Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда апелляционной истанции оставлено в силе, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Краснодар |
|
23 декабря 2016 г. |
Дело N А63-2273/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 декабря 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Андреевой Е.В., судей Калашниковой М.Г. и Мацко Ю.В., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (ИНН 2634003887, ОГРН 1022601989508) - Лазебного А.Ю. (доверенность от 11.01.2015), в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Предприятие производственно-технологической комплектации" (ИНН 7733667750, ОГРН 5087746050145), направившего ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя, третьих лиц: публичного акционерного общества "ОГК-2", общества с ограниченной ответственностью "Техносила", общества с ограниченной ответственностью "Энергоэкспорт", общества с ограниченной ответственностью "ТД "Русэлпром"", общества с ограниченной ответственностью "Энерготехнические инновации", закрытого акционерного общества "ЭнергоФронт", общества с ограниченной ответственностью "ВАГ", общества с ограниченной ответственностью "КСБ", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 14.06.2016 (судья Быкодорова Л.В.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2016 (судьи Афанасьева Л.В., Параскевова С.А., Семенов М.У.) по делу N А63-2273/2016, установил следующее.
ООО "Предприятие производственно-технологической комплектации" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (далее - управление) с заявлением о признании незаконным и отмене решения от 07.12.2015 по делу N 106-18.1-2015 в части признания его нарушившим часть 12 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, к участию в деле привлечены ПАО "ОГК-2", ООО "Техносила", ООО "Энергоэкспорт", ООО "ТД "Русэлпром"", ООО "Энерготехнические инновации", ЗАО "ЭнергоФронт", ООО "ВАГ" и ООО "КСБ".
Решением суда от 14.06.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 21.09.2016, заявление удовлетворено. Судебные акты мотивированы тем, что нарушений при размещении протокола не допущено.
В кассационной жалобе управление отменить судебные акты. В обоснование жалобы указано на то, что согласно пункту 7 статьи 52 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе ведется конкурсной комиссией, подписывается всеми присутствующими членами конкурсной комиссии непосредственно после вскрытия таких конвертов и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания этого протокола, размещается в единой информационной системе. Следовательно, действия заказчика, выразившиеся в несвоевременном размещении протокола заседания комиссии N 187 по подведению итогов одноэтапного запроса предложений N 4148 по определению лучших условий от 12.11.2015 напрямую указывают на нарушение обществом порядка организации и проведения торгов, а именно части 12 статьи 4 Закона о закупках.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения, указывая на их законность и обоснованность.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы жалобы.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы и отзыва, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ООО "Энергоэкспорт" обратилось в управление с жалобой на действия общества - организатора открытого одноэтапного запроса предложений без проведения предварительного отбора N 31502751990, проводимого в рамках Закона о закупках на поставку оборудования для реконструкции ЦЭН блока N 7 для нужд филиала ПАО "ОГК-2" - Новочеркасская ГРЭС.
Решением управления от 07.12.2015 по делу N 106-18.1-2015 жалоба ООО "Энергоэкс-порт" на действия общества признана частично обоснованной, общество признано нарушившим часть 12 статьи 4 Закона о закупках, что выразилось в несвоевременном размещении протокола заседания комиссии N 187 по подведению итогов ОЗП N 4148 по определению лучших условий от 12.11.2015. Предписание управлением не выдавалось в связи с тем, что нарушение порядка организации и проведения ОЗП N 4148 не повлияло на итоги закупочной процедуры (ОЗП N 4148 признан несостоявшимся).
Общество, не согласившись с вынесенным решением управления, обратилось в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 1 Закона о закупках целями его регулирования являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц (заказчиков) в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений. В силу статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Общество на основании подпункта 1.2.18 Положения о закупках, товаров, работ, услуг ПАО "ОГК-2" (далее - Положение), принятого в соответствии с Законом о закупках и утвержденного решением Совета Директоров ПАО "ОГК-2" от 01.07.2013 с изменениями, является специализированной компанией в области организации закупочных процедур, осуществляющей организацию и проведение процедур конкурентных закупок для нужд ПАО "ОГК-2" (далее - заказчик). Согласно подпункту 1.1.9. Документации об ОЗП N 4148, утвержденной 11.09.2015 (далее - документация) общество - специализированная компания в области организации закупочных процедур, осуществляющая организацию и проведение запроса предложений в интересах заказчика и заключение договора по его результатам. Все функции, обязанности и права организатора при проведении запроса предложений указаны в Положении и настоящей документации.
