г. Краснодар |
|
27 декабря 2016 г. |
Дело N А20-4760/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 декабря 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Савенко Л.И., судей Алексеева Р.А. и Рыжкова Ю.В., при участии в судебном заседании от ответчика индивидуального предпринимателя (главы крестьянского (фермерского) хозяйства) Темботова Артема Алисаговича (ИНН 070204705363) - Умарова А.В. (доверенность от 16.09.2016), в отсутствие истца - заместители прокурора Кабардино-Балкарской Республики, действующего в интересах Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики в лице Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики, ответчика - Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (ИНН 0711038428, ОГРН 1040700207756), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя (главы крестьянского (фермерского) хозяйства) Темботова Артема Алисаговича на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2016 по делу N А20-4760/2015 (судьи Егорченко И.Н., Марченко О.В., Сулейманов З.М.), установил следующее.
Прокурор Кабардино-Балкарской Республики (далее - прокурор) в интересах Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ) и Кабардино-Балкарской Республики в лице Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики (далее - Минфин КБР) обратился в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с исковым заявлением к Министерству сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (далее - министерство сельского хозяйства), индивидуальному предпринимателю (главе крестьянского (фермерского) хозяйства) Темботову Артему Алисаговичу (далее - предприниматель) со следующими требованиями:
- признать недействительным соглашение от 16.01.2014 N 144 "О предоставлении гранта (субсидии) начинающим фермерам на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства" в сумме 500 тыс. рублей, предоставленных предпринимателю;
- применить последствия недействительности ничтожной сделки в виде обязания предпринимателя возвратить денежные средства в федеральный бюджет в сумме 439 580 рублей 50 копеек, в республиканский бюджет в размере 60 419 рублей 50 копеек (уточненные требования).
К материалам настоящего дела приобщено дело N А20-6867/2014.
Решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 06.06.2016 в удовлетворении исковых требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.03.2012 N 197 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 N 166" (далее - приказ N 197) и приказ и. о. минсельхоза КБР от 14.11.2013 N 87 "Об утверждении Порядка проведения конкурсного отбора начинающих фермеров на получение грантов и (или) единовременной помощи" не относятся к правовым актам, содержащим нормы гражданского права, в связи с чем несоответствие условия соглашения указанным документам не влечет его недействительности в порядке статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Постановлением от 18.08.2016 решение от 06.06.2016 отменено.
Исковые требования прокурора удовлетворены. Признано недействительным соглашение от 16.01.2014 N 144 "О предоставлении гранта (субсидии) начинающим фермерам на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства" в размере 500 тыс. рублей, предоставленных предпринимателю. Применены последствия недействительности ничтожной сделки в виде взыскания с предпринимателя 439 580 рублей 50 копеек денежных средств в федеральный бюджет и 60 419 рублей 50 копеек в республиканский бюджет. Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что нарушение при заключении спорной сделки условий приказа N 197 и приказа и. о. министра сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики Шетова М.Н. от 14.11.2013 N 87 влечет ее недействительность, денежные средства должны быть возвращены ответчиком в соответствующие бюджеты на основании статьи 167 Кодекса и статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе предприниматель просит отменить постановление апелляционной инстанции, решение суда первой инстанции оставить без изменения.
В жалобе приведены следующие доводы:
- в постановлении Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 N 166 "Об утверждении правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета, бюджета субъектов Российской Федерации на поддержку начинающих фермеров", постановлениях Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 20.04.2012 N 83-ПП "О правилах предоставления субсидий на развитие семейных животноводческих ферм в Кабардино-Балкарской Республике на 2012-2014 годы" и от 20.04.2012 N 82-ПП "О правилах предоставления в Кабардино-Балкарской Республике грантов и единовременной помощи начинающим фермерам в 2012-2014" не содержится условия о том, что участником конкурсного отбора не могут быть лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в течение последних трех лет в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица и (или) являющиеся учредителем коммерческой организации;
- указанные ограничения содержатся в приказе N 197 и приказе N 87, не являющихся правовыми актами, в связи с чем несоответствие условия договора указанным документам не влечет его недействительность в порядке статьи 168 Кодекса;
- сумма полученного гранта предпринимателем освоена, нецелевое расходование денежных средств не установлено, поэтому основания для возврата субсидии отсутствуют;
- приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 26.11.2014 N 473 внесены изменения в приказ N 197, согласно которым заявитель может подать заявку на участие в конкурсе по отбору начинающих фермеров, если период предпринимательской деятельности в совокупности составлял не более 6 месяцев в течение последних трех лет; по данному делу подлежит применению указанный подход.
