г. Краснодар |
|
11 июля 2013 г. |
Дело N А18-789/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 июля 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Кухаря В.Ф., судей Бабаевой О.В. и Леоновой О.В., в отсутствие заявителя - главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Ингушетия (ИНН 7707034952, ОГРН 1040600285010), заинтересованного лица - Управления Федерального казначейства по Республике Ингушетия (ИНН 0605000535, ОГРН 1020600984876), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Республике Ингушетия на решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 11.02.2013 (судья Цечоев Р.Ш.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2013 (судьи Цигельников И.А., Афанасьева Л.В., Параскевова С.А.) по делу N А18-789/2012, установил следующее.
Главное управление МЧС России по Республике Ингушетия (далее - управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением к УФК по Республике Ингушетия (далее - казначейство, УФК) о признании действий казначейства по возврату без исполнения постановлений по делу об административном правонарушении в отношении администрации Назрановского района Республики Ингушетия (далее - должник) о наложении штрафов незаконными и обязании казначейства принять постановления по делу об административном правонарушении для исполнения.
Решением от 05.02.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 29.04.2013, заявление удовлетворено. Судебные акты мотивированы тем, что в случае отсутствия у бюджетного учреждения счетов, открытых в банке и иной кредитной организации, постановления подлежат исполнению органом федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе УФК просит отменить судебные акты. Заявитель утверждает, что до обращения в суд с заявлением об оспаривании действий казначейства управление не исчерпало реальные возможности исполнения постановлений, а именно: они не предъявлены для исполнения в службу судебных приставов повторно, действия судебного пристава-исполнителя не обжалованы в установленном порядке. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится органами казначейства только на основании исполнительного листа и судебного приказа. Ссылка суда на постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 мая 2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение" является необоснованной. Заявитель полагает, что до внесения соответствующих изменений в бюджетное законодательство органы казначейства не вправе самостоятельно решать вопросы по исполнению постановлений по делам об административных правонарушениях только лишь со ссылкой на разъяснения, данные в названном постановлении Пленума. Кроме того, судом в нарушение требований статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, не привлечена администрация Назрановского района, являющаяся по данному делу заинтересованным лицом.
Управление в отзыве отклонило доводы жалобы.
Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, судебный пристав-исполнитель ГОСП по г. Назрань Аушев И.А., рассмотрев материалы исполнительных производств от 16.02.2012 и от 17.02.2012, возбужденных на основании исполнительных документов: постановлений об административном правонарушении от 08.07.2011 N 96, от 12.07.2011 N 104, от 02.08.2011 N 116, от 08.08.2011 N 120, от 29.08.2011 N 130, 131, от 16.09.2011 N 147, 149, от 26.09.2011 N 158, 160, 162, 171, от 27.09.2011 N 165, 151, от 27.09.2011 N 155, от 28.09.2011 N 163, 166, 168, от 30.09.2011 N 172, от 07.10.2011 N 177, от 10.10.2011 N 181, 182, от 14.10.2011 N 184, 185, от 24.10.2011 N 185, 186, 188, (т. 1, л. д.53 - 101), и установив, что у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, вынес постановления об окончании исполнительных производств от 23.08.2012. Судебный пристав-исполнитель указал, что все принятые допустимые законом меры по отысканию имущества должника оказались безрезультатными, в связи с чем постановления об административном правонарушении возвращены министерству.
Управление 17.09.2012 направило в УФК копии упомянутых постановлений, а также копии постановлений судебного пристава-исполнителя от 23.08.2012 для удержания с должника штрафов.
Уведомлением от 27.09.2012 N 14-12-03/1024 казначейство возвратило управлению копии названных постановлений без исполнения, указав на отсутствие возможности исполнить данные документы в связи с требованиями статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также отметив, что постановления для исполнения должны быть предъявлены в территориальные органы службы судебных приставов.
Управление 24.10.2012 повторно обратилось в казначейство с требованием принять для исполнения спорные постановления (т. 1, л. д. 132 - 135).
Однако письмом от 02.11.2012 N 14-12-03/1333 управлению возвращены предъявленные документы со ссылкой на то, что казначейство не является уполномоченным органом по исполнению постановлений по делам об административных правонарушениях.
Полагая, что действия казначейства неправомерны, управление обратилось арбитражный суд с заявлением.
В соответствии со статьей 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Статьей 7 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами на основании исполнительных документов, указанных в статье 12 названного Закона, пунктом 6 которой судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях отнесены к исполнительным документам.
В статье 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации указано, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта в соответствии с главой 24.1 названного Кодекса.
Порядок исполнения постановлений административных органов по делам об административных правонарушениях о взыскании с бюджетной системы штрафов бюджетное законодательство не регулирует.
Вместе с тем взыскание с бюджетных учреждений административных штрафов только в судебном порядке законом не предусмотрено.
Анализ положений главы 23 КоАП РФ, относящих наложение административных взысканий не только к полномочиям судов, но и административных органов, а также статьи 32.2 КоАП РФ, пункт 5 которой предусматривает бесспорный порядок исполнения решений административных органов, и статьи 12 Федерального закона "Об исполнительном производстве", относящей постановления административных органов к исполнительным документам, позволяет сделать вывод о том, что перечисленные нормы являются специальными по отношению к главе 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. В связи с этим кассационная инстанция считает правильным вывод судов о том, что в случае отсутствия у бюджетного учреждения счетов в банке или в другом кредитном учреждении соответствующий исполнительный документ, выдаваемый административным органом, подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Суды обосновано отметили, что данный вывод соответствует разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение", согласно которым положения статей 239, 242.1, 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающие, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по обязательствам бюджетных учреждений производится по решению суда на основании направляемого в орган Федерального казначейства исполнительного листа, не могут расцениваться в качестве основания для отнесения к подведомственности арбитражных судов дел о привлечении бюджетных учреждений к административной ответственности за правонарушения, рассмотрение которых в соответствии с главой 23 КоАП РФ осуществляется административными органами.
Таким образом, выводы судов об отсутствии у казначейства оснований для возврата постановлений административного органа являются правомерными.
Характер спора по делу не затрагивает прав должника, в связи с чем судом апелляционной инстанции правомерно отклонен довод заявителя о необходимости привлечения его к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований.
Иное толкование заявителем положений действующего законодательства, а также обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении судами норм права.
При изложенных обстоятельствах основания для отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 11.02.2013 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2013 по делу N А18-789/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Ф. Кухарь |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.