Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу Министерства
здравоохранения Свердловской области
и Министерства цифрового развития и связи
Свердловской области
от 9 декабря 2022 г. N 2840-п/395
Порядок
предоставления услуги "Запись на прием к врачу" в электронном виде
I. Общие положения
Настоящий Порядок предоставления услуги "Запись на прием к врачу" в электронном виде (далее - Порядок) предназначен для унификации процессов составления, ведения, актуализации расписания приема врачей в государственных учреждениях здравоохранения, оказывающих первичную медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях, и в целях оптимизации процесса записи на прием к врачу.
Порядок представляет собой описание последовательности действий, подходов и сроков формирования, ведения расписания, маршрутизации пациентов при осуществлении записи на прием, а также перечень и порядок взаимодействия участников процесса. Порядок не распространяется на оказание первичной медико-санитарной помощи в неотложной и экстренной формах.
II. Нормативные правовые акты и иные документы, использованные при разработке Порядка
Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";
Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных";
постановление Правительства Российской Федерации от 14.02.2003 N 101 "О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности";
постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2021 N 2505 "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов";
приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.12.2016 N 973н "Об утверждении типовых отраслевых норм времени на выполнение работ, связанных с посещением одним пациентом врача-кардиолога, врача-эндокринолога, врача-стоматолога-терапевта";
приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16.04.2008 N 176н "О Номенклатуре специальностей специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации";
приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 07.10.2015 N 700н "О номенклатуре специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование";
приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.08.2020 N 810н "Об утверждении типовых отраслевых норм времени на выполнение работ, связанных с посещением одним пациентом врача-гематолога, врача-инфекциониста, врача-онколога, врача-пульмонолога, врача-фтизиатра, врача-хирурга";
приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 02.06.2015 N 290н "Об утверждении типовых отраслевых норм времени на выполнение работ, связанных с посещением одним пациентом врача-педиатра участкового, врача терапевта участкового, врача общей практики (семейного врача), врача-невролога, врача-оториноларинголога, врача-офтальмолога и врача-акушера-гинеколога";
приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.05.2012 N 543н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению";
приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 07.03.2018 N 92н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи детям";
приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 20.12.2012 N 1183н "Об утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников";
приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24.12.2018 N 911н "Об утверждении требований к государственным информационным системам в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинским информационным системам государственных учреждений здравоохранения и информационным системам фармацевтических организаций";
письмо Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 10.12.2009 N 16-1/10/2-9999 "О методических указаниях по заполнению федерального регистра медицинских работников учреждениями здравоохранения и органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации",
III. Термины и определения
Таблица 1.
Термины и их определение
Вакантный слот |
Слот, доступный для записи |
|
Горизонт записи |
Период времени (количество дней), начиная с текущего дня, на который разрешена запись на прием к врачу, диагностическое исследования, лечебную процедуру |
|
Дистанционные обращения |
Любые обращения пациентов или их законных представителей направляемые в государственное учреждение здравоохранения опосредовано |
|
Инфомат |
Терминал, предназначенный для записи в государственное учреждение здравоохранения и предоставления справочной информации |
|
Запросы информации |
Обращения, направленные на получение любой информации |
|
Канал записи |
Способ записи в государственное учреждение здравоохранения |
|
Колл-центр |
Структурное подразделение государственного учреждения здравоохранения, или иного учреждения, выполняющее функции по обработке дистанционных обращений граждан, связанных с записью на прием, для получения той или иной медицинской услуги, или получения информации о государственного учреждения здравоохранения и порядке ее работы |
|
Конкурентный слот |
Слот, доступный для всех каналов записи с целью первичного приема к врачу |
|
Лист ожидания |
Механизм сбора заявок на запись к врачу при отсутствии вакантных слотов в расписании с последующей записью в случае появления освободившегося слота |
|
Медицинские ресурсы |
Данные о штатной расстановке медицинских работников и кабинетах, в которых они осуществляют трудовую деятельность |
|
Немедицинские работники |
Работники государственных учреждений здравоохранения, занимающие следующие должности: администратор, администратор врачебного приема, регистратор, оператор |
|
Непрофильный функционал |
Функции, не предусмотренные профессиональным стандартом соответствующего медицинского работника, не связанные напрямую с оказанием медицинской помощи, и, для выполнения которых от исполнителя не требуется наличие высшего или среднего медицинского образования |
|
Проактивное информирование |
Информирование по инициативе колл-центра или государственного учреждения здравоохранения и основанное на пользе для пациента |
|
Региональный портал |
Веб-портал, обеспечивающий предоставление государственных и муниципальных услуг, в том числе записи на прием к врачу, в рамках субъекта Российской Федерации |
|
Региональный проектный офис (координационный центр) |
Региональная структура управления централизованной службой обработки входящих обращений по телефону и формирования записи на прием в государственных учреждениях здравоохранения |
|
Речевой модуль |
Небольшая выверенная и логически целостная речевая конструкция, описанная в текстовой форме |
|
Скрипт разговора |
Коммуникационные сценарии, включающие последовательность речевых модулей для оператора колл-центра |
|
Слот |
Период времени в расписании приема медицинского работника, установленный для оказания единичного случая первичной медико-санитарной помощи (в т.ч. приема одного пациента, проведения одного диагностического исследования, проведения одной лечебной процедуры) |
|
Типовое расписание |
Последовательно составленный на месяц типовой набор слотов, учитывающий режим работы государственного учреждения здравоохранения, выходные и праздничные дни |
|
Типовой набор слотов |
Последовательно составленный наборов слотов для одного врача определенной должности на один день с учетом занимаемой ставки |
|
Утвержденное расписание |
Типовое расписание, адаптированное с учетом штатной численности и медицинских ресурсов конкретной государственного учреждения здравоохранения |
|
Целевые обращения |
Обращения, направленные на получение медицинской помощи |
|
Чек-лист |
Check-list, или проверочный список - пользовательская форма учета результатов короткого опроса пациента, проводимого с целью исключения наличия у него ситуации, угрожающей жизни и здоровью и требующей оказания неотложной и экстренной медицинской помощи |
Таблица 2.
Сокращения и расшифровка
Сокращение |
Расшифровка |
SMS |
Служба коротких сообщений (Short Message Service |
ГИС ОМС |
Государственная информационная система обязательного медицинского страхования |
ГИСЗ |
Государственная информационная система в сфере здравоохранения субъекта Российской Федерации |
ЕПГУ |
Единый портал государственных и муниципальных услуг |
ЕСИА |
Единая система идентификации и аутентификации |
МИС |
Медицинская информационная система |
ОМС |
Обязательное медицинское страхование |
РОИВ |
Региональный орган исполнительной власти - орган исполнительной власти в сфере охраны здоровья в субъекте Российской Федерации |
IV. Формирование расписания приема в государственных учреждениях здравоохранения
Создание единых прозрачных подходов и правил работы с расписанием в государственных учреждениях здравоохранения является необходимым этапом обеспечения доступности процесса записи граждан на прием к врачу. В данном разделе описаны основные шаги по систематизации процесса формирования расписания приема в государственных учреждениях здравоохранения, в том числе описан механизм "Лист ожидания", а также децентрализованная модель работы с расписанием.
Каждому государственному учреждению здравоохранения необходимо разработать типовые наборы слотов по каждой должности врача с учетом нормы времени на выполнение работ, связанных с посещением одним пациентом врача-специалиста, в том числе с учетом трудового договора (договоров), а также типов посещения пациента (по заболеванию, с профилактической целью, повторные обращения и другие) и их структуры.
При разработке типового набора необходимо осуществить квотирование не менее 60% конкурентных слотов для первичного приема в зависимости от структуры обращений, заболеваемости, демографических характеристик прикрепленного населения и других факторов. Важно отметить, что слоты для повторного приема, включенные в типовой набор, не являются конкурентными.
Типовой набор слотов представляет собой сетку расписания для одного врача определенной специальности на один день. Необходимо сформировать типовое расписание на один месяц, состоящее из наборов слотов, с учетом специфики и режима работы государственного учреждения здравоохранения, внести его в МИС, а также обеспечить контроль с целью поддержания расписания в актуальном состоянии. Актуализацию сведений о медицинских работниках государственного учреждения здравоохранения следует проводить на основании приказов главного врача, а также изменений в статусе и данных работников со дня подписания трудового договора.
Расписание приема медицинского персонала и работы лечебно-диагностических кабинетов следует составлять на срок не менее одного месяца (30 дней). Если оно составлено на более длительный срок, то должно подтверждаться ежемесячно. Проект расписания согласовывается руководителями структурных подразделений государственного учреждения здравоохранения, вносится в МИС, где расписанию присваивается статус "действующее". Важнейшей характеристикой действующего расписания является горизонт доступной записи. Минимальный рекомендуемый горизонт доступной записи составляет 14 дней. Рекомендуется внутри государственного учреждения здравоохранения синхронизировать период доступности записи на ЕПГУ, региональных порталах, в регистратуре и других источниках самозаписи во избежание формирования преимуществ у той или иной формы записи.