В судебном заседании представитель предпринимателя поддержал доводы жалобы.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений и постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено Кодексом.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационных жалоб, выслушав представителя предпринимателя, считает, что постановление оставить надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в соответствии с соглашением, заключенным министерством сельского хозяйства и Правительством Кабардино-Балкарской Республики "О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации" от 22.03.2013 N 262/17, на основании постановления Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 N 166 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку начинающих фермеров", постановлений Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 20.04.2012 N 83-ПП "О Правилах предоставления субсидий на развитие семейных животноводческих ферм в Кабардино-Балкарской Республике на 2012-2014 годы" и от 20.04.2012 N 82-ПП "О Правилах предоставления в Кабардино-Балкарской Республике грантов и единовременной помощи, начинающим фермерам в 2012-2014 годах", приказом министра сельского хозяйства КБР от 08.05.2013 N 24 "Об образовании конкурсной комиссии по отбору крестьянских хозяйств - участников ведомственных целевых программ" образована конкурсная комиссия по отбору крестьянских (фермерских) хозяйств-участников ведомственных целевых программ "Поддержка начинающих фермеров Кабардино-Балкарской Республики в 2012-2014 годах" и "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Кабардино-Балкарской Республике на 2012-2014 годы".
На основании приказа N 197 и приказа и. о. министра сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики Шетова М.Н. от 14.11.2013 N 87 утвержден Порядок проведения конкурсного отбора начинающих фермеров на получение грантов и единовременной помощи (далее - Порядок), утверждены условия участия в отборе, порядок и критерии отбора.
15 ноября 2013 года на основании приказа и. о. министра сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики от 14.11.2013 N 87 конкурсной комиссией в средствах массовой информации республики, в частности, в газете "Официальная Кабардино-Балкария" и на официальном сайте министерства сельского хозяйства, объявлены сроки (с 02.12.2013 по 10.12.2013) и условия конкурсного отбора начинающих фермеров на получение грантов.
Пунктом 3 Порядка установлено, что участником конкурсного отбора не могут быть лица (заявители): осуществлявшие предпринимательскую деятельность в течение последних трех лет в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица и (или) являвшиеся учредителем коммерческой организации; получавшие выплаты на содействие самозанятости безработных граждан, полученные до регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого является заявитель.
На основании постановлений Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 20.04.2012 N 83-ПП "О Правилах предоставления субсидий на развитие семейных животноводческих ферм в Кабардино-Балкарской Республике на 2012-2014 годы", от 20.04.2012 N 82-ПП "О Правилах предоставления в Кабардино-Балкарской Республике грантов и единовременной помощи начинающим фермерам в 2012-2014 годах" и Порядка предприниматель обратился с заявкой на участие в конкурсном отборе с приложением бизнес-проекта, копии свидетельств о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (главы крестьянского (фермерского) хозяйства), свидетельства о постановке на налоговый учет, копии выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
По результатам конкурсного отбора министерство сельского хозяйства и предприниматель заключили соглашение от 16.01.2014 N 144 "О предоставлении гранта начинающим фермерам на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства" (далее - соглашение) в размере 500 тыс. рублей.
30 декабря 2013 года на основании заключенного соглашения Министерство сельского хозяйства направило в Министерство финансов КБР с использованием электронной системы "АЦК финансы" (автоматизированный центр контроля) список заявок "Оплата согласно реестру получателей бюджетных средств из федерального бюджета от 30.12.2013 N 216 на поддержку начинающих фермеров".
