Требование: о взыскании долга в связи с железнодорожными перевозками
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда апелляционной истанции оставлено в силе, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Краснодар |
|
15 декабря 2016 г. |
Дело N А32-5419/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 декабря 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Чесняк Н.В., судей Алексеева Р.А. и Кухаря В.Ф., при участии в судебном заседании от истца - открытого акционерного общества "РЖД" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) в лице Северо-Кавказского территориального центра фирменного транспортного обслуживания - Хомяковой А.В. (доверенность от 25.05.2015), в отсутствие ответчика - открытого акционерного общества "Туапсинский морской торговый порт" (ИНН 2322001997, ОГРН 1022303274674), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Туапсинский морской торговый порт" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.06.2016 (судья Грачев С.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2016 (судьи Величко М.Г., Баранова Ю.И., Пономарева И.В.) по делу N А32-5419/2016, установил следующее.
ОАО "Российские железные дороги" (далее - общество, железная дорога) обратилось в арбитражный суд с иском к ОАО "Туапсинский морской торговый порт" (далее - порт) о взыскании 988 804 рублей 60 копеек платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования в связи с нарушением портом технологических сроков оборота вагонов (уточненные в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требования; т. 4, л. д. 178).
Решением от 07.06.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 15.08.2016, с порта в пользу общества взыскано 988 804 рубля 60 копеек платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования, а также 22 726 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Судебные акты мотивированы доказанностью железной дорогой задержки вагонов в пути следования в связи с нарушением портом технологических сроков оборота вагонов. Суды указали, что причина задержки вагонов - нарушение технологических сроков оборота вагонов - зависит от порта. Плата за нахождение вагонов на путях общего пользования начислена железной дорогой верно, задержка вагонов обусловлена действиями порта, находится в причинно-следственной связи с ненадлежащим регулированием портом потока поступающих в его адрес грузов (груженых вагонов).
В кассационной жалобе порт просит отменить судебные акты и отказать в иске. Заявитель ссылается на следующие обстоятельства:
- договором от 24.01.2012 N 85/4 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования ОАО "Туапсинский морской торговый порт", принадлежащий ОАО "Российские железные дороги" при станции Туапсе-Сортировочная "Северо-Кавказской железной дороги" (далее - договор N 85/4), не предусмотрено взимание платы за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях станций и не определен размер такой платы;
- суды не учли, что общество фактически взыскивает с порта плату за использование инфраструктуры, а Тарифное руководство N 2, утвержденное постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/12 "Об утверждении Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2; далее - Тарифное руководство N 2), ссылка на применение которого содержится в пункте 17.6 договора N 85/4, не предусматривает обязанности вносить плату за использование инфраструктуры;
- вывод судов о том, что поезда брошены в пути следования на промежуточных станциях по причине нарушения портом технологического срока оборота вагонов, не соответствует обстоятельствам дела, поскольку извещения о задержке вагонов и акты общей формы получены портом после выгрузки вагонов, время окончания задержки не подтверждено документально;
- поскольку договором N 85/4 не предусмотрены технологические нормы на погрузку и выгрузку вагонов, то основанием для начисления платы может являться только невыполнение срока оборота вагонов, а такая причина в актах общей формы не установлена, в связи с чем отсутствуют основания для начисления взыскиваемой обществом платы;
- вывод суда о взаимосвязи пункта 5.6 договора N 85/4, устанавливающего время наступления ответственности порта относительно сроков оборота вагонов, не корректен;
- порт не давал письменного отказа от приема вагонов и принимал все подаваемые станцией Туапсе-Сортировочная вагоны, вина порта в нахождении вагонов на путях общего пользования отсутствует;
- обществом не соблюден порядок оформления задержки вагонов в пути следования;
- незаконны требования общества о взыскании платы в отношении вагонов, по которым перевозчиком нарушены сроки их уборки (вина перевозчика в задержке уборки вагонов, что привело к занятости пути необщего пользования порта, установлена при рассмотрении дела N А32-46082/2015) за вагоны с грузами, прибывшими на станцию после истечения срока доставки грузов; за вагоны с грузами, отправленными со станции задержки до истечения срока доставки; за пользование вагонами в связи с задержкой на промежуточных станциях, до наступления ответственности порта.
В отзыве на кассационную жалобу, поддержанном представителем в судебном заседании, железная дорога просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
Законность судебных актов проверяется кассационным судом в обжалуемой части в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ).
Изучив материалы дела, выслушав представителя железной дороги, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, общество (перевозчик) и порт заключили договор, N 85/4 в соответствии с которым осуществляется эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего обществу, примыкающего к станции Туапсе-Сортировочная Северо-Кавказской железной дороги стрелочным переводом N 207 к пути N 6 и стрелочным переводом N 228 к пути N 5 парка "В", обслуживаемого локомотивом порта, арендуемым у железной дороги.
Пунктом 22 установлен срок действия договора до 01.02.2017.
Договором урегулирован порядок подачи, уборки и продвижения вагонов, а также платежи, которые вносит порт перевозчику.
