Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Масштабы, динамика и структура обращений
Право на обращение в государственные органы - неотъемлемое право каждого гражданина. Функционирование института уполномоченного по правам человека невозможно без обращений граждан.
И, несомненно, анализ работы с обращениями граждан в 2022 году показал, что повышающееся с каждым годом количество обращений совершенно точно демонстрирует высокий уровень доверия граждан к институту Уполномоченного.
Так, в отчетном периоде к Уполномоченному по правам человека в Республике Татарстан (далее - Уполномоченный) обратились 6746 раз, что на 551 раз больше, чем в 2021 году.
Общее количество письменных и устных обращений составило 5171, из них посредством почтовой связи получено 675 обращений, электронной почты - 772, интернет-приемной - 1134, нарочно - 275, телефонного звонка - 473, Единой системы идентификации и аутентификации - 602 и др.
Уполномоченным в 2022 году всего проведено 78 приемов, в ходе которых принято 328 граждан, в том числе 50 личных и 28 совместных тематических.
За отчетный период проведены совместные тематические приемы с руководством прокуратуры Республики Татарстан (15 марта 2022 года - 29 обращений, 28 июня - 33, 28 сентября - 21, 13 декабря - 11), Отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Татарстан (29 ноября - 5), следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Татарстан (16 мая - 2, 17 октября - 2), Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан и ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Татарстан (17 мая - 10), Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан (3 июня - 4, 16 августа - 7), Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (19 июля - 14), Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан (27 июня - 5), Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан и депутатом Государственного Совета Республики Татарстан - председателем Федерации профсоюзов Республики Татарстан Е.И. Кузьмичевой в санатории "Ливадия" (19 мая - 11), депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации А.З. Фарраховым (2 декабря - 8), депутатом Государственного Совета Республики Татарстан - председателем Федерации профсоюзов Республики Татарстан Е.И. Кузьмичевой в санатории "Васильевский" (14 июня - 14), депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации А.М. Хамитовым (2 июня - 11, выездной в г. Набережные Челны 16 декабря - 5).
Также Уполномоченным проведены 10 дистанционных приемов осужденных с использованием системы видеоконференцсвязи (телемедицины) УФСИН России по Республике Татарстан с участием помощника Премьер-министра Республики Татарстан по правоохранительной и административной деятельности, руководства Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан, ФКУЗ "Медико-санитарная часть N 16 ФСИН России", Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан, прокуратуры Республики Татарстан с подключением непосредственно к медицинским частям ФКУ ИК-2, ИК-3, ИК-4, ИК-5, ИК-8, ИК-10, ИК-19, КП-17, КП-18, СИЗО-2, СИЗО-3, СИЗО-4, СИЗО-5 УФСИН России по Республике Татарстан и один выездной прием в ФКУ "Исправительный центр N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан", в рамках которых 77 осужденных смогли проконсультироваться по личным вопросам.
Неснижающееся количество звонков, ежегодно поступающих на телефонные "горячие линии", организованные Аппаратом Уполномоченного, свидетельствует о том, что данный формат оказания бесплатной юридической помощи пользуется спросом у населения нашей республики и задал тенденцию по продолжению и увеличению их проведения в 2022 году.
В минувшем году в Аппарате Уполномоченного проведены 8 телефонных "горячих линий" с участием заинтересованных ведомств, в рамках которых принято 409 звонков.
Работая с поступившими обращениями, Уполномоченный использует различные инструменты реагирования на жалобы граждан, предусмотренные законом: проведение проверок, направление запросов, направление ходатайств в суды, направление рекомендаций и т.д.
В отчетном периоде Уполномоченным и сотрудниками отдела по вопросам восстановления прав граждан и отдела координации взаимодействия пользователей ГИС РТ "Народный контроль" Аппарата Уполномоченного проведено более 750 проверочных мероприятий.
