Решение Самарского областного суда от 8 ноября 2022 г. N 3а-2187/2022
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-2187/2022 по административному исковому заявлению ПАО "Р." в лице филиала "Самарские распределительные сети" о признании недействующим нормативного правового акта в части, установил:
ПАО "Р." в лице филиала "С." обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года N 2233, в части включения в него под пунктом 9935 нежилого здания с кадастровым номером N, под пунктом 15907 нежилого здания с кадастровым номером N, под пунктом 21442 нежилого здания с кадастровым номером N, взыскать в его пользу государственную пошлину в размере 13 500 руб.
Требования обоснованы тем, что в Перечень включены принадлежащие административному истцу на праве собственности нежилые здания, которые не отвечают критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку не используются в качестве административно-делового либо торгового центра, для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания, в аренду иным лицам не сдаются, на территории указанных объектов действует пропускной режим. Включение нежилых зданий в Перечень влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество юридического лица и нарушает права и законные интересы административного истца.
В судебном заседании представители административного истца по доверенности П.И.Е., Т.М.Н. и заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Министерство имущественных отношений Самарской области не направило в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Относительно заявленных требований Министерство имущественных отношений Самарской области представило письменные возражения, в которых сослалось на то, что нежилое здание с кадастровым номером N включено как нежилое здание электрических сетей Нефтегорского РЭС, расположенное на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования "под административное здание"; объект с кадастровым номером N включен как нежилое административное здание; объект с кадастровым номером N включен как здание, относящееся к административным зданиям.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений Самарской области издан приказ от 22 октября 2021 года N 2233, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год.
В указанный Перечень под пунктом 9935 включено нежилое здание с кадастровым номером N, под пунктом 15907- нежилое здание с кадастровым номером N, под пунктом 21442- нежилое здание с кадастровым номером N
Приказ министерства от 22 октября 2021 года N 2233 опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 22.10.2021, на официальном интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 22.10.2021.
. В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что ПАО "Р." (до изменения наименования - Публичное акционерное общество "М.") на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером N площадью 519,2 кв. м, расположенное по адресу: <адрес> нежилое здание с кадастровым номером N площадью 366,2 кв. м, расположенное по адресу: <адрес> нежилое здание с кадастровым номером N площадью 1064 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>
Исходя из представленных выписок из Единого государственного реестра недвижимости нежилое здание с кадастровым номером N имеет назначение - нежилое, наименование - здание административное; нежилое здание с кадастровым номером N имеет назначение нежилое, наименование: здание электрических сетей Нефтегорского РЭС; нежилое здание с кадастровым номером N имеет назначение нежилое, наименование - "здание N 1 электрических сетей Тольяттинского РЭС".
Таким образом, выписки из Единого государственного реестра недвижимости не подтверждают назначение нежилых зданий в качестве объектов офисного, торгового назначения, объектов общественного питания или бытового обслуживания.
Вопреки доводам административного ответчика наименование здания с кадастровым номером N (здание административное) не свидетельствует о безусловном его назначении в качестве объекта офисного, делового, коммерческого назначения.
По сведениям технической документации по состоянию на 30.12.2002 года в нежилом здании с кадастровым номером N, расположенном по адресу <адрес> на площади 1064 кв. м. располагаются гаражи, склады, коридоры, душевые, мастерские, туалеты, раздевалки, санузлы, тамбуры, комната защитных средств, кладовые, красный уголок, кабинеты, ЦПУ, аппаратная связь, медицинский кабинет, ПТО, кабинет мастера.
Из технического паспорта нежилого здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, выполненного по состоянию на 13.09.2005 года, следует, что в нем на площади 519,2 кв. м располагаются бытовые, входные тамбуры, коридор, актовый зал, душевая, туалеты, лестничные клетки, кабинеты, архив.
В соответствии с техническим паспортом, выполненным по состоянию на 24.01.2007 года, в здании с номером N, расположенном по адресу: <адрес>, на площади 366,2 кв. м располагаются производственные помещения, санузлы, коридоры, лестница, тамбур у входа.
Оценив документы технического учета, суд приходит к выводу об отсутствии в этих зданиях помещений, предназначенных для размещения офисных, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания. Помещения под названием "кабинеты" не тождественны помещениям с названием "офисы".
Здание с кадастровым номером N располагается на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования: в целях использования РПБ гор.сети и подъездного пути.
Нежилое здание с кадастровым номером N располагается на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации под производственную базу.
Нежилое здание с кадастровым номером N расположено на земельном участке с кадастровым номером N видом разрешенного использования: под административным зданием.
Виды разрешенного использования земельных участков, в том числе земельного участка с видом разрешенного использования под административным зданием, не предусматривают размещение на земельных участках объектов офисного, делового, коммерческого, назначения, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.
Мероприятия по определению фактического использования зданий с кадастровыми номерами N, N административным ответчиком не проводились.
Согласно акта осмотра нежилого здания с кадастровым номером N, выполненного 7 июля 2022 года ГБУ СО ЦРР, в нем расположены офисы (277,5 кв. м), диспетчерская, комната приема пищи, мастерская, автомастерская, гараж, серверная, склад, кладовая, раздевалка, душевая, санузел, теплоузел, коридор, лестница, тамбур.
Однако, помещения под названием "офисы", указанные в этом акте осмотра, не сдаются в аренду, они используются сотрудниками ПАО "Р.", свободный доступ на территорию этого здания, а также зданий с кадастровыми номерами NN отсутствует, территория охраняется ООО ЧОО "А." по договору N 2150-008371 от 24.12.2021 года,
Таким образом, сведения Единого государственного реестра недвижимости, сведения технического учета, вид разрешенного использования земельных участков, на которых расположены нежилые здания, не подтверждают назначение нежилых зданий в качестве торговых или офисных объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.
В связи с изложенным суд приходит к выводу о том, что нежилые здания с кадастровыми номерами N, N, N включены в Перечень на 2022 год, в связи с чем требования административного истца подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм (2022 год), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемой нормы недействующей со дня принятия.
В соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
Административным истцом за подачу административного иска уплачено 13 500 руб. (платежное поручение N 16706 от 30.09.2022 года).
Согласно пункту 6 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: при подаче административного искового заявления об оспаривании (полностью или частично) нормативных правовых актов (нормативных актов) государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, органов публичной власти федеральной территории "Сириус", государственных корпораций, должностных лиц, а также административного искового заявления об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации: для организаций - 4 500 рублей;
Исходя из положений вышеприведенного закона, размер подлежащей взысканию с административного ответчика в пользу административного истца государственной пошлины за подачу иска об одного нормативного правового акта составляет 4500 руб.
Оставшаяся сумма государственной пошлины в размере 9000 руб. является излишне уплаченной.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Требования ПАО "Р." в лице филиала "С."
Удовлетворить частично.
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года N 2233, в части включения в него под пунктом 9935 нежилого здания с кадастровым номером N, под пунктом 15907 нежилого здания с кадастровым номером N, под пунктом 21442 - нежилого здания с кадастровым номером N
Взыскать с Министерства имущественных отношений Самарской области в пользу ПАО "Р." в лице филиала "С." государственную пошлину в размере 4500 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 18 ноября 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 8 ноября 2022 г. N 3а-2187/2022
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании