Определение Верховного суда Республики Тыва от 14 апреля 2022 г. N 2а-3297/2021
Судья Хомушку
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Кунгаа Т.В.,
судей Баутдинова М.Т., Куулар В.О.,
при секретаре Сат Ч.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Х. к Мэрии г. Кызыла о признании недействующими пунктов N, N приложения N 1 и N 2 постановления Мэрии г. Кызыла от 1 февраля 2019 года N 51 "Об определении границ прилегающей территории, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" о включении Государственного бюджетного образовательного учреждения Республики Тыва "СОШ" и Церкви К. в Перечень объектов на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", на прилегающих территориях которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, в том числе и при оказании услуг общественного питания, по апелляционной жалобе представителя административного истца Хертека С.С. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 12 октября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Кунгаа Т.В., судебная коллегия установила:
индивидуальный предприниматель Х. обратилась в суд с административным иском о признании недействующими пунктов N, N приложения N 1 и N 2 постановления Мэрии г. Кызыла от 1 февраля 2019 года N 51 "Об определении границ прилегающей территории, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" о включении Государственного бюджетного образовательного учреждения Республики Тыва (ГБОУ РТ) "СОШ" и Церкви К. в Перечень объектов на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", на прилегающих территориях которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, в том числе и при оказании услуг общественного питания. В обоснование административного иска указано, что административным истцом осуществляется предпринимательская деятельность по розничной продаже алкогольной продукции, в том числе и при оказании услуг общественного питания в баре "**" по адресу: г. Кызыл, **. Согласно постановлению Мэрии г. Кызыла N 51 расстояние от бара до обособленной территории ГБОУ РТ "СОШ" г. Кызыла составляет ** м. (погрешность измерений +- 5 м.) и до входа в обособленную территорию Церкви К. составляет ** м. (погрешность измерений +-6 м.) и данный торговый объект находится на территории, прилегающей к территориям, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, в том числе и при оказании услуг общественного питания. В связи с указанными нарушениями заместитель прокурора г. Кызыла обратился с исковым заявлением к административному истцу в Кызылский городской суд об обязании прекратить розничную продажу алкогольной продукции, в том числе и при оказании услуг общественного питания в баре "**" по адресу: г. Кызыл, **. Оспариваемое постановление мэрии напрямую затрагивает права предпринимателя на свободу экономической деятельности, так как запрещает розничную реализацию алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания. Предприниматель был лишен возможности принять участие в общественных обсуждениях и внести предложения по содержанию постановления, а в нарушение Федерального закона N 212-ФЗ общественные обсуждения по вопросу определения границы прилегающих территорий Мэрией г. Кызыла не проводились. Также в нарушение статьи 64.2 Устава г. Кызыла постановление Мэрии г. Кызыла от 1 февраля 2019 года N 51 не было опубликовано в периодическом печатном издании, в республиканских газетах, и предприниматель не был ознакомлен с нормативным актом. Кроме того, в нарушение пункта 8 постановления Правительства РФ от 27 декабря 2012 года N 1425 оспариваемое постановление мэрии не было опубликовано на официальном сайте Службы по лицензированию и надзору отдельных видов деятельности Республики Тыва. Просил признать недействующими пункты N, N приложения N 1 и N 2 постановления Мэрии г. Кызыла от 1 февраля 2019 года N 51 "Об определении границ прилегающей территории, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" о включении Государственного бюджетного образовательного учреждения Республики Тыва "СОШ" и Церкви К. в Перечень объектов на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", на прилегающих территориях которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, в том числе и при оказании услуг общественного питания.
О порядке определения органами государственной власти субъектов РФ мест нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускаются розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, см. постановление Правительства РФ от 23 декабря 2020 г. N 2219
См. Правила определения органами местного самоуправления границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2020 г. N 2220
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 12 октября 2021 года в удовлетворении административного искового заявления индивидуального предпринимателя Х. отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного истца Хертек С.С. просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении административного иска, указывая на то, что в ходе рассмотрения дела административным ответчиком был представлен отзыв, однако административному истцу отзыв был представлен без приложенных документов, несмотря на его ходатайство о представлении истцу приложенных документов, они не были представлены, в связи с чем сторона административного истца была лишена возможности представить пояснения по поводу возражений административного ответчика. Кроме того, в обоснование административного иска было указано, что оспариваемый муниципальный правовой акт не был надлежащим образом опубликован. Порядок официального опубликования муниципальных правовых актов г. Кызыла установлен в Уставе г. Кызыла, согласно статье 64.2 которого муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободу и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает городской округ "Город Кызыл Республики Тыва", вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Официальным опубликованием муниципального правого акта считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва". В ходе рассмотрения дела административным ответчиком и прокурором был подтвержден факт того, что оспариваемый муниципальный правовой акт был опубликован только в сетевом издании и не был опубликован в периодическом печатном издании. Учитывая отсутствие публикации оспариваемого постановления в печатном периодическом издании, следует признать, что в соответствии с абз. 1 части 2 статьи 64.2 Устава г. Кызыла до настоящего времени постановление мэрии г. Кызыла от 1 февраля 2019 года N 51 не вступило в законную силу и не может применяться на территории городского округа в виду несоблюдения порядка его официального опубликования в периодическом печатном издании.
В судебное заседание апелляционной инстанции административный истец индивидуальный предприниматель Х. и его представитель Хертек С.С., представители административного ответчика - Мэрии г. Кызыла, прокуратуры не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
1 февраля 2019 года Мэрией г. Кызыла принято оспариваемое постановление N 51 "Об определении границ прилегающей территории, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", которое в этот же день опубликовано на официальном сайте городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" www.mkyzyl.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
17 мая 2019 года Мэрией г. Кызыла принято постановление N 283 "О внесении изменений в постановление Мэрии города Кызыла от 1 февраля 2019 года N 51", которое было опубликовано на официальном сайте городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" www.mkyzyl.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 17 мая 2019 года, а 30 мая 2019 года опубликовано в газете "Тувинская правда" N 55 (18242).
В соответствии со статьей 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Как установлено судом первой инстанции, Х. является индивидуальным предпринимателем, осуществляющим деятельность по продаже алкогольной продукции и по оказанию услуг общественного питания в баре "**" по адресу: г. Кызыл, **.
Следовательно, оспариваемым нормативным правовым актом затрагиваются права и законные интересы Х.
Отношения по государственному регулированию ограничения потребления (распития) алкогольной продукции, регламентируются Федеральным законом от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ).
В соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 16 этого Закона розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, за исключением случаев, указанных в пунктах 3 и 6 названной статьи, не допускаются на территориях, прилегающих к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и (или) пользовании образовательных организаций (за исключением организаций дополнительного образования, организаций дополнительного профессионального образования); к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и (или) пользовании организаций, осуществляющих обучение несовершеннолетних; к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и (или) пользовании юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность или осуществляющих медицинскую деятельность наряду с основной (уставной) деятельностью на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, за исключением видов медицинской деятельности по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации; к спортивным сооружениям, которые являются объектами недвижимости и права на которые зарегистрированы в установленном порядке.
Границы прилегающих территорий, указанных в подпункте 10 пункта 2 настоящей статьи, определяются с учетом результатов общественных обсуждений органами местного самоуправления городских округов в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации (пункт 8 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года N 1425 утверждены Правила определения органами местного самоуправления границ, прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, в соответствии с которыми запрещена розничная продажа алкогольной продукции на территориях, прилегающих: к детским, образовательным, медицинским организациям и объектам спорта; к оптовым и розничным рынкам, вокзалам, аэропортам и иным местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности, определенным органами государственной власти субъектов Российской Федерации; к объектам военного назначения (пункт 2 Правил).
Согласно статье 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.
Следовательно, Мэрия г. Кызыла наделена полномочиями по определению границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции.
Постановлением Мэрии г. Кызыла от 16 ноября 2018 года N 1337 утвержден Порядок проведения общественных обсуждений, организуемых Мэрией города Кызыла.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, информация о публичных слушаниях по проекту оспариваемого постановления была опубликована на сайте Мэрии г. Кызыла 16 ноября 2018 года, по итогам которой составлен протокол проведения общественных обсуждений, размещенный также на сайте мэрии.
