Решение Алтайского краевого суда от 27 декабря 2022 г. N 3а-1314/2022
Алтайский краевой суд, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью "В." к Управлению Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов об оспаривании нормативного правового акта, установил:
общество с ограниченной ответственностью "В." (далее по тексту ООО "В.", Общество) обратилось в Алтайский краевой суд с административным иском к Управлению Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов (далее Управление по тарифам, орган регулирования) о признании недействующим со дня принятия решения от 20 декабря 2021 года N 555 "Об утверждении обществу с ограниченной ответственностью "В." единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в Рубцовской зоне Алтайского края на 2022 год" в части установленных в приложении 1 финансовых потребностей на реализацию мероприятий по транспортированию твердых коммунальных отходов (раздел 2), финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы (раздел 4), а также в части установленного в приложении 2 единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для населения Рубцовской зоны Алтайского края с 01 июля 2022 года по 31 декабря 2022 года; возложении на Управление по тарифам обязанности принять новый нормативный правовой акт об утверждении ООО "В." единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в Рубцовской зоне Алтайского края на 2022 год в течение 10 дней с момента вступления в законную силу решения суда, установив в разделе 2 приложения 1 финансовые потребности на реализацию мероприятий по транспортированию твердых коммунальных отходов в размере 284 061,87 тыс. руб., в разделе 4 приложения 1 финансовые потребности, необходимые для реализации производственной программы в размере 355 231,29 руб., а также в части установленных в приложении 2 единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для населения Рубцовской зоны Алтайского края с 01 июля 2022 года по 31 декабря 2022 года следующий тариф: для твердых коммунальных отходов IV класса опасности - 824,03 руб./куб. м, для твердых коммунальных отходов V класса опасности - 816,72 руб. /куб. м.
В ходе рассмотрения дела административный истец многократно уточнял административный иск, а именно основания иска. Окончательная уточненная редакция административного иска представлена 19 декабря 2022 года. /том 4 л.д. 157-166/. Представитель административного истца О.А.А. в судебном заседании 27 декабря 2022 года просил рассматривать иск только по доводам и основаниям уточненной редакции, указав, что все иные основания, ранее указанные в уточненных исках не поддерживает, настаивает на доводах и основаниях, приведенных в окончательной уточненной редакции административного иска. /протокол судебного заседания оборотная сторона л.д. 35 том 5 /.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что оспариваемым нормативным правовым актом утвержден тариф, который не покрывает расходы административного истца, является необоснованно заниженным и негативно сказывается на хозяйственной деятельности предприятия. Полагает, что административным ответчиком при утверждении тарифа были незаконно уменьшены расходы регионального оператора на захоронение на объектах, используемых для обращения с твердыми коммунальными отходами (далее по тексту ТКО), также занижены расходы Общества на транспортирование твердых коммунальных отходов, поскольку при утверждении тарифа неверно избран метод расчета затрат на транспортирование. Применен метод экономически обоснованных расходов, в то время как должна была осуществляться индексация, исходя из принятых затрат на 2021 год с применением индексов прогноза социально-экономического развития Российской Федерации без анализа экономически обоснованных расходов. Также ООО "В.Г." полагает, что административным ответчиком неверно рассчитаны сбытовые расходы регионального оператора. В частности, в нарушение п. 89 Методических указаний, Управлением по тарифам к расчету было принято 2% от НВВ утвержденной на 2021 год, в то время как предыдущим годом регулирования, за который имелась подтвержденная бухгалтерская и статическая отчетность является 2020 год.
С учетом того, что административным ответчиком занижены расходы на транспортирование ТКО, которые влияют на плановый экономически обоснованный размер расчетной предпринимательской прибыли на 2022 год, данный показатель также необоснованно занижен.
В судебном заседании представитель административного истца О.А.А. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в уточненном иске от 19 декабря 2022 года.
Представитель административного ответчика К.О.А. в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в письменных отзывах (л.д. 215-220 т. 1, л.д. 13-23 т. 2, л.д. 30, 167, 196 том 4).
Выслушав объяснения представителя административного истца, административного ответчика, заключение прокурора, полагавшего административные исковые требования подлежащими частичному удовлетворению, изучив материалы административного дела, материалы тарифного дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что органом исполнительной власти Алтайского края - Управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов 20 декабря 2021 года принято решение N 555 "Об утверждении обществу с ограниченной ответственностью "В." единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в Рубцовской зоне Алтайского края на 2022 год", которым пунктом 1 утверждена производственная программа для общества с ограниченной ответственностью "В.", пунктом 2 установлен единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в Рубцовской зоне Алтайского края, дифференцированный по классам опасности твердых коммунальных отходов, для общества с ограниченной ответственностью "В." на 2022 год согласно приложению 2 к настоящему решению.
