Законодательное Собрание Ростовской области постановляет:
1. Принять Обращение Законодательного Собрания Ростовской области "К Правительству Российской Федерации, Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации о необходимости скорейшего внесения изменений в федеральное законодательство в части снижения избыточного регулирования розничных рынков".
2. Направить указанное Обращение в Правительство Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на комитет Законодательного Собрания Ростовской области по экономической политике, промышленности, предпринимательству, инвестициям и внешнеэкономическим связям (И.В. Бураков).
4. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель |
А.В. Ищенко |
Законодательное Собрание Ростовской области
Обращение Законодательного Собрания
К Правительству Российской Федерации, Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации о необходимости скорейшего внесения изменений в федеральное законодательство в части снижения избыточного регулирования розничных рынков
Торговля на розничных рынках всегда имеет особое значение для организации торгового оборота и несмотря на стремительное развитие крупноформатной торговли и дистанционной продажи товаров остается жизненно важной для малых и средних отечественных производителей, а также для экономики и регионов в целом. На практике розничные рынки - это инфраструктура, которая влияет на развитие малого местного производства, прежде всего в сфере сельского хозяйства, средней пищевой перерабатывающей промышленности, художественных промыслов, ремесленничества, торговли одеждой и обувью.
В связи с необходимостью упорядочения торговли на розничных рынках и перехода к более цивилизованному формату работы был принят Федеральный закон от 30 декабря 2006 года N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 271-ФЗ). На момент вступления данного закона в силу рынки занимали весомую долю розничного товарооборота, однако зачастую не отвечали ни санитарным, ни эстетическим требованиям.
Сегодня, когда неотложные задачи по наведению порядка на рынках в целом выполнены, назрела необходимость внести существенные корректировки в положения Федерального закона N 271-ФЗ и исключить ряд избыточных административных и иных ограничений, предъявляемых к организации и деятельности розничных рынков, либо признать данный закон утратившим силу, инкорпорировав нормы, регулирующие деятельность розничных рынков, в единый отраслевой Федеральный закон от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Избыточные требования к розничным рынкам, действующие в течение последних 16 лет, в конечном счете привели к их массовому закрытию, преобразованию в торговые комплексы, торговые дома, галереи и иные форматы торговли, к которым предъявляются менее жесткие требования по организации и осуществлению торговли и которые являются в связи с этим менее затратными и рискованными.
Как следствие, по данным Росстата, за последние 10 лет доля розничных рынков и ярмарок в обороте розничной торговли по Российской Федерации снизилась с 20 до 6%, а количество рынков сократилось более чем в 6 раз - с 5 892 до 854. В Ростовской области, например, из 223 рынков остались только 42.
Сокращение количества розничных рынков приводит к сокращению площадок, на которых свою продукцию могут реализовать физические лица, ведущие личное подсобное хозяйство или занимающиеся садоводством, огородничеством, животноводством, а также крестьянские (фермерские) хозяйства, что в конечном счете приводит к снижению конкуренции и, как следствие, к существенному росту цен на продовольственную продукцию.
В то же время населением и фермерскими хозяйствами производится значительный объем продовольственных товаров. По данным Росстата в 2021 году примерно половина сельскохозяйственной продукции была произведена населением и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами. По некоторым же товарам доля этих категорий производителей является определяющей: картофель - около 90%, овощи - 80%, мед - почти 100%. При этом данные производители в силу своей специфики (в том числе масштабов производства) сталкиваются с острым дефицитом мест сбыта для своей продукции. Малые производители зачастую не могут сотрудничать с торговыми сетями (как правило, не соответствуют предъявляемым требованиям), нередко сбыт их продукции носит периодический или эпизодический характер. Розничные рынки и ярмарки остаются единственными релевантными торговыми форматами для реализации произведенных ими товаров.
Розничные продовольственные рынки выполняют еще и стратегическую функцию по обеспечению населения экологичными продуктами питания, а также свежей продукцией, поскольку являются кратчайшим путем от производителя к потребителю. Таким образом, поддержка розничных рынков, прежде всего продовольственных, с одной стороны, является поддержкой самозанятых, сельского населения, малого и среднего бизнеса, а с другой - обеспечивает заботу о здоровье и продолжительности жизни потребителей.
Аналогичные сложности со сбытом товаров возникают и у небольших производителей одежды, обуви, текстиля, ремесленных изделий, народных (художественных) промыслов, для которых рынки и ярмарки являются самыми востребованными каналами реализации продукции.
Сложившаяся негативная ситуация с розничными рынками широко обсуждается в течение нескольких лет. С целью ее изменения Минпромторгом России совместно с регионами еще в 2017 году был подготовлен пакет законопроектов, касающихся регулирования деятельности розничных рынков, который получил высокий уровень поддержки у законодательных органов субъектов Российской Федерации, профессиональных участников рынка, населения. Однако указанные инициативы так и не были приняты.
В прошедшем году Минпромторг России разработал новый пакет законопроектов, который после проведения оценки регулирующего воздействия будет направлен в Правительство Российской Федерации:
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации";
"О внесении изменения в статью 413 части второй Налогового кодекса Российской Федерации";
"О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".
Данные законопроекты не устанавливают каких-либо преференций для розничных рынков, а лишь создают равные, по сравнению с другими торговыми форматами, условия для всех участников торговли. При этом в федеральном законодательстве возможно сохранить отдельные нормы регулирования деятельности розничных рынков, связанные с тем, что управляющими компаниями могут быть только юридические лица (исключая индивидуальных предпринимателей).
Реализация данных законодательных инициатив, как представляется, придаст мощный стимул процессу создания новых розничных рынков, поможет функционированию уже существующих, будет способствовать увеличению количества малых предпринимателей, профессионально осуществляющих торговлю на розничных рынках, позволит расширить прямой доступ отечественных производителей к конечному потребителю, усилит конкуренцию, позитивно отразится на сдерживании продовольственных цен, повешении и качества сельскохозяйственной продукции и продуктов питания.
В связи с изложенным и с учетом остроты решаемой проблемы Законодательное Собрание Ростовской области обращается с просьбой к Правительству Российской Федерации ускорить согласование данных законопроектов с тем, чтобы в дальнейшем они были в кратчайшие сроки приняты Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации и одобрены Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
г. Ростов-на-Дону
16 февраля 2023 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Ростовской области от 16 февраля 2023 г. N 1983 "Об Обращении Законодательного Собрания Ростовской области "К Правительству Российской Федерации, Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации о необходимости скорейшего внесения изменений в федеральное законодательство в части снижения избыточного регулирования розничных рынков"
Вступает в силу с 16 февраля 2023 г.
Опубликование:
официальный портал правовой информации Ростовской области (www.pravo.donland.ru) 27 февраля 2023 г.