Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
города Мурманска
от 15.02.2023 N 630
Бюджетный прогноз
муниципального образования город Мурманск на долгосрочный период до 2035 года
1. Общие положения
Бюджетный прогноз муниципального образования город Мурманск на долгосрочный период до 2035 года (далее - Бюджетный прогноз) относится к документам стратегического планирования и разработан в соответствии со статьей 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, решением Совета депутатов города Мурманска от 26.05.2008 N 50-618 "Об утверждении Положения о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в муниципальном образовании город Мурманск", постановлением администрации города Мурманска от 15.07.2015 N 1926 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения бюджетного прогноза муниципального образования город Мурманск на долгосрочный период".
Бюджетный прогноз разработан на основе долгосрочного прогноза социально-экономического развития муниципального образования город Мурманск до 2035 года, утвержденного постановлением администрации города Мурманска от 15.11.2022 N 3537, в условиях налогового и бюджетного законодательства, действующего на момент его составления, с учетом основных направлений бюджетной и налоговой политики муниципального образования город Мурманск.
При разработке Бюджетного прогноза также были учтены положения Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", в котором поставлены национальные цели развития во всех сферах общественной жизни: повышение качества жизни и благосостояния граждан, снижение бедности и неравенства, повышение качества и доступности образования, создание современной инфраструктуры.
Бюджетный прогноз определяет основные параметры бюджета муниципального образования город Мурманск (далее - бюджет города) на период до 2035 года и показатели финансового обеспечения муниципальных программ муниципального образования город Мурманск.
Целью долгосрочного бюджетного планирования в муниципальном образовании город Мурманск (далее - город Мурманск) является обеспечение предсказуемости его развития, что позволяет оценивать долгосрочные тенденции изменений объема и структуры доходов и расходов, привлечения и обслуживания заимствований, а также вырабатывать соответствующие меры, направленные на повышение устойчивости и эффективности функционирования бюджетной системы города Мурманска.
Основными задачами, способствующими достижению цели долгосрочного бюджетного планирования, являются:
- осуществление бюджетного прогнозирования на период, позволяющий оценить основные изменения, тенденции и последствия социально-экономических и иных явлений, оказывающих наибольшее воздействие на состояние бюджета города;
- выработка и реализация решений по принятию дополнительных мер совершенствования бюджетной и налоговой политики, включая повышение эффективности бюджетных расходов, способствующих достижению сбалансированности бюджета города и обеспечению реализации документов стратегического планирования в городе Мурманске;
- повышение достоверности прогнозирования основных характеристик бюджета города и иных показателей, характеризующих его состояние;
- обеспечение прозрачности и предсказуемости параметров бюджета города, в том числе базовых принципов и условий реализации бюджетной и налоговой политики;
- оценка потенциальных объемов долгосрочных параметров финансового обеспечения отдельных направлений социально-экономической политики, включая показатели муниципальных программ города Мурманска на период их действия;
- выявление и профилактика бюджетных рисков и угроз сбалансированности бюджета города, своевременное обнаружение и принятие мер по минимизации негативных последствий реализации соответствующих рисков и угроз.
Решение указанных задач обеспечивается в рамках комплексного подхода, включающего в себя:
- обеспечение взаимного соответствия и координации Бюджетного прогноза с другими документами стратегического планирования, в первую очередь с прогнозом социально-экономического развития города Мурманска на долгосрочный период и муниципальными программами города Мурманска;
- систематизацию и регулярный учет основных бюджетных рисков и угроз сбалансированности бюджета города;
- полноценное включение разработки и обеспечение учета Бюджетного прогноза в рамках бюджетного процесса.
2. Основные итоги бюджетного развития города Мурманска, условия формирования бюджетного прогноза в текущем периоде
2.1. Основные итоги бюджетного развития города Мурманска
Бюджетное развитие города Мурманска в период, предшествующий разработке Бюджетного прогноза, осуществлялось на всех этапах бюджетного процесса.
Ключевые направления развития города Мурманска в бюджетно-финансовой сфере определялись положениями основных направлений бюджетной и налоговой политики города Мурманска на соответствующие годы.
В целях совершенствования процесса формирования муниципальных программ города Мурманска, повышения эффективности их реализации, реализации программно-целевых принципов организации деятельности органов местного самоуправления муниципального образования город Мурманск продолжает работать Программно-целевой совет города Мурманска.
По итогам работы по реализации программно-целевых подходов и инструментов бюджетирования, ориентированных на результат, достигнуто увеличение доли "программных расходов", то есть непосредственно увязанных с целями и результатами бюджетной политики, для достижения которых используются бюджетные средства, до уровня 96-98% от общего объема расходов бюджета города ежегодно.
В 2022 году установлен новый порядок разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ города Мурманска, действующих начиная с 2023 года.
