См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 ноября 2012 г. N Ф08-6343/12 по делу N А32-278/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 апреля 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Волкова Я.Е., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Торговая фирма "Донские зори"" (ИНН 6161005900, ОГРН 1026102902363), заинтересованного лица - Департамента архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону (ИНН 6164045474, ОГРН 1026103292380), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Департамента архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2012 по делу N А53-24542/2012 (судьи Сулименко О.А., Захарова Л.А., Филимонова С.С.), установил следующее.
ООО "Торговая фирма "Донские зори"" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону (далее - департамент) о признании незаконным отказа в выдаче градостроительных планов.
Заявленные требования основаны на том, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка являются безусловной обязанностью департамента.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 17.09.2012 в удовлетворении требований общества отказано. Решение мотивировано тем, что общество не представило полный пакет документов, предусмотренный Стандартом N СТ-036-04-3.4 муниципальной услуги "Подготовка градостроительных планов земельных участков применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов и объектов индивидуального жилищного строительства) земельным участкам в виде отдельного документа" (далее - Стандарт N СТ-036-04-3.4), утвержденным постановлением администрации города Ростова-на-Дону от 07.06.2011 N 360 "Об утверждении административного регламента N АР-036-04 муниципальных услуг "Подготовка документации по планировке территории"" (далее - постановление администрации города Ростова-на-Дону от 07.06.201 N 360).
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2012 решение суда первой инстанции 17.09.2012 отменено, требования общества удовлетворены. Суд апелляционной инстанции признал незаконным отказ департамента в подготовке и выдаче градостроительных планов следующих земельных участков:
- площадью 200 кв. м, кадастровый номер 61:44:01 03 10:11, расположенный по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Добровольского, 30 е;
- площадью 915 кв. м, кадастровый номер 61:44:001 03 10:3, расположенный по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Добровольского, 30 ж;
- площадью 2906 кв. м, кадастровый номер 61:44:001 03 10:4, расположенный по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Добровольского, 30/2. Обязал департамент в порядке, определенном частью 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации утвердить и выдать обществу градостроительные планы на названные земельные участки.
Удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что основания для неисполнения обязанности органов местного самоуправления по выдаче градостроительного плана не могут быть установлены нормативным актом органа местного самоуправления, поскольку это приводит к необоснованному ограничению прав, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации. Названным Кодексом не предусмотрена возможность отказа органами местного самоуправления в выдаче градостроительных планов применительно к застроенным или предназначенным для строительства объектов капитального строительства земельным участкам.
В кассационной жалобе департамент просит отменить постановление от 27.12.2012, решение от 17.09.2012 - оставить в силе. По мнению заявителя, действия департамента соответствуют Стандарту N СТ-036-04-3-4, утвержденному постановлением администрации города Ростова-на-Дону от 07.06.201 N 360. В пункте 12 Стандарта N СТ-036-04-3-4 определен перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги (подготовка и выдача градостроительного плана), в числе которых предоставление заявителем неполного комплекта документов (отсутствие технических условий организаций коммунального комплекса города на инженерное обеспечение объекта).
Департамент представил ходатайство о рассмотрении жалобы без участия своего представителя.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Из материалов дела видно и судами установлено, что обществу на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 61:44:01 03 10:11, 61:44:01 03 10:3, данный факт подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серии 61-АЖ N 250533 от 09.08.2011 и серии 61-АЖ N 250532 от 09.08.2011.
Земельный участок с кадастровым номером 61:44:01 03 10:4 используется обществом на праве аренды, на основании договора аренды земельного участка и находящихся на нем строений от 01.09.2011, заключенного с Николаевым Геннадием Валентиновичем (арендодатель).
В целях осуществления строительства капитальных строений на перечисленных земельных участках заявитель 14.11.2011 обратился в департамент с заявками о подготовке и выдаче градостроительных планов.
Департамент в письмах от 01.12.2011 N ДА-01-21/30863, от 05.12.2011 N ДА-01-21/30861, от 05.12.2011 N ДА-01-21/30862 указал на невозможность подготовки и выдачи градостроительных планов по причине непредставления обществом заверенных копий действующих технических условий организаций коммунального комплекса города на инженерное обеспечение объекта (водоснабжение и водоотведение, электроснабжение, теплоснабжение, телефонизацию и радиофикацию); ситуационной схемы земельного участка; копии технических паспортов и свидетельств о государственной регистрации права на все строения; технических условия эксплуатирующих организаций на вынос транзитных сетей газопровода среднего и низкого давления, теплотрассы, водопровода. Кроме того, заинтересованное лицо в своих ответах пояснило, что при нанесении границ земельного участка на актуализированную топографическую основу выявлено частичное расположение объектов в северных и восточных частях земельного участка за его границами, а также указало, что представленный договор энергоснабжения от 31.07.2007 N 50230 техническими условиями не является.
8 декабря 2011 года заявитель представил в департамент документы, которые указаны в названных письмах.
