Решение Челябинского областного суда от 7 декабря 2022 г. по делу N 3а-283/2022
УИД 74OS0000-01-2022-000358-12
Челябинский областной суд в составе:
председательствующего Лопаткиной Л.А.,
при секретаре судебного заседания Мельник А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Сервис-Транс" к Правительству Челябинской области о признании не действующим в части постановления от 28.02.2022 N 101-П, установил:
ООО "Сервис-Транс" обратилось в Челябинский областной суд с административным иском к Правительству Челябинской области с учетом изменения о признании не действующим со дня принятия пункта 11 раздела VIII приложения 1 к документу планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок Челябинского городского округа, Копейского городского округа и Сосновского муниципального района, внесенного пунктом 2 постановления Правительства Челябинской области от 28.02.2022 N 101-П "О внесении изменений в постановления Правительства Челябинской области от 28.11.2016 г. N 635-П и от 30.11.2021 г. N 608-П" как противоречащее части 3 статьи 12, частям 2, 1.1 статьи 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 220-ФЗ) и Федеральному закону от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
В обоснование требований указано, что административный истец осуществлял перевозки по маршруту регулярных перевозок N 39 "ЧТЗ-Чичерина" на основании свидетельства серии <данные изъяты> N сроком действия до 30.07.2024 по нерегулируемым тарифам. Оспариваемым постановлением внесены изменения в документ планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам, в соответствии с которыми вид регулярных перевозок для указанного маршрута изменен на регулируемый тариф. Организация не была своевременно уведомлена об изменении вида перевозок. ООО "Сервис-Транс" осуществляет предпринимательскую деятельность в сфере пассажирских перевозок только по данному маршруту. Рассчитывая на срок действия свидетельства, административный истец планировал свою экономическую деятельность.
В судебном заседании представитель административного истца ООО "Сервис-Транс" ФИО2 требования поддержала.
Представитель административного ответчика Правительства Челябинской области ФИО3 в судебном заседании с административными требованиями не согласилась.
Представитель заинтересованного лица Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области в судебное заседание при надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства не явился.
Заслушав участвующих в деле лиц, заключение прокурора отдела управления прокуратуры Челябинской области Халисовой В.Б., полагавшей административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Законодательство Российской Федерации в области организации регулярных перевозок состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона N 220-ФЗ, других федеральных законов, регулирующих отношения по организации регулярных перевозок, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации (часть 1 статьи 2 Федерального закона N 220-ФЗ).
Отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные нормативными правовыми актами, указанными в части 1 статьи 2 Федерального закона N 220-ФЗ, регулируются законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 2 Федерального закона N 220-ФЗ).
В соответствии с пунктом 27 части 1 статьи 3 Федерального закона N 220-ФЗ документ планирования регулярных перевозок - нормативный правовой акт высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, устанавливающий перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок, организация которых в соответствии с указанным Федеральным законом отнесена к компетенции соответственно уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченных органов местного самоуправления.
В силу пункта 3 части 3 статьи 8 Устава (Основного Закона) Челябинской области высшим исполнительным органом Челябинской области является Правительство Челябинской области.
Таким образом, на территории Челябинской области органом государственной власти, имеющим право принимать документы планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам, является Правительство Челябинской области.
В силу абзацев первого, четвертого, шестого статьи 24 Закона Челябинской области от 17.12.2001 N 57-ЗО "О Правительстве Челябинской области" Правительство области на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Устава (Основного Закона) Челябинской области, законов области, настоящего Закона, постановлений и распоряжений Губернатора области издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Постановления и распоряжения Правительства области издаются в порядке, предусмотренном регламентом Правительства области. Постановления и распоряжения Правительства области нормативного характера подлежат официальному опубликованию.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "17.12.2001" имеется в виду "29.11.2001"
Согласно абзацу первому статьи 27 Закона Челябинской области от 17.12.2001 N 57-ЗО "О Правительстве Челябинской области" заседания Правительства области проводятся не реже одного раза в месяц. Заседание Правительства области считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей членов Правительства области.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "17.12.2001" имеется в виду "29.11.2001"
В соответствии с абзацами первым, вторым пункта 57 Регламента Правительства Челябинской области, утвержденного распоряжением Губернатора Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ N-р, постановления Правительства могут приниматься без рассмотрения на заседании Правительства (опросным порядком) в случаях, требующих оперативного решения Правительства. Согласование проекта постановления Правительства проводится путем опроса членов Правительства с закреплением их мнения в опросном листе по форме согласно приложению 4 к настоящему Регламенту. При этом опрашиваются все члены Правительства, за исключением тех, кто по уважительным причинам не может быть опрошен. Количество опрошенных членов Правительства не может быть менее двух третей от установленного числа членов Правительства. Отрицательное мнение члена Правительства по проекту постановления Правительства излагается в письменной форме.
