В соответствии с письмами заместителя Министра просвещения Российской Федерации от 15 сентября 2021 г. N АЗ-581/03 и Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации от 14 сентября 2021 г. N 03-1510 приказываю:
1. Утвердить прилагаемый План мероприятий по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций в Кабардино-Балкарской Республике на 2022 - 2023 учебный год (далее - План мероприятий).
2. Государственному бюджетному учреждению дополнительного профессионального образования "Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников" Министерства просвещения и науки КБР (Кажаров А.Г.) обеспечить организационно-методическое сопровождение мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций в Кабардино-Балкарской Республике.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов:
обеспечить выполнение Плана мероприятий в части, касающейся;
до 12 ноября 2022 г. представить в Министерство просвещения и науки КБР кандидатуру и данные координатора по муниципальному образованию, ответственного за мероприятия по формированию функциональной грамотности обучающихся в общеобразовательных организациях;
до 19 ноября 2022 г. утвердить план мероприятий по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся в общеобразовательных организациях на 2022 - 2023 учебный год.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра просвещения и науки КБР Мисостову Е.Н.
Министр |
А. Езаов |
Утвержден
Министерства просвещения и науки
Кабардино-Балкарской Республики
от 8 ноября 2022 г. N 22/909
План
мероприятий по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций в Кабардино-Балкарской Республике на 2022/2023 учебный год
N |
Наименование мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
Планируемый результат |
I. Организационно-управленческая деятельность | ||||
1. |
Разработка и утверждение плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся, на 2022 - 2023 учебный год |
ноябрь 2022 г. |
Минпросвещения КБР |
|
2. |
Проведение процедур оценки сформированности функциональной грамотности обучающихся по направлениям: читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции, креативное мышление |
до 25 декабря 2022 г. до 20 апреля 2023 г. |
ГБУ "ЦОКОПМКП" Минпросвещения КБР |
Выявление уровня сформированности функциональной грамотности |
3. |
Включение в план работы Регионального учебно-методического объединения в сфере общего образования в Кабардино-Балкарской Республике вопросов формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся |
ноябрь 2022 г. |
ГБУ ДПО "Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников", РУМО |
Включение в план работы РУМО и планы работы секций РУМО вопросов формирования функциональной грамотности |
4. |
Обновление состава рабочей группы в ГБУ ДПО "Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников" Минпросвещения КБР по развитию функциональной грамотности обучающихся по направлениям: читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции, креативное мышление |
ноябрь 2022 г. |
ГБУ ДПО "Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников" |
|
5. |
Проведение методических совещаний по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся |
не менее 1 мероприятия в месяц |
ГБУ ДПО "Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников" |
Выявление проблем и поиск путей их решения |
6. |
Организация информационно-просветительской работы с родителями, представителями средств массовой информации, общественными организациями по вопросам функциональной грамотности |
в течение года по отдельному графику |
ГБУ ДПО "Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников", муниципальные ОУО |
Доведение информации до широких кругов общества |
7. |
Организация работы с руководителями образовательных организаций, показавших низкие результаты по формированию функциональной грамотности |
в течение года |
ГБУ ДПО "Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников" |
Формирование алгоритмов работы по повышению качества образования |
8. |
Проведение мониторинга исполнения плана КБР по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся |
январь - февраль 2022 г., май - июнь 2023 г. |
Минпросвещения КБР |
Выявление проблем и достижений системы образования в части формирования функциональной грамотности |
II. Работа с педагогами и образовательными организациями | ||||
1. Повышение квалификации педагогов по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся | ||||
1. |
Совершенствование дополнительных профессиональных программ (повышения квалификации) учителей-предметников в части включения вопросов формирования функциональной грамотности обучающихся по направлениям: читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции, креативное мышление |
в течение года |
ГБУ ДПО "Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников" |
Обновление программ повышения квалификации |
2. |
Проведение мониторинга использования платформы РЭШ в части создания работ по оценке сформированности функциональной грамотности обучающихся |
ежемесячно |
ГБУ ДПО "Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников" |
Повышение активности педагогов по использованию платформы РЭШ |
3. |
Организация и проведение практико-ориентированных курсов повышения квалификации учителей по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся |
в течение года |
ГБУ ДПО "Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников" |
Повышение профессионального уровня учителей в части формирования функциональной грамотности учащихся |
4. |
Организация стажировок в образовательных организациях, имеющих положительный опыт формирования и оценки функциональной грамотности |
в течение года |
ГБУ ДПО "Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников" |
Повышение профессионального уровня учителей в части формирования функциональной грамотности учащихся |
5. |
Проведение обучающих мероприятий (помимо курсов повышения квалификации) по совершенствованию профессиональных компетенций учителей-предметников по формированию функциональной грамотности обучающихся |
в течение года |
ГБУ ДПО "Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников" |
Повышение профессионального уровня учителей в части формирования функциональной грамотности учащихся |
6. |
Организация и проведение для учителей тренингов по решению заданий (из банка заданий ФГБНУ "ИСРО РАО") для оценки функциональной грамотности обучающихся |
в течение года |
ГБУ ДПО "Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников" |
Повышение профессионального уровня учителей в части формирования функциональной грамотности учащихся |
7. |
Формирование и обучение школьных команд по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности |
в течение года |
ГБУ ДПО "Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников" |
Повышение профессионального уровня учителей в части формирования функциональной грамотности учащихся |
2. Совершенствование и организация методической поддержки педагогов и образовательных организаций по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся | ||||
