В соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 г. N 248 "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 г. N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям", в целях предупреждения нарушений требований земельного законодательства на территории Ромодановского муниципального района Республики Мордовия, постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении муниципального земельного контроля на 2023 год.
2. Настоящее постановление разместить на официальном сайте администрации Ромодановского муниципального района Республики Мордовия в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на начальника Управления по правовым и земельно-имущественным отношениям администрации Ромодановского муниципального района Республики Мордовия Чуглаеву Т.Б.
4. Настоящее постановление вступает в силу с 01 января 2023 г.
Глава Ромодановского |
С.В. Ведяшкин |
УТВЕРЖДЕНА
постановлением администрации
Ромодановского муниципального района
Республики Мордовия
от 20.12.2022 г. N 999
Программа
профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении муниципального земельного контроля на 2023 год
1. Общие положения
1.1. Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении муниципального земельного контроля (далее - Программа, Программа в части профилактики рисков причинения вреда (ущерба)) разработана в целях предупреждения Администрацией Ромодановского муниципального района Республики Мордовия (далее - Администрация, контрольный орган) нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации, законодательства Республики Мордовия в сфере земельных правоотношений (далее - требования земельного законодательства), за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством Республики Мордовия предусмотрена административная и иная ответственность; стимулирования добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами; устранения условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям; создания условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения.
1.2. Под риском причинения вреда (ущерба) понимается вероятность наступления событий, следствием которых может стать причинение вреда (ущерба) различного масштаба и тяжести охраняемым законом ценностям.
1.3. Под оценкой риска причинения вреда (ущерба) понимается деятельность Администрации по определению вероятности возникновения риска и масштаба вреда (ущерба) для охраняемых законом ценностей.
1.4. Под управлением риском причинения вреда (ущерба) понимается осуществление на основе оценки рисков причинения вреда (ущерба) профилактических и контрольных мероприятий в целях обеспечения допустимого уровня риска причинения вреда (ущерба).
1.5. Под индикаторами риска нарушения требований земельного законодательства, понимается соответствие или отклонение от параметров объекта земельного контроля, которые сами по себе не являются нарушениями требований земельного законодательства, но с высокой степенью вероятности свидетельствуют о наличии таких нарушений и риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
1.6. Для оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) Администрацией обеспечивается организация постоянного мониторинга (сбора, обработки, анализа и учета) сведений.
1.7. Программа в части профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, осуществляемая Администрацией ежегодно утверждается и состоит из следующих разделов:
1) анализ текущего состояния осуществления муниципального земельного контроля, описание текущего уровня развития профилактической деятельности контрольного органа, характеристика проблем, на решение которых направлена Программа;
2) цели и задачи реализации Программы;
3) перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения;
4) показатели результативности и эффективности Программы.
1.8. Мероприятия по профилактике рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, установленных муниципальными правовыми актами по организации и осуществлению муниципального земельного контроля (далее - мероприятия по профилактике нарушений), осуществляются должностным лицом, уполномоченным осуществлять муниципальный земельный контроль) Администрации Ромодановского муниципального района Республики Мордовия.
2. Анализ текущего состояния осуществления муниципального земельного контроля, описание текущего уровня развития профилактической деятельности контрольного органа, характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
Под муниципальным земельным контролем понимается деятельность Администрации Ромодановского муниципального района Республики Мордовия осуществляемая в соответствии с Положением о муниципальном земельном контроле в границах Ромодановского муниципального района Республики Мордовия (далее - Положение), утвержденным решением Совета депутатов Ромодановского муниципального района Республики Мордовия от 07.10.2021 г. N 12, по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства Республики Мордовия, за нарушение которых законодательством предусмотрена административная и иная ответственность, а также по организации и проведению мероприятий по профилактике нарушений указанных требований.
Субъекты, в отношении которых осуществляется муниципальный земельный контроль:
- индивидуальные предприниматели;
- юридические лица;
- физические лица.