Внесение изменений в электронное расписание необходимо осуществлять по указанию (согласованию с) руководителями структурных подразделений не позднее 17:00 дня, предшествующего изменениям в расписании, или в экстренном порядке (при временной нетрудоспособности врача).
Руководитель структурного подразделения должен информировать главного врача государственного учреждения здравоохранения и администратора государственного учреждения здравоохранения о внесении изменений в расписание с указанием причины этих изменений, после чего администратор государственного учреждения здравоохранения вносит изменения в МИС. Контроль соответствия опубликованного расписания приема врачей в государственного учреждения здравоохранения действительной ситуации должен осуществляться уполномоченными лицами ежедневно. При выявлении несоответствий в расписании в МИС государственного учреждения здравоохранения должны быть сделаны соответствующие изменения в соответствии с порядком, описанным выше.
V. Формирование записи на прием в государственных учреждениях здравоохранения
На этапе определения цели обращения происходит формирование траектории его обработки и маршрутизация пациента до момента исполнения его запроса. Входящие обращения могут поступать различными способами и условно делятся на очные (через регистратуру) и дистанционные (все остальные). В зависимости от целей все обращения можно разделить на запросы информации и целевые обращения. Запросы информации - это обращения, направленные на получение любой информации. Целевые - это обращения, направленные на получение медицинской помощи.
Обращения для пациентов должны быть доступными, поэтому требуется снизить вероятность возникновения конфликтных ситуаций, недопонимания и времени обработки каждого отдельного обращения, для чего рекомендуется обеспечить:
кратчайшее время обработки целевых обращений граждан, в том числе посредством внедрения скриптов разговора или речевых модулей (сформулированные опытными сотрудниками типовые ответы на наиболее часто встречающиеся вопросы);
надлежащее информирование пациентов способами, не требующими постоянного прямого участия персонала в информировании и координации пациентов: официальный сайт государственного учреждения здравоохранения, ресурсы поисковых систем, чат-боты и другие;
интуитивно понятные схемы маршрутизации пациентов в государственных учреждениях здравоохранения в зависимости от цели обращения и систему навигации (внутри государственного учреждения здравоохранения и на ее территории).
Исходя из классификации обращений и того, что длительность обработки очного обращения больше, чем дистанционного, а время обработки запроса информации больше, чем целевое, необходимо сформулировать организационный вектор обработки входящих обращений: минимизировать очные обращения и запросы информации от пациентов. Если в организации наблюдается высокое число запросов информации, необходим поиск дефектов информирования пациентов через сайт государственного учреждения здравоохранения, стендов с информацией и другими пассивными методами.
Входящие обращения в контексте процесса - это любые инициированные пациентом обращения по поводу получения медицинской помощи. Первым этапом обработки любого обращения является исключение экстренной, угрожающей жизни пациента, ситуации. Поскольку оператор колл-центра или регистратор не обладают для этого достаточной квалификацией, необходимо использовать короткий чек-лист.
При высокой вероятности экстренной ситуации требуется безотлагательно принять меры к врачебному консультированию и оказанию медицинской помощи. Алгоритмизация этой операции не требуется, поскольку должна быть делегирована сотруднику с более высокой квалификацией. Для этого в колл-центре или регистратуре государственного учреждения здравоохранения должна быть реализована возможность перевода дистанционного обращения на медицинского работника отделения (кабинета) неотложной медицинской помощи или оформления заявки на вызов медицинского работника на дом, включая вызов скорой медицинской помощи.
Использование возможности обработки входящего обращения без записи в расписании относится к механизмам снижения нагрузки на медицинский персонал. Наличие непрофильного функционала у врачей-специалистов может приводить к необоснованному комплектованию слотов в расписании, либо к смешиванию потоков пациентов, внесенных в предварительную запись.
Каналы записи на прием в государственные учреждения здравоохранения.
Способы записи на прием к врачу представлены в Таблице 3. Важно отметить, для всех каналов записи и типов слотов должна быть доступна конкурентная запись. Исключение составляют слоты для записи врачом. При этом целесообразно установить предельный объем слотов доступных для записи в режиме "врач-врач" и недоступных для конкурентной записи.
Таблица 3.