Как предписывает Федеральный закон N 171-ФЗ, проект оспариваемого постановления прошел процедуру публичных обсуждений. Предложений и замечаний на стадии обсуждения от индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, осуществляющих реализацию алкогольной продукции, физических лиц, государственных и иных учреждений на Перечень объектов территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", на прилегающих территориях которых не допускается розничная торговля алкогольной продукции, в том числе и при оказании услуг общественного питания (приложение N 1 постановления N 51), и в целом на сам проект постановления не поступало.
Как следует из доводов административного иска и апелляционной жалобы, административный истец оспаривает порядок опубликования постановления Мэрии г. Кызыла от 1 февраля 2019 года N 51, утверждая о том, что до настоящего времени оспариваемое постановление в целом не вступило в законную силу, и не может применяться на территории городского округа ввиду несоблюдения порядка его официального опубликования в периодическом издании.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 47 Федерального закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Согласно пункту 9 Правил определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года N 1425, информация о решениях, принятых в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, а также прилагаемые к указанным решениям схемы границ прилегающих территорий для каждой организации и (или) объекта, указанных в пункте 2 настоящих Правил, публикуются в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов.
В статьях 35, 52, 64.2 Устава городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" указано, что правовые акты органов местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) в средствах информации, определенных городским Хуралом.
Постановления мэра г. Кызыла, затрагивающие права граждан, обязательно публикуются в средствах массовой информации.
Муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном настоящим Уставом, за исключением нормативных правовых актов Хурала представителей г. Кызыла о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободу и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает городской округ "Город Кызыл Республики Тыва", а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва".
Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления вправе также использовать сетевое издание - официальный сайт органов местного самоуправления городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" - (http://www.mkyzyl.ru) - в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Таким образом, действующим законодательством не установлено специального порядка вступления в силу муниципального правового акта, принятого во исполнение Федерального закона N 171-ФЗ и Правил, порядок опубликования оспариваемого административным истцом постановления Мэрии г. Кызыла не противоречит нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Административный истец оспаривает приложения N 1 и N 2 постановления Мэрии г. Кызыла от 1 февраля 2019 года N 51 "Об определении границ прилегающей территории, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" в части включения ГБОУ РТ "СОШ" и Церкви К. в Перечень объектов на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", на прилегающих территориях которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, в том числе и при оказании услуг общественного питания.
Согласно абзацам первому - девятому пункта 6 Правил, максимальные значения расстояний от детских, образовательных и медицинских организаций, объектов спорта и военного назначения, вокзалов и аэропортов, оптовых и розничных рынков, мест массового скопления граждан и нахождения источников повышенной опасности до границ прилегающих территорий, определяемых органом местного самоуправления, не может превышать минимальные значения тех же расстояний в муниципальном образовании более чем на 30 процентов.
Абзацем десятым пункта 6 Правил закреплено право органов местного самоуправления на дифференцированное определение границ прилегающих территорий для установления запрета на розничную продажу алкогольной продукции в стационарных торговых объектах и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
В соответствии с пунктом 7 Правил способ расчета расстояния от организаций и (или) объектов до границ прилегающих территорий определяется органом местного самоуправления.
Проанализировав Правила определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года N 1425, судебная коллегия исходит из того, что в вопросах определения границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, указанные Правила предусматривают широкие пределы компетенции органов местного самоуправления.
Мэрия города Кызыла, определив минимальные расстояния от образовательных и медицинских организаций и объектов до границ прилегающих территорий при организации услуг общественного питания, реализовала таким образом свое право на дифференцированное определение границ прилегающих территорий, предоставленное органам местного самоуправления абзацем десятым пункта 6 Правил определения границ прилегающих территорий, поэтому оснований для признания оспариваемой нормы постановления Мэрии г. Кызыла не действующей не имеется.
Таким образом, оспариваемое постановление принято уполномоченным органом с соблюдением формы принятия нормативного правового акта, порядка его принятия, а также официального опубликования.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия определила:
решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 12 октября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Кызылский городской суд Республики Тыва в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 28 апреля 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного суда Республики Тыва от 14 апреля 2022 г. N 2а-3297/2021
Опубликование:
-