Перечень обязательных требований, требований установленных муниципальными правовыми актами, оценка которых является предметом муниципального земельного контроля:
- в соответствии с частью 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним";
- согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:
- использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
- сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;
- осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;
- своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;
- своевременно производить платежи за землю;
- соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности;
- не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;
- не препятствовать организации - собственнику объекта системы газоснабжения, нефтепровода или нефтепродуктопровода либо уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту расположенных на земельных участках и (или) под поверхностью земельных участков объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов, по предупреждению чрезвычайных ситуаций, по ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф
- выполнять иные требования, предусмотренные Земельным кодексом, федеральными законами.
Администрация осуществляет муниципальный земельный контроль за соблюдением требований законодательства:
- о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок;
- о недопустимости самовольной уступки права пользования землей, самовольной меной земельными участками, а также требований о недопущении самовольного ограничения доступа на земельные участки общего пользования;
- об использовании земельного участка по целевому назначению в соответствии с принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, а также о выполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
- связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности;
- связанных с обязательным использованием земельных участков, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом;
- о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобретении земельных участков в собственность, требований по своевременному возвращению земельных участков, предоставленных на правах аренды;
- связанных с выполнением в установленный срок предписаний, выданных должностными лицами органа муниципального земельного контроля, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.
В целях профилактики нарушений обязательных требований земельного законодательства на официальном сайте администрации муниципального района размещены перечни обязательных требований земельного законодательства Российской Федерации, выполнение которых является предметом муниципального земельного контроля, нормативные правовые акты, регламентирующие обязательные требования в сфере муниципального земельного контроля.
Во исполнение Программы профилактики на 2022 год в рамках информирования контрольным органом на официальном сайте контрольного органа в сети "Интернет" (http://www.romodanovo-rm.ru/) в разделе "Контрольно-надзорная деятельность" были размещены;
- перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом муниципального земельного контроля;
- перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований;
- перечень обязательных требований;
- сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;
- сведения об объектах контроля;
- программа профилактики на 2022 год;
- ежегодный доклад об осуществлении муниципального земельного контроля.
В 2022 году в рамках осуществления муниципального земельного контроля на территории Ромодановского муниципального района во исполнение требований Постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление Правительства РФ N 336) плановые контрольные мероприятия не проводились. Оснований для проведения внеплановых контрольных мероприятий, предусмотренных Постановлением Правительства РФ N 336, в течение 2022 года не было. Обращений, которые могли бы послужить основанием проведения контрольных мероприятий в рамках муниципального земельного контроля не поступало. Предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований не объявлялись.
С учетом запланированных на 2023 год при осуществлении муниципального земельного контроля профилактических мероприятий, ожидается повышение уровня информированности контролируемых лиц, что в свою очередь положительно скажется на урегулировании земельных правоотношений на территории Ромодановского муниципального района Республики Мордовия, увеличении поступлений от земельного налога и (или) арендной платы за землю.
3. Цели и задачи реализации Программы
Программа реализуется в целях:
- обеспечения доступности информации об обязательных требованиях, установленных федеральным законодательством, законодательством Республики Мордовия, муниципальными правовыми актами;
- предупреждения нарушений контролируемыми лицами обязательных требований;
- устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушению контролируемыми лицами обязательных требований;
- создания у контролируемых лиц мотивации к добросовестному поведению;
- снижения уровня ущерба, причиняемого охраняемым законом ценностям.
Для достижения целей Программы выполняются следующие задачи:
- осуществление анализа выявленных в результате проведения муниципального земельного контроля нарушений контролируемыми лицами обязательных требований;
- выявление и устранение причин, факторов и условий, способствующих нарушениям субъектами, в отношении контролируемых лиц обязательных требований;
- принятие мер по устранению причин, факторов и условий, способствующих нарушению контролируемыми лицами обязательных требований;
- повышение уровня информированности контролируемых лиц в области земельного законодательства.
4. Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения
4.1. Программа содержит следующие виды профилактических мероприятий:
1) информирование;
2) консультирование;
3) объявление предостережения;
4) профилактический визит.
Администрация муниципального района при проведении профилактических мероприятий осуществляет взаимодействие с гражданами, организациями только в случаях, установленных Федеральным законом от 31.07.2020 г. N 248 "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". При этом профилактические мероприятия, в ходе которых осуществляется взаимодействие с контролируемыми лицами, проводятся только с согласия данных контролируемых лиц, либо по их инициативе.
