В соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации", приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 14 ноября 2008 года N 687 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях", Указом Президента Республики Башкортостан от 8 ноября 2008 года N УП-620 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в Республике Башкортостан", постановляю:
1. Утвердить прилагаемое Положение об организации и ведении гражданской обороны в городском округе город Уфа Республики Башкортостан.
2. Главам администраций районов городского округа город Уфа Республики Башкортостан, руководителям спасательных служб городского округа город Уфа Республики Башкортостан принять к руководству утвержденное Положение об организации и ведении гражданской обороны в городском округе город Уфа Республики Башкортостан.
3. Рекомендовать руководителям организаций, независимо от форм собственности, организовать подготовку и принятие правовых актов, касающихся организации и ведения гражданской обороны.
4. Постановление главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 31 марта 2015 года N 1116 "О Порядке подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в городском округе город Уфа Республики Башкортостан" признать утратившим силу.
5. Управлению по взаимодействию со СМИ - пресс-службе Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан разместить настоящее постановление на официальном сайте Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан С.П. Кожевникова.
Глава Администрации |
Р.Р. Мавлиев |
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Администрации
городского округа город Уфа
Республики Башкортостан
N 260 от 17 февраля 2023 г.
Положение
об организации и ведении гражданской обороны в городском округе город Уфа Республики Башкортостан
1. Общие положения
1.1. Положение об организации и ведении гражданской обороны в городском округе город Уфа Республики Башкортостан (далее - Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации", приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) от 14 ноября 2008 года N 687 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях", Указом Президента Республики Башкортостан от 8 ноября 2008 года N 620-УП "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в Республике Башкортостан" и определяет организацию и основные направления подготовки к ведению и ведения гражданской обороны, а также основные мероприятия по гражданской обороне в городском округе город Уфа Республики Башкортостан и организациях.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Указа следует читать как "N УП-620"
1.2. Мероприятия по гражданской обороне в городском округе город Уфа Республики Башкортостан организуются в рамках подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в городском округе город Уфа Республики Башкортостан и организациях, и проводятся на всей территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан и организациях в соответствии с Конституциями Российской Федерации и Республики Башкортостан, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан, Главы Республики Башкортостан и Правительства Республики Башкортостан, главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, а также настоящим Положением.
1.3. Администрации городского округа, внутригородских районов городского округа город Уфа Республики Башкортостан и организации независимо от их организационно-правовых форм (далее - организации) в целях решения задач в области гражданской обороны и в соответствии с полномочиями в области гражданской обороны создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.
1.4. Глава Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, главы администраций внутригородских районов городского округа город Уфа Республики Башкортостан, руководители спасательных служб и руководители организаций, находящихся на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне.
2. Полномочия органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны
2.1. Глава Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в пределах своей компетенции:
осуществляет руководство гражданской обороной на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан;
принимает нормативно-правовые акты в области организации подготовки к ведению и ведения гражданской обороны;
обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов управления гражданской обороной при решении задач и (или) выполнении мероприятий гражданской обороны на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан;
утверждает состав комиссий и коллегиальных органов, создаваемых в целях организации выполнения мероприятий по гражданской обороне и порядок их деятельности;
определяет полномочия органов управления гражданской обороной по решению задач и (или) выполнению мероприятий гражданской обороны на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан;
контролирует применение мер по обеспечению решения задач и выполнения мероприятий гражданской обороны на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан;
вносит предложения в Совет городского округа город Уфа Республики Башкортостан о необходимости выделения финансовых средств для реализации мероприятий по гражданской обороне;
осуществляет иные полномочия в сфере руководства гражданской обороной в городском округе город Уфа Республики Башкортостан.
2.2. Должностные лица Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в пределах своих полномочий:
разрабатывают и реализовывают план приведения в готовность гражданской обороны, план гражданской обороны и защиты населения городского округа город Уфа Республики Башкортостан;
организуют подготовку населения городского округа город Уфа Республики Башкортостан в области гражданской обороны;
создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны;
определяют перечень организаций, находящихся в их ведении, которые создают нештатные аварийно-спасательные формирования и нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне;
создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
проводят подготовительные мероприятия по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
обеспечивают своевременное оповещение населения, в том числе экстренное оповещение населения, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны, необходимые для решения вопросов местного значения;
определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий местного уровня по гражданской обороне.
осуществляют иные полномочия для решения задач в области гражданской обороны и защиты населения в городском округе город Уфа Республики Башкортостан, установленные законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан.
2.3. Организации, находящиеся в пределах административных границ городского округа город Уфа Республики Башкортостан, в пределах своих полномочий:
планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне;
проводят мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования объектов в военное время;
осуществляют подготовку сотрудников (работников) в области гражданской обороны;
создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
2.3.1. Организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне - организации в зависимости от оборонного и экономического значения, имеющие мобилизационные задания (заказы) и (или) представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайные ситуации в мирное и военное время, а также уникальные в историко-культурном отношении объекты.
2.3.2. Организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.
2.3.3. Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, а также организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенные установленным порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные аварийно-спасательные формирования.
Типовой порядок создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне определяется Главным управлением МЧС России по Республике Башкортостан.
2.3.4. Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, создают и поддерживают в состоянии готовности локальные системы оповещения.
3. Задачи гражданской обороны и мероприятия по их решению
3.1 Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан в целях решения задач в области гражданской обороны планирует и осуществляет следующие основные мероприятия:
3.1.1. По подготовке населения в области гражданской обороны:
организация и подготовка населения городского округа город Уфа Республики Башкортостан способам защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
подготовка личного состава формирований и служб городского округа город Уфа Республики Башкортостан;
проведение учений и тренировок по гражданской обороне;
организационно-методическое руководство и контроль за подготовкой работников, личного состава формирований и служб организаций, находящихся на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан;
создание, оснащение курсов гражданской обороны и учебно-консультативных пунктов по гражданской обороне и организация их деятельности либо обеспечение курсового обучения соответствующих групп населения и оказание населению консультативных услуг в области гражданской обороны в других организациях;
пропаганда знаний в области гражданской обороны.
3.1.2. По оповещению населения об опасности, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера:
поддержание в состоянии постоянной готовности системы централизованного оповещения населения, осуществление ее реконструкции и модернизации;
установка специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей;
комплексное использование средств единой сети электросвязи Российской Федерации, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания и других технических средств передачи информации;
сбор информации в области гражданской обороны и обмен ею.
3.1.3. По эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы:
организация планирования, подготовки и проведения мероприятий по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы из зон возможных опасностей, а также рассредоточение работников организаций, продолжающих свою деятельность в военное время, и работников организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне в зонах возможных опасностей;
подготовка безопасных районов для размещения населения, материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации;
создание и организация деятельности эвакуационных органов, а также подготовка их личного состава.
3.1.4. По предоставлению населению средств индивидуальной и коллективной защиты:
сохранение, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем;
разработка планов наращивания инженерной защиты территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан;
приспособление в мирное время и при переводе гражданской обороны с мирного на военное время заглубленных помещений и других сооружений подземного пространства для укрытия населения;
планирование и организация строительства недостающих защитных сооружений гражданской обороны в военное время;
обеспечение укрытия населения в защитных сооружениях гражданской обороны, заглубленных помещениях и других сооружениях подземного пространства;
накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты;
обеспечение выдачи населению средств индивидуальной защиты и предоставление средств коллективной защиты в установленные сроки.
3.1.5. По проведению мероприятий по световой и другим видам маскировке:
определения перечня объектов, подлежащих маскировке; разработка планов осуществления комплексной маскировки территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан;
создание и поддержание организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
проведение инженерно-технических мероприятий по уменьшению демаскирующих признаков территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
3.1.6. По проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера:
создание, оснащение и подготовка необходимых сил и средств гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также планирование их действий;
создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для всестороннего обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
3.1.7. По первоочередному жизнеобеспечению населения, пострадавшего при военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера:
планирование и организация основных видов первоочередного жизнеобеспечения населения;
создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
нормирование снабжения населения продовольственными и непродовольственными товарами;
предоставление населению коммунально-бытовых услуг;
проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий среди пострадавшего населения;
проведение лечебно-эвакуационных мероприятий;
развертывание необходимой лечебной базы в безопасном районе, организация ее энерго- и водоснабжения;
оказание населению первой помощи;
определение численности населения, оставшегося без жилья;
инвентаризация сохранившегося и оценка состояния поврежденного жилого фонда, определение возможности его использования для размещения пострадавшего населения;
размещение пострадавшего населения в домах отдыха, пансионатах и других оздоровительных учреждениях, временных жилищах (сборных домах, палатках, землянках и т.п.), а также подселение его на площади сохранившегося жилого фонда;
предоставление населению информационно-психологической поддержки.
3.1.8. По борьбе с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов:
создание и организация деятельности муниципальной пожарной охраны, организация ее подготовки в области гражданской обороны и взаимодействия с другими видами пожарной охраны;
организация тушения пожаров в районах проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и в организациях, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, в военное время;
заблаговременное создание запасов химических реагентов для тушения пожаров.
3.1.9. По обнаружению и обозначению районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению (загрязнению):
введение режимов радиационной защиты на территориях, подвергшихся радиационному загрязнению;
взаимодействие с сетью наблюдения и лабораторного контроля, совершенствование методов и технических средств мониторинга состояния радиационной, химической, биологической обстановки, в том числе оценка степени зараженности и загрязнения продовольствия и объектов окружающей среды радиоактивными, химическими и биологическими веществами.
3.1.10. По санитарной обработке населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий:
заблаговременное создание запасов дезактивирующих, дегазирующих и дезинфицирующих веществ и растворов;
создание и оснащение сил для проведения санитарной обработки населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальной обработки техники и территорий, подготовка их в области гражданской обороны;
организация проведения мероприятий по санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработки техники и территорий.
3.1.11. По восстановлению и поддержанию порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и террористических акций:
создание и оснащение сил охраны общественного порядка, подготовка их в области гражданской обороны;
восстановление и охрана общественного порядка, обеспечение безопасности дорожного движения на маршрутах выдвижения сил гражданской обороны и эвакуации населения;
обеспечение беспрепятственного передвижения сил гражданской обороны для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
осуществление пропускного режима и поддержание общественного порядка в очагах поражения;
усиление охраны объектов, подлежащих обязательной охране органами внутренних дел, имущества юридических и физических лиц по договорам, принятие мер по охране имущества, оставшегося без присмотра.
3.1.12. По вопросам срочного восстановления функционирования необходимых коммунальных служб в военное время:
обеспечение готовности коммунальных служб к работе в условиях военного времени и планирование их действий;
создание запасов оборудования и запасных частей для ремонта поврежденных систем газо-, энерго-, водоснабжения, водоотведения и канализации;
создание и подготовка резерва мобильных средств для очистки, опреснения и транспортировки воды;
создание на водопроводных станциях необходимых запасов реагентов, реактивов, консервантов и дезинфицирующих средств;
создание запасов резервуаров и емкостей, сборно-разборных трубопроводов, мобильных резервных и автономных источников энергии, оборудования и технических средств для организации коммунального снабжения населения.
3.1.13. По срочному захоронению трупов в военное время:
заблаговременное в мирное время, определение мест возможных захоронений;
создание, подготовка и обеспечение готовности сил и средств гражданской обороны для обеспечения мероприятий по захоронению трупов, в том числе на базе специализированных ритуальных организаций;
оборудование мест погребения (захоронения) тел (останков) погибших;
организация работ по поиску тел, фиксированию мест их обнаружения, извлечению и первичной обработке погибших, опознанию и документированию, перевозке и захоронению погибших;
организация санитарно-эпидемиологического надзора.
3.1.14. По обеспечению устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера:
создание и организация работы в мирное и военное время комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования объектов экономики;
рациональное размещение объектов экономики и инфраструктуры, а также средств производства в соответствии с требованиями строительных норм и правил осуществления инженерно-технических мероприятий гражданской бороны;
разработка и реализация в мирное и военное время инженерно-технических мероприятий гражданской обороны, в том числе в проектах строительства;
планирование, подготовка и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на объектах экономики, продолжающих работу в военное время;
заблаговременное создание запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, необходимых для восстановления производственного процесса;
создание страхового фонда документации;
повышения эффективности защиты производственных фондов при воздействии на них современных средств поражения.
3.1.15. По вопросам обеспечения постоянной готовности сил и средств гражданской обороны:
создание и оснащение сил гражданской обороны современными техникой и оборудованием;
подготовка сил гражданской обороны к действиям, проведение учений и тренировок по гражданской обороне;
планирование действий сил гражданской обороны;
определение порядка взаимодействия и привлечения сил и средств гражданской обороны, а также всестороннее обеспечение их действий.
3.2. Организации в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют следующие мероприятия:
3.2.1. По подготовке населения в области гражданской обороны:
разработка с учетом особенностей деятельности организаций и на основе примерных программ, утвержденных МЧС России, программы курсового обучения личного состава формирований и служб организаций, в также работников организаций в области гражданской обороны;
осуществление курсового обучения личного состава формирований и служб организаций, а также работников организаций в области гражданской обороны;
создание и поддержание в рабочем состоянии учебной материально-технической базы для подготовки работников организаций в области гражданской обороны;
пропаганда знаний в области гражданской обороны;
разработка;
программы проведения с работниками организаций вводного инструктажа по гражданской обороне;
организация и проведение вводного инструктажа по гражданской обороне с вновь принятыми работниками организаций в течение первого месяца их работы;
планирование и проведение учений и тренировок по гражданской обороне.
3.2.2. По оповещению населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера:
создание и совершенствование системы оповещения работников;
создание и поддержание в состоянии готовности локальных систем оповещения организациями, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности;
установка специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей;
комплексное использование средств единой сети электросвязи Российской Федерации, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания и других технических средств передачи информации;
сбор информации в области гражданской обороны и обмен ею.
3.2.3. По эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы:
организация планирования, подготовки и проведение мероприятий по эвакуации работников и членов их семей, материальных и культурных ценностей в безопасные районы из зон возможных опасностей, а также рассредоточения работников организаций, продолжающих свою деятельность в военное время, и работников организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне в зонах возможных опасностей;
подготовка безопасных районов для размещения работников и членов их семей, материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации;
разработка согласованных с органами местного самоуправления планов эвакуационных мероприятий в организациях, получение ордеров на занятие жилых и нежилых зданий (помещений);
создание и организация деятельности эвакуационных органов организаций, а также подготовка их личного состава.
3.2.4. По предоставлению населению средств индивидуальной и коллективной защиты:
сохранение, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны, находящихся в ведении организаций;
разработка планов наращивания инженерной защиты организаций, продолжающих и переносящих в безопасные районы производственную деятельность в военное время;
строительство защитных сооружений гражданской обороны для работников организаций в соответствии с Порядком создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны";
накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты для обеспечения ими работников организаций;
разработка планов выдачи и распределения средств индивидуальной защиты работникам организаций в установленные сроки.
3.2.5. По световой и другим видам маскировки:
определение перечня зданий и сооружений, подлежащих маскировке;
разработка планов осуществления комплексной маскировки организаций, являющихся вероятными целями при использовании современных средств поражения;
создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по маскировке;
проведение инженерно-технических мероприятий по уменьшению демаскирующих признаков организаций, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне.
3.2.6. По проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера:
создание, оснащение и подготовка нештатных аварийно-спасательных формирований организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, за исключением организаций, не имеющих мобилизационные заданий (заказов) и не входящих в перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне федерального органа исполнительной власти, и организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий регионального и местного уровней по гражданской обороне отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне;
создание, оснащение и подготовка организациями, отнесёнными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне и (или) продолжающими или переносящими в безопасный район производственную деятельность в военное время, спасательных служб, в случае принятия руководителем организации решения о необходимости их создания;
создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для всестороннего обеспечения действий сил гражданской обороны;
создание, оснащение и подготовка нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, в целях участия в обеспечении выполнения мероприятий по гражданской обороне и проведении не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных аварийно-восстановительных работ;
создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для всестороннего обеспечения действий сил гражданской обороны.
3.2.7. По борьбе с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов:
создание организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, за исключением организаций, не имеющих мобилизационных заданий (заказов) и не входящих в перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне, нештатных аварийно-спасательных формирований по борьбе с пожарами, планирование их действий и организация взаимодействия с другими видами пожарной охраны.