На этапе утверждения и исполнения бюджетов в рамках соблюдения базового принципа бюджетной политики, предусматривающего обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета города, администрацией города Мурманска реализовывался План мероприятий по консолидации бюджетных средств муниципального образования город Мурманск в целях оздоровления муниципальных финансов (далее - план мероприятий).
Реализация плана мероприятий позволила улучшить качество системы администрирования доходов бюджета города, а также оптимизировать расходы, перенаправив их на приоритетные направления расходов бюджета города.
В целях роста налогооблагаемой базы города Мурманска, сокращения числа убыточных организаций, а также увеличения поступления налогов и иных обязательных платежей в бюджет города с 2010 года осуществляет работу межведомственная комиссия по налогам и сборам, легализации объектов налогообложения и увеличения доходной части бюджета города Мурманска, созданная постановлением администрации города Мурманска от 15.11.2010 N 2033 "О создании межведомственной комиссии по налогам и сборам, легализации объектов налогообложения и увеличения доходной части бюджета муниципального образования город Мурманск" (далее - Межведомственная комиссия).
Работа Межведомственной комиссии осуществляется во взаимодействии со структурными подразделениями администрации города Мурманска, налоговыми органами Российской Федерации, Государственной инспекцией труда в Мурманской области, УМВД России по г. Мурманску, муниципальными предприятиями и учреждениями города Мурманска.
Межведомственная комиссия в целях увеличения поступления налогов и иных обязательных платежей проводит работу с организациями, осуществляющими свою деятельность на территории города Мурманска и имеющими задолженность по платежам в бюджет города.
За период действия с 2016 по 2019 годы было проведено 80 заседаний Межведомственной комиссии. Результатом проводимой работы стало погашение полностью или частично задолженности на общую сумму 359,4 млн. руб.
Заседания Межведомственной комиссии в 2020-2021 годах не проводились в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой.
В 2022 году работа Межведомственной комиссии возобновилась с рассмотрения общих вопросов по снижению уровня теневой занятости и легализации трудовых отношений в Мурманской области, по снижению уровня безработицы в городе Мурманске.
В целях эффективного управления муниципальным долгом города Мурманска и принятия мер по снижению долговой нагрузки ежегодно в состав основных направлений бюджетной и налоговой политики включаются основные направления долговой политики.
В целях реализации плана мероприятий проводится ежегодная инвентаризация расходов главными распорядителями средств бюджета города, осуществляются мероприятия по реорганизации ряда муниципальных учреждений путем присоединения "мелких" организаций к более "крупным" и создания филиальной сети, что ведет к уменьшению расходов на управленческий персонал и проведению централизованных закупок на оказание услуг.
2.2. Условия формирования Бюджетного прогноза в текущем периоде
Исполнение бюджета города с 2018 по 2022 год характеризуется следующими данными:
млн. руб.
Показатель |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
Доходы, в том числе: |
14 261,7 |
15 436,7 |
16 622,1 |
20 474,7 |
21 279,9 |
безвозмездные поступления: |
5 463,2 |
6 317,2 |
7 704,2 |
9 128,5 |
11 740,9 |
их доля в общей сумме доходов бюджета города Мурманска |
38,3% |
40,9% |
46,4% |
44,6% |
55,1% |
Расходы |
14 198,1 |
15 546,8 |
16 552,3 |
20 060,2 |
22 086,0 |
Дефицит (-), профицит (+) |
63,6 |
-110,1 |
69,8 |
414,5 |
-806,1 |
Муниципальный долг на 1 число месяца, следующего за отчетным годом |
1 695,0 |
1 795,0 |
1 900,0 |
1 525,0 |
2 020,0 |
Доходы бюджета города за вышеуказанный период увеличились на 49,2%, при этом рост безвозмездных поступлений составил 114,9%.
Рост расходов составил 55,6%.
Муниципальный долг увеличился на 19,1%.
Динамика поступлений доходов в бюджет города за период с 2018 по 2022 год представлена в таблице:
млн. руб.