В случае, если при проведении профилактических мероприятий установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, инспектор незамедлительно направляет информацию об этом руководителю (заместителю руководителя) контрольного органа или иному должностному лицу контрольного органа, для принятия решения о проведении контрольных мероприятий.
4.2. Контрольный орган осуществляет информирование контролируемых и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований посредством размещения сведений на своем на официальном сайте в сети "Интернет" (далее - официальный сайт), в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах.
Контрольный орган обязан размещать и поддерживать в актуальном состоянии на своем частью 3 статьи 46 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.3. Консультирование контролируемых лиц и их представителей осуществляется по вопросам, связанным с организацией и осуществлением муниципального контроля:
1) порядка проведения контрольных мероприятий;
2) периодичности проведения контрольных мероприятий;
3) порядка принятия решений по итогам контрольных мероприятий;
4) порядка обжалования решений Контрольного органа.
Инспекторы осуществляют консультирование контролируемых лиц и их представителей:
1) в виде устных разъяснений по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного мероприятия;
2) посредством размещения на официальном сайте письменного разъяснения по однотипным обращениям (более 10 однотипных обращений) контролируемых лиц и их представителей, подписанного уполномоченным должностным лицом Контрольного органа.
Индивидуальное консультирование на личном приеме каждого заявителя инспекторами не может превышать 10 минут.
Время разговора по телефону не должно превышать 10 минут.
Контрольный орган не предоставляет контролируемым лицам и их представителям в письменной форме информацию по вопросам устного консультирования.
Письменное консультирование контролируемых лиц и их представителей осуществляется по следующим вопросам:
1) порядок обжалования решений Контрольного органа;
2) соблюдение обязательных требований земельного законодательства.
Контролируемое лицо вправе направить запрос о предоставлении письменного ответа в сроки, установленные Федеральным законом от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Контрольный орган осуществляет учет проведенных консультирований.
4.4. Контрольный орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) при наличии сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Предостережение составляется по форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 31.03.2021 г. N 151 "О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом".
Контролируемое лицо в течение десяти рабочих дней со дня получения предостережения вправе подать в Контрольный орган возражение в отношении предостережения.
В случае необходимости в подтверждение своих доводов контролируемое лицо прилагает к возражению соответствующие документы либо их заверенные копии.
Контрольный орган рассматривает возражение в отношении предостережения в течение пятнадцати рабочих дней со дня его получения.
По результатам рассмотрения возражения Контрольный орган принимает одно из следующих решений:
1) удовлетворяет возражение в форме отмены предостережения;
2) отказывает в удовлетворении возражения с указанием причины отказа.
Контрольный орган информирует контролируемое лицо о результатах рассмотрения возражения не позднее пяти рабочих дней со дня рассмотрения возражения в отношении предостережения.
Повторное направление возражения по тем же основаниям не допускается.
Контрольный орган осуществляет учет объявленных им предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований и использует соответствующие данные для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных мероприятий.
4.5. Профилактический визит проводится инспектором в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого. В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.
В случае если при проведении профилактического визита установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, инспектор незамедлительно направляет информацию в форме отчета о проведенном профилактическом визите должностному лицу Администрации для принятия решения о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Обязательный профилактический визит проводится в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности, связанной с соблюдением обязательных требований в сфере земельных правоотношений, а также в отношении контролируемых лиц, отнесенных к категории чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска в течение одного года с момента начала такой деятельности и (или) отнесения к соответствующей категории риска.
О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо уведомляется Администрацией не позднее, чем за пять рабочих дней до даты его проведения.
Уведомление о проведении обязательного профилактического визита составляется в письменной форме или в форме электронного документа и содержит следующие сведения:
Уведомление о проведении обязательного профилактического визита направляется в адрес контролируемого лица через личный кабинет контролируемого лица в государственных информационных системах или почтовым отправлением (в случае направления на бумажном носителе).
Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом инспектора, направившего уведомление о проведении обязательного профилактического визита не позднее чем за три рабочих дня до даты его проведения. Срок проведения обязательного профилактического визита составляет 1 рабочий день.
Орган муниципального земельного контроля обязан предложить проведение профилактического визита лицам, приступающим к осуществлению деятельности в определенной сфере, не позднее чем в течение одного года с момента начала такой деятельности.
