Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя B.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, C.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина Р.Ю. Котлярова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин Р.Ю. Котляров оспаривает конституционность абзаца первого пункта 1.2 раздела 1 "Исчисление выслуги лет" Положения об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года N 942), согласно которому в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом "а" статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" засчитывается также время обучения для получения юридического образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования (программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, имеющим государственную аккредитацию, или по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), при условии завершения освоения этих образовательных программ, прохождения государственной итоговой аттестации (итоговой аттестации) и получения документа об образовании и квалификации, подтверждающего соответствующий уровень и квалификацию (или иного высшего образования (программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, имеющим государственную аккредитацию, или по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), соответствующего замещаемой должности, если это предусмотрено федеральным законом), в общей сложности в пределах 5 лет из расчета 2 месяца учебы за 1 месяц службы.
Заявитель, полагая, что, обучаясь в Пензенском государственном техническом университете с сентября 1997 года по июнь 1999 года по имеющей государственную аккредитацию, как он считал - в соответствии с ранее действовавшим законодательством, образовательной программе высшего образования, имеет право на зачет этого периода в выслугу лет для назначения пенсии, установление и выплату ежемесячных надбавок и доплат, обратился в суд с иском к Комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации по разрешению спорных вопросов пенсионного обеспечения прокурорских работников и членов их семей, Прокуратуре Алтайского края о признании незаконными решения и бездействия, возложении обязанности зачесть период обучения в расчет выслуги лет, произведении перерасчета денежного содержания. Решением Славгородского городского суда Алтайского края от 26 мая 2021 года, оставленным без изменения вышестоящими судебными инстанциями, со ссылкой на оспариваемое положение в редакции, действовавшей на дату рассмотрения соответствующего вопроса Комиссией Генеральной прокуратуры Российской Федерации в отношении заявителя (которой были предусмотрены аналогичные условия, что и в действующей редакции), было отказано в удовлетворении исковых требований, поскольку суды пришли к выводу о том, что в спорный период названный университет не имел аккредитации по специальности "Юриспруденция".
По мнению Р.Ю. Котлярова, оспариваемое положение противоречит статьям 2, 7, 19 (части 1 и 2), 37 (часть 3), 39 (части 1 и 2), 46 и 75 (части 5 и 6) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой по смыслу, придаваемом правоприменительной практикой, допускает ограничение конституционного права граждан на пенсионное обеспечение, а именно: позволяет произвольно засчитывать в выслугу лет для назначения пенсии периоды обучения для получения юридического образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; придает обратную силу нормам пенсионного законодательства, ухудшающим положение граждан.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, законодатель в абзаце первом пункта 2 статьи 44 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" определил, что пенсионное обеспечение прокуроров, научных и педагогических работников и членов их семей осуществляется применительно к условиям, нормам и порядку, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей. Специальным законом, регулирующим отношения по пенсионному обеспечению сотрудников органов внутренних дел, является Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I, которым, в частности, предусмотрены правила исчисления выслуги лет для назначения пенсий.
В целях реализации права граждан, проходивших службу в органах и учреждениях прокуратуры, на пенсионное обеспечение Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года N 942 утверждено Положение об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям. Им определен порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий, в том числе порядок включения в выслугу лет времени обучения для получения юридического образования с учетом специфики этого вида службы применительно к указанной категории лиц.
Оспариваемая норма данного Положения, направленная на реализацию норм Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I, позволяет увеличивать продолжительность выслуги лет прокурорских работников и обеспечивает их право на установление пенсии, что не может расцениваться как нарушающее права заявителя.
Разрешение же вопроса о применении в деле Р.Ю. Котлярова Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года N 942 в редакции, действовавшей в период его обучения (1997 - 1999 годы), не содержавшего требования об осуществлении образовательной деятельности по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, не входит в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Котлярова Романа Юрьевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 31 января 2023 г. N 70-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Котлярова Романа Юрьевича на нарушение его конституционных прав абзацем первым пункта 1.2 раздела 1 Положения об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям"
Опубликование:
сайт Конституционного Суда РФ (ksrf.ru)
-