Показатель |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
Налоговые доходы, в том числе: |
8 143,5 |
8 478,9 |
8 498,8 |
10 763,1 |
8 798,3 |
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) |
4 127,9 |
4 227,4 |
4 876,8 |
6 132,3 |
5 133,6 |
Налоги на совокупный доход, в том числе: |
3 323,8 |
3 481,1 |
2 892,0 |
3 843,4 |
2 772,0 |
- налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения (УСН) |
1 208,7 |
1 308,6 |
913,5 |
799,3 |
1 170,7 |
- единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности |
167,4 |
162,3 |
127,2 |
37,5 |
0,4 |
- единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) |
1 923,8 |
1 981,7 |
1 823,5 |
2 977,9 |
1 574,4 |
- налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения |
23,9 |
28,5 |
27,8 |
28,5 |
26,5 |
Налоги на имущество, в том числе: |
586,6 |
669,9 |
628,4 |
676,9 |
768,1 |
- налог на имущество физических лиц |
212,4 |
225,4 |
246,1 |
257,5 |
275,8 |
- земельный налог |
374,2 |
444,5 |
382,3 |
419,4 |
492,3 |
Неналоговые доходы |
655,0 |
640,6 |
419,1 |
583,1 |
740,6 |
Безвозмездные поступления |
5 463,2 |
6 317,2 |
7 704,2 |
9 128,5 |
11 740,9 |
Всего доходов: |
14 261,7 |
15 436,7 |
16 622,1 |
20 474,7 |
21 279,9 |
В структуре доходов бюджета города за 2022 год наибольшую долю занимают безвозмездные поступления (55,2%), налог на доходы физических лиц (24,1%) и налоги на совокупный доход (13,0%).
Поступления по указанным видам доходов в 2022 году по сравнению с 2021 годом:
- безвозмездные поступления увеличились на 2 612,5 млн. рублей, или на 28,6%, в основном за счет роста субсидий на создание дополнительных мест в образовательных организациях, обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства), ликвидацию несакционированных свалок в границах городов и наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда окружающей среде; субвенций на реализацию Закона Мурманской области "О единой субвенции местным бюджетам на финансовое обеспечение образовательной деятельности" и на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений; иных межбюджетных трансфертов (далее - ИМТ), на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках реализации национального проекта "Безопасные качественные дороги" за счет дорожного фонда, на обеспечение создания безопасных и комфортных мест ожидания общественного транспорта, оборудованных информационным табло о передвижении общественного транспорта, схемами и информацией о периодичности движения, на приведение в нормативное состояние сети автомобильных дорог общего пользования местного значения за счет средств дорожного фонда, а также ИМТ на приобретение жилых помещений для граждан, проживающих в жилищном фонде, на укрепление и обновление материально-технической базы образовательных организаций;
- НДФЛ снизился на 998,7 млн. рублей, или на 16,3%, в основном за счет уменьшения доходов, полученных физическими лицами, в виде дивидендов от долевого участия в деятельности организаций рыбохозяйственной отрасли, на деятельность которых в отчетном году оказало влияние сокращение экспортных поставок рыбы и рыбной продукции, а также доходов, полученных от источников, находящихся за пределами Российской Федерации;
- налоги на совокупный доход уменьшились на 1 071,4 млн. рублей, или на 27,9%, в основном за счет снижения поступлений по ЕСХН за счет уменьшения выручки налогоплательщиков, налоговой базы в связи с ростом расходов на ремонт и приобретение новых судов, а также введенных в отношении Российской Федерации санкций, оказывающих влияние на финансово-хозяйственную деятельность организаций рыбопромышленной отрасли (в том числе закрытие морских портов для выгрузки крабовой продукции и ограничения по валютным операциям); налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения за счет перехода части налогоплательщиков на УСН.
В 2022 году, как и в предыдущие годы, поступление налоговых доходов бюджета города существенно зависело от результатов деятельности крупнейших налогоплательщиков рыбопромышленной отрасли, которые по сравнению с 2021 годом ухудшились в результате санкционного давления западных стран.
Так снижение ЕСХН в 2022 году по сравнению с предыдущим годом составило 1 403,5 млн. рублей, а НДФЛ - 998,7 млн. рублей.
В целом снижение налоговых и неналоговых доходов бюджета города за 2022 год по сравнению с 2021 годом составило 1 807,3 млн. рублей, что в свою очередь повлияло на снижение расходной части и рост дефицита бюджета города.
Динамика расходов бюджета города за период с 2018 по 2022 год представлена в таблице:
млн. руб.
Показатель |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
Общегосударственные вопросы |
1 099,7 |
1 138,2 |
1 158,8 |
1 270,2 |
1 512,7 |
Национальная оборона |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,2 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
66,8 |
82,9 |
72,8 |
77,9 |
87,2 |
Национальная экономика |
1 809,0 |
2 328,8 |
2 257,2 |
2 606,8 |
2 777,2 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
1 103,7 |
1 349,3 |
1 686,9 |
1 083,1 |
1 822,3 |
Охрана окружающей среды |
17,7 |
41,4 |
54,1 |
1 189,9 |
1 414,0 |
Образование |
8 038,6 |
8 478,2 |
9 051,3 |
11 420,8 |
11 963,7 |
Культура, кинематография |
788,5 |
814,0 |
849,9 |
996,0 |
888,8 |
Социальная политика |
723,1 |
682,8 |
686,9 |
679,4 |
921,1 |
Физическая культура и спорт |
383,3 |
517,6 |
574,7 |
585,6 |
535,4 |
Средства массовой информации |
68,3 |
78,4 |
71,4 |
80,4 |
82,1 |
Обслуживание государственного и муниципального долга |
99,4 |
35,2 |
88,3 |
70,1 |
81,3 |
Всего расходов: |
14 198,1 |
15 546,8 |
16 552,3 |
20 060,2 |
22 086,0 |
В структуре расходов бюджета города 2021 года наибольшую долю занимают расходы на образование (56,9%), национальную экономику (13,0%) и общегосударственные вопросы (6,3%).
