Определение Верховного Суда Республики Алтай от 28 ноября 2022 г. N 9а-16/2022
Судья Верховного суда Республики Алтай, ознакомившись с административным исковым заявлением общества с ограниченной ответственностью Центр лечебного голодания "У." к Государственному бюджетному учреждению Республики Алтай "Ц." об оспаривании решения и возложении обязанности пересмотреть результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, установил:
Общество с ограниченной ответственностью Центр лечебного голодания "У." (далее - ООО ЦЛГ "У.") обратилось в Верховный суд Республики Алтай с административным исковым заявлением к Государственному бюджетному учреждению Республики Алтай "Ц." (далее - ГБУ) об оспаривании решения от 08.07.2022 г. N 2 об отказе в перерасчете кадастровой стоимости, возложении обязанности пересмотреть результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости - земельных участков с кадастровыми номерами N, N в размере их рыночной стоимости, с учетом выявленных ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости в рамках отчета N 01/2020/Пром-ООТиО от 30.07.2020 г., выполненного ГБУ.
Изучив административное исковое заявление, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено данным Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если административное исковое заявление подлежит рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях либо не подлежит рассмотрению в судах.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В силу части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:
1) недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
2) установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
03 июля 2016 года принят Федеральный закон от N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон N 237-ФЗ), который урегулировал отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки.
С принятием указанного нормативного акта, законодателем изменена досудебная процедура оспаривания результатов определения кадастровой стоимости путем введения процедуры предоставления разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости, рассмотрения обращений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, бюджетным учреждением, осуществившим определение кадастровой стоимости (положения статьей 20, 21, 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 237).
Так, статьей 22 Федерального закона N 237-ФЗ урегулирован порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости, а статьей 21 Федерального закона N 237-ФЗ урегулирован порядок рассмотрения заявлений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.
Установленным в статье 21 Федерального закона N 237 правовым регулированием предусмотрен механизм внесудебного исправления ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, в том числе ввиду использования недостоверных сведений о характеристиках объекта недвижимости при определении кадастровой стоимости - рассмотрение заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, в государственных бюджетных учреждениях субъектов Российской Федерации, осуществляющих определение кадастровой стоимости.
Таким образом, законом установлен внесудебный порядок пересмотра кадастровой стоимости в связи с недостоверностью сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 21 Федерального закона N 237-ФЗ бюджетные учреждения, осуществившие определение кадастровой стоимости, рассматривают заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости. Ошибками, допущенными при определении кадастровой стоимости, являются:
1) несоответствие определения кадастровой стоимости положениям методических указаний о государственной кадастровой оценке;
2) описка, опечатка, арифметическая ошибка или иная ошибка, повлиявшие на величину кадастровой стоимости одного или нескольких объектов недвижимости.
При этом, частью 5 статьи 21 Федерального закона N 237-ФЗ предусмотрено, что заявление об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, вправе подать любые юридические и физические лица, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления (далее также - заявители).
Порядок подачи заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, приведен в пунктах 6-11 статьи 21 Федерального закона N 237-ФЗ.
Из анализа приведенного выше законодательства следует, что правом подачи заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, обладают любые заявители (юридические и физические лица, органы государственной власти и органы местного самоуправления).
При этом, законодатель не возлагает обязанности прикладывать к заявлению документы, подтверждающие имущественное право заявителя на объект недвижимости, в отношении которого он обращается с заявлением об исправлении ошибок, допущенных при определении его кадастровой стоимости, а также документы, свидетельствующие о том, что наличие указанной ошибки каким-либо образом влияет либо может повлиять (нарушить) на права и законные интересы заявителя.
В соответствии с пунктом 23 статьи 21 Федерального закона N 237-ФЗ, решение бюджетного учреждения, принятое по итогам рассмотрения заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства.
Из материалов представленных административным истцом следует 10.06.2022 г. Ч.З.А. обратилась в ГБУ с заявлением об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, указав на ошибки, допущенные при определении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N, N
По итогам рассмотрения данного заявления 11.07.2022 г. ГБУ принято решение от 08.07.2022 г. N 2 об отказе в перерасчете кадастровой стоимости, если наличие ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, не выявлено, которое 11.07.2022 г. направлено в адрес Ч.З.А. и получено последней лично 13.07.2022 г.
Принимая во внимание, что положениями Федерального закона N 237-ФЗ, Ч.З.А. предоставлено право на обращение с заявлением об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости, которое, в свою очередь принято и рассмотрено бюджетным учреждением, соответственно не исключено ее право в судебном порядке оспорить решение бюджетного учреждения, принятое по ее заявлению об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Вместе с тем с административным иском в суд обратилось ООО ЦЛГ "У.", которое в свою очередь с заявлением об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости объектов недвижимости, в порядке, предусмотренном пунктами 6-11 статьи 21 Федерального закона N 237-ФЗ, в ГБУ не обращалось, соответственно какого-либо решения по результатам рассмотрения заявления не принималось.
Таким образом, административным истцом не соблюден внесудебный порядок пересмотра кадастровой стоимости в связи с недостоверностью сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости. При этом, сведений о том, что Ч.З.А. обращалась в ГБУ, являясь представителем ООО ЦЛГ "У.", административным истцом не представлено.
Поскольку административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте недвижимости подано ООО ЦЛГ "У." в суд минуя обращение в бюджетное учреждение, в принятии такого заявления надлежит отказать на основании пункта 1 части 1 статьи 128 КАС РФ, как не подлежащего рассмотрению в судах.
Уплаченную ООО ЦЛГ "У." государственную пошлину за обращение в суд с настоящим административным иском в сумме 4000 рублей (платежное поручение N от 10.11.2022 Точка <данные изъяты>) надлежит возвратить по основаниям ч. 2 ст. 128 КАС РФ.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 128, ст. ст. 198, 199 КАС РФ, суд
определил:
В принятии административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью Центр лечебного голодания "У." к Государственному бюджетному учреждению Республики Алтай "Ц." об оспаривании решения и возложении обязанности пересмотреть результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, отказать.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью Центр лечебного голодания "У." государственную пошлину, уплаченную согласно платежному поручению N 1629 от 10.11.2022 <данные изъяты>, в сумме 4000 рублей.
Определение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи частной жалобы через Верховный Суд Республики Алтай в течение 15 дней со дня вынесения определения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда Республики Алтай от 28 ноября 2022 г. N 9а-16/2022
Текст определения предоставлен Верховным Судом Республики Алтай по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании