Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
УТВЕРЖДЕН
приказом Департамента культуры
города Севастополя от 02.06.2022 N 185
Порядок проведения правовой, юридико-технической и лингвистической экспертиз проектов правовых актов Департамента культуры города Севастополя, договоров и соглашений, заключаемых Департаментом культуры города Севастополя
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок проведения правовой, юридико-технической и лингвистической экспертиз проектов правовых актов Департамента культуры города Севастополя, договоров и соглашений, заключаемых Департаментом культуры города Севастополя (далее - Порядок) определяет цели, задачи, процедуру и условия проведения правовой, юридико-технической и лингвистической экспертиз проектов правовых актов Департамента культуры города Севастополя (далее - Департамент), договоров и соглашений, заключаемых Департаментом культуры города Севастополя (далее - проекты правовых актов).
Проведение правовой, юридико-технической и лингвистической экспертиз проектов правовых актов Губернатора города Севастополя, Правительства Севастополя, договоров и соглашений, заключаемых Губернатором города Севастополя от имени города Севастополя, осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Севастополя от 25.12.2015 N 1303-ПП "Об утверждении Порядка проведения правовой, юридико-технической и лингвистической экспертиз проектов правовых актов Губернатора города Севастополя, Правительства Севастополя, договоров и соглашений, заключаемых Губернатором города Севастополя от имени города Севастополя".
1.2. Правовой, юридико-технической и лингвистической экспертизам подлежат все проекты правовых актов Департамента нормативного и ненормативного характера (приказы, договоры, соглашения).
Нормативность проекта правового акта определяется в соответствии с Законом города Севастополя от 29.09.2015 N 185-ЗС "О правовых актах города Севастополя", с учетом пункта 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами".
1.3. Правовая, юридико-техническая и лингвистическая экспертизы проектов правовых актов проводятся отделом правового обеспечения Управления правового обеспечения и организационно-кадровой работы Департамента (далее - отдел правового обеспечения).
1.4. Разработчики проектов правовых актов - лицо, подготовившее проект правового акта согласно направлению деятельности, установленной должностным регламентом (далее - разработчики), обеспечивают их представление в отдел правового обеспечения после оформления и согласования в порядке, установленном Инструкцией по делопроизводству в Правительстве Севастополя, исполнительных органах государственной власти города Севастополя, утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 10.09.2018 N 590-ПП (далее - Инструкция по делопроизводству) и Порядком разработки приказов и иных нормативных правовых актов Департамента культуры города Севастополя, утвержденным приказом Департамента культуры города Севастополя от 14.03.2022 N 87 (далее - Порядок разработки приказов и иных нормативных правовых актов Департамента).
Разработчики обеспечивают правильное указание в проектах правовых актов наименований органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностей, фамилий, имен и отчеств, географических названий, реквизитов правовых актов, иных фактических данных.
Разработчики несут ответственность за достоверность документов и информации, представляемых для проведения экспертиз проектов правовых актов (доводимых до сведения работников отдела правового обеспечения).
1.5. Предусмотренные настоящим Порядком требования к проектам правовых актов обязательны для разработчиков.
Невыполнение указанных в настоящем пункте требований влечет ответственность разработчиков в установленном законодательством порядке.
2. Проведение правовой экспертизы проектов правовых актов
2.1. Согласованные в соответствии с Порядком разработки приказов и иных нормативных правовых актов Департамента проекты правовых актов представляются разработчиком в отдел правового обеспечения для проведения их правовой экспертизы.
2.2. Правовая экспертиза проводится в целях определения соответствия проектов правовых актов Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, Уставу города Севастополя, иным правовым актам более высокой юридической силы, правовым актам Департамента и, в необходимых случаях, общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации.
2.3. При проведении правовой экспертизы:
1) выявляется соответствие правовых оснований, обусловливающих разработку правового акта, основаниям, указанным в Конституции Российской Федерации, федеральном законодательстве и законодательстве города Севастополя;
2) проверяется соблюдение компетенции на разработку правового акта (устанавливается во исполнение или в соответствии с каким федеральным законом, законом города Севастополя, подзаконным актом разработан правовой акт, определяются полномочия Департамента);
3) дается оценка целей и предмета правового регулирования проекта правового акта;
4) проверяется соблюдение требований законодательства, устанавливающих вид, в котором подлежит разработке правовой акт, условий введения правового акта в действие (вступления в силу, опубликования).
2.4. Правовая экспертиза проекта правового акта должна обеспечивать его анализ по принципу системности права, включающий:
- структурирование регулируемых правоотношений по отрасли, подотрасли, институтам;
- установление взаимоотношений проекта правового акта и соответствующих правовых актов по их юридической силе;
- соответствие по целям и непротиворечивость по содержанию проекта правового акта и действующих правовых актов;
- соответствие вида правового акта компетенции Департамента;
- изменение действующих правовых актов в связи с принятием нового правового акта.
2.5. В целях изучения состояния правового регулирования при проведении правовой экспертизы проекта правового акта наряду с законами и подзаконными актами могут быть проанализированы решения Конституционного Суда Российской Федерации, затрагивающие соответствующие правоотношения, а также иных органов судебной власти Российской Федерации, практика правотворческой деятельности субъектов Российской Федерации, принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации.
2.6. По результатам проведения правовой экспертизы проект правового акта визируется работником отдела правового обеспечения и начальником Управления правового обеспечения и организационно-кадровой работы либо начальником отдела правового обеспечения, либо лицами, их замещающими, и (или) готовится письменное заключение.
Примерная форма заключения прилагается к настоящему Порядку.
Возврат проекта правового акта для доработки при наличии замечаний, предложений, которые указываются отделом правового обеспечения непосредственно в тексте проекта правового акта, может быть осуществлен путем передачи проекта правового акта разработчику.
2.7. Правовая экспертиза проекта правового акта проводится в течение 7 (семи) рабочих дней.
Правовая экспертиза административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг, утверждение которых в соответствии с федеральным законодательством, законодательством города Севастополя осуществляется актами Департамента, проводится в сроки, установленные законодательством.
При повторном (последующем) представлении проекта правового акта в отдел правового обеспечения без приложения проекта правового акта в ранее рассмотренной отделом правового обеспечения редакции правовая экспертиза проводится заново в срок, предусмотренный в абзацах 1 и 2 настоящего пункта.
3. Проведение юридико-технической экспертизы проектов правовых актов
3.1. Юридико-техническая экспертиза проектов правовых актов проводится отделом правового обеспечения в рамках правовой экспертизы.
3.2. Юридико-техническая экспертиза проводится в целях определения качества проектов правовых актов и их соответствия юридико-техническим требованиям.
3.3. При проведении юридико-технической экспертизы проекты правовых актов подлежат рассмотрению с учетом основных правил юридической техники, установленных в главе 3 Закона города Севастополя от 29.09.2015 N 185-ЗС "О правовых актах города Севастополя", соответствующих требований Порядка разработки приказов и иных нормативных правовых актов Департамента и Инструкции по делопроизводству.
3.4. Юридико-техническая экспертиза проектов правовых актов включает оценку системы:
1) технических средств, к которым относятся:
- юридическая терминология (словесно-документальное выражение понятий);
- юридические конструкции (построение проекта правового акта, складывающееся из структурных элементов правовых норм, соотношения правовых норм по форме предписываемого поведения путем дозволения, обязывания, запрещения, ответственности субъектов правоотношений и т.п., установления механизма реализации положений проекта правового акта);
2) технических приемов, к которым относятся:
- способы оформления проекта правового акта с помощью официальных реквизитов;
- структурная организация текста проекта правового акта (наиболее целесообразное расположение его структурных единиц - разделов, пунктов, подпунктов и т.д.);
- система внутренних и внешних отсылок;
3) технических правил, к которым относятся:
- ясность, четкость и доступность изложения положений проекта правового акта;
- взаимосвязь, согласованность и внутреннее единство положений проекта правового акта;
- логическая последовательность, развитие и завершенность содержания общего текста;
- сочетание лаконичности с необходимой полнотой, конкретности с требуемой абстрактностью выражения соответствующих правовых норм;
- допустимая степень дублирования правовых норм актов более высокой юридической силы;
- исключение неоправданных повторов правовых норм;
- тематическая ограниченность, соответствие предмету регулирования;
- обеспечение устойчивой повторяемости словосочетаний и оборотов речи и т.п.
