Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя B.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, C.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина С.В. Петренко к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин С.В. Петренко оспаривает конституционность положения пункта 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с 1 января 2015 года не применяющегося, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в части, не противоречащей данному Федеральному закону), закрепляющего один из предусмотренных в названной статье порядков определения расчетного размера трудовой (с 1 января 2015 года - страховой) пенсии при оценке пенсионных прав лиц, согласно которому стажевый коэффициент для застрахованных лиц из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27-28 данного Федерального закона), составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27-28 данного Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20 (абзац шестой).
По мнению заявителя, оспариваемое законоположение, примененное в его деле судами общей юрисдикции, не соответствует статьям 6 (часть 2), 17 (часть 1), 18, 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 Конституции Российской Федерации, поскольку в целях исчисления расчетного размера пенсии определяет стажевый коэффициент с учетом периодов работ, выполняемых только до 1 января 2002 года, что не позволяет для граждан, не имеющих на указанную дату полного стажа (страхового и стажа на соответствующих видах работ) установить стажевый коэффициент с учетом сниженных стажевых требований для работ с особыми условиями труда.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Действуя в пределах предоставленных ему полномочий, законодатель установил в части 10 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях" порядок определения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года, исходя из размера страховой части трудовой пенсии, исчисленного по состоянию на 31 декабря 2014 года по нормам Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Оспариваемое положение пункта 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливая порядок исчисления стажевого коэффициента для застрахованных лиц, имеющих полный страховой стаж и (или) полный стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой (с 1 января 2015 года - страховой) пенсии по старости, обеспечивает исчисление расчетного размера пенсии исходя из продолжительности общего трудового стажа, и направлено на реализацию права граждан на пенсионное обеспечение с учетом их интересов, а потому не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявителя.
Разрешение же вопроса об изменении порядка определения стажевого коэффициента при исчислении расчетного размера пенсии, в частности исходя из продолжительности общего трудового стажа, в который необходимо включить периоды работы после 1 января 2002 года, либо с применением сниженных стажевых требований для работ с особыми условиями труда, вне зависимости от наличия на 1 января 2002 года требуемого стажа, относится к исключительной компетенции законодателя и в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не входит.
Не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации также отмена принятых по конкретному делу судебных постановлений, на чем настаивает заявитель.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Петренко Сергея Валерьевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 31 января 2023 г. N 65-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Петренко Сергея Валерьевича на нарушение его конституционных прав положением пункта 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
Опубликование:
сайт Конституционного Суда РФ (ksrf.ru)
-