В 2021 году по сравнению с 2020 годом расходы увеличились в основном на:
- оплату труда работникам муниципальных учреждений (индексация с 01.09.2021 на 5%, увеличение МРОТ с 01.01.2021, реализация "майского" Указа Президента РФ);
- реализацию мероприятий в рамках модернизации образования в городе Мурманске;
- продолжение строительства двух ДОУ по улице Капитана Орликовой и улице Достоевского и разработку проектной документации для дальнейшего строительства школы на улице Советской;
- капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог;
- рекультивацию городской свалки твердых отходов;
- возмещение затрат по эксплуатации спортивного объекта "Ледовая арена "Метеор" в рамках концессионного соглашения.
Показатели муниципального долга и расходов на их обслуживание за 2018-2022 годы представлены в таблице:
Показатель |
2018 год (на 01.01.2019) |
2019 год (на 01.01.2020) |
2020 год (на 01.01.2021) |
2021 год (на 01.01.2022) |
2022 год (на 01.01.2023) |
Муниципальный долг на 1 число месяца, следующего за отчетным годом (млн. руб.) |
1 695,0 |
1 795,0 |
1 900,0 |
1 525,0 |
2 020,0 |
Долговая нагрузка (отношение муниципального долга на начало отчетного года к объему налоговых и неналоговых доходов) (%) |
20,4% |
18,6% |
20,1% |
16,7% |
15,8% |
Расходы на обслуживание муниципального долга (млн. руб.) |
99,4 |
35,2 |
88,3 |
70,1 |
81,3 |
Доля расходов на обслуживание муниципального долга в общем объеме расходов (без учета расходов за счет субвенций из областного бюджета) (%) |
1,1% |
0,3% |
0,8% |
0,5% |
0,5% |
Существенному снижению объема муниципального долга в 2021 году способствовало поступление дополнительных доходов ЕСХН и НДФЛ, за счет которых часть кредитов была закрыта досрочно на сумму 560,0 млн. рублей.
В 2022 году на результат деятельности крупнейших налогоплательщиков рыбопромышленной отрасли отрицательное влияние оказала геополитическая ситуация в мире, что существенно снизило поступления налоговых доходов от данной категории плательщиков, вызвало рост дефицита бюджета до 8,5% и муниципального долга.
При этом, несмотря на то что рост муниципального долга за пять лет в целом составил 325,0 млн. рублей, долговая нагрузка (доля муниципального долга в объеме налоговых и неналоговых доходов) на бюджет города в целом снизилась на 4,6% за указанный период.
Важным фактором для уменьшения расходов на обслуживание муниципального долга является снижение процентной ставки по банковским кредитам, что достигается привлечением большего количества участников аукционов, а также установлением оптимальной начальной (максимальной) цены контракта.
Помимо этого, в целях облегчения доступа потенциальных банков-кредиторов к интересующим их данным, а также для обеспечения открытости и доступности информации о состоянии муниципального долга в целом на официальном сайте администрации города Мурманска в сети Интернет ежеквартально размещаются сведения о состоянии муниципального долга и о проведенных конкурсных процедурах по привлечению кредитов.
Для покрытия кассовых разрывов осуществляется привлечение временно не используемых остатков средств на счетах муниципальных бюджетных и автономных учреждений и средств, поступающих во временное распоряжение муниципальных казенных учреждений, что в свою очередь позволяет сократить объем привлечения кредитов кредитных организаций и снизить расходы на обслуживание муниципального долга.
Указанные выше механизмы долговой политики города Мурманска позволили за период с 2018 года по 2022 год сократить объем расходов на обслуживание муниципального долга в целом на 18,2%.
С 01.01.2020 в соответствии с Федеральным законом от 02.08.2019 N 278-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования правового регулирования отношений в сфере государственных (муниципальных) заимствований, управления государственным (муниципальным) долгом и государственными финансовыми активами Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" вступила в силу новая статья 107.1 "Оценка долговой устойчивости субъекта Российской Федерации (муниципального образования)".
В соответствии с данной статьей на финансовые органы субъекта Российской Федерации возложены полномочия по осуществлению ежегодной оценки долговой устойчивости муниципальных образований.