Пунктом 5 договора N 85/4 установлены порядок подачи вагонов, периодичность подач, порядок уведомления порта. Подпунктом 5.6 предусмотрено, что поданные на железнодорожный путь необщего пользования порта вагоны находятся на ответственности порта с момента передачи вагонов согласно памятке приемосдатчика до времени приема приемосдатчиком станции Туапсе-Сортировочная уведомления о завершении грузовой операции и готовности вагонов к уборке, увеличенное на время проведения приемо-сдаточной операции. Сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика и маневровой бригадой станции Туапсе-Сортировочная на железнодорожные выставочные пути N 5 или 6 парка "В" в количестве не более 13 вагонов. По согласованию сторон допускается подача вагонов локомотивом перевозчика на свободные участки внутриподъездных путей порта (пункт 6 договора N 85/4).
В соответствии с пунктом 7 договора с железнодорожного пути необщего пользования вагоны возвращаются на выставочные пути N 5, 6 парка "В" в количестве не менее 13 порожних или 10 груженых вагонов. Маневровые работы по подаче вагонов с выставочных путей к местам погрузки, выгрузки, на/с перевеску, протарку, дозировку, по расстановке и перестановке групп вагонов по местам догрузки выгрузки, а также уборки с мест погрузки, выгрузки производятся локомотивом порта, арендованным у общества (пункт 8 договора). Пунктом 12 договора установлен срок оборота вагонов - 6,0 часов.
В подпункте 17.6 договора предусмотрено, что порт несет ответственность за задержку вагонов на путях станции Туапсе-Сортировочная в ожидании подачи и на промежуточных станциях в соответствии со статьей 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ), пунктами 4.6, 4.7 Правил эксплуатации обслуживания железнодорожных путей необщего пользования по ставкам, предусмотренным пунктами 11, 12 Тарифного руководства N 2.
В обоснование иска железная дорога указала, что в адрес порта с февраля по март 2015 года на станцию Туапсе-Сортировочная следовали поезда с грузами. В результате нарушения портом срока оборота вагонов, поезда задержаны в пути следования на промежуточных станциях. Обстоятельства задержки вагонов на промежуточных станциях зафиксированы в актах общей формы, в которых указаны номера вагонов и продолжительность задержки на промежуточных станциях, причина задержки - невозможность обеспечения своевременной выгрузки портом.
Порт подписал акты общей формы с разногласиями в том, что грузополучатель не давал отказа от приема спорных вагонов. Общая сумма платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования промежуточных станций в спорный период составила 988 804 рубля 60 копеек.
Общество направило порту претензию с требованием о внесении платы за время нахождения вагонов в составе задержанных поездов, которая оставлена без удовлетворения. Отказ порта от внесения названной платы явился основанием для обращения железной дороги с иском.
Разрешая спор, суды исходили из следующего.
В силу пункта 11 Тарифного руководства N 2 при задержке вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования по вине грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных подъездных путей плата взимается по таблицам N 9 и 10 (для суточного контейнерооборота организации до 50 контейнеров) данного Тарифного руководства.
Согласно пункту 12 Тарифного руководства за время ожидания подачи или приема вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами в размере 50 процентов от плат, приведенных в таблицах N 9 и N 10 (для суточного контейнерооборота организации до 50 контейнеров) Тарифного руководства.
Таким же порядком исчисляется плата за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими перевозчику, за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, при условии, что данная задержка привела к нарушению сроков доставки грузов. При этом под вагонами, контейнерами, не принадлежащими перевозчику, понимаются вагоны, контейнеры, принадлежащие на праве собственности иным юридическим или физическим лицам, кроме перевозчика, а также, арендованные такими юридическими или физическими лицами у перевозчика, за исключением вагонов (контейнеров), находящихся в аренде у перевозчика, и вагонов, контейнеров, принадлежащих железнодорожным администрациям государств участников СНГ, Литовской Республики, Латвийской Республики, Эстонской Республики и третьих стран, допущенных к перевозке по российским железным дорогам.
В соответствии с пунктом 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с включением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования.
В пункте 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования указано, что в соответствии со статьей 39 УЖТ РФ за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
Основанием для начисления платы за пользования вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки из вагонов.
Задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки.
Таким образом, пункты 4.6 и 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования определяют случаи, в которых перевозчику вносится плата за пользование вагонами: пункт 4.6 предусматривает внесение платы за пользование вагонами в случае задержки таковых на путях станции назначения, пункт 4.7 - за время задержки вагонов на промежуточных станциях. При этом в названных Правилах содержится указание на внесение платы независимо от принадлежности вагонов.
Применение пунктов 11 или 12 Тарифного руководства N 2 обусловлено принадлежностью вагонов: в пункте 11 установлены ставки для вагонов, принадлежащих перевозчику (100% от ставок Таблиц 9,10), а пункт 12 содержит ставки для вагонов, не принадлежащих перевозчику (50% от ставок Таблиц 9,10), ставки являются одинаковыми безотносительно того, находятся вагоны на путях станции назначения или на промежуточной станции.