Анализ данного правового акта позволяет суду сделать вывод о том, что он является нормативным, поскольку отвечает признакам нормативности, предусмотренным пунктом 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", а именно содержит правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений, возникающих в сфере предоставления административным истцом коммунальной услуги по захоронению твердых коммунальных отходов для потребителей отдельных муниципальных образований Алтайского края.
Следовательно, Решение может быть оспорено административным истцом в Алтайском краевом суде в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу подпункта 55 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту "в" части 2 статьи 2 Закона Алтайского края от 02 сентября 2015 года N 69-ЗС "О системе органов исполнительной власти Алтайского края" систему органов исполнительной власти Алтайского края составляют, в том числе, управления Алтайского края.
На основании постановления Администрации Алтайского края от 12 февраля 2010 года N 52 образовано Управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов, полномочия которого в части установления тарифов по обращению с ТКО предусмотрены пунктами 4.45.10, 4.45.11 Постановления Администрации Алтайского края от 30 ноября 2011 года N 695 "Об утверждении положения об управлении Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов".
Частью 1 Закона Алтайского края от 09 ноября 2006 года N 122-ЗС "О правотворческой деятельности" предусмотрено, что официальным опубликованием Устава (Основного Закона) Алтайского края, законов Алтайского края, иных нормативных правовых актов Алтайского края считается первая публикация его полного текста в газете "Алтайская правда" или первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
Материалами административного дела подтверждается, что оспариваемый нормативный правовой акт принят административным ответчиком в форме решения, то есть в соответствии с изложенными нормативными предписаниями, предъявляемыми к форме нормативного правового акта управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов.
Решение Управления по тарифам Алтайского края от 20 декабря 2021 года N 555 "Об утверждении обществу с ограниченной ответственностью "В." единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в Рубцовской зоне Алтайского края на 2022 год" опубликовано на официальном интернет-портале www.pravo.gov.ru 21 декабря 2021 года, номер опубликования 2201202112210054, включено в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации N RU 22000202102574 от 21 марта 2022 года.
Оспариваемый нормативный акт принят органом исполнительной власти Алтайского края, уполномоченным на установление тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии со статьей 24.8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пунктом 3.1 Положения об управлении Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 30 ноября 2011 года N 695, при наличии необходимого кворума правления управления, с соблюдением установленных законом требований к форме, процедуре принятия и порядка опубликования, и по этим основаниям не оспаривается.
Проверяя соответствие Решения положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Отношения в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами и установления тарифов в сфере деятельности региональных операторов регулируются Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами" (вместе с "Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами"), далее - Основы ценообразования, а также Приказом ФАС России от 21 ноября 2016 года N 1638/16 "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами", далее - Методические указания.
Судом установлено, что на основании соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Рубцовской зоне Алтайского края N 867/18-РО от 06 декабря 2018 года, заключенного с Министерством строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края, ООО "В." присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами. Период действия соглашения 4 года: с 01 января 2019 года по 31 декабря 2022 года.
Из материалов дела следует, что по заявлению ООО "В." от 31 августа 2021 года /л.д. 2 том 5/ Управление открыло тарифное дело об установлении тарифа на услугу регионального оператора.
На основании представленных ООО "В." документов решением Управления по тарифам от 20 декабря 2021 года N 555 ООО "В." утверждена производственная программа, которой финансовые потребности необходимые на реализации мероприятий по транспортированию ТКО утверждены в размере 216 331, 89 тыс. руб. (раздел 2 Приложения 1), финансовые потребности необходимые для реализации производственной программы установлены в размере 286 964, 30 тыс. руб. (раздел 4 Приложения 1), а также утвержден единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в Рубцовской зоне на 2022 год - для ТКО IV класса опасности в период с 01 января 2022 года по 30 июня 2022 года - 516,40 руб./куб. м, с 01 июля 2022 года по 31 декабря 2022 года - 566,66 руб./куб. м; для ТКО V класса опасности в период с 01 января 2022 года по 30 июня 2022 года - 498,42 руб./куб. м, с 01 июля 2022 года по 31 декабря 2022 года - 559,60 руб./куб. м. (Приложение 2). /л.д. 180-182 том 1/.
Оспаривая данное решение административным истцом приведены доводы о неправильном учете в утвержденном тарифе расходов на транспортирование ТКО в связи с неверным выбором метода регулирования тарифов. Полагает, что в данном случае расчет необходимо было осуществить методом индексации, а не методом экономически обоснованных расходов, причем индексация должна осуществляться исходя из принятых затрат на 2021 год с применением индексов прогноза социально-экономического развития Российской Федерации без анализа экономически обоснованных расходов.
Давая оценку доводам административного истца в данной части, суд приходит к следующим выводам.
Согласно положений пункта 19 Основ ценообразования при установлении тарифов применяются: метод экономически обоснованных расходов (затрат); метод индексации; метод доходности инвестированного капитала.
Метод экономически обоснованных расходов (затрат) может применяться лишь в случае, если в отношении регулируемой организации (в отношении отдельных регулируемых видов деятельности) в течение предыдущего года не осуществлялось государственное регулирование тарифов (пункт 28 Основ ценообразования).
Пунктом 21 Основ ценообразования N 484 предусмотрено, что долгосрочные тарифы устанавливаются с применением метода индексации или метода доходности инвестированного капитала.
В соответствии с пунктом 83 Методических указаний единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами устанавливается в соответствии с условиями соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемого между региональным оператором и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по результатам конкурса на выбор регионального оператора.
В данном случае долгосрочные тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для ООО "В." не устанавливались.
Первым годом тарифного регулирования являлся 2019 год. Тариф был установлен на основании конкурсной заявки по результатам торгов, которые были признаны несостоявшимися по причине наличия единственного участника без оценки экономической составляющей собственных расходов регионального оператора. Тарифное регулирование на 2020 и 2021 годы осуществлялось с использованием метода экономически обоснованных расходов на основании п. 28 Основ ценообразования N 484, с учетом оценки экономической составляющей собственных расходов регионального оператора. Метод установления тарифов на 2020-2021 годы ООО "В." не оспаривался.
Этот же метод был указан Обществом в заявлении об установлении единого тарифа на 2022 год.
В соответствии с пунктом 16 Основ ценообразования N 484 необходимая валовая выручка определяется исходя из экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения показателей эффективности.
В соответствии с пунктом 88 Методических указаний N 1638/16 расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов формируются исходя из расходов на оплату выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями работ и (или) услуг, связанных с осуществлением деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов в соответствии с договорами, заключаемыми региональным оператором с операторами, осуществляющими транспортирование твердых коммунальных отходов, и (или) собственных расходов регионального оператора на транспортирование твердых коммунальных отходов, осуществляемых региональным оператором, с учетом положений пунктов 12, 14 Основ ценообразования N 484.
В соответствии с пунктом 12 Основ ценообразования N 484 при установлении тарифов из необходимой валовой выручки исключаются:
а) экономически не обоснованные доходы прошлых периодов регулирования, включая доходы, полученные с нарушением требований законодательства Российской Федерации при установлении и применении регулируемых тарифов, в том числе выявленные при осуществлении государственного контроля (надзора);
б) расходы, связанные с приобретением регулируемой организацией товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении регулируемых видов деятельности, по завышенным ценам и в завышенных объемах, выявленные при осуществлении государственного контроля (надзора) и (или) анализа уровня расходов (затрат) в отношении других регулируемых организаций, осуществляющих аналогичные виды деятельности в сопоставимых условиях.
Согласно пункту 14 Основ ценообразования N 484 при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, определенные с учетом следующих данных (в приоритетном порядке): а) цены (тарифы) на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), установленные органом регулирования тарифов, - в случае, если цены (тарифы) на такие товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию; б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов; в) прогнозные показатели, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, или (при наличии) следующие прогнозные показатели, определенные в базовом варианте уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период: прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году); темпы роста цен на природный газ и другие виды топлива; темпы роста цен на электрическую энергию; темпы роста цен на капитальное строительство; темпы роста заработной платы; г) сведения о расходах на приобретаемые товары (работы, услуги), производимых другими регулируемыми организациями в сопоставимых условиях; д) цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации; е) данные бухгалтерского учета и статистической отчетности регулируемой организации за 3 предыдущих периода регулирования.