30 декабря 2013 года в соответствии со списком заявок Управление Федерального казначейства по КБР согласно платежным поручениям произвело перечисление средств федерального бюджета на расчетный счет предпринимателя - получателя гранта по программе "Поддержка начинающих фермеров Кабардино-Балкарской Республики в 2012-2014 годы" в размере 439 580 рублей 50 копеек (платежное поручение от 30.12.2013 N 830999). Перечисление средств республиканского бюджета на расчетный счет предпринимателя произведено министерством финансов КБР платежным поручением от 14.02.2014 N 11992 в сумме 60 419 рублей 50 копеек.
Проведенной позднее проверкой установлено, что в нарушение подпункта 2.1 пункта 2 "Условий подачи гражданином Российской Федерации заявок в конкурсную комиссию субъекта Российской Федерации для признания их участниками региональной программы поддержка начинающих фермеров" (далее - Условия), утвержденных приказом N 197 (в редакции Приказов Минсельхоза России от 28.12.2012 N 659, от 02.10.2013 N 370), и пункта 3 Порядка предприниматель при подаче заявки на участие в конкурсном отборе в пункте 10 заявки представил сведения о том, что не осуществлял предпринимательскую деятельность в течение последних трех лет в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица и (или) не являлся учредителем коммерческой организации.
По сведениям Управления Федеральной налоговой службы по Кабардино- Балкарской Республике предприниматель с 2009 по 2013 год зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.
Ссылаясь на нарушение при заключении соглашения пункта 2.1 Условий, утвержденных приказом N 197, и пункта 3 Порядка, прокурор в рамках полномочий, установленных статьей 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратился с иском о признании названной сделки недействительной и возврате денежных средств в соответствующие бюджеты в качестве применения последствий недействительности сделки.
В силу пункта 2 статьи 168 Кодекса сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Согласно пункту 1 статьи 3 Кодекса в соответствии с Конституцией Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.
Гражданское законодательство состоит из Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (далее - законы), регулирующих отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 Кодекса.
Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать Кодексу (пункт 2).
Отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 Кодекса, могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить Кодексу и иным законам (пункт 3).
На основании и во исполнение Кодекса и иных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права (пункт 4).
На основании указанных норм суд первой инстанции пришел к выводу, что устанавливающие требования к заявителям приказы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и Минсельхоза КБР не относятся к перечисленным в статье 3 и статье 168 Кодекса законам или иным правовым актам, в связи с чем требование о признании сделки недействительной не может быть удовлетворено.
Однако в силу пункта 7 статьи 3 Кодекса министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных названным Кодексом, другими законами и иными правовыми актами.
В соответствии с частью 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии индивидуальным предпринимателям предоставляются:
1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);
2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно части 3 той же статьи нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий индивидуальным предпринимателям должны определять:
1) категории и (или) критерии отбора индивидуальных предпринимателей, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий;
5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Согласно статье 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств является направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения. Последствием подобного использования средств является их изъятие у неисправного получателя.
Пунктом 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств.
Условия утверждены Министерством сельского хозяйства Российской Федерации во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 N 166 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку начинающих фермеров" (далее - Правила N 166). В силу пункта 2 (подпункт "б") данных Правил N 166 "заявитель" - гражданин Российской Федерации, подающий заявку в конкурсную комиссию для признания его участником региональной программы поддержки начинающих фермеров и соответствующий условиям, установленным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
Приказом N 197 утвержден порядок отбора региональных программ поддержки начинающим фермерам (приложение N 1 к приказу) и условия подачи гражданами Российской Федерации заявок в конкурсную комиссию субъекта Российской Федерации для признания их участниками региональной программы поддержки начинающих фермеров (приложение N 2 к приказу).
Из содержания установленных приложением N 2 к Приказу N 197 условий следует, что в конкурсную комиссию, созданную субъектом Российской Федерации для отбора начинающих фермеров, может подать заявку гражданин Российской Федерации (далее - заявитель) с приложением документов, подтверждающих соблюдение условий, в том числе, что заявитель не осуществлял предпринимательскую деятельность в течение последних трех лет в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица и (или) не являлся учредителем (участником) коммерческой организации.