Департамент в письмах от 30.12.2011 N ДА-01-21/33741, ДА-01-21/33742 и ДА-01-21/33743 повторно указал на невозможность подготовки и выдачи испрашиваемых градостроительных планов, поскольку не представлены действующие технические условия организаций коммунального комплекса города на инженерное обеспечение объекта, технические паспорта и свидетельства о государственной регистрации права на все строения, расположенные на территории земельных участков, технические условия на вынос транзитных сетей; информация, зафиксированная на представленном ситуационном плане не соответствует топографическому плану; выявлено частичное расположение строений за границами земельных участков; на основании генерального плана города Ростова-на-Дону разработан проект планировки территории Северного жилого района, в соответствии с которым земельные участки расположены за красной линией.
В обосновании своих требований, общество представило в материалы дела письма ООО "Лукойл - Теплотранспортная компания" от 10.05.2011 N 04-02-1018 о технической возможности выноса участка существующей теплотрассы и ОАО "Донэнерго" от 18.04.2012 N 07-31.8/332 о заключении договора для выноса кабельных линий напряжением 10кВ, а также договор энергоснабжения от 31.01.2007 N 50230.
Письмом от 19.06.2012 N ДА-01-21/13313 департамент отказал заявителю в выдаче градостроительных планов, в связи с непредставлением полного комплекта документов.
Полагая, что действия департамента нарушают права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд.
Суды правомерно квалифицировали письма департамента как отказ в подготовке и выдаче градостроительных планов земельных участков.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
Отказ в выдаче градостроительного плана департамент мотивирует непредставлением полного пакета документов, предусмотренного Стандартом N СТ-036-04-3-4, утвержденным постановлением администрации города Ростова-на-Дону от 07.06.201 N 360.
В соответствии со статьями 43 - 46, 48, 50 - 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план является документом, обязательным к наличию и соблюдению при осуществлении строительства и эксплуатации земельного участка.
Согласно пункту 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 названной статьи Кодекса, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления представляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
Таким образом, указанные положения Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривают право физических или юридических лиц получить от органа местного самоуправления градостроительный план, которому корреспондирует обязанность органов местного самоуправления по подготовке, утверждению и выдаче градостроительного плана
Нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации не содержат указания на обстоятельства, которые могут быть основанием для отказа в выдаче градостроительного плана (для неисполнения органами местного самоуправления установленной законом обязанности и для ограничения установленного законом права заявителя).
Поскольку обязанность органов местного самоуправления по выдаче градостроительного плана и право лиц на его получение установлены законом - Градостроительным кодексом Российской Федерации, то основания для неисполнения установленной этим законом обязанности должны быть установлены равнозначным законом и не могут быть установлены нормативным актом органа местного самоуправления, поскольку это приводит к необоснованному ограничению прав, предусмотренных законом.
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
Указанная правовая позиция соответствует сложившейся судебной практике суда округа (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.11.2012 по делу N А32-278/2012).
Суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что по смыслу части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации вопросы о соответствии проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и возможности осуществления строительства (реконструкции) объекта капитального строительства решаются органом местного самоуправления на стадии выдачи разрешения на строительство. Градостроительным планом земельного участка, как и фактом его выдачи, заявителю не подтверждается соответствие назначения проектируемого объекта документам градостроительного зонирования (правилам землепользования и застройки) и территориального планирования. Градостроительный план земельного участка относится к документам, необходимым для проведения государственной экспертизы проектной документации и принятия решения о выдаче разрешения на строительство.
Вопрос о возможности осуществления строительства (реконструкции) на данном участке решается при выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) на основе, в том числе сопоставления испрашиваемого строительства (реконструкции) с дозволенными согласно градостроительному плану действиями на участке. Несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка является в силу части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации основанием к отказу в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства. Градостроительный план носит исключительно информационный характер для целей определения возможностей и требований по возможной застройке земельного участка (реконструкции расположенных на участке объектов недвижимости). Поэтому на стадии утверждения и выдачи градостроительного плана не рассматривается вопрос о возможности строительства (реконструкции) для желаемых заявителем целей.
В решении Верховного Суда Российской Федерации от 14.05.2012 по делу N АКПИ 12-290 сделан вывод о том, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа, не обусловленной необходимостью обоснования целей истребования градостроительного плана и требованием о предоставлении заявителем каких-либо документов, за исключением тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд кассационной инстанции считает, что основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Нормы права применены судом апелляционной инстанции правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2012 по делу N А53-24542/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Я.Е. Волков |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Вопрос о возможности осуществления строительства (реконструкции) на данном участке решается при выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) на основе, в том числе сопоставления испрашиваемого строительства (реконструкции) с дозволенными согласно градостроительному плану действиями на участке. Несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка является в силу части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации основанием к отказу в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства. Градостроительный план носит исключительно информационный характер для целей определения возможностей и требований по возможной застройке земельного участка (реконструкции расположенных на участке объектов недвижимости). Поэтому на стадии утверждения и выдачи градостроительного плана не рассматривается вопрос о возможности строительства (реконструкции) для желаемых заявителем целей.
В решении Верховного Суда Российской Федерации от 14.05.2012 по делу N АКПИ 12-290 сделан вывод о том, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа, не обусловленной необходимостью обоснования целей истребования градостроительного плана и требованием о предоставлении заявителем каких-либо документов, за исключением тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 апреля 2013 г. N Ф08-1617/13 по делу N А53-24542/2012
Хронология рассмотрения дела:
29.08.2013 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-10637/13
11.04.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1617/13
27.12.2012 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-13396/12
17.09.2012 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-24542/12