населения за счет улучшения регулярности транспортного обслуживания, сокращения времени в пути на общественном и личном транспорте, повышения информированности о дорожной ситуации;
сокращение времени прибытия бригад скорой помощи к местам вызова;
повышение прибыльности транспортных, логистических центров за счет оптимизации маршрутного планирования и оперативного управления, снижения транспортно-эксплуатационных затрат (уменьшение пробега и простоя транспорта);
повышение производительности труда за счет увеличения объемов перевозок;
улучшение экологии за счет сокращения выбросов вредных веществ при движении всех видов транспорта по наиболее выгодным маршрутам;
увеличение числа рабочих мест за счет расширения производства навигационной аппаратуры потребителей;
создание благоприятных условий для эффективной борьбы с преступностью и терроризмом за счет предоставления гарантированной пространственно-временной информации об объектах наблюдения.
Эффективность реализации Программы и влияние ее фактических результатов на различные сферы экономики государств - участников Программы могут быть определены после завершения работ.
Перечень
мероприятий Межгосударственной радионавигационной программы государств - участников Содружества Независимых Государств на 2023 - 2026 годы
N п/п |
Тема и шифр работы |
Исполнители |
Срок выполнения, годы |
Ожидаемые результаты |
I подпрограмма "Организационное обеспечение скоординированного функционирования и развития радионавигационных систем и средств государств - участников СНГ" | ||||
1. |
Тема работы: "Анализ состояния и тенденций развития рынка навигационных продуктов и услуг в государствах - участниках СНГ". Шифр работы: "Потребитель-2026" |
Организации Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации |
2023 - 2026 |
Аналитический отчет о состоянии и тенденциях развития рынка навигационных продуктов и услуг в государствах - участниках СНГ. Информационно-справочные материалы о рынке навигационных продуктов и услуг в государствах - участниках СНГ. Предложения по актуализации Основных направлений (плана) развития радионавигации государств - участников СНГ на период до 2030 года. Предложения по совершенствованию нормативной базы в области радионавигационной деятельности |
2. |
Тема работы: "Анализ состояния и тенденций развития координатно-временного и навигационного обеспечения в государствах - участниках СНГ, осуществляемого при использовании информации от радионавигационных систем" Шифр работы: "Обзор КВНО - 2026" |
Организации Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации |
2023 - 2026 |
Аналитический отчет о состоянии и тенденциях развития координатного и навигационно-временного обеспечения в государствах - участниках СНГ, осуществляемого при использовании информации от радионавигационных систем с учетом тенденций развития координатного и навигационно-временного обеспечения. Предложения по совершенствованию нормативной базы в области радионавигационной деятельности в интересах координатного и навигационно-временного обеспечения. Информационно-справочные материалы о потребительском сегменте координатного и навигационно-временного обеспечения в государствах - участниках СНГ, использующем информацию от радионавигационных систем |
3. |
Тема работы: "Анализ реализации Основных направлений (плана) развития радионавигации в государствах - участниках СНГ и их актуализация". Шифр работы: "Направления-2030" |
Организации Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации |
2023 - 2026 |
Аналитический отчет о реализации Основных направлений (плана) развития радионавигации в государствах - участниках СНГ на 2019 - 2024 годы. Основные направления (план) развития радионавигации в государствах - участниках СНГ на 2025 - 2029 годы. Информационные материалы о реализации в 2025 - 2026 годах Основных направлений (плана) развития радионавигации в государствах - участниках СНГ на 2025 - 2029 годы |
4. |
Тема работы: "Анализ состояния и предложения по совершенствованию нормативной базы государств - участников СНГ в области радионавигационной деятельности". Шифр работы: "Стандарт СНГ - 2026" |
Организации Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации |
2023 - 2026 |
Аналитический отчет о состоянии нормативной базы по радионавигационной деятельности государств - участников СНГ. Предложения по совершенствованию нормативной базы в области радионавигационной деятельности. Проекты межгосударственных стандартов в сфере радионавигационной деятельности |
II подпрограмма "Разработка и создание радионавигационных средств на основе использования сигналов навигационных систем наземного и космического базирования на ЭКБ преимущественно разработки государств - участников СНГ" | ||||
5. |
Тема работы: "Разработка аппаратуры потребителей ГНСС, обеспечивающей позиционирование высокой точности в режиме реального времени и апостериорном режиме". Шифр работы: "Позиционирование ЭВИ" |
Организации Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации |
2023 - 2026 |
Комплект средств позиционирования высокой точности по сигналам ГЛОНАСС и ассистирующей информации от системы высокоточного определения навигационной и эфемеридно-временной информации, обеспечивающий определение координат и угловой ориентации подвижных и неподвижных объектов в режиме реального времени и апостериорном режиме |
6. |
Тема работы: "Разработка системы мониторинга и оповещения потребителей о качестве радионавигационного поля ГНСС и о действиях помех в районах размещения критически важных и стратегических объектов на территориях государств - участников СНГ". Шифр работы: "Инфопомеха ГНСС" |
Организации Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации |
2023 - 2026 |
Аппаратно-программная система мониторинга и оповещения потребителей о качестве радионавигационного поля глобальной навигационной спутниковой системы и о действиях помех в районах размещения критически важных и стратегических объектов на территориях государств - участников СНГ на основе существующих и вновь создаваемых национальных систем. Навигационный приемник глобальной навигационной спутниковой системы, предназначенный для работы в условиях воздействия преднамеренных помех |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Совета глав правительств СНГ от 28 октября 2022 г. "О Межгосударственной радионавигационной программе государств - участников Содружества Независимых Государств на 2023 - 2026 годы"
Опубликование:
-