Законодательное Собрание Ростовской области постановляет:
1. Принять Обращение Законодательного Собрания Ростовской области "К Правительству Российской Федерации, Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации по вопросу разработки мер защиты российского рынка в интересах отечественных производителей, реализующих инвестиционные проекты по выпуску импортозамещающей продукции".
2. Направить указанное Обращение в Правительство Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на комитет Законодательного Собрания Ростовской области по экономической политике, промышленности, предпринимательству, инвестициям и внешнеэкономическим связям (И.В. Бураков).
4. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель |
А.В. Ищенко |
Законодательное Собрание Ростовской области
Обращение Законодательного Собрания
К Правительству Российской Федерации, Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации по вопросу разработки мер защиты российского рынка в интересах отечественных производителей, реализующих инвестиционные проекты по выпуску импортозамещающей продукции
Введение недружественными странами в отношении России беспрецедентных по масштабу санкций дало мощный импульс реализации в стране проектов по выпуску импортозамещающей продукции.
Тема импортозамещения оставалась актуальной для российской экономики на протяжении двух последних десятилетий. Например, продолжает успешно действовать государственная программа Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 328. Программа предусматривает реализацию планов развития для каждого вида промышленности до 2024 года. При этом на цели импортозамещения только в 2021 году из бюджета было выделено более 330 млрд рублей.
Однако в 2022 году с началом специальной военной операции подход к импортозамещению на государственном уровне существенным образом изменился. Если до февраля прошлого года при запуске инвестиционных проектов учитывалась прежде всего их экономическая обоснованность, то есть нерентабельные проекты не реализовывались (исключение составляли узлы, комплектующие и материалы по критическим направлениям, обеспечивающим национальную безопасность), то в настоящее время появилось значительно большее число направлений, требующих выпуска российской продукции. Речь идет уже не только об импортозамещении, но и о технологическом суверенитете страны, переходе к новой модели развития экономики, которая позволит существенно повысить экономическую безопасность России. Эта новая цель требует пересмотра и расширения мер поддержки отечественных производителей, способных реализовать проекты по импортозамещению.
Летом 2022 года под руководством Председателя Правительства Российской Федерации Михаила Владимировича Мишустина был проведен ряд стратегических сессий для определения критических областей, в которых в первую очередь необходимо обеспечить независимость от импорта. В результате был сформирован портфель приоритетных проектов по импортозамещению в промышленности объемом примерно 5,2 трлн рублей (без учета авиа- и судостроения), куда вошли 162 проекта. В частности, 54 проекта планируется запустить в сфере химической промышленности, 27 - в черной металлургии, 18 - в лесопромышленном комплексе, 16 - в железнодорожном машиностроении, 12 - в фармацевтической промышленности, 8 - в автопроме, а также в ряде других областей.
Из общей суммы планируемых на эти цели инвестиций, по информации Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, 2,3 трлн рублей будет предоставлено производителям в виде льготных кредитов, остальные 2,9 трлн рублей - средства инвесторов.
Вместе с тем, несмотря на усилия, предпринимаемые Правительством Российской Федерации для развития импортозамещающих производств, российская промышленность пока не может обеспечить в достаточных объёмах своевременную замену на внутреннем рынке иностранных товаров отечественными. В том числе в силу высокой неопределенности относительно будущего присутствия на российском рынке тех иностранных производителей, которые сегодня ушли из Российской Федерации или существенно ограничили экономические связи с ней.
В то же время многим новым видам импортозамещающей отечественной продукции будет сложно конкурировать с зарубежными отраслевыми лидерами в случае частичной отмены санкций и (или) возвращения иностранных товаров на российский рынок в обозримом будущем. Данное обстоятельство существенно тормозит старт многих потенциальных импортозамещающих инвестиционных проектов, а также снижает темпы реализации и масштаб уже существующих.
Кроме того, в случае частичной отмены санкций и (или) возвращения иностранных товаров на внутренний рынок не исключена недобросовестная конкуренция со стороны экономически более сильных зарубежных производителей, примеры чего неоднократно наблюдались ранее. В частности, демпинг, при котором экспортер продает свой товар в стране-импортере по цене ниже той, которая применяется к аналогичной продукции в стране, из которой осуществляется экспорт.
В этой связи отечественным товаропроизводителям, которые сегодня или в будущем инвестируют "длинные деньги" в создание импортозамещающих производств, остро необходима выработка и применение долгосрочных механизмов защиты внутреннего рынка в интересах российской промышленности. Эта защита может осуществляться посредством использования механизмов таможенно-тарифного регулирования, в том числе импортных квот (в объемах, достаточных для обеспечения продаж на национальном рынке всей выпускаемой продукции отечественных предприятий), заградительных импортных пошлин, сертификации, а также ряда иных аналогичных мер.
На основании изложенного Законодательное Собрание Ростовской области предлагает предусмотреть введение выше перечисленных или иных аналогичных долгосрочных защитных мер со сроком действия минимум 10-20 лет для каждого сегмента рынка, где необходимо и целесообразно реализовывать импортозамещающие проекты по мере запуска импортозамещающих производств. Понятные, заранее прогарантированные на законодательном уровне долгосрочные стимулы, связанные с защитой внутреннего рынка в интересах отечественных производителей импортозамещающих товаров, благоприятно отразятся на динамике решения этой общенациональной задачи, сделают возможным и целесообразным реализацию многих потенциальных проектов в данной сфере.
г. Ростов-на-Дону
16 февраля 2023 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Ростовской области от 16 февраля 2023 г. N 1982 "Об Обращении Законодательного Собрания Ростовской области "К Правительству Российской Федерации, Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации по вопросу разработки мер защиты российского рынка в интересах отечественных производителей, реализующих инвестиционные проекты по выпуску импортозамещающей продукции"
Вступает в силу с 16 февраля 2023 г.
Опубликование:
официальный портал правовой информации Ростовской области (www.pravo.donland.ru) 27 февраля 2023 г.