3.5. При оценке юридических терминов (понятий) проекта правового акта необходимо проанализировать соблюдение следующих требований к терминологии:
- обеспечение единства терминов (понятий) проекта правового акта с общепринятыми терминами (понятиями) и с терминами (понятиями), используемыми в федеральном законодательстве и законодательстве города Севастополя;
- наличие в проекте правового акта определений терминов (понятий) в случае использования терминов (понятий), не являющихся общепринятыми, или терминов (понятий), отсутствующих в федеральном законодательстве и законодательстве города Севастополя;
- смысловая однозначность, предполагающая использование в проекте правового акта одного и того же термина (понятия) в одном и том же значении, недопущение различного понимания и толкования.
3.6. Соблюдение правил логического мышления должно обеспечиваться в проектах правовых актов следованием условиям разумности, последовательности, определенности, основным законам формальной логики: тождества, противоречия (непротиворечия), исключенного третьего и достаточного основания, правилу определения понятий через ближайший род и видовое отличие и т.п.
3.7. Необходимо учитывать, что воспроизведение (дублирование) в проекте правового акта положений нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, не свидетельствует о его незаконности; воспроизведение норм, содержащихся в федеральном законодательстве и законодательстве города Севастополя, допускается в случаях, когда их использование обусловлено необходимостью упорядоченного изложения положений проекта правового акта.
При воспроизведении (дублировании) в проекте правового акта положений нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, необходимо не допускать частичное воспроизведение норм законодательства или их интерпретацию, которые могут привести к иному правовому регулированию, пониманию и толкованию.
3.8. Результатом проведения юридико-технической экспертизы проекта правового акта, в зависимости от результата проведения правовой экспертизы, оформленного согласно пункту 2.6 настоящего Порядка, может являться:
- визирование проекта правового акта работником отдела правового обеспечения и начальником Управления правового обеспечения и организационно-кадровой работы либо начальником отдела правового обеспечения, либо лицами, их замещающими, и (или) отражение результата проведения юридико-технической экспертизы в заключении, подготовленном по итогам проведения правовой экспертизы;
- возврат проекта правового акта для доработки отдельных положений, замечания, предложения к которым указываются отделом правового обеспечения непосредственно в тексте проекта правового акта, путем передачи проекта правового акта разработчику.
4. Проведение лингвистической экспертизы проектов правовых актов
4.1. Согласованные в соответствии с Порядком разработки приказов и иных нормативных правовых актов Департамента проекты правовых актов представляются разработчиком в отдел правового обеспечения для проведения их лингвистической экспертизы.
4.2. При проведении лингвистической экспертизы проекты правовых актов подлежат рассмотрению с учетом требований, установленных в главе 3 Закона города Севастополя от 29.09.2015 N 185-ЗС "О правовых актах города Севастополя" и Инструкции по делопроизводству.
4.3. Лингвистическая экспертиза проектов правовых актов проводится с целью изучения их соответствия нормам современного русского литературного языка с учетом функционально-стилистических особенностей юридических текстов, а также с целью устранения орфографических, пунктуационных, логических и стилистических ошибок.
4.4. При проведении лингвистической экспертизы рассмотрение проектов правовых актов осуществляется с позиции их соответствия требованиям языковой, логической, грамматической основ.
Языковую основу текста проекта правового акта составляют лексические единицы (предложения, устойчивые словосочетания и слова), организованные в единое смысловое и структурное целое, лексико-фразеологические особенности официально-делового стиля.
Логическую основу текста проекта правового акта составляют условия разумности, последовательности, определенности, основные законы формальной логики: тождества, противоречия (непротиворечия), исключенного третьего и достат
<< Приложение N 1 |
Приложение >> N 3 |
|
Содержание Приказ Департамента культуры г. Севастополя от 2 июня 2022 г. N 185 "О внесении изменений в приказ Департамента культуры города... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.