Согласно подпункту (е) пункта 8 Правил регулирования N 484 к заявлению об установлении тарифов прилагаются следующие обосновывающие материалы расчет расходов на осуществление регулируемых видов деятельности и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых индексов, норм и нормативов расчета, а также метода регулирования тарифов) и предлагаемых значений долгосрочных параметров регулирования, рассчитанных в соответствии с Методическими указаниями N 1638/16 по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.
Системное и взаимосвязанное толкование всех вышеперечисленных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что в необходимую валовую выручку регулируемой организации включаются только экономически обоснованные расходы, в том числе экономически обоснованные расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов.
Следовательно, регулируемая организация обязана предоставить в подтверждение расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, в том числе расходов на транспортирование ТКО, приложение экономического обоснования исходных данных.
Таким образом, вне зависимости от метода регулирования, тарифный орган, при установлении тарифа, обязан провести анализ обоснованности расходов регулируемой организации. Определение расходов на транспортирование на следующий период регулирования - 2022 год, с применением только метода индексации исходя из затрат, признанных тарифным органом экономически необоснованными, противоречило бы законодательству о ценообразовании в сфере обращения с ТКО.
В данном случае Управлением по тарифам проведен анализ экономической обоснованности расходов на транспортирование, который подробно изложен в Экспертном заключении /оборотная сторона стр. 21 Экспертного заключения, л.д. 13 том 5/, расходы на транспортирование ТКО на 2022 год приняты в размере 215 097, 54 тыс. руб.
При этом сам расчет расходов на транспортирование и их экономическое обоснование административным истцом не оспаривается, доводы административного иска, с учетом уточнения в окончательной редакции, направлены только на неправильность выбора административным ответчиком метода установления тарифа в части определения расходов на транспортирование ТКО.
С учетом изложенного, доводы административного истца в данной части подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании норм материального права.
Также суд не находит оснований согласиться с доводами административного истца в части неверного расчета в составе тарифа расходов на захоронение и обработку ТКО.
В соответствии с пунктом 90 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регионального оператора определяется в соответствии с Методическими указаниями как сумма необходимой валовой выручки организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, включая обработку твердых коммунальных отходов, в том числе собственная необходимая валовая выручка регионального оператора, относимая на такие виды деятельности, расходов на транспортирование твердых коммунальных отходов, а также расходов на приобретение контейнеров и бункеров для накопления твердых коммунальных отходов и их содержание, уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов и расходов, связанных с предоставлением безотзывной банковской гарантии в обеспечение исполнения обязательств по соглашению об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенному органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором.
Частью 2 статьи 24.8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, и в отношении каждого осуществляемого вида деятельности с учетом территориальной схемы обращения с отходами.
При этом расходы на самостоятельное осуществление региональным оператором обезвреживания, обработки и (или) захоронения твердых коммунальных отходов учитываются при расчете единого тарифа в составе показателя "расходы регионального оператора по обезвреживанию, обработке, захоронению твердых коммунальных отходов на объектах, используемых для обращения с твердыми коммунальными отходами" согласно формуле 44 Методических указаний исходя из установленных предельных тарифов (или цен, не превышающих установленные предельные тарифы) и соответствующего объема/массы твердых коммунальных отходов.
В Рубцовской зоне деятельности регионального оператора, согласно Территориальной схемы Алтайского края, захоронение ТКО осуществляется на двух объектах захоронения ТКО: полигон, расположенный в с. Волчиха, оператор, осуществляющий захоронение - ООО "В."; полигон, расположенный в 2,5 км северо-западнее п. Мичуринский, Рубцовского района, оператор, осуществляющий захоронение - ООО "Б.". Обработка ТКО осуществляется на одном объекте обработки - мусоросортировочный комплекс, расположенный в 3 км на северо-запад от п. Мичуринский, оператор, осуществляющий обработку ТКО - ООО "К.".
Предельные тарифы на захоронение ТКО для ООО "В." утверждены решением Управления по тарифам от 24 ноября 2021 года N 341 (в редакции от 09 декабря 2021 года N 417) /л.д. 209 том 4/. НВВ на захоронение на 2022 год установлена в размере 2 046, 92 тыс. руб.
Предельные тарифы на захоронение ТКО для ООО "Б." утверждены решением Управления по тарифам от 09 декабря 2021 года N 415 /л.д.203 том 4/. НВВ на захоронение на 2022 год установлена в размере 18 557, 91 тыс. руб.
Предельные тарифы на обработку ТКО для ООО "К." утверждены решением Управления по тарифам от 20 декабря 2021 года N 551 /л.д.212 том 4/. НВВ на обработку на 2022 год установлена в размере 24 422, 36 тыс. руб.