Сокращения и расшифровка
Канал записи |
График доступа к каналу записи |
С использованием ЕПГУ |
Запись доступна в круглосуточном режиме |
С использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг |
Запись доступна в круглосуточном режиме |
Путем личного обращения в регистратуру государственного учреждения здравоохранения или с использованием информационного киоска (инфомата) |
Запись доступна в часы работы государственного учреждения здравоохранения |
Путем личного обращения в колл-центр |
Запись доступна в часы работы колл-центра |
Запись по направлению медицинского работника |
Запись доступна в часы работы государственного учреждения здравоохранения |
При осуществлении записи на прием к врачу с использованием ЕПГУ пациент осуществляет идентификацию посредством ЕСИА и выбирает услугу "Запись на прием к врачу" (пациент выбирает объект записи - себя, своих детей или другого человека). Важно отметить, что данный канал записи доступен только в случае прикрепления пациента к государственного учреждения здравоохранения для получения первичной медико-санитарной помощи, в том числе первичной специализированной медико-санитарной помощи.
Далее пациент проверяет корректность персональных данных (своих или гражданина, законным представителем которого он является) или вводит данные другого человека (фамилия, имя, отчество, дата рождения, номер полиса обязательного медицинского страхования (далее - полис ОМС)). При наличии вводит контактные данные пациента (электронная почта, мобильный телефон) и вводит или проверяет регион прикрепления. Пациент выбирает государственное учреждение здравоохранения прикрепления, специальность врача, его фамилию, имя, отчество. Пациент выбирает удобную дату и время приема. Пациент при желании получать оповещения о статусе записи выбирает способ оповещения (электронная почта, лента сообщений) и в дальнейшем получает оповещение о записи выбранным способом. Следующим этапом является обратная связь с пациентом.
В случае отсутствия свободных слотов или прикрепления к государственного учреждения здравоохранения пациент оповещается о необходимости использовать для записи колл-центр или регистратуру государственного учреждения здравоохранения.
При осуществлении записи на прием к врачу с использованием регионального портала государственных услуг обеспечиваются функциональные возможности и этапность процессов аналогично ЕПГУ, включая идентификацию, выбор объекта записи, проверку и изменение (внесение) персональных данных, выбор государственного учреждения здравоохранения, врача, даты и времени приема, а также способа оповещения. Следующим этапом является обратная связь с пациентом.
В случае отсутствия свободных слотов или прикрепления к государственного учреждения здравоохранения пациент оповещается о необходимости использовать для записи колл-центр или регистратуру государственного учреждения здравоохранения.
При обращении/звонке пациента в регистратуру пациент сообщает сотруднику регистратуры номер полиса ОМС, СНИЛС. Также идентификация может осуществляться с использованием документа, удостоверяющего личность. В случае отсутствия у пациента полиса ОМС пациент оповещается о возможности получения медицинской помощи в форме неотложной помощи и необходимости обратиться в страховую компанию для оформления полиса. Сотрудник регистратуры уточняет у пациента цель обращения. При необходимости в соответствии с целью формируется запись на прием к врачу.
Далее необходимо проверить наличие свободных слотов для записи в пределах горизонта записи, информировать пациента о наличии свободных слотов и предложить ему выбрать наиболее удобную дату и время записи.
При отсутствии свободных слотов или отказа пациента от предложенных дат и времени записи следует предложить пациенту записаться в "Лист ожидания".
При обращении к информационному киоску (инфомату) пациент осуществляет идентификацию путем ввода номера полиса ОМС. В случае, если данные о пациенте с представленным номером полиса ОМС отсутствуют в системе, на дисплее информационного киоска отображается сообщение об отсутствии регистрации в системе и о необходимости обратиться в регистратуру. При успешной идентификации пациент выбирает из списка специальность, ФИО врача и удобную дату, и время в окне дисплея информационного киоска с доступными временными интервалами, распечатывает талон на прием (по желанию пациента или законного представителя). При согласии на оповещение о статусе записи посредством звонка, SMS или электронной почты выбирает способ оповещения, в случае отсутствия в системе информации о номере мобильного телефона и (или) адресе электронной почты вносит их в систему для последующего автоматического оповещения. Следующим этапом является обратная связь с пациентом. В случае отсутствия свободных слотов пациент оповещается о необходимости использовать для записи колл-центр или регистратуру государственного учреждения здравоохранения.