По результатам оценки долговой устойчивости, проводимой Министерством финансов Мурманской области в 2021 и 2022 годах, город Мурманск вошел в перечень муниципальных образований Мурманской области, относящихся к группе заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости (в 2020 году город Мурманск был отнесен к группе заемщиков со средним уровнем долговой устойчивости).
Подтверждение уровня долговой устойчивости на высоком уровне и ряд положительных характеристик финансового состояния указывают на низкую долговую нагрузку, на то, что все взятые обязательства по погашению и обслуживанию заемных средств своевременно исполняются, сохраняется сбалансированность бюджета города.
3. Основные сценарные условия, направления развития, цели и задачи реализации налоговой, бюджетной и долговой политики и их основные показатели
3.1. Основные направления налоговой политики на долгосрочный период
Эффективно функционирующая налоговая система, а также доходы от управления имуществом должны обеспечить достижение основной цели налоговой политики - формирование бюджетных доходов в объемах, необходимых для исполнения расходных обязательств, при поддержании благоприятных условий для экономического роста и притока инвестиций.
Основными направлениями налоговой политики города Мурманска на долгосрочный период являются:
1) взаимодействие и совместная работа с главными администраторами доходов бюджета города в целях повышения уровня собираемости налогов и неналоговых платежей, сокращения недоимки, усиления налоговой дисциплины, улучшения качества администрирования доходов;
2) улучшение предпринимательского и инвестиционного климата в городе Мурманске за счет поддержки развития субъектов малого и среднего предпринимательства, субъектов, реализующих инвестиционные проекты на территории города Мурманска;
3) проведение взвешенной политики в области налоговых льгот (налоговых расходов) по местным налогам.
3.2. Основные направления бюджетной политики на долгосрочный период
Бюджетная политика в области доходов будет направлена на поддержание сбалансированности бюджета города, увеличение собственной доходной базы по следующим направлениям:
1) реализация мероприятий по увеличению поступлений доходов и сокращению задолженности по обязательным платежам в бюджет города;
2) ведение реестров источников доходов бюджета города;
3) обеспечение качественного администрирования всех доходных источников бюджета города участниками бюджетного процесса, повышение уровня их ответственности за прогнозирование доходов и выполнение в полном объеме утвержденных годовых назначений по доходам бюджета города;
4) повышение эффективности управления муниципальными активами с целью увеличения доходов от их использования.
Основными направлениями бюджетной политики в части повышения эффективности бюджетных расходов на долгосрочный период являются:
1) совершенствование применяемых инструментов реализации бюджетной политики, в том числе механизмов проектного управления;
2) создание условий для повышения качества предоставления муниципальных услуг;
3) повышение эффективности процедур проведения муниципальных закупок, совершенствование процедур контроля в данной сфере;
4) обеспечение широкого вовлечения граждан в обсуждение и принятие бюджетных решений, общественного контроля;
5) осуществление предварительного и последующего муниципального финансового контроля;
6) совершенствование социальной поддержки граждан на основе применения принципов адресности и нуждаемости.
При формировании и реализации бюджетной политики на долгосрочный период необходимо исходить из решения следующих основных задач:
- реализации эффективной бюджетной политики, направленной на долгосрочную устойчивость и сбалансированность бюджета города, укрепления доходной базы, формирования оптимальной структуры расходов бюджета города, ориентированной на содействие социальному и экономическому развитию города Мурманска;
- повышения эффективности бюджетных расходов, формирования бюджетных параметров исходя из приоритетности расходов и необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств, в том числе с учетом их оптимизации и эффективности исполнения;
- осуществления мероприятий, направленных на повышение эффективности механизмов реализации муниципальных программ, их ориентации на достижение долгосрочных целей, сформулированных в документах стратегического планирования города Мурманска;
- повышения эффективности системы муниципального финансового контроля, внутреннего финансового контроля и аудита;
- создания условий для повышения качества предоставления муниципальных услуг.
При исполнении бюджета города на весь период действия Бюджетного прогноза необходимо обеспечить эффективное расходование бюджетных средств, четкую увязку бюджетных расходов с установленными целями бюджетной политики, мобилизацию внутренних источников путем проведения оценки эффективности бюджетных расходов, выявления резервов и их дальнейшего направления на социально-экономическое развитие города Мурманска.
Бюджетная политика в области расходов направлена на сохранение преемственности в отношении определенных ранее приоритетов и их достижений, скорректирована с учетом текущей экономической ситуации в стране.
Несмотря на сложные экономические условия, базовые ориентиры бюджетной политики города Мурманска остаются неизменными - это социальная направленность бюджета города, гарантированное исполнение действующих расходных обязательств, участие в реализации национальных проектов.
Первоочередными задачами бюджетной политики в области расходов являются:
1. Сохранение социальной стабильности.
2. Концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях расходов.
3. Повышение эффективности использования бюджетных средств.
4. Повышение прозрачности и открытости бюджета города и бюджетного процесса, обеспечение широкого вовлечения населения города Мурманска в процедуры обсуждения и принятия конкретных бюджетных решений.
Для обеспечения реализации первоочередных задач бюджетной политики в области расходов осуществляются следующие мероприятия:
1. Сохранение социальной стабильности.
В целях сохранения социальной стабильности в бюджете города продолжится работа по следующим основным направлениям:
а) безусловное исполнение публично-нормативных и социально значимых обязательств.
Планируется поддержать достигнутый уровень оплаты труда отдельных категорий работников, определенных "майским" Указом Президента Российской Федерации, с учетом допустимого отклонения уровня средней заработной платы соответствующей категории работников бюджетной сферы от целевого ориентира по итогам года не более 5%.
Также будут обеспечены в полном объеме такие расходы, как оплата проезда к месту отдыха и обратно работников муниципальных учреждений и муниципальных служащих, оказание дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в соответствии с действующим законодательством и правовыми актами муниципального образования город Мурманск, а также прочие мероприятия в области социальной политики;
б) обеспечение своевременной оплаты коммунальных услуг, налога на имущество организаций и земельного налога;
в) поддержание оптимальных объемов и направлений расходов, необходимых для исполнения расходных обязательств города Мурманска, имеющих постоянный характер, исходя из реальных финансовых возможностей бюджета города, в целях обеспечения непрерывности работы муниципальных учреждений, а также обеспечение надлежащего функционирования систем жизнеобеспечения населения города.
2. Концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях расходов.
В приоритизации расходов бюджета города ключевым обязательством по-прежнему остается реализация мероприятий, направленных на достижение национальных целей в соответствии с Указами Президента Российской Федерации.
Участие в реализации национальных проектов позволит привлечь средства бюджетов разных уровней, снизив нагрузку на местный бюджет.
Так в рамках муниципальных программ города Мурманска планируется продолжить участие в следующих национальных проектах:
- "Культура" - создание модельных библиотек (ремонтные работы в информационном интеллект-центре филиала N 5 муниципального бюджетного учреждения культуры "Центральная городская библиотека г. Мурманска"); оснащение музыкальными инструментами, оборудованием и учебными материалами муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования города Мурманска "Детская школа искусств N 1"; капитальный ремонт здания дома 1/16 по улице Полярной Дивизии под размещение художественной школы (продолжение ранее начатых работ);
- "Образование" - строительство школы на 500 мест по улице Советской в целях создания новых мест в общеобразовательных организациях; оплата труда педагогических работников общеобразовательных учреждений (советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями) в целях создания условия для вовлечения молодежи в общественно полезную деятельность;
- "Жилье и городская среда" - продолжение работ по комплексному благоустройству дворовых территорий и общественных территорий; обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда; планировка территорий, формирование (образование) земельных участков, предоставленных на безвозмездной основе многодетным семьям, и обеспечение их объектами коммунальной и дорожной инфраструктуры;
- "Безопасные и качественные автомобильные дороги" - продолжение мероприятий, направленных на приведение в нормативное состояние дорожной сети Мурманской городской агломерации и снижение количества мест концентрации дорожно-транспортных происшествий (аварийно-опасных участков) на дорожной сети;
- "Экология" - продолжение работ по рекультивации городской свалки твердых отходов в целях ликвидации наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда окружающей среде.
Результатом мероприятий, реализуемых в рамках национальных проектов, будет создание благоприятных и комфортных условий для жизни в городе, улучшение качества жизни населения города за счет создания условий для обеспечения граждан доступными и качественными муниципальными услугами.
3. Повышение эффективности использования бюджетных средств.
В условиях ограниченности бюджетных ресурсов возрастает актуальность реализации мер по повышению эффективности использования бюджетных средств за счет:
- поиска внутренних резервов по оптимизации бюджетных расходов (в том числе за счет высвобождаемых ресурсов, полученных в ходе исполнения бюджета города в результате проведения конкурсных процедур) в целях обеспечения финансирования приоритетных направлений расходов бюджета города;
- привлечения муниципальными учреждениями внебюджетных ресурсов, средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности и их направления, в том числе на поддержание достигнутых уровней заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации;
- осуществления работы, направленной на привлечение средств из вышестоящих бюджетов, на решение вопросов местного значения в целях сокращения нагрузки на бюджет города, в том числе путем участия в федеральных или региональных проектах и программах.
4. Повышение прозрачности и открытости бюджета города и бюджетного процесса, обеспечение широкого вовлечения населения города в процедуры обсуждения и принятия конкретных бюджетных решений.