Указанные решения никем не оспорены, являются действующими.
Следовательно, расчет расходов ООО "В." на захоронение и обработку ТКО на 2022 год составит: 2 046, 92 тыс. руб. + 18 557, 91 тыс. руб. +24 422, 36 тыс. руб. = 45 027, 19 тыс. руб.
Представленный в уточненном административном иске расчет административного истца является неверным, поскольку, во-первых содержит арифметическую ошибку (описку) вместо 24 422, 36 тыс. руб. в расчет подставлена сумма 24 442, 36 тыс., во-вторых оснований для использования в расчете иных сумм предельных тарифов (с иным округлением после запятой числа) по сравнению с утвержденными вышеприведенными решения тарифного органа, предусмотренных законом оснований, не имелось.
В части доводов административного истца о занижении административным ответчиком сбытовых расходов, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 33 Основ ценообразования N 484 (в редакции Постановления Правительства РФ от 02.12.2021 N 2181, действующей на дату принятия оспариваемого решения) сбытовые расходы регионального оператора определяются в соответствии с методическими указаниями и включают расходы по сомнительным долгам в размере фактической дебиторской задолженности, но не более 5 процентов на 2022-2024 годы, не более 3 процентов на 2025-2026 годы и не более 2 процентов начиная с 2027 года необходимой валовой выручки, установленной для регионального оператора на предыдущий период регулирования.
В соответствии с пунктом 89 Методических указаний к сбытовым расходам регионального оператора относятся расходы по сомнительным долгам в размере фактической дебиторской задолженности, но не более 2 процентов необходимой валовой выручки, установленной для регионального оператора на предыдущий период регулирования, за который имеются подтвержденные бухгалтерской и статистической отчетностью данные.
В данном случае суд соглашается с позицией административного истца о том, что предыдущим периодом регулирования, за который имелись на момент принятия тарифным органом оспариваемого решения, данные подтвержденные бухгалтерской и статистической отчетностью являлся 2020, а не 2021 год. Следовательно, оснований для расчета 2 процентов от НВВ 2020 года у Управления по тарифам, не имелось.
Доводы административного ответчика о том, что тарифный орган вправе был рассчитать сбытовые расходы исходя из планового показателя 2021 года, подлежат отклонению, поскольку такая методика расчета какими либо нормативными правовыми актами, не предусмотрена. Пунктом 89 Методических указаний установлена императивная норма определения предыдущего периода регулирования для расчета сбытовых расходов.
Кроме того, при расчете сбытовых расходов тарифным органом не было учтено следующее.
Наличие сомнительных долгов еще не свидетельствует о том, что они не могут быть взысканы и возвращены должником.
Определение сомнительного долга предусмотрено пунктом 1 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым таковой признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией. При наличии у налогоплательщика перед контрагентом встречного обязательства (кредиторской задолженности) сомнительным долгом признается соответствующая задолженность перед налогоплательщиком в той части, которая превышает указанную кредиторскую задолженность налогоплательщика перед этим контрагентом. При наличии задолженностей перед налогоплательщиком с разными сроками возникновения уменьшение таких задолженностей на кредиторскую задолженность налогоплательщика производится начиная с первой по времени возникновения.
Согласно пункту 2 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.
Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) также признаются долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, вынесенным в порядке, установленном Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в случае возврата взыскателю исполнительного документа по следующим основаниям: невозможно установить место нахождения должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях; у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.
В соответствии с пунктом 77 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 г. N 34н (далее по тексту Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации) дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, списываются по каждому обязательству также на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся соответственно на счет средств резерва сомнительных долгов либо на финансовые результаты у коммерческой организации, если в период, предшествующий отчетному, суммы этих долгов не резервировались в порядке, предусмотренном пунктом 70 настоящего Положения, или на увеличение расходов у некоммерческой организации.
Из пункта 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, следует, что организация создает резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации. Сомнительной считается дебиторская задолженность организации, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями. Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично. Если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва сомнительных долгов, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года к финансовым результатам.
Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденные приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 года N 94н для обобщения информации о резервах по сомнительным долгам предназначен счет 63 "Резервы по сомнительным долгам". На сумму создаваемых резервов делаются записи по дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы" и кредиту счета 63 "Резервы по сомнительным долгам". При списании невостребованных долгов, ранее признанных организацией сомнительными, записи производятся по дебету счета 63 "Резервы по сомнительным долгам" в корреспонденции с соответствующими счетами учета расчетов с дебиторами. Присоединение неиспользованных сумм резервов по сомнительным долгам к прибыли отчетного периода, следующего за периодом их создания, отражается по дебету счета 63 "Резервы по сомнительным долгам" и кредиту счета 91 "Прочие доходы и расходы". Аналитический учет по счету 63 "Резервы по сомнительным долгам" ведется по каждому созданному резерву.