Оператор колл-центра на основании обращения пациента осуществляет его идентификацию. Пациент сообщает оператору колл-центра номер полиса ОМС, ФИО, дату рождения. Оператор колл-центра вводит в МИС номер полиса ОМС и сравнивает сведения о пациенте в системе с ФИО и датой рождения, предоставленными пациентом. В случае отсутствия у пациента полиса ОМС пациент оповещается о возможности получения только неотложной помощи и необходимости обратиться в страховую компанию для оформления полиса.
Далее оператор уточняет у пациента цель обращения. При необходимости в соответствии с целью формируется запись на прием к врачу. Оператор колл-центра уточняет у пациента специальность врача, выбирает в системе врача, а если запись открыта более чем к одному врачу-специалисту, предлагает пациенту выбрать врача с учетом местонахождения доступного филиала (подразделения) государственного учреждения здравоохранения. Проверяет в системе наличие свободных слотов для записи в пределах горизонта записи. При наличии свободных слотов информирует пациента и предлагает ему выбрать наиболее удобную дату и время записи. При выборе пациентом даты и времени записи осуществляет его запись и сообщает пациенту реквизиты талона.
При отсутствии свободных слотов или отказа пациента от предложенных дат и времени записи предлагает пациенту записаться в "Лист ожидания".
Основанием для внесения изменений в запись на прием к врачу по инициативе пациента является его обращение, а для внесения изменений в запись на прием к врачу по инициативе государственного учреждения здравоохранения - отсутствие врача, к которому произведена запись, по причинам его временной нетрудоспособности, командирования, обучения или других случаях в соответствии с приказом руководителя государственного учреждения здравоохранения.
При обращении пациента для внесения изменений в запись на прием к врачу оператор колл-центра повторяет действия по поиску и предложению свободных слотов.
При изменении записи на прием к врачу по инициативе государственного учреждения здравоохранения она предоставляет информацию об изменении в колл-центр. В этом случае осуществляется обзвон пациентов и повторяются шаги по поиску и предложению свободных слотов.
Одним из каналов записи на прием является запись по направлению медицинского работника. В случае, если медицинский работник по результатам визита пациента считает необходимым направить пациента на консультацию к другому специалисту, медицинский работник оформляет запись на вакантный слот для повторного приема или приема по направлению, который не является конкурентным. Далее осуществляется обратная связь с пациентами.
Организация регистрации и обработки информации об обращениях граждан для записи на прием к врачу в условиях отсутствия свободных слотов (внедрение механизма "Лист ожидания").
Внедрение механизма "Лист ожидания" позволяет фиксировать информацию о необходимости записи граждан в государственные учреждения здравоохранения, в том числе в условиях отсутствия свободных слотов в расписании. При внедрении данного механизма значительно снижается риск того, что пациент не получит медицинскую помощь в гарантированные сроки, и, как следствие, снижение удовлетворенности медицинской помощью. Кроме того, в случае отмены/изменения записи на прием в государственное учреждение здравоохранения другими пациентами возможно оперативное управление и заполнение расписания пациентами из "Листа ожидания".
Важным условием функционирования механизма является гарантированное оказание медицинской помощи обратившемуся пациенту в сроки, установленные Программой государственных гарантий, в том числе за счет маршрутизации пациентов, перераспределения функций персонала государственных учреждений здравоохранения и иных организационных решений.
В Свердловской области действует децентрализованная модель записи на прием к врачу, в связи с чем "Лист ожидания" формируется в каждом государственном учреждении здравоохранения. Вместе с тем, важно отметить, что формирование листа ожидания на уровне каждой государственного учреждения здравоохранения несет риск записи одного пациента в несколько листов ожидания одновременно.
В случае обращения пациента через колл-центр или регистратуру с целью записи при отсутствии вакантных слотов пациенту предоставляется возможность оставить заявку на включение его в "Лист ожидания". При записи пациента через ЕПГУ, региональный портал или инфомат в интерфейсе предусмотрено уведомление о необходимости воспользоваться иным каналом связи (колл-центр или регистратура государственного учреждения здравоохранения с указанием номера телефона) для включения в "Лист ожидания". Стоит отметить, что в момент включения пациента в "Лист ожидания" необходимо уточнить цель его обращения. Если цель обращения не требует создания записи на прием, пациент маршрутизируется напрямую в государственное учреждение здравоохранения или получает помощь на дому и не вносится в "Лист ожидания".
Ответственному за работу с расписанием следует отслеживать изменение в расписании, в том числе появление вакантных слотов для записи пациентов из "Листа ожидания".