Учитывая изложенное, согласовав в договоре N 85/4 условие о внесении платы в соответствии с пунктами 4.6 и 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей, стороны определи обстоятельства внесения платы: нахождение вагонов на путях станции назначения и в пути следования, сославшись на внесение платы по ставкам пунктов 11 и 12 Тарифного руководства N 2 и согласовали размер платы как за вагоны принадлежащие, так и не принадлежащие перевозчику.
Верховный Суд Российской Федерации решением от 30.11.2010 по делу N ГКПИ-10-1331 отказал в признании недействующим пункта 12 Тарифного руководства N 2 и указал, что если вагоны не принадлежат перевозчику, то фактически плата взимается не за пользование вагонами, контейнерами (поскольку они не принадлежат перевозчику), а за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования.
Из системного толкования положений статьи 39 УЖТ РФ следует, что законодатель сделал исключение из общего правила взимания платы за пользование вагонами, контейнерами, а также за их задержку в пути следования по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, лишь применительно к случаям нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях необщего пользования (в местах необщего пользования). В случаях же нахождения таких вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования исключений из общего правила не предусмотрено, хотя в этих случаях фактически плата взимается не за пользование вагонами, контейнерами (поскольку они не принадлежат перевозчику), а за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования.
С учетом позиции, отраженной в решении Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2010 по делу N ГКПИ-10-1331, плата за пользование вагонами при их нахождении на путях общего пользования, установленная статьей 39 УЖТ РФ, включает плату за пользование вагоном и железнодорожным путем общего пользования, если вагон принадлежит перевозчику (обществу) или только плату за пользование железнодорожным путем общего пользования, если вагон перевозчику не принадлежит.
Принимая во внимание волеизъявление сторон на включение пункта 17.6 в договор N 85/4, суды пришли к выводу о том, что соглашением сторон установлена плата за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования в размере, предусмотренном пунктом 12 Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2).
Правила эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденные Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26, предусматривают, что на основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
В соответствии с пунктом 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов, акт общей формы составляется на станциях, в том числе для удостоверения задержки приема от перевозчика грузополучателем, грузоотправителем, владельцем железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащих им или арендованных у перевозчика вагонов, контейнеров, а также порожних собственных, не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров. Согласно пункту 3.4 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, в акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления. В акте общей формы, составленном для удостоверения обстоятельств, служащих основанием для взыскания платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику, указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, времени начала и окончания задержки вагонов, контейнеров, других сведений, предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Согласно пункту 4 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 29, выгрузка грузов из вагонов в местах общего и необщего пользования обеспечивается грузополучателем.
Руководствуясь приведенными нормами законодательства и исследовав условия договора N 85/4, суды установили, что обстоятельства простоя и причины задержки вагонов, послужившие основанием для начисления спорной платы, удостоверены актами общей формы, нарушение портом срока оборота вагонов подтверждается имеющимися в материалах дела ведомостями подачи и уборки вагонов, и пришли к выводам о том, что требования общества о взыскании платы за нахождение вагонов на путях общего пользования правомерны, задержка вагонов обусловлена действиями порта, находится в причинно-следственной связи с ненадлежащим регулированием портом потока поступающих в его адрес грузов (груженых вагонов).
Будучи профессиональным субъектом предпринимательской деятельности в своей области и владельцем путей необщего пользования, порт не урегулировал надлежаще, с учетом пропускной способности путей, поток поступающих в его адрес грузов таким образом, чтобы не нарушать согласованный с перевозчиком технический срок оборота вагонов и не допускать оставление без движения следующих в его адрес поездов на промежуточных станциях.
Доводы порта о том, что ведомости подачи и уборки вагонов не подтверждают факт нарушения срока оборота вагонов по его вине, нарушение сроков уборки вагонов приводит к нарушению сроков оборота вагонов, об исключении платы, начисленной за задержанные вагоны с истекшим сроком доставки, об отсутствии его ответственности за задержку поезда в связи с началом исчисления платы позднее момента задержки, а также в связи с отправлением поезда с промежуточной станции до истечения срока доставки, были предметом исследования судов и обоснованно отклонены.
Ссылка заявителя в кассационной жалобе на то, что незаконны требования железной дороги о взыскании платы в связи с нарушением перевозчиком сроков уборки вагонов (вина перевозчика установлена при рассмотрении дела N А32-46082/2015), не принимается кассационным судом, поскольку из содержания пункта 4.7 Правил обслуживания следует, что обязанность соблюдения срока оборота вагонов возложена на грузополучателей, а не на перевозчика.
Доводы кассационной жалобы основаны на ином понимании заявителем норм права, по существу направлены на оспаривание выводов судов первой и апелляционной инстанции по фактическим обстоятельствам спора и переоценку доказательств, которая в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушения норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора не установлены.
Основания для изменения или отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.06.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2016 по делу N А32-5419/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Чесняк |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.