Из материалов тарифного дела невозможно установить, каким образом, на основании каких документов и в какой сумме тарифным органом была определена фактическая дебиторская задолженность. Экспертное заключение таких сведений не содержит.
Вместе с тем, и пунктом 89 Методических указаний, и пунктом 33 Основ ценообразования N 484 установлено правило, в соответствии с которым, переход к процентному отношению от НВВ осуществляется только в том случае, если размер фактической дебиторской задолженности превышает установленный процент.
Из представленной ООО "В." в материалы тарифного дела на электронном носителе на запрос Управления по тарифам информации по работе с дебиторской задолженностью за 2020 год /л.д. 1 том 5/ следует, что такая задолженность в 2020 году составила 2 121 747 руб. 85 коп., что менее 2 процентов от утвержденной НВВ на 2020 год. Иных данных по размеру фактической дебиторской задолженности по сомнительным долгам, как уже было указано судом, материалы тарифного дела, не содержат.
При изложенных обстоятельствах, определение тарифным органом размера сбытовых расходов расчетным путем без анализа размера подтвержденных сомнительных долгов, противоречит нормам действующего законодательства, требования административного истца в части неверного расчета сбытовых расходов, подлежат удовлетворению.
Размер определенных Управлением по тарифам сбытовых расходов не влияет на показатель размера расчетной предпринимательской прибыли, в связи с чем доводы административного истца о занижение планового размера расчетной предпринимательской прибыли на 2022 год подлежат отклонению. В части неверного расчета расходов на транспортирование, которые включаются в состав расчетной предпринимательской прибыли судом уже дана оценка доводам административного истца, которые отклонены.
Поскольку размер определенных тарифным органом сбытовых расходов повлиял на конечный показатель установленных в Приложении 1 финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы (раздел 4), а также на размер установленного в Приложении 2 единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для населения Рубцовской зоны Алтайского края, дифференцированный по классам опасности твердых коммунальных отходов, для общества с ограниченной ответственностью "В." с 01 июля 2022 года по 31 декабря 2022 года и не повлиял на размер установленных в Приложении 1 финансовых потребностей на реализацию мероприятий по транспортированию твердых коммунальных отходов (раздел 2), требования административного истца подлежат удовлетворению в части.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд учитывает, что оспариваемый нормативный правовой акт имеет ограниченный срок действия, в связи с чем признание его недействующим со дня принятия достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных ст. 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим в соответствующей части со дня его принятия.
Требование административного истца, изложенное во втором абзаце просительной части уточненного административного искового заявления о возложении на Управление обязанности принять новый нормативный акт об утверждении Обществу единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2022 год в конкретном размере являются излишне заявленными, поскольку при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов полномочия судов ограничены проверкой законности соответствующих актов, решать вопрос о том, каким образом должны быть изложены положения таких актов, суд не вправе.
В силу п. 2 ч. 4 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятом решении подлежит опубликованию на Официальном Интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru).
На основании статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административного ответчика в пользу административного истца подлежат взысканию судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 4 500 руб.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, решил:
административные исковые требования Общества с ограниченной ответственностью "В." об оспаривании нормативного правового акта удовлетворить частично.
Признать недействующим со дня принятия решение Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 20 декабря 2021 года N 555 "Об утверждении обществу с ограниченной ответственностью "В." единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в Рубцовской зоне Алтайского края на 2022 год" в части установленных в приложении 1 финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы (раздел 4), а также в части установленного в приложении 2 единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для населения Рубцовской зоны Алтайского края, дифференцированный по классам опасности твердых коммунальных отходов, для общества с ограниченной ответственностью "В." с 01 июля 2022 года по 31 декабря 2022 года.
В удовлетворении оставшейся части административных исковых требований отказать.
Взыскать с управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов в пользу Общества с ограниченной ответственностью "В." судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 4 500 руб.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня принятия решения в мотивированном виде через Алтайский краевой суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Алтайского краевого суда от 27 декабря 2022 г. N 3а-1314/2022
Текст решения предоставлен Алтайским краевым судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании