г. Краснодар |
|
26 июля 2013 г. |
Дело N А63-16261/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июля 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Кухаря В.Ф., судей Леоновой О.В. и Савенко Л.И., при участии от истца - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Паниной Е.Ю. (доверенность от 24.06.2013), в отсутствие ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Ставсоя" (ИНН 2635123231, ОГРН 1092635003779), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ставсоя" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21.12.2012 (судья Волошина Л.Н.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2013 (судьи Жуков Е.В., Баканов А.П., Годило Н.Н.) по делу N А63-16261/2012, установил следующее.
ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала Северо-Кавказский территориальный центр фирменного транспортного обслуживания (далее - ОАО "РЖД") обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Ставсоя" (далее - общество) о взыскании 510 411 рублей 69 копеек, в том числе 7 411 рублей 69 копеек задолженности за подачу и уборку вагонов и 503 тыс. рублей штрафа за задержку вагонов (503 часа) за период с 12.01.2012 по 03.02.2012.
Решением от 21.12.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 11.03.2013, иск удовлетворен со ссылкой на обоснованность заявленных требований.
В кассационной жалобе общество просит изменить судебные акты, уменьшив взыскиваемую с него сумму штрафа до 188 тыс. рублей. В обоснование жалобы заявитель указывает, что истцом неверно определен период простоя, который необходимо рассчитывать с 17.01.2012 (даты вступления в силу соглашения от 17.01.2012 о предоставлении путей необщего пользования для грузовых операций) по 25.01.2012 (даты проставления штампа таможни в декларации и накладных о разрешении выпуска вагонов).
Отзыв на жалобу в суд не поступил.
В судебном заседании представитель ОАО "РЖД" просил жалобу отклонить, полагая, что судебные акты соответствуют закону.
Изучив материалы дела и выслушав представителя истца, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать по следующим основаниям.
Между ОАО "РЖД" (перевозчик), ООО "Ставсоя" (грузоотправитель) и ООО "Компания Благо" (владелец) заключено соглашение от 17.01.2012 N 28/2/3 на предоставление владельцем грузоотправителю пути необщего пользования для погрузки жмыхов - 4 вагона в сутки. Согласно пункту 1.2 перевозчик осуществляет подачу и уборку вагонов для грузоотправителя на/с пути необщего пользования владельца. Пунктом соглашения 1.3 установлено, что грузоотправитель оплачивает перевозчику сборы и платежи в соответствии с разделом 3 соглашения, в силу которого грузоотправитель уплачивает перевозчику: за подачу и уборку вагонов - за каждый выход локомотива перевозчика на путь необщего пользования за расстояние подачи и уборки - 3,4 км, указанное в договоре между перевозчиком и владельцем по ставкам таблицы N 10 Тарифного руководства N 3 с учетом повышающих коэффициентов; плату за пользование вагонами согласно Тарифному руководству N 2 с учетом повышающих коэффициентов. Расчеты за оказанные услуги осуществляются в соответствии с договором от 05.12.2011 N 1249/12-2011 через Северо-Кавказский ТЦФТО ОАО "РЖД". В силу пункта 5.1 соглашение заключается сроком с 19.12.2011 по 31.12.2012.
На основании ведомости подачи и уборки вагонов N 021001 обществу начислен сбор за подачу и уборку вагонов в сумме 4 348 рублей 30 копеек и 12 118 рублей 01 копейка платы за пользование вагонами. С учетом списания денежных средств с лицевого счета ответчика (ЕЛС 1004459333) сумма основного долга перед ОАО "РЖД" составила 7 411 рублей 69 копеек.
В связи с тем, что пять вагонов находились под погрузкой более 24 часов, железная дорога начислила обществу штраф за задержку вагонов из расчета 200 рублей за 1 час простоя на общую сумму 503 тыс. рублей.
Поскольку суммы долга и штрафа ответчиком не погашены, истец обратился в арбитражный суд.
Согласно статье 99 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчикам, под погрузкой, выгрузкой грузов в местах общего и необщего пользования, включая железнодорожные пути необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, установленных договорами на подачу и уборку вагонов или договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов, контейнеров под погрузку, выгрузку грузов локомотивами перевозчика грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования уплачивают перевозчику в десятикратном размере штрафы, установленные статьями 100 и 101 Устава, без внесения при этом платы за пользование вагонами, контейнерами.
В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 (в редакции от 01.07.2010) разъяснено, что в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Согласно части 6 статьи 62 Устава за задержку принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой на местах общего и необщего пользования, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, установленных договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов, либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов под погрузку, выгрузку локомотивами перевозчика грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования уплачивают перевозчику штрафы, установленные статьей 99 Устава, без внесения при этом платы за пользование вагонами, контейнерами. Штраф подлежит взысканию за нарушения, указанные в статье 62 Устава, независимо от того, предусмотрен ли он в договоре. Время нахождения вагонов, контейнеров на железнодорожных путях необщего пользования, обслуживаемых локомотивом владельца или пользователя этих путей (технологический срок оборота вагонов), исчисляется с момента передачи владельцу таких путей вагонов, контейнеров на выставочных путях до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути.
В соответствии с пунктом 4.3 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26, время нахождения вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, обслуживаемых локомотивом владельца или пользователя этих путей, исчисляется с момента передачи вагонов на железнодорожных выставочных путях на основании памятки приемо-сдатчика до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути и сдачи их перевозчику на основании книги регистрации уведомлений и памятки приемо-сдатчика.
Пунктом 7 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 43, предусмотрено, что расчет названных штрафов производится по ведомостям подачи и уборки вагонов, ведомостям учета времени нахождения контейнеров у грузоотправителей и грузополучателей на местах необщего пользования, составленным на основании памяток приемосдатчика, и ведомостям учета времени нахождения контейнеров у грузополучателей и грузоотправителей при передаче их на местах общего пользования, составленных на основании приемо-сдаточных актов с указанием времени начала и окончания грузовых операций с вагонами, контейнерами и размера штрафов.
Превышение установленных законом сроков свидетельствует о задержке под погрузкой, выгрузкой вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику.
Исследовав обстоятельства дела и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, суды установили, что согласно памяткам приемосдатчика станции Армавир-Туапсинский N 135 и 341, а также актам общей формы N 45 и 51 задержка принадлежащих истцу пяти вагонов N 28042729, 28055341, 28347078, 28347672 и 28349355 составила 503 часа. Названное обстоятельство подтверждается ведомостью подачи и уборки вагонов N 021001, подписанной сторонами без разногласий, в соответствии с которой производство грузовых операций проводилось с 12.01.2012 по 03.02.2012. Расчет штрафа судом проверен и признан верным.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. Стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора.
Из материалов дела видно, что пунктом 5.1 соглашения установлен срок его действия с 19.12.2011 по 31.12.2012, то есть его условия применяются к отношениям, возникшим до заключения договора. Ссылка заявителя на наличие в соглашении отметки о том, что срок его действия начинается с момента подписания, подлежит отклонению, так как указанная запись сделана не сторонами сделки, заключившими ее без разногласий.
Утверждение ответчика о необходимости расчета окончания времени простоя по данным, взятым из декларации и накладных (отметки таможни о разрешении выпуска вагонов), также следует отклонить, как необоснованное. Заявитель не представил доказательств того, что задержка вагонов имела места по независящим от него причинам.
При изложенных обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21.12.2012 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2013 по делу N А63-16261/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Ф. Кухарь |
Судьи |
О.В. Леонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.