После появления вакантных слотов ответственный за работу с расписанием должен связаться с первым стоящим в очереди "Листа ожидания" пациентом, предложить ему освободившиеся дату и время приема и получить обратную связь о согласии/не согласии записи в освободившееся время. В случае согласия пациента на запись к врачу в предложенное время статус заявки в "Листе ожидания" (МИС) меняется на "Переведена в запись". Если пациент отказывается от предложенного времени, порядок его очереди сохраняется, а ответственный за работу с расписанием обзванивает следующего стоящего в очереди пациента. В любом случае необходимо обеспечить запись пациента в течение срока, установленного Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
VI. Обратная связь и информирование пациентов
Механизмы информирования - это меры передачи информации от государственного учреждения здравоохранения пациенту: чаще всего о дате и времени явки в государственное учреждение здравоохранения, реже - о готовности результатов инструментальной и лабораторной диагностики или необходимости явки на прием с целью диспансерного наблюдения. Механизмы получения информации - это меры сбора важной информации от пациента: о возможности визита по предварительной записи, о динамике состояния здоровья при курации пациента по телефону и прочее. Обратная связь является важным этапом после записи пациента через ЕПГУ, региональный портал или инфомат и позволяет перейти к этапу определения цели обращения.
Важно отметить, что информирование пациента осуществляется одномоментно с выяснением цели обращения, что исключает многократные звонки, которые могут быть неудобны пациенту.
При реализации механизмов информирования в различных ситуациях в общении с пациентом необходимо задействовать различные группы специалистов: в государственном учреждении здравоохранения - администраторы, регистраторы и медицинские сестры, при информировании колл-центром - операторы и дежурные врачи. Во всех случаях такие сотрудники должны быть ознакомлены с правилами общения с пациентом по телефону, включая соответствующие скрипты и речевые модули.
Механизмы информирования и получения информации могут быть реализованы посредством проактивного информирования по телефону оператором колл-центра или регистратором, а также с применением роботизированных сервисов обзвона и другими автоматизированными способами (чат-боты), позволяющими получить обратную связь от пациента о возможности явки в дату и время планируемого оказания медицинской помощи.
Перед явкой пациента требуется информирование о времени записи в государственное учреждение здравоохранения заблаговременно (24 - 48 часов до момента записи). Рекомендуемым действием является отметка в МИС об информировании пациента. При отсутствии функционала отметки об информировании контроль должен быть доступен на основании оценки соотношения числа записанных на следующий день пациентов и числа исходящих вызовов в адрес пациента с целью информирования (повторные звонки не суммируются), которое должно стремиться к единице.
В ходе разговора по телефону важно получить подтверждение от пациента о готовности явки в ранее согласованное дату и время. В случае отказа пациента от записи слот расписания требуется освободить, а с пациентом согласовать альтернативные дату и время.
После подтверждения пациентом готовности к визиту в зарезервированное время нужно еще раз сообщить ему информацию о деталях записи: дату, время, дополнительные условия, наименование и адрес государственного учреждения здравоохранения. Все этапы общения с пациентом могут быть автоматизированы роботизированным обзвоном.
Дублирующим механизмом информирования пациента о предстоящей записи является информирование SMS или сообщениями в мессенджерах. Может являться как дополняющим, так и альтернативным способом информирования пациентов о предварительной записи. Сервис рассылки может быть интегрирован в МИС, для автоматического формирования списков пациентов, подлежащих информированию, передачи номеров телефонов и направления сообщений пациентам. Категорически не рекомендуется организация этапа "вручную".
В результате организации процесса предварительного информирования пациента о записи возникнет неопределенный объем вакантных слотов в расписании. Для обеспечения большей доступности медицинской помощи требуется организация механизма комплектования вакантных слотов через механизм "Лист ожидания", а далее - из внутренних источников информации о нереализованных назначениях (направлениях), необработанных заявках или из ранее сформированной на отдаленный горизонт предварительной записи, требуется максимально заполнить вакантные слоты в расписании на ближайшие 48 часов.
После определения возможности комплектования слота имеющимся запросом, процесс предварительного информирования пациента о записи инициируется повторно.
Ключевая задача медицинского и немедицинского персонала состоит в решении медицинской потребности пациента. Решение этой задачи следует начинать с момента обращения пациента через канал записи. При общении с пациентом необходимо использовать скрипты разговора или речевые модули, что позволяет грамотно выстроить ответы на любые возражения, четко и убедительно сформулировать преимущества того или иного предложения, легко и безболезненно работать с жалобами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.