Предприниматель на момент подачи заявки на конкурс являлся действующим индивидуальным предпринимателем.
При таких обстоятельствах спорное соглашение о выделении субсидии предпринимателю противоречит акту Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, изданному во исполнение постановления Правительства Российской Федерации и на основании норм Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Оспариваемый договор также нарушает законные интересы государства по адресному и целевому использованию бюджетных средств, предназначенных для поддержки начинающих фермеров Кабардино-Балкарской Республики, то есть посягает на публичные интересы.
Таким образом, суд апелляционной инстанции правомерно признал спорную сделку недействительной на основании статьи 168 Кодекса и применил предусмотренные статьей 167 Кодекса последствия недействительности сделки.
Судом апелляционной инстанции также установлено, что факт противоречия действующему законодательству соглашения от 16.01.2014 N 144 подтверждается и приговором Нальчикского городского суда от 27.11.2014 по уголовному делу N1-786/14, вступившему в законную силу. Названным приговором бывший заместитель министра сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики - председатель конкурсной комиссии по отбору крестьянских (фермерских) хозяйств - участников ведомственных целевых программ "Поддержка начинающих фермеров Кабардино-Балкарской Республики в 2012 - 2014 годах" и "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Кабардино-Балкарской Республике на 2012 - 2014 годы" Чеченов А.С. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 293 Уголовного кодекса Российской Федерации. Как установлено приговором, в результате противоправных действий Чеченова А.С. и необеспечения должных мер согласно обязанностям, возложенным на председателя конкурсной комиссии Порядком, в частности, необеспечения получения свидетельств на заявителей о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, т. е. несоблюдения пункта 4.3 Порядка, согласно которому к участию в конкурсе не допускаются заявители, которые не соответствуют требованиям, указанным в пункте 3 Порядка, в декабре 2013 года в нарушение действующего законодательства из федерального и республиканского бюджетов получили денежные средства 19 индивидуальных предпринимателей (глав КФХ), в том числе и ответчик.
Согласно части 4 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, устанавливающей основания освобождения от доказывания, вступивший в силу приговор суда по уголовному делу обязателен для арбитражного суда по вопросам о том, имели ли место определенные действия и совершены ли они определенным лицом.
Ссылка предпринимателя на редакцию приказа от 26.11.2014 N 197, не действовавшую на момент заключения спорного соглашения, неправомерна. Кроме того, данная редакция предусматривает возможность предоставления гранта лицу, которое занималось предпринимательской деятельностью в совокупности не более 6 месяцев в течение последних трех лет, в то время как предприниматель зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 2009 по 2013 год.
Довод предпринимателя о том, что он фактически не осуществлял предпринимательскую деятельность в течение последних трех лет, кассационным судом отклоняется.
Согласно пункту 4.2 Порядка в целях подтверждения соответствия заявителей условиям, указанным в пункте 3 Порядка (в том числе, спорному условию о неведении предпринимательской деятельности в течение последних трех лет), организатор запрашивает в порядке межведомственного взаимодействия в Управлении Федеральной налоговой службы по Кабардино-Балкарской Республике свидетельство о государственной регистрации КФХ, свидетельство о постановке на налоговый учет, свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.
В силу пункта 3 Условий, утвержденных приказом N 197, перечень документов, подтверждающих соответствие заявителя условиям, указанным в пункте 2 Условий, устанавливается субъектом Российской Федерации.
Таким образом, из названных норм следует, что доказательством соблюдения или несоблюдения спорного условия являются сведения из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, то есть сведения о регистрации в качестве предпринимателя без образования юридического лица, а не сведения о фактическом ведении претендентом на грант предпринимательской деятельности.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных судами фактических обстоятельств, что в силу норм главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается при рассмотрении спора в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2016 по делу N А20-4760/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.И. Савенко |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.