В целях повышения прозрачности и открытости общественных финансов продолжится реализация мероприятий, направленных на:
а) обеспечение прозрачности и открытости бюджета города путем проведения публичных слушаний по проектам решения о бюджете на очередной финансовый год и на плановый период и решения об исполнении бюджета за отчетный период;
б) информирование граждан о бюджетном процессе в городе Мурманске путем размещения информационного ресурса "Бюджет для граждан" в доступной и наглядной форме на сайте администрации города Мурманска в сети Интернет;
в) размещение информации на приказом Минфина России "О составе и порядке размещения и предоставления информации на едином портале бюджетной системы Российской Федерации";
г) обеспечение широкого вовлечения граждан в процедуры обсуждения и принятия
3.3. Основные направления долговой политики на долгосрочный период
При формировании и реализации долговой политики на долгосрочный период необходимо исходить из решения следующих основных задач:
1) своевременного исполнения принятых обязательств по погашению и обслуживанию долговых обязательств;
2) обеспечения обоснованного и безопасного объема и структуры муниципального долга;
3) сохранения высокой степени долговой устойчивости бюджета города;
4) планирования и осуществления заимствований с учетом результатов оценки платежеспособности бюджета города и расчета предельной долговой нагрузки на него;
5) осуществления контроля за соблюдением размера дефицита бюджета города, показателей верхнего предела муниципального долга, предельного объема заимствований, расходов на обслуживание муниципального долга, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации;
6) минимизации стоимости обслуживания муниципального долга;
7) оптимизации объема заимствований с учетом исполнения бюджета города;
8) размещения информации о муниципальном долге на официальном сайте администрации города Мурманска в сети Интернет на основе принципов открытости и прозрачности.
В зависимости от сложившихся экономических условий и ситуации на финансовых рынках будут определяться варианты погашения долговых обязательств, а также политика привлечения средств на основе проведения процедуры торгов среди кредитных организаций для заключения муниципальных контрактов на оказание услуг по предоставлению городу Мурманску кредитных средств, что позволит обеспечить максимально выгодные условия привлечения кредитов.
Для покрытия кассовых разрывов планируется продолжить привлечение временно не используемых остатков средств на счетах муниципальных бюджетных и автономных учреждений и средств, поступающих во временное распоряжение муниципальных казенных учреждений, что в свою очередь позволит сократить объем привлечения кредитов кредитных организаций и снизить расходы на обслуживание муниципального долга.
4. Основные характеристики бюджета города с учетом выбранного сценария в долгосрочном периоде
Основные характеристики бюджета города подготовлены с учетом сценария базового варианта долгосрочного прогноза социально-экономического развития города Мурманска до 2035 года.
Прогноз основных характеристик бюджета города на долгосрочный период до 2035 года представлен в приложении N 1 к Бюджетному прогнозу.
Параметры Бюджетного прогноза сформированы исходя из необходимости приоритизации имеющихся ограниченных бюджетных ресурсов с целью сохранения социальной и финансовой стабильности в городе Мурманске, создания условий для устойчивого социально-экономического развития.
Базовый вариант учитывает реализацию мероприятий по достижению национальных целей развития, поставленных в указах Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" и закрепленных в Едином плане по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года.
При разработке общего объема доходов на долгосрочный период учтены индекс потребительских цен, темпы роста оплаты труда, изменения в части акцизного налогообложения, а также улучшение предпринимательского и инвестиционного климата в городе Мурманске, в том числе за счет поддержки развития субъектов малого и среднего предпринимательства (предоставление субсидии, грантов, имущественной поддержки) и субъектов, реализующих инвестиционные проекты на территории города Мурманска (предоставление налоговых льгот по земельному налогу, льгот, отсрочек (рассрочек) по арендной плате за землю и пользование муниципальным имуществом, информационной и консультационной поддержки).
Исходя из принципов ответственной бюджетной политики в Бюджетном прогнозе в первоочередном порядке учтены расходы на реализацию региональных проектов, реализуемых в рамках национальных проектов (программ), что позволит сформировать ресурс на финансирование национальных целей, добиться повышения темпов роста экономики региона, обеспечить рост реальных доходов населения, создать современную комфортную инфраструктуру, а также предусмотрено финансирование действующих расходных обязательств.
При разработке общего объема расходов на долгосрочный период учтена необходимость соблюдения следующих положений:
- обеспечение реализации региональных проектов, реализуемых в рамках национальных проектов и муниципальных программ;
- установление и исполнение расходных обязательств в пределах полномочий, отнесенных к полномочиям органов местного самоуправления;
- безусловное исполнение социальных обязательств перед населением региона, реализация мер социальной поддержки населения региона с применением критериев адресности и нуждаемости получателей;
- сохранение достигнутого соотношения между уровнем заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы, установленных указами Президента Российской Федерации, и среднемесячным доходом от трудовой деятельности с учетом допустимого отклонения указанного соотношения от целевого значения, установленного по каждой категории работников, по итогам года не более пяти процентных пунктов;
- сокращение объемов отдельных видов расходов муниципального сектора в зависимости от вариативности условий Бюджетного прогноза;
- уточнение объема принятых обязательств с учетом прекращающихся расходных обязательств ограниченного срока действия и изменения контингента получателей.
В долгосрочной перспективе существенных изменений в структуре расходов бюджета города не ожидается, бюджет города сохранит свою социальную направленность, при которой свыше 60% общего объема расходов будут распределяться на социально значимые направления, такие как образование, дорожное хозяйство, жилищное хозяйство.
Эффективное управление расходами обеспечивается посредством реализации в городе Мурманске 16 муниципальных программ, из которых:
- 15 муниципальных программ - со сроком реализации на 2023-2028 годы;
- одна муниципальная программа - со сроком реализации на 2023-2024 годы.
Показатели финансового обеспечения муниципальных программ города Мурманска на 2023-2025 годы соответствуют параметрам решения о бюджете города.
Прогнозные объемы финансирования муниципальных программ города Мурманска на 2026-2028 годы сформированы на основе базовых значений бюджетных ассигнований по соответствующим муниципальным программам на 2022 год, скорректированных с учетом плановых объемов финансового обеспечения, определенных в проектах муниципальных программ города Мурманска на 2023-2028 годы.
Планируется сохранить уровень программных расходов в структуре бюджета города в размере 97-99%.
Предельные объемы бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации муниципальных программ города Мурманска на период их действия, а также прогноз расходов бюджета города на осуществление непрограммных направлений деятельности представлен в приложении N 2 к Бюджетному прогнозу.
При указанных условиях к 2035 году прогнозируется рост доходов на 9,1%, расходов - 7,5%, дефицит бюджета города снизится с предельных 10% в 2023 году до 4,5% в 2035 году.
5. Риски реализации Бюджетного прогноза и механизмы их профилактики
Риски реализации Бюджетного прогноза обусловлены возникновением ряда внешних и внутренних факторов, влияющих на развитие бюджетной системы города Мурманска в условиях международной финансовой и экономической нестабильности:
1. Экономические риски - риски, обусловленные неблагоприятными изменениями основных макроэкономических показателей города Мурманска, включая как ухудшение параметров внешнеэкономической конъюнктуры в целом, так и негативные изменения демографической ситуации, ситуации на рынке труда, и других ключевых экономических факторов, а также изменениями стратегических приоритетов развития города Мурманска.
2. Финансовые риски - риски невыполнения расходных обязательств города Мурманска в полной мере и в установленный срок.
3. Правовые риски - риски, связанные с изменением подходов к реализации бюджетно-финансовой политики на федеральном, региональном уровнях и с изменением бюджетного и налогового законодательства.
4. Организационные риски - риски, связанные с проблемами внутреннего финансового контроля и аудита и недостаточной мотивацией органов местного самоуправления к эффективному исполнению бюджета города по расходам.
Механизм профилактики рисков будет заключаться в следующем:
1) при превышении прогнозируемого уровня инфляции - умеренное сдерживание индексации объемов финансирования расходных обязательств; формирование резервных объемов условно утверждаемых расходов бюджета на период формирования бюджетного прогноза;
2) при снижении нормативов отчислений от налогов - проведение политики экономии бюджетных расходов, приведение их в соответствие со складывающимися бюджетными возможностями;
3) при принятии новых нормативных правовых актов федерального, регионального уровней, предусматривающих изменение баланса полномочий и (или) финансовых потоков между уровнями бюджетов, - оперативное реагирование на изменения законодательства;
4) при высоком уровне дефицита бюджета города, росте муниципального долга - приоритизация расходных обязательств города Мурманска, приведение их в соответствие со складывающимися бюджетными возможностями: направление экономии по результатам осуществления закупок товаров (работ, услуг) для муниципальных нужд на уменьшение дефицита бюджета города;
5) при ухудшении условий для заимствований - минимизация стоимости обслуживания муниципального долга города Мурманска, гибкое реагирование на изменяющиеся условия финансовых рынков и использование наиболее благоприятных источников и форм заимствований;
6) при оттоке молодого трудоспособного населения в другие регионы Российской Федерации - создание условий для повышения экономической активности населения области, поддержка квалифицированных кадров (обеспечение жильем молодых специалистов, развитие малого предпринимательства);
7) при низком качестве бюджетного планирования главных администраторов, распорядителей бюджетных средств, выраженном в отсутствии достаточно обоснованных и просчитанных показателей при формировании проектов бюджетов, - осуществление внутреннего финансового аудита; мониторинг качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами, распорядителями средств бюджета города, включающий мониторинг качества исполнения бюджетных полномочий, своевременности представления бюджетной отчетности, выявление и устранение нарушений в ходе внутреннего финансового контроля и аудита.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.