1. |
Организация методической поддержки учителей через различные формы внекурсовой работы (семинары, вебинары, консультации, мастер-классы) |
в течение года |
ГБУ ДПО "Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников" |
Повышение профессионального уровня учителей в части формирования функциональной грамотности учащихся |
2. |
Проведение методических совещаний по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся |
не менее 1 мероприятия в месяц |
ГБУ ДПО "Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников", муниципальные ОУО |
Повышение профессионального уровня учителей в части формирования функциональной грамотности учащихся |
3. |
Разработка и внедрение методических рекомендаций по организации деятельности общеобразовательных организаций в части формирования функциональной грамотности |
в течение года |
ГБУ ДПО "Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников" |
Повышение профессионального уровня учителей в части формирования функциональной грамотности учащихся |
4. |
Организация участия педагогов республики в цикле вебинаров ИСРО РАО по функциональной грамотности |
в течение года |
ГБУ ДПО "Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников" |
Повышение профессионального уровня учителей в части формирования функциональной грамотности учащихся |
5. |
Проведение семинаров (в том числе онлайн-семинаров) в сотрудничестве с издательством "Просвещение" по вопросам формирования функциональной грамотности обучающихся |
в течение года |
ГБУ ДПО "Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников" |
Повышение профессионального уровня учителей в части формирования функциональной грамотности учащихся |
3. Мероприятия по обсуждению и распространению эффективных практик по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся | ||||
1. |
Выявление и обобщение успешных практик педагогов и образовательных организаций по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся в образовательных организациях республики, в том числе в рамках курсов повышения квалификации |
в течение года |
ГБУ ДПО "Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников" |
Повышение профессионального уровня учителей в части формирования функциональной грамотности учащихся |
2. |
Распространение успешных практик внеурочной деятельности, направленных на развитие мотивации к изучению математики и предметов гуманитарного и естественнонаучного циклов |
в течение года |
ГБУ ДПО "Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников" |
Повышение профессионального уровня учителей в части формирования функциональной грамотности учащихся |
3. |
Формирование банка современных технологий, методов, приемов, обеспечивающих эффективность формирования функциональной грамотности |
в течение года |
ГБУ ДПО "Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников" |
Повышение профессионального уровня учителей в части формирования функциональной грамотности учащихся |
4. |
Проведение республиканской практической конференции по формированию функциональной грамотности обучающихся |
май 2023 г. |
Минпросвещения КБР, ГБУ ДПО "Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников" |
Обобщение положительного опыта |
4. Мероприятия по разработке научно-методического обеспечения по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся | ||||
1. |
Разработка и внедрение программ повышения квалификации по вопросам формирования и оценке функциональной грамотности, размещение программ на федеральном портале |
в течение года |
"Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников" |
Приведение программ в соответствие с современными требованиями |
2. |
Подготовка публикаций, печатных изданий по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся |
в течение года |
"Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников" |
Научно-методическое осмысление и представление опыта формирования функциональной грамотности в изданных публикациях |
III. Работа с обучающимися | ||||
1. Работа с обучающимися в урочной деятельности по формированию функциональной грамотности | ||||
1. |
Внедрение в учебный процесс банка заданий по оценке функциональной грамотности |
в течение года |
образовательные организации КБР |
Формирование навыков выполнения заданий обучающимися |
2. |
Проведение региональных мониторинговых исследований по оценке функциональной грамотности |
в течение года |
ГБУ "ЦОКОПМКП" Минпросвещения КБР |
Выявление проблемных точек и определение путей решения проблем |
3. |
Развитие оценочной самостоятельности обучающихся, рефлексии, мотивации на познавательную деятельность, на поиск решения проблем, на проведение исследований, участия в проектной деятельности через урочные и внеурочные формы |
в течение года |
образовательные организации КБР |
Формирование у обучающихся оценочной компетенции |
2. Работа с обучающимися во внеурочной деятельности по формированию функциональной грамотности | ||||
1. |
Активизация внедрения банка заданий по оценке функциональной грамотности обучающихся |
в течение года |
образовательные организации КБР |
Формирование навыков выполнения заданий обучающимися |
2. |
Организация практикумов и других форм работы с обучающимися по решению контекстных задач |
в течение года |
образовательные организации КБР |
Формирование навыков выполнения заданий обучающимися |
3. |
Проведение массовых мероприятий по формированию функциональной грамотности (олимпиады, конкурсы, развивающие беседы, лекции, межпредметные и метапредметные проекты, марафоны, конференции, квесты, триатлоны и др.) |
в течение года |
Минпросвещения КБР, муниципальные ОУО |
Повышение функциональной грамотности обучающихся |
3. Работа с обучающимися в системе дополнительного образования по формированию функциональной грамотности | ||||
1. |
Организация работы по формированию функциональной грамотности обучающихся в работе центров "Точка роста" |
в течение года |
образовательные организации КБР, в которых созданы "Точки роста" |
Повышение функциональной грамотности обучающихся |
2. |
Организация работы по формированию функциональной грамотности обучающихся в работе IT-КУБ |
в течение года |
МБОУ "СОШ N 33" г.о. Нальчик |
Повышение функциональной грамотности обучающихся |
3. |
Организация работы по формированию функциональной грамотности обучающихся в работе Кванториумов |
в течение года |
образовательные организации, в которых созданы Кванториумы |
Повышение функциональной грамотности обучающихся |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства просвещения и науки Кабардино-Балкарской Республики от 8 ноября 2022 г. N 22/909 "Об утверждении Плана мероприятий по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций в Кабардино-Балкарской Республике на 2022/2023 учебный год"
Вступает в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования
Текст приказа опубликован на официальном сайте Министерства просвещения и науки Кабардино-Балкарской Республики (http://www.edu.kbr.ru)