3.2.8. По обнаружению и обозначению районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению (загрязнению):
организация и проведение радиационной, химической и биологической разведки для обнаружения, установления и обозначения районов (территорий), подвергшихся радиоактивному загрязнению, химическому, биологическому и иному заражению учреждениями, входящими в сеть наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения;
введение режимов радиационной защиты организаций;
обеспечение сил гражданской обороны средствами радиационной, химической и биологической разведки и контроля;
создание организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности, а также организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, и организациями, обеспечивающими выполнение мероприятий по гражданской обороне постов радиационного и химического наблюдения подвижных (стационарных).
3.2.9. По санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий:
создание сил гражданской обороны для проведения санитарной обработки работников, обеззараживания зданий и сооружений, специальной обработки техники и территорий организаций, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне и (или) продолжающих производственную деятельность в военное время, подготовка их в области гражданской обороны;
организация проведения мероприятий по санитарной обработке работников, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне и (или) продолжающими производственную деятельность в военное время;
заблаговременное создание запасов дезактивирующих, дегазирующих веществ и растворов.
3.2.10. По восстановлению и поддержанию порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и террористических акций:
создание и оснащение сил охраны общественного порядка, подготовка их в области гражданской обороны;
осуществление пропускного режима и поддержание общественного порядка на границах зон возможных сильных разрушений, радиоактивного и химического заражения (загрязнения), возможного катастрофического затопления и в очагах поражения;
усиление охраны организаций, подлежащих обязательной охране органами внутренних дел, имущества юридических и физических лиц по договорам, принятие мер по охране имущества, оставшегося без присмотра.
3.2.11. По вопросам срочного восстановления функционирования необходимых коммунальных служб в военное время:
обеспечение готовности коммунальных служб (аварийных, ремонтно-восстановительных формирований) к работе в условиях военного времени и планирование их действий;
создание запасов оборудования и запасных частей для ремонта поврежденных систем газо-, энерго- и водоснабжения и канализации;
создание и подготовка резерва мобильных средств для очистки, опреснения и транспортировки воды;
создание на водопроводных станциях необходимых запасов реагентов, реактивов, консервантов и дезинфицирующих средств;
создание запасов резервуаров и емкостей, сборно-разборочных трубопроводов, мобильных резервных и автономных источников энергии, оборудования и технических средств в организациях, предоставляющих населению коммунальные услуги.
3.2.12. По срочному захоронению трупов в военное время: создание, подготовка и обеспечение готовности сил и средств гражданской обороны для обеспечения мероприятий по захоронению трупов специализированными ритуальными организациями.
3.2.13. По обеспечению устойчивого функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера:
создание и организация работы в мирное и военное время комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования организаций в военное время;
разработка и реализация в мирное и военное время инженерно-технических мероприятий гражданской обороны, в том числе в проектах строительства;
планирование, подготовка и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на объектах экономики, продолжающих работу в военное время;
заблаговременное создание запасов материально-технических средств, продовольственных, медицинских и иных средств, необходимых для восстановления производственного процесса;
создание страхового фонда документации;
повышение эффективности защиты производственных фондов при воздействии на них современных средств поражения.
3.2.14. По вопросам обеспечения постоянной готовности сил и средств гражданской обороны:
создание и оснащение сил гражданской обороны современными техникой и оборудованием;
проведение занятий по месту работы с личным составом аварийно-спасательных формирований, нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне и спасательных служб, проведение учений и тренировок по гражданской обороне;
определение порядка взаимодействия и привлечения сил и средств гражданской обороны в составе группировки сил гражданской обороны, создаваемой муниципальным образованием.
4. Руководство и организационная структура гражданской обороны, состав сил и средств гражданской обороны
4.1. Гражданская оборона в городском округе город Уфа Республики Башкортостан организуется по территориально-производственному принципу.
4.2. Руководитель гражданской обороны городского округа город Уфа Республики Башкортостан - глава Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан осуществляет руководство гражданской обороной в городском округе город Уфа Республики Башкортостан.
4.3. Руководство гражданской обороной на территории внутригородских районов городского округа города Уфа Республики Башкортостан осуществляют главы администраций данных районов.
4.4. Руководство гражданской обороной в организациях осуществляют руководители организаций.
4.5. В целях организации и ведения гражданской обороны руководители соответствующих уровней в пределах своей компетенции издают приказы (распоряжения) в области гражданской обороны, которые обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами.
