Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя B.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, C.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы Орловской городской общественной организации инвалидов "Апроксима" к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Орловская городская общественная организация инвалидов "Апроксима" оспаривает конституционность следующих положений Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний":
абзаца седьмого статьи 3, в соответствии с которым страхователем признается юридическое лицо любой организационно-правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающая граждан Российской Федерации) либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с пунктом 1 статьи 5 данного Федерального закона;
статьи 5, определяющей лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Как следует из представленных материалов, актами арбитражных судов заявителю отказано в признании недействительным решения регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, которым он был привлечен к ответственности за непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в территориальный орган страховщика по месту своего учета в установленный срок. При этом суды пришли к выводу, что отсутствие у плательщика страховых взносов, выплат в пользу физических лиц в течение того или иного расчетного (отчетного) периода не освобождает его от обязанности по представлению в установленный срок соответствующего расчета.
По мнению заявителя, оспариваемые законоположения противоречат статье 37 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, а также положениям Федерального закона от 11 августа 1995 года N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)", поскольку исключают возможность осуществления деятельности председателем некоммерческой организации на безвозмездной (волонтерской) основе.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (статья 37, части 1 и 3); каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Определение же принципов, правил и особенностей различных видов социального обеспечения, включая обеспечение по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, относится к полномочиям законодателя (статья 39, часть 2; статья 72, пункт "ж" части 1, Конституции Российской Федерации).
Действуя в рамках предоставленных ему полномочий, федеральный законодатель урегулировал отношения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Федеральном законе "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", в котором установил правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определил порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных случаях, предусмотренных данным Федеральным законом.
В частности, указанным Федеральным законом определено понятие страхователя (абзац седьмой статьи 3), а также круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (статья 5).
Оспариваемые законоположения, принятые в рамках дискреционных полномочий федерального законодателя, не регулируют вопросов осуществления деятельности председателя некоммерческой организации на безвозмездной основе, а следовательно, сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя в указанном в жалобе аспекте, в деле которого суды лишь пришли к выводу о необходимости представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в случае отсутствия у страхователя выплат в пользу физических лиц.
Проверка же соответствия норм одного закона положениям других законов не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации (статья 125 Конституции Российской Федерации и статья 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации").
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы Орловской городской общественной организации инвалидов "Апроксима", поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 31 января 2023 г. N 219-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Орловской городской общественной организации инвалидов "Апроксима" на нарушение ее конституционных прав абзацем седьмым статьи 3 и статьей 5 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"
Опубликование:
сайт Конституционного Суда РФ (ksrf.ru)
-