В Программу возможно внесение изменений и корректировка перечня мероприятий в связи с необходимостью осуществления профилактических мер, в частности проведения обязательных профилактических визитов. Изменения в данную часть Программы в случае необходимости вносятся ежемесячно без проведения публичного обсуждения.
5. Показатели результативности и эффективности Программы
Показатели результативности и эффективности Программы предназначены способствовать максимальному достижению сокращения количества нарушений обязательных требований земельного законодательства субъектами, в отношении которых осуществляется муниципальный земельный контроль, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований:
- количество выявленных нарушений;
- информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц по вопросам соблюдения обязательных требований;
- количество субъектов, которым направлены информационные письма и выданы предостережения о недопустимости нарушения требований;
- проведение разъяснительной работы, в том числе в средствах массовой информации, и подобных мероприятий по информированию юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц по вопросам соблюдения обязательных требований.
6. План-график проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований на 2023 год
N п/п |
Наименование мероприятия |
Срок исполнения |
Ответственный исполнитель |
1. |
Подготовка доклада об осуществлении муниципального земельного контроля на территории Ромодановского муниципального района в 2022 году |
до 15 марта 2023 года |
Главный специалист - муниципальный инспектор по использованию и охране земель Управления по правовым и земельно-имущественным отношениям Администрации Ромодановского муниципального района |
2. |
Размещение на официальном интернет-сайте Ромодановского муниципального района программы профилактики нарушений на 2024 год при осуществлении муниципального земельного контроля |
не позднее 25 декабря 2023 года |
Главный специалист - муниципальный инспектор по использованию и охране земель Управления по правовым и земельно-имущественным отношениям Администрации Ромодановского муниципального района |
3. |
Размещение на официальном интернет-сайте Ромодановского муниципального района плана проведения плановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц на 2024 год (при наличии оснований) |
до 20 декабря 2023 года |
Главный специалист - муниципальный инспектор по использованию и охране земель Управления по правовым и земельно-имущественным отношениям Администрации Ромодановского муниципального района |
4. |
Поддержание в актуальной редакции размещенных на официальном интернет-сайте Ромодановского муниципального района перечня наименований нормативных правовых актов и (или) их отдельных частей (положений), их реквизитов и текстов, оценка соблюдения которых является предметом муниципального земельного контроля |
по мере издания новых нормативных правовых актов и (или) внесения в них изменений (дополнений) |
Главный специалист - муниципальный инспектор по использованию и охране земель Управления по правовым и земельно-имущественным отношениям Администрации Ромодановского муниципального района |
5. |
Устное консультирование контролируемых лиц и (или) их представителей на личном приеме, а также по телефону по вопросам соблюдения требований земельного законодательства |
постоянно, согласно установленного графика (режима) работы |
Главный специалист - муниципальный инспектор по использованию и охране земель Управления по правовым и земельно-имущественным отношениям Администрации Ромодановского муниципального района |
6. |
Информирование-консультирование в ходе рабочих встреч |
при поступлении соответствующих обращений |
Главный специалист - муниципальный инспектор по использованию и охране земель Управления по правовым и земельно-имущественным отношениям Администрации Ромодановского муниципального района |
7. |
Объявление предостережений о недопустимости нарушения требований земельного законодательства в соответствии с частями 5-7 ст. 8.2 закона N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и ст. 49 закона N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" |
в течение года (при наличии оснований) |
Главный специалист - муниципальный инспектор по использованию и охране земель Управления по правовым и земельно-имущественным отношениям Администрации Ромодановского муниципального района |
8 |
Профилактический визит в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи в соответствии со ст. 52 закона N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" |
в течение года |
Главный специалист - муниципальный инспектор по использованию и охране земель Управления по правовым и земельно-имущественным отношениям Администрации Ромодановского муниципального района |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Ромодановского муниципального района Республики Мордовия от 20 декабря 2022 г. N 999 "Об утверждении программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении муниципального земельного контроля на 2023 год"
Вступает в силу с 1 января 2023 г.
Текст постановления опубликован в газете "Вестник Ромодановского муниципального района" от 20 декабря 2022 г. N 404