Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 1 февраля 2023 г. N 03-03-06/2/7984
Департамент налоговой политики в связи с обращением организации по вопросу внесения изменений в статью 282.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) сообщает следующее.
Обращением предложено внести изменения в пункт 2 статьи 282.1 НК РФ с целью изменения порядка налогообложения доходов и расходов, полученных по договору займа ценными бумагами.
В этой связи сообщается, что согласно пункту 1 статьи 282.1 НК РФ передача ценных бумаг в заем осуществляется на основании договора займа, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством иностранных государств, удовлетворяющего условиям, определенным пунктом 1 статьи 282.1 НК РФ.
В силу статьи 807 Гражданского кодекса Российский Федерации (далее - ГК РФ) по договору займа одна сторона (займодавец) передает или обязуется передать в собственность другой стороне (заемщику) деньги, вещи, определенные родовыми признаками, или ценные бумаги, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество полученных им вещей того же рода и качества либо таких же ценных бумаг.
Таким образом, статья 282.1 НК РФ регулирует порядок налогообложения операций по договору займа ценными бумагами, совершаемых в соответствии с нормами ГК РФ. При этом, в силу статей 2 и 11 НК РФ нормы НК РФ не регулируют договорные отношения, их квалификацию и гражданско-правовые последствия их совершения.
В целях главы 25 НК РФ срок договора займа, выданного (полученного) ценными бумагами, не должен превышать один год (абзац восьмой пункта 1 статьи 282.1 НК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 282.1 НК РФ в случае, если договором займа не установлен срок возврата ценных бумаг или указанный срок определен моментом востребования (договор займа с открытой датой) и в течение года с даты начала займа ценные бумаги не были возвращены заемщиком кредитору, по истечении одного года с даты начала займа, для целей налогообложения признаются:
у кредитора - доходы от реализации ценных бумаг, переданных по договору займа, которые рассчитываются исхода из рыночной цены (расчетной цены) ценных бумаг, определяемой в соответствии со статьей 280 НК РФ, на дату начала займа. Расходы кредитора в этом случае определяются в порядке, установленном статьей 280 НК РФ;
у заемщика - внереализационные доходы в сумме, исчисленной исходя из рыночной цены (расчетной цены) ценных бумаг, определяемой в соответствии со статьей 280 НК РФ, на дату начала займа. При последующей реализации ценных бумаг, полученных по договору займа, расходы на их приобретение признаются равными сумме дохода, включенного в налоговую базу в соответствии со статьей 250 НК РФ.
Положения пункта 2 статьи 282.1 НК РФ применяются также в случае если обязательство по возврату ценных бумаг было прекращено выплатой кредитору денежных средств или передачей иного отличного от ценных бумаг имущества.
По нашему мнению, указанное в обращении прекращение обязательств по возврату ценных бумаг, полученных по договору займа, путем выплаты кредитору денежных средств, является реализаций таких ценных бумаг, что отражает логику статьи 282.1 НК РФ в части признания соответствующих доходов. При этом для заемщика такая операция является приобретением ценных бумаг.
Также считаем экономически не обоснованным передачу в займ ценных бумаг, понимая, что условиями эмиссии таких ценных бумаг предусмотрено их погашение до наступления срока возврата, предусмотренного договором займа.
На основании указанного, по мнению Департамента, основания для внесения изменений в пункт 2 статьи 282.1 НК РФ, отсутствуют.
Заместитель директора Департамента |
А.А. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
НК РФ урегулированы вопросы налогообложения операций по договору займа ценными бумагами, совершаемых в соответствии с ГК РФ. Прекращение обязательств по возврату ценных бумаг, полученных по договору займа, путем выплаты кредитору денежных средств, является реализаций таких ценных бумаг, что отражает логику действующих в части признания доходов. При этом для заемщика такая операция является приобретением ценных бумаг.
Минфин считает экономически не обоснованным передачу в займ ценных бумаг, понимая, что условиями эмиссии таких ценных бумаг предусмотрено их погашение до наступления срока возврата, предусмотренного договором займа.
Таким образом, менять действующий порядок признания доходов нецелесообразно.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 1 февраля 2023 г. N 03-03-06/2/7984
Опубликование:
-