Частями 1, 4 статьи 14 Закона Челябинской области от 30.05.2002 N 87-ЗО "О нормативных правовых актах Челябинской области" (действовавшего в момент принятия оспариваемого акта) на территории Челябинской области действуют только те законы и иные нормативные правовые акты области, которые официально опубликованы для всеобщего сведения. Официальным опубликованием закона области и иного нормативного правового акта области считается первая публикация их полных текстов в официальном издании органов государственной власти Челябинской области или их первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru). Первое размещение (опубликование) закона области и иного нормативного правового акта области на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) осуществляется в течение 10 дней со дня их подписания.
Из материалов дела следует, что постановлением Правительства Челябинской области от 30.11.2021 N 608-П принят документ планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок Челябинского городского округа, Копейского городского округа и Сосновского муниципального района.
Постановлением Правительства Челябинской области от 28.02.2022 N 101-П (далее - постановление N 101-П) внесены изменения в приложение 1 к документу планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок Челябинского городского округа, Копейского городского округа и Сосновского муниципального района путем изложения в новой редакции.
Указанное постановление принято путем опроса 26 членов Правительства Челябинской области, проголосовавших единогласно.
Постановление N 101-П опубликовано 01.03.2022 на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
Таким образом, оспариваемое постановление принято уполномоченным органом в пределах предоставленной законом компетенции с соблюдением установленного порядка принятия и опубликования.
Проверяя оспариваемый нормативный правовой акт органа исполнительной власти Челябинской области по существу, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что ООО "Сервис-Транс" на основании свидетельства серии <данные изъяты> N, выданного Министерством дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области сроком действия с 31.07.2019 по 30.07.2024, осуществляло регулярные перевозки на маршруте N 39 "ЧТЗ - Чичерина" с регистрационным номером 107 в реестре муниципальных маршрутов регулярных перевозок Челябинского городского округа, Копейского городского округа, Сосновского муниципального района.
Оспариваемым пункта 11 раздела VIII приложения 1 к документу планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок Челябинского городского округа, Копейского городского округа и Сосновского муниципального района в редакции постановления Правительства Челябинской области от 28.02.2022 N 101-П, изменен вид регулярных перевозок с нерегулируемого тарифа на регулируемый тариф на муниципальном маршруте регулярных перевозок "ЧТЗ - Чичерина" с регистрационным номером 107 в реестре муниципальных маршрутов регулярных перевозок Челябинского городского округа, Копейского городского округа, Сосновского муниципального района.
Приказом Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области от 01.03.2022 N 70 "Об изменении муниципальных и межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок и отмене муниципальных маршрутов регулярных перевозок Челябинской агломерации" с 10.09.2022 изменен вид регулярных перевозок с нерегулируемого тарифа на регулируемый тариф на муниципальном маршруте регулярных перевозок "ЧТЗ - Чичерина" с регистрационным номером 107 в реестре муниципальных маршрутов регулярных перевозок Челябинского городского округа, Копейского городского округа, Сосновского муниципального района.
Приказами Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области от 13.09.2022 N 440 "Об изменении муниципальных и межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок Челябинской агломерации" и от 23.09.2022 N 460 "Об изменении муниципального маршрута регулярных перевозок Челябинской агломерации" изменены параметры муниципального маршрута регулярных перевозок "ЧТЗ - Чичерина".
Приказом Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области от 19.10.2022 N 512 "О прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт маршрута регулярных перевозок" с 20.10.2022 прекращено действие свидетельства об осуществлении перевозок (<данные изъяты> N) по муниципальному маршруту регулярных перевозок N 39 "ЧТЗ - Чичерина" (регистрационный номер маршрута в реестре муниципальных маршрутов Челябинской агломерации N 107), выданного Министерством дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области.
ООО "Сервис-Транс" оспаривает пункта 11 раздела VIII приложения 1 к документу планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок Челябинского городского округа, Копейского городского округа и Сосновского муниципального района в редакции постановления Правительства Челябинской области от 28.02.2022 N 101-П, указывая на несоответствие данной нормы части 3 статьи 12, частям 1.1, 2 статьи 18 Федерального закона N 220-ФЗ, Федеральному закону от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и на нарушение уполномоченным органом порядка уведомления перевозчика об изменении вида регулярных перевозок и изменение муниципального маршрута до истечения действия выданного административному истцу свидетельства.