4.6. Руководители гражданской обороны осуществляют руководство гражданской обороной через соответствующие органы, осуществляющие управление гражданской обороной, органы управления спасательных служб, эвакуационные органы, комиссии по повышению устойчивости функционирования экономики и организаций в военное время и другие органы, создаваемые в целях решения задач в области гражданской обороны.
4.7. Органами, осуществляющими управление гражданской обороной на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, являются:
Муниципальное бюджетное учреждение "Управление гражданской защиты" городского округа город Уфа Республики Башкортостан - орган, уполномоченный на решение задач гражданской обороны в городском округе город Уфа Республики Башкортостан;
Структурные подразделения (работники) организаций, уполномоченные на решения задач в области гражданской обороны, создаваемые (назначенные) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Руководители структурных подразделений (работники) организаций по гражданской обороне подчиняются непосредственно руководителю организации.
Муниципальное бюджетное учреждение "Управление гражданской защиты" городского округа город Уфа Республики Башкортостан и организации осуществляют комплектование (назначение) структурных подразделений (работников) по гражданской обороне, разрабатывают и утверждают их должностные обязанности и штатное расписание.
4.8. Обеспечение выполнения мероприятий по гражданской обороне на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан осуществляется органами управления, силами и средствами гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Должностные лица Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне местного уровня.
4.9. Для планирования, подготовки и проведения эвакуационных мероприятий главами Администраций городского округа и внутригородских районов городского округа город Уфа Республики Башкортостан, и руководителями организаций заблаговременно в мирное время создаются эвакуационные комиссии. Эвакуационные комиссии возглавляются руководителями или заместителями руководителей Администраций городского округа и внутригородских районов городского округа город Уфа Республики Башкортостан, и организаций. Деятельность эвакуационных комиссий регламентируется положениями об эвакуационных комиссиях, утверждаемыми соответствующими руководителями гражданской обороны.
4.10. По решению главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан и руководителей организаций могут создаваться спасательные службы (медицинская, инженерная, коммунально-техническая, противопожарная, охраны общественного порядка, защиты животных и растений, оповещения и связи, защиты культурных ценностей, автотранспортная, торговли и питания и другие), организация и порядок деятельности, которых определяются создающими их органами и организациями в соответствующих положениях о спасательных службах.
В состав спасательной службы входят органы управления, силы и средства гражданской обороны, предназначенные для проведения мероприятий по гражданской обороне, всестороннего обеспечения действий аварийно-спасательных формирований и выполнение других неотложных работ при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Вид и количество спасательных служб определяются на основании расчета объема и характера, выполняемых в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения (планами гражданской обороны) задач.
Организация, задачи и функции спасательных служб определяются соответствующими положениями о спасательных службах.
Положение о спасательной службе городского округа город Уфа Республики Башкортостан разрабатывается руководителем соответствующей спасательной службы, согласовывается с Главным управлением МЧС России по Республике Башкортостан и утверждается главой Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Положение о спасательной службе организации разрабатывается организацией, согласовывается с главой Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, руководителем спасательной службы городского округа город Уфа Республики Башкортостан и утверждается руководителем гражданской обороны организации.
Методическое руководство спасательными службами осуществляется МЧС России через Главное управление МЧС России по Республике Башкортостан.
Инструкции и указания спасательных служб городского округа город Уфа Республики Башкортостан по вопросам, входящим в их компетенцию, обязательны для выполнения всеми подведомственными им структурными подразделениями, службами муниципальных образований и службами организаций.
4.11. Для выполнения мероприятий гражданской обороны, проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ на территории городского округа город Уфа создаются силы гражданской обороны.
Нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне - формирования, создаваемые организациями из числа своих работников в целях участия в обеспечении выполнения мероприятий по гражданской обороне и проведении не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне привлекаются для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения по решению должностного лица, осуществляющего руководство гражданской обороной на соответствующей территории.
Нештатные аварийно-спасательные формирования привлекаются для ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с установленным порядком действий при возникновении и развитии чрезвычайных ситуаций, а также для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения по решению должностного лица, осуществляющего руководство гражданской обороной на соответствующей территории.
4.12. Силы гражданской обороны в мирное время могут привлекаться для участия в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Решение о привлечении в мирное время сил и средств гражданской обороны для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций принимают глава Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан и руководители организаций в отношении создаваемых ими сил гражданской обороны.
4.13. Для выполнения задач гражданской обороны решением руководителя гражданской обороны городского округа город Уфа Республики Башкортостан могут привлекаться расположенные на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан специализированные аварийно-спасательные формирования, медицинские учреждения, строительно-монтажные и другие организации.
Участие добровольных организаций аттестованных спасателей в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ осуществляется под руководством органа управления гражданской обороной.
4.14. Для выполнения задач в области гражданской обороны на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации, могут привлекаться воинские части и подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований.
4.15. В целях обеспечения организованного и планомерного осуществления мероприятий по гражданской обороне, в том числе своевременного оповещения населения о прогнозируемых и возникших опасностях в мирное и военное время, на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан организуется сбор информации в области гражданской обороны и обмен ею.
Сбор и обмен информацией осуществляются Администрациями городского округа и внутригородских районов городского округа город Уфа Республики Башкортостан, а также организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, а также организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне.
Порядок сбора и обмена информации в области гражданской обороны, формы донесений и сроки их предоставления на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан определяются Главным управлением МЧС России по Республике Башкортостан.
5. Подготовка к ведению и ведение гражданской обороны
5.1. Подготовка к ведению гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан и организациях от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера и осуществляется на основании годовых планов основных мероприятий по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, которые согласовываются с Главным управлением МЧС России по Республике Башкортостан и утверждается главой Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
5.2. Планы основных мероприятий внутригородских районов и спасательных служб городского округа город Уфа Республики Башкортостан, в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на год согласовываются с Муниципальным бюджетным учреждением "Управление гражданской защиты" городского округа город Уфа Республики Башкортостан и утверждаются главой Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Планы основных мероприятий спасательных служб внутригородских районов городского округа город Уфа Республики Башкортостан в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на год согласовываются с Управлениями гражданской защиты по внутригородским районам Муниципального бюджетного учреждения "Управление гражданской защиты" городского округа город Уфа Республики Башкортостан, руководителем соответствующей спасательной службы городского округа город Уфа Республики Башкортостан и утверждаются главой Администрации внутригородского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Планы основных мероприятий организаций в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на год согласовываются с Управлениями гражданской защиты по внутригородским районам Муниципального бюджетного учреждения "Управление гражданской защиты" городского округа город Уфа Республики Башкортостан и утверждаются руководителями организаций, а организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти Республики Башкортостан, дополнительно согласовываются с соответствующими органами государственной власти.
5.3. Планирование основных мероприятий по подготовке к ведению и ведению гражданской обороны производиться с учетом всесторонней оценки обстановки, которая может сложиться на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан и организациях в результате применения современных средств поражения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также террористических актов и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
5.4. Приведение в готовность гражданской обороны городского округа город Уфа Республики Башкортостан осуществляется на основе планов приведения в готовность гражданской обороны городского округа, внутригородских районов городского округа город Уфа Республики Башкортостан, а в организациях на основе планов приведения в готовность гражданской обороны организаций и заключается в выполнении мероприятий в соответствии с планами, разрабатываемыми заблаговременно.
5.5. Ведение гражданской обороны на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан осуществляется на основе планов гражданской обороны и защиты населения городского округа город Уфа Республики Башкортостан, а в организациях на основе планов гражданской обороны организаций и заключается в выполнении мероприятий по защите населения, (работников), материальных и культурных ценностей на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан (организации) от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
5.6. Планы гражданской обороны и защиты населения (планы гражданской обороны) определяют объём, организацию, порядок обеспечения, способы и сроки выполнения мероприятий по гражданской обороне и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в военное время.
Выполнение мероприятий по гражданской обороне и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в мирное время осуществляется в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
5.7. Порядок разработки, согласования и утверждения планов приведения в готовность гражданской обороны, планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны) определяет МЧС России.
5.8. Финансирование мероприятий по гражданской обороне и защите населения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 17 февраля 2023 г. N 260 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в городском округе город Уфа Республики Башкортостан"
Вступает в силу с 17 февраля 2023 г.
Опубликование:
официальный сайт Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (https://ufacity.info) 27 февраля 2023 г.