Суды установили, что в целях реализации данного условия Положения ПАО "ОГК-2" и общество заключили договор об оказании агентских услуг от 02.02.2009 N 27/Аг-24/2009, согласно которому общество является уполномоченным агентом ПАО "ОГК-2". В соответствии с выданным ПАО "ОГК-2" заданием на проведение конкурентной закупки в рамках агентского договора общество (организатор) 11.09.2015 объявило о проведении ОЗП N 4148 на определение лучших условий поставки оборудования для реконструкции ЦЭН блока N7 для нужд филиала ПАО "ОГК-2" - Новочеркасская ГРЭС и опубликовало на официальном сайте zakupki.gov.ru ОЗП N 4148 за N 31502751990. В ОЗП N 4148 приняли участие ООО "Техносила", ООО "Энергоэкспорт", ООО "Энерготехнические инновации", ООО "ТД "РУСЭЛПРОМ", ЗАО "Энергофронт", ООО "ВАГ", ООО "КСБ", о чем свидетельствует акт вскрытия заявок в торговой процедуре "Запрос предложений N 68115-1" от 09.10.2015.
В силу подпункта 9.6.1 Положения для участия в запросе предложений участник процедур закупки подает заявку на участие в запросе предложений в соответствии с требованиями, установленными документацией о запросе предложений.
Согласно протоколу заседания комиссии по подведению итогов ОЗП от 22.10.2015 N 4148, комиссия приняла решение о проведении дополнительного анализа и оценки участников специалистами отдела реализации программы ТПиР ПАО "ОГК-2", а также проведении дополнительного анализа и оценки заявок участников специалистами филиала ПАО "ОГК-2"-Новочеркасская ГРЭС. В связи с этим соответствующие запросы направлены участникам ОЗП N 4148. По результатам дополнительного запроса, после предоставления запрашиваемых документов и проведения дополнительной оценки участников комиссией по подведению итогов ОЗП N 4148 принято решение об отклонении заявок всех участников как несоответствующих требованиям документации об ОЗП N 4148 (протокол заседания комиссии N 187 по подведению итогов ОЗП N 4148 на определение лучших условий, дата проведения заседания 12.11.2015, дата подписания протокола 18.11.2015, далее - протокол N 187).
Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и Положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Суды исходили из того, что Законом о закупках установлены только общие принципы и основные положения закупки.
Согласно части 12 статьи 4 Закона о закупках протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком на официальном сайте не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.
В соответствии с подпунктом 1.10.7. Положения протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются организатором в единой информационной системе не позднее чем через три рабочих дня со дня подписания таких протоколов. При этом в протоколе, размещаемом в единой информационной системе, допускается не указывать сведения о лицах, подписавших протокол, сведения о составе Комиссии и о персональном голосовании членов Комиссии. Подпунктами 2.24.1 и 2.25.1 документации определены аналогичные требования в части сроков подписания протоколов, составляемых в ходе проведения закупочной процедуры.
Суды установили, что протокол N 187 от 12.11.2015 подписан членами комиссии 18.11.2015 и опубликован 20.11.2015.
Суды исследовали и обоснованно отклонили доводы управления о том, что фактической датой подписания протокола является дата заседания закупочной комиссии, которая сознательно совершила действия, направленные на затягивание сроков подписания и размещения протокола на сайте zakupki.gov.ru, посредством безосновательного объединения в один протокол принятия решений по итогам 84 закупочных процедур, длительного подписания протокола и его позднего размещения.
Оценив в совокупности и взаимосвязи в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к обоснованному выводу о том, что управление в рассматриваемом случае не доказало нарушение обществом требований части 12 статьи 4 Закона о закупках.
Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм права и направлены на переоценку доказательств, исследованных судами. Согласно статье 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция не вправе переоценивать доказательства, которые были предметом исследования в суде первой и апелляционной инстанций. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Кодекса), не установлены. При таких обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 14.06.2016 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2016 по делу N А63-2273/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Андреева |
Судьи |
М.Г. Калашникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.