С такими утверждениями административного истца согласиться нельзя ввиду следующего.
Как указано ранее, документ планирования регулярных перевозок принимается высшим исполнительным органом власти субъекта Российской Федерации и устанавливает перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок, организация которых отнесена к компетенции соответственно уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченных органов местного самоуправления.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 3 Закона Челябинской области от 30.12.2019 N 71-ЗО "О перераспределении полномочий по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам регулярных перевозок между органами местного самоуправления Челябинского городского округа, Копейского городского округа, Сосновского муниципального района и органами государственной власти Челябинской области" Правительство Челябинской области осуществляет полномочия по принятию документов планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок с установлением порядка внесения сведений об изменении вида регулярных перевозок в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок.
В свою очередь, вопросы реализации данного документа планирования, а именно: установления, изменения и отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок, а также выдача, переоформление, прекращение действия свидетельств об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в соответствии с пунктами 2, 7 части 2 статьи 3 Закона Челябинской области от 30.12.2019 N 71-ЗО "О перераспределении полномочий по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам регулярных перевозок между органами местного самоуправления Челябинского городского округа, Копейского городского округа, Сосновского муниципального района и органами государственной власти Челябинской области" относятся к полномочиям органа исполнительной власти Челябинской области, уполномоченного Губернатором Челябинской области на осуществление полномочий по организации регулярных перевозок.
Таким органом исполнительной власти Челябинской области в силу подпункта 32 пункта 8 Положения о Министерстве дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области, утвержденного постановлением Губернатора Челябинской области от 29.12.2014 N 280, является Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области, которое приняло приказы об изменении муниципального маршрута регулярных перевозок, о прекращении действия свидетельства.
Из пояснений представителя административного истца следует, что данные приказы обжалуются в Арбитражном суде Челябинской области.
Таким образом, Правительством Челябинской области принят документ планирования регулярных перевозок, устанавливающий перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок без указания конкретных сроков исполнения того или иного пункта, поскольку вопросы организации принятых мероприятий относятся к компетенции иного органа исполнительной власти Челябинской области.
Сам по себе оспариваемый нормативный правовой акт не прекращает действие свидетельства административного истца на осуществление перевозок, а изменение в оспариваемом постановлении вида регулярных перевозок без принятия распорядительного правового акта Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области прав административного истца не нарушает.
При этом вопрос законности принятых в отношении ООО "Сервис-Транс" приказов Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области находится вне предмета настоящего спора.
Доводы административного истца о нарушении порядка принятия оспариваемого акта в части несоблюдения процедуры проведения оценки регулирующего воздействия в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 26.3-3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" являются несостоятельными, поскольку постановление N 101-П не относится к нормативным правовым актам Челябинской области, оценка регулирующего воздействия которого проводится на основании статьи 26.3-3 указанного закона, так как оно не устанавливает, не изменяет или не отменяет ранее установленные обязательные требования, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценок и экспертиз.
Доводы административного истца о несоответствии оспариваемого нормативного правового акта Методическим рекомендациям по разработке документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным и межмуниципальным маршрутам автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденным заместителем Министра транспорта Российской Федерации 30.06.2020, во внимание не принимаются, поскольку указанные рекомендации не являются нормативным правовым актом, а потому не могут являться нормативным правовым актом большей юридической силы по отношению к оспариваемому постановлению Правительства Челябинской области.
Кроме того, частью 4 статьи 2 Федерального закона N 220-ФЗ установлено, что подготовка документов планирования регулярных перевозок осуществляется с учетом положений названного федерального закона в порядке, установленном законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Учитывая, что оспариваемый пункт постановления N 101-П не противоречит нормативным правовым актам большей юридической силы, на основании пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении заявленного требования следует отказать.
Руководствуясь статьями 175 - 178, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
в удовлетворении административного искового заявления Общества с ограниченной ответственностью "Сервис-Транс" к Правительству Челябинской области о признании не действующим пункта 11 раздела VIII приложения 1 к документу планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок Челябинского городского округа, Копейского городского округа и Сосновского муниципального района в редакции постановления Правительства Челябинской области от 28.02.2022 N 101-П отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Челябинский областной суд.
Мотивированное решение изготовлено 09.12.2022.
Председательствующий |
Л.А. Лопаткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Челябинского областного суда от 7 декабря 2022 г. по делу N 3а-283/2022 Ключевые темы: документ планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам - вид регулярных перевозок изменен на регулируемый тариф
Опубликование:
-