Несмотря на временное ограничение проведения проверок контрольно-надзорными органами в условиях пандемии, которая продолжила распространение в 2022 году, по поручению Уполномоченного сотрудниками отдела по вопросам восстановления прав граждан Аппарата Уполномоченного с привлечением экспертов заинтересованных ведомств были организованы проверки с выездом в организации и учреждения по 13 обращениям, а именно:
- по обращению гр. Я о конфликтной ситуации, сложившейся между участниками образовательного процесса в МБОУ "Гимназия N 20 имени Абдуллы Алиша" Советского района г. Казани;
- по обращению гр. Л. о бездействии должностных лиц муниципального унитарного предприятия "Метроэлектротранс" по непроведению мероприятий по бронированию работника предприятия;
- по обращению гр. X. о ситуации, сложившейся в ГБОУ "Казанская кадетская школа-интернат им. Героя Советского Союза Б.К. Кузнецова";
- по обращению Н. о конфликтной ситуации, сложившейся между обучающимися в МБУ "Спортивная школа олимпийского резерва Вахитовского района г. Казани";
- по обращению гр. А. о конфликтной ситуации, сложившейся между участниками образовательного процесса в МБОУ "Старостуденецкая средняя общеобразовательная школа Буинского муниципального района Республики Татарстан";
- по жалобе С. на учителя 3 класса МБОУ "Большекайбицкая средняя общеобразовательная школа - центр образования цифрового и гуманитарного профилей Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан";
- по обращению Б. о конфликтной ситуации, сложившейся между участниками педагогического процесса в колледже Казанского института Всероссийского государственного университета юстиции (Нижнекамский корпус);
- по организации работы МАОУ "Многопрофильный лицей N 11" Советского района г. Казани на предмет соблюдения требований законодательства в части организации обучения детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья;
- по организации работы МБОУ "Основная общеобразовательная школа N 168 с продленным днем обучения для детей с соматическими заболеваниями" на предмет соблюдения требований законодательства в части организации обучения детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья;
- по обращению М. о нарушении трудового законодательства в деятельности МБДОУ "Молькеевский детский сад "Чулпан" Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан" и др.
В целях проведения мониторинга соблюдения образовательными организациями требований, установленных законодательством в сфере образования, в части обучения и воспитания детей с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья сотрудником Аппарата Уполномоченного с приглашением к участию в проведении данного мониторинга членов Комиссии Общественной палаты Республики Татарстан по образованию и науке, сотрудников департамента надзора и контроля в сфере образования Министерства образования и науки Республики Татарстан, сотрудников ГБУ "Республиканский центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи "Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия" были организованы выезды в 11 образовательных организаций.
Также в 2022 году сотрудниками Аппарата Уполномоченного проведены 702 выездные проверки по объектам, указанным в уведомлениях граждан, поступивших в ГИС РТ "Народный контроль", и в ходе мониторинга 7124 уведомления возвращены в работу в связи с присвоением им необоснованных статусов.
В целях ознакомления с условиями пребывания осужденных, следственно-арестованных, административно-задержанных и их материально-бытового обеспечения, а также по поступившим обращениям граждан нами 30 раз организовались выездные проверки, в том числе: в исправительные учреждения республики - 6, следственные изоляторы - 3, изоляторы временного содержания и специальные приемники - 11, специальные помещения для административно-задержанных лиц органов внутренних дел - 10.
В отчетном году в адрес государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц и организаций направлялись замечания и предложения Уполномоченного о возможных и необходимых мерах восстановления нарушенных прав и свобод в сфере образования в части деятельности общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждений (например, по обращению С. директору ГАПОУ "Казанский авиационно-технический колледж имени П.В. Дементьева"; по обращению П. в Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района - начальнику Управления образования; по обращению родителей, проживающих в г. Альметьевске, об оказании содействия в зачислении детей в дошкольные образовательные учреждения, в которых обучаются их родные братья и сестры, главе Альметьевского муниципального района Республики Татарстан и др.), в сфере здравоохранения (по обращению гражданки Б., проживающей в г. Альметьевске, по факту незаконного прерывания беременности медицинским работником министру здравоохранения Республики Татарстан), в рамках исполнительных производств (в интересах граждан Т., С., X. в Главное управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан - главному судебному приставу Республики Татарстан), в жилищной сфере (по обращению гражданина Р., проживающего в г. Нижнекамске, о продлении договора социального найма жилого помещения министру образования и науки Республики Татарстан; в интересах жительницы г. Казани гр. Ф. о признании жилого помещения непригодным для проживания председателю городской межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции - заместителю председателя Комитета жилищно-коммунального хозяйства Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани; по обращению жительницы г. Казани гражданки Ш. при начислении платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами генеральному директору ООО "УК "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства"; по обращению Г., проживающей в г. Казани, об оказании содействия в предоставлении благоустроенного жилого помещения взамен жилого помещения, признанного непригодным для проживания, в Исполнительный комитет г. Казани), в сфере трудовых отношений (в интересах инвалида III группы, жительницы г. Бугульмы гр. О. - министру труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан) и др.
Всего в течение года с целью восстановления прав граждан направлено 40 предложений и замечаний Уполномоченного в адрес государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц и организаций.
В минувшем году Уполномоченный в качестве третьего лица или заинтересованного лица привлекался к 9 судебным заседаниям, поддерживая требования граждан к органам власти, органам местного самоуправления и иным учреждениям. Также продолжена практика привлечения Уполномоченного к участию в конституционном судопроизводстве. За истекший период в соответствии со статьей 24 и частью 3 статьи 51 Закона Республики Татарстан Уполномоченным в Конституционный суд Республики Татарстан были направлены четыре заключения при рассмотрении жалоб о нарушении конституционных прав и свобод пунктом 3.2 приложения к Порядку использования критериев определения очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан, утвержденному постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2013 N 1132 и взаимосвязанными положениями пунктов 1.2, 3.1 и 3.7 Порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.09.2017 N 739; о нарушении конституционных прав и свобод отдельными положениями пункта 2 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.12.2004 N 542 "Об утверждении Положения о порядке предоставления денежных выплат, пособий, субсидий и стипендий отдельным категориям населения в Республике Татарстан", а также пунктом 9.11 Положения о порядке предоставления денежных выплат, пособий, субсидий и стипендий отдельным категориям населения в Республике Татарстан, утвержденного данным постановлением, в их взаимосвязи с пунктом "а" приложения к Закону Республики Татарстан от 08.12.2004 N 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан"; о нарушении конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1.6, пунктами 2.7 и 2.8 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по принятию на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в г. Казани, утвержденного постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 06.08.2013 N 7154; о нарушении конституционных прав и свобод пунктом 4 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 18 декабря 2007 года N 732 "О дополнительных мерах по обеспечению жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий".
В рамках заключенного в 2018 году Соглашения о взаимодействии с Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан в 2022 году продолжена работа в Единой государственной информационной системе (далее - ЕГИС) ГЛОНАСС +112.
Количество принятых Уполномоченным в работу информационных сообщений в отчетный период составило 1575.
Больше всего отработанных нами сообщений из системы ЕГИС ГЛОНАСС +112 поступало из г. Казани (422 сообщения), г. Набережные Челны (124), Бугульминского (124), Зеленодольского (114), Нижнекамского (102) районов и др.
Посредством телефонных звонков в "Службу экстренных вызовов - 112" граждане сообщали об аварийных ситуациях в сфере жилищно-коммунального хозяйства (как правило, сообщалось о непринятии мер по устранению коммунальных аварий или затягивании сроков по их устранению), немотивированных отказах в оказании медицинской помощи, халатном отношении со стороны медицинского персонала, нарушениях прав на свободу, личную неприкосновенность и достоинство личности (причинение вреда здоровью, побои и пр.), неисполнении совершеннолетними детьми обязанности заботиться о нетрудоспособных родителях и оставлении их в одиночестве и опасности, неисполнении обязанностей родителями по воспитанию детей, а также о превышении полномочий сотрудниками органов внутренних дел или же вовсе бездействии указанных органов в ответ на заявления и жалобы граждан республики.
Множество сообщений касалось социальной жизнедеятельности граждан, содержались просьбы о предоставлении технических средств реабилитации, защите прав уязвимой категории граждан, их социальном обеспечении, поддержке и помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Помимо субъективных проблем, граждане также неравнодушны к проблемам общественного значения: безопасности дорожного движения, обустройству территории и поддержанию общественных мест в чистоте и порядке. Также граждане обращались с сигналами об опасных безнадзорных животных.
Получая такие обращения, которые непосредственно связаны с защитой прав граждан в различных сферах правоотношений, жизнедеятельности, Уполномоченный незамедлительно принимал меры по разрешению возникших проблем заявителей.
Более 420 выездных проверок было организовано с целью выяснения фактов, указанных в сообщениях.
Пример:
Карточка N 4904***-кц
Описание
Заявитель, инвалид 1 группы, лежачий больной (рассеянный склероз). Просит, чтобы приходил социальный работник, или определили его в дом престарелых, так как не может себя обслуживать. Сын целый день на работе. Ранее обращался, службы не реагирует. От СП отказался.
Учитывая, что карточка на рассмотрение поступила также в ГБУ "КЦСОН "Гармония" МТЗиСЗ РТ в Нурлатском районе Республики Татарстан, Уполномоченный, в свою очередь, направил письмо руководителю учреждения о принятии незамедлительных мер и оказании всей необходимой помощи.
На письмо Уполномоченного поступил ответ о том, что Н. определен в Нурлатский дом-интернат для престарелых и инвалидов МТЗиСЗ РТ.
Количество вопросов, затронутых в поступивших в адрес Уполномоченного в отчетном периоде устных и письменных обращениях граждан, составило 5468.
В связи с увеличением числа обращений, различием тематик и поставленных в них вопросов при составлении комплексного и более расширенного анализа поступающих обращений в последние несколько лет нами в работе стали использоваться следующие тематические блоки.
I. Гражданские и политические права и свободы - 253 обращения.
"Право избирать и быть избранным" - 0, "Право на гражданство Российской Федерации. Право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства" - 148, "Свобода совести и вероисповедания" - 0, "Право на обращение в государственные и муниципальные органы" - 105, "Право на проведение публичных мероприятий и участие в них" - 0.
II. Защита социальных, экономических и культурных прав и свобод - 1638.
- "Право на жилище" - 529 обращений.
Вопросы, затронутые гражданами в 2022 году и касающиеся работы жилищно-коммунальной сферы, из года в год практически не меняются. И количество обращений по данной тематике, как правило, остается стабильно высоким.
В отчетном периоде Уполномоченным рассматривались обращения о ненадлежащем качестве коммунальных услуг (перебои с холодным и горячим водоснабжением, низкая температура воды), неудовлетворительном содержании общедомового имущества (повышенная влажность, промерзание стен, запах канализации, нарушение работы системы вентиляции), действиях (бездействии) работников управляющих компаний, товариществ собственников жилья и иных форм управления собственностью (проведение ненадлежащих ремонтных работ, несвоевременный ремонт, затягивание сроков по устранению коммунальных аварий), нарушении порядка расчета тарифов, начисления платежей за коммунальную услугу и содержание жилья.
Необходимо также отметить, что большая часть от всего количества обращений, затрагивающих данную категорию прав, касалась вопросов обеспеченности жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Пример:
23.09.2022 в адрес Уполномоченного через интернет-приемную официального портала Правительства Республики Татарстан поступило обращение о неработающих лифтах в многоквартирном доме N 18 по ул. Агрономической г. Казани.
Ранее указанное обращение было также направлено в Казанскую городскую жилищную инспекцию, которой по итогам его рассмотрения в отношении управляющей компании ООО "Гранит Дом", обслуживающей данный МКД, было выдано предостережение от 19.09.2022 о недопустимости нарушений обязательных требований в части работы лифтов и принятии мер по их устранению.
Мы, руководствуясь статьей 16 Закона Республики Татарстан от 03.03.2000 N 95-ЗРТ "Об Уполномоченном по правам человека в Республике Татарстан", а также в целях защиты прав граждан в адрес прокурора Республики Татарстан направлено письмо об оказании содействия в восстановлении работы лифтов в МКД N 18 по ул. Агрономической и начальника Казанской городской жилищной инспекции - об исполнении вышеуказанного предостережения инспекции.
По информации, поступившей из прокуратуры Республики Татарстан, в ходе проверки, проведенной прокуратурой, установлено, что управление МКД осуществляется ООО "УК "Гранит-Дом", которым 01.11.2013 заключен договор с ООО "Движение" на техническое обслуживание, эксплуатацию и ремонт лифтов в МКД. За период с ноября 2021 года по август 2022 года у ООО "УК "Гранит-Дом" образовалась задолженность перед ООО "Движение".
Однако ООО "Движение" в нарушение правил условий договора от 01.11.2013, положений Жилищного кодекса Российской Федерации и правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, в одностороннем порядке приняло решение об остановке работы лифтов в МКД с сентября 2022 года, что также нарушило права жителей дома, в том числе граждан пожилого возраста и инвалидов.
По результатам проверки 17.10.2022 принят акт прокурорского реагирования. В адрес руководителя ООО "Движение" внесено представление об устранении нарушений требований жилищного законодательства и недопущении их впредь, которое было рассмотрено и удовлетворено, 21.10.2022 работа лифтов в МКД восстановлена.
- "Право на социальное обеспечение" - 434 обращения.
Обращения, составляющие данную группу прав, затрагивали вопросы пенсионного обеспечения, социального обеспечения инвалидов (создание "доступной среды", признание лица инвалидом, обеспеченность техническими средствами реабилитации, внесение изменений в индивидуальную программу реабилитации и абилитации, неполучение государственной социальной помощи в виде направления на санаторно-курортное лечение), действия (бездействия) работников социальной службы.
Так, например, 15.03.2022 в Аппарат Уполномоченного поступила жалоба Л. об оказании ей ГАУСО "Комплексный центр социального обслуживания населения в городском округе "город Казань" социальных услуг ненадлежащего качества.
По утверждению автора жалобы, социальные услуги сотрудником центра оказываются ненадлежащего качества и с нарушением требований о периодичности оказания социальных услуг. Помимо этого, соцработник ведет себя неподобающе и оскорбляет заявителя.
Также из обращения следует, что Л. обращалась в ГАУСО "Комплексный центр социального обслуживания населения в городском округе "город Казань", однако меры по указанным вопросам приняты не были.
В ответ на наше письмо министру труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о выяснении ситуации и принятии необходимых мер поступила информация, что в целях оценки качества оказания услуг доводы Л. были проверены, руководству КЦСОН указано на недопустимость посещения получателей услуг без предварительного согласования с ними даты и времени посещения. В письме также сообщалось, что к сотрудникам, допустившим данное нарушение, будут применены меры дисциплинарного взыскания.
- "Право на труд" - 98 обращений.
Анализ обращений, поступивших в 2022 г. к Уполномоченному, в сфере трудовых отношений показывает, что в основном граждане обращались по вопросам невыплаты заработной платы, принуждения к увольнению, незаконного увольнения, трудовых конфликтов, трудоустройства.
Пример:
Так, например, 19 мая на совместном приеме граждан Уполномоченным, руководством Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан и депутатом Государственного Совета Республики Татарстан, проведенном в пункте временного размещения вынужденных переселенцев (санаторий "Ливадия-Татарстан"), обратилась гр. С. об оказании содействия в трудоустройстве дочери.
Со слов заявителя, в связи с отсутствием документов ее дочери отказано в трудоустройстве в магазин "Перекресток".
В связи с обращением Уполномоченного, направленным в Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, министерством филиалу ГКУ "Центр занятости населения г. Казани по Советскому району" было дано поручение оказать С. и ее маме, вынужденно прибывшим с территорий Донецкой Народной Республики, содействие в поиске подходящей работы.
В ответе министерства, также сообщалось, что С. трудоустроена работником складских помещений санатория.
- "Право на охрану здоровья и медицинскую помощь" - 191 обращение.
Наиболее часто гражданами затрагивались проблемы, связанные с необеспеченностью лекарственными препаратами и ненадлежащим оказанием медицинской помощи.
В Аппарат Уполномоченного поступило телефонное обращение С., проживающего в г. Казани, по вопросу оказания медицинской помощи с выездом на дом.
В ходе телефонного разговора заявитель сообщил, что страдает онкологическим заболеванием, по всему телу язвы. На вызов врача на дом приехал участковый врач, заявителю было рекомендовано посетить специалиста-хирурга. Однако заявитель с трудом передвигается и выйти из дома не имеет возможности.
Обеспокоившись звонком заявителя С., нами в адрес начальника Управления здравоохранения г. Казани - заместителя министра здравоохранения республики было направлено письмо с просьбой о принятии оперативных мер по организации выездного посещения заявителя врачом-хирургом.
Из Управления здравоохранения г. Казани мы были проинформированы о том, что С. осмотрен на дому врачом-хирургом, поставлен диагноз, и назначено лечение. Родным и близким были даны рекомендации по уходу и профилактике осложнений.
- "Право на образование и право на доступ к культурным ценностям" - 224 обращения.
В отчетном периоде к Уполномоченному поступали жалобы на организацию учебного процесса в учебных заведениях, наличие конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса. Также продолжали поступать обращения по вопросам образования детей с ограниченными возможностями здоровья, оказания содействия в поступлении в образовательные учреждения, организации "инклюзивного детского отдыха" в образовательно-оздоровительных лагерях, транспортной доступности образовательных учреждений, строительства новых учебных заведений.
Пример:
В декабре 2022 года в адрес Уполномоченного поступило обращение М. о получении травм обучающимися 7 класса в МБОУ "Многопрофильный лицей имени Героя Советского Союза Г.К. Камалеева" жилого комплекса "Усадьба Царево" с. Новое Шигалеево Пестречинского муниципального района Республики Татарстан во время урока физической культуры в период отсутствия учителя, о бездействии администрации школы и классного руководителя по данному факту, а также о несогласии с выставленной неудовлетворительной оценкой в период отсутствия ребенка на уроке в связи с привлечением к дежурству в столовой ввиду непредставления для проверки домашнего задания.
В ответ на письмо Уполномоченного в адрес заместителя министра образования и науки Республики Татарстан - руководителя департамента надзора и контроля в сфере образования поступил ответ, что факт оставления учителем рабочего места и обучающихся без контроля и присмотра в спортивном зале, в результате чего обучающиеся неосторожно обращались с мячом, подтвердился. За нарушение должностной инструкции учитель был привлечен к дисциплинарной ответственности.
Также в поступившей из ведомства информации сообщалось о подтверждении еще одного факта: учитель выставил неудовлетворительную отметку сыну заявителя в период его отсутствия на уроке по причине дежурства, чем нарушил требования локального акта, принятого педагогическим советом, утвержденного приказом директора.
По выявленным фактам учитель привлечен к дисциплинарной ответственности, отметка удалена из электронного журнала.
По результатам рассмотрения обращения заявителя М. директору указано на неукоснительное соблюдение педагогами должностных обязанностей и требований локальных актов, а также на обязанность выполнения требований федерального законодательства в сфере образования.
- "Право на защиту семьи, материнства, отцовства и детства" - 93 обращения.
В отчетном периоде по данной тематике к Уполномоченному поступали обращения с просьбой оказать содействие в лишении родительских прав бывших супругов в связи с неисполнением последними своих обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка, а также о невозможности общения с детьми или внуками, о восстановлении в родительских правах, о местонахождении детей и состоянии их здоровья, о беспокойстве за судьбу ребенка и т.д.
Пример:
В Аппарат Уполномоченного поступило анонимное сообщение ЕГИС ГЛОНАСС +112 о ненадлежащем исполнении родительских обязанностей К. и об условиях проживания несовершеннолетних детей.
Обеспокоившись данным сообщением, Уполномоченный направил письмо руководителю Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан для выяснения всех обстоятельств произошедшего и в случае необходимости принятия незамедлительных мер реагирования.
К сожалению, факты, содержавшиеся в анонимном сообщении, подтвердились. Гр. К. нигде не работает, несколько дней употребляет спиртные напитки. Дома с детьми у женщины произошел конфликт, после чего дети убежали из дома (2010 и 2016 г.р.) к соседям и переночевали в соседской бане. Мать за ними пришла только на второй день после обеда.
В связи со сложившейся ситуацией гр. К. написала заявление о временном помещении детей в ГКУ "Социальный приют для детей и подростков "Тургай" в Мензелинском муниципальном районе.
Семья К. поставлена на межведомственный учет, мать прошла курс лечения от алкогольной зависимости (кодирование).
- "Право на благоприятную окружающую среду и право на землю" - 69 обращений.
Вопросы касались загрязнения атмосферного воздуха, земельных споров, несанкционированных свалок, охраны водных объектов и др.
Пример:
Летом жители домов и управляющие организации активно благоустраивают дворы. Использование автомобильных шин для организации клумб и площадок - весьма распространенное явление.
Согласно ГОСТ 12.1.007-76 "Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности" и ФККО, утвержденному приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242, автомобильные шины отнесены к отходам III-IV класса опасности, которые повреждают экосистему и не могут быть размещены на придомовых территориях.
В адрес Уполномоченного поступило обращение по вопросу уборки придомовой территории от покрышек по адресу: г. Казань, ул. Волгоградская, д. 24. Заявка по данному вопросу была размещена и в ГИС РТ "Народный контроль" - N 5012335 от 21.07.2022.
Сотрудниками Аппарата Уполномоченного был совершен выезд для проверки доводов заявителя. Исполком г. Казани не оставил без внимания данную проблему и провел работы по уборке территории от автомобильных шин. Уведомление получило статус "Заявка решена".
III. Защита прав человека в уголовном процессе, в местах принудительного содержания, при производстве по делам об административных правонарушениях, при судопроизводстве - 642 обращения ("Права задержанных, подозреваемых, обвиняемых" - 145, "Права потерпевших" - 100, "Права осужденных в уголовно-исполнительной системе" - 344, "Защита прав человека при производстве по делам об административных правонарушениях" - 16, "Обжалование судебных решений" - 37).
Каждое обращение, поступающее в адрес Уполномоченного и касающееся соблюдения законных прав и интересов лиц, совершивших общественно опасные деяния, в отношении которых по решению суда принято решение о лишении свободы, внимательно рассматривается, в том числе с выездом на место.
Пример:
В марте 2022 года в адрес Уполномоченного обратился осужденный Г. по вопросу его содержания в специальном приемнике ОМВД России по Зеленодольскому району. По поручению омбудсмена сотрудник Аппарата Уполномоченного и общественный помощник Уполномоченного посетили данного заявителя.
Помимо беседы с заявителем, в рамках поездки были также осуществлены изучение условий содержания граждан в изоляторе временного содержания, специальном приемнике органов внутренних дел; проверка качества предоставляемого питания, условий содержания, рассмотрения обращений со стороны администрации спецучреждения, соблюдения прав и законных интересов в целом.
По итогам посещения в целях соблюдения прав подозреваемых, обвиняемых и лиц, подвергнутых административному аресту, Уполномоченным в адрес руководства Министерства внутренних дел по Республике Татарстан направлено письмо об исключении фактов нарушения действующего законодательства.
IV. Защита прав человека при исполнении вступивших в законную силу судебных актов - 215 обращений ("Деятельность службы судебных приставов" - 139, "Неисполнение решения суда" - 36, "Алиментные обязательства членов семьи" - 40).
Пример:
В марте 2022 года к Уполномоченному обратился пенсионер В., житель г. Набережные Челны. На его пенсию ввиду возбужденного в отношении него исполнительного производства было обращено взыскание в размере 50 процентов. В данной ситуации пенсия являлась для гражданина единственным источником существования.
Учитывая, что со вступлением с 1 февраля 2022 года в законную силу Федерального закона от 29.06.2021 N 234-ФЗ "О внесении изменений в статью 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "Об исполнительном производстве" при обращении взыскания обеспечивается сохранение ежемесячного дохода должника-гражданина в размере величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по Российской Федерации, Уполномоченный направил письмо в адрес Главного судебного пристава Республики Татарстан о рассмотрении вопроса сохранения ежемесячного дохода заявителя в размере прожиточного минимума.
По результатам, рассмотрения нашего обращения в рамках исполнительного производства судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о сохранении гражданину В. пенсии в размере прожиточного минимума.
V. Защита прав человека при призыве на военную службу, военнослужащих - 1839 обращений ("Альтернативная гражданская служба" - 12, "Воинская обязанность" (отсрочка, порядок призыва, работа военных комиссариатов, работа призывных комиссий) - 365, "Военная служба" (исполнение должностных полномочий и служебных обязанностей военнослужащими; прохождение военной службы по контракту, продление контракта, досрочное увольнение; прохождение службы по призыву, принятие присяги, досрочное увольнение; факты противоправного поведения военнослужащих, право на охрану здоровья и медицинскую помощь в период прохождения службы) - 1325, "Статус военнослужащего" (социальная защита военнослужащих, уволенных с военной службы и членов их семей) - 137).
Пример:
В Аппарат Уполномоченного поступило обращение жительницы г. Казани гр. X. в интересах ее супруга по вопросам предоставления отсрочки от призыва на военную службу по частичной мобилизации.
Как указывает заявитель, X. осуществляет трудовую деятельность в АО "Нэфис Косметикс" в должности рабочего, в связи с чем подлежал бронированию. Однако X. был призван на военную службу и был направлен в пункт сбора мобилизованных.
Уполномоченный обратился к прокурору Советского района г. Казани с просьбой организовать проверку доводов, изложенных в обращении X., и в случае необходимости принять меры прокурорского реагирования.
В ответ на письмо Уполномоченного из прокуратуры Советского района г. Казани поступила информация, что X. возвращен, решение призывной комиссии по мобилизации отменено.
VI. "Защита прав человека в сфере финансовой и хозяйственной деятельности" - 185 обращений.
VII. Иные вопросы - 696 обращений.
По вопросам функционирования ГИС РТ "Народный контроль", зарекомендовавшей себя как эффективный инструмент, позволяющий гражданам свободно сообщать о волнующих их проблемах, Уполномоченным рассмотрено 370 обращений.
Пример:
В общественных местах, а особенно в учебных заведениях, правила пожарной безопасности должны соблюдаться неукоснительно, так как от чрезвычайной ситуации могут пострадать как дети, так и взрослые.
Контроль за обеспечением безопасности в образовательных учреждениях нами ведется постоянно путем как проведения проверок в образовательных учреждениях, так и ежедневной модерации поступающих в ГИС РТ "Народный контроль" уведомлений по соответствующей категории.
Так, в ходе мониторинга уведомлений граждан в системе в ноябре 2022 года нами было выявлено уведомление по вопросу возможного нарушения противопожарных норм в одном из детских садов Елабужского муниципального района.
Мною в целях обеспечения безопасности детей и персонала данного детского сада для проверки фактов, указанных в уведомлении, было направлено обращение в прокуратуру Республики Татарстан.
Прокуратурой Елабужского района по итогам инициированной нами проверки факт нарушений требований пожарной безопасности подтвердился. В частности? был установлен факт эксплуатации электропроводов со следами термического воздействия, наличия неисправных порошкового огнетушителя, электрических выключателей и т.д., в связи с чем прокуратурой в адрес руководителей дошкольного учреждения было внесено представление об устранении нарушений, которые были устранены, а виновные лица привлечены к дисциплинарной ответственности.
В отношении заведующей детским садом прокуратурой было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ (нарушение требований пожарной безопасности), которое находится на рассмотрении. Таким образом, права воспитанников детского сада были восстановлены.
Дополнительно по итогам рассмотрения данного обращения мной в адрес главы Елабужского муниципального района направлена рекомендация о проведении в данном дошкольном учреждении ремонтных работ в 2023 году.
Как и в предыдущие отчетные периоды, вопросы, которые граждане ставили в своих обращениях к Уполномоченному как к главному модератору системы, не изменились: обоснованность присвоения уведомлениям статусов "Заявка решена" и "Мотивированный отказ", а также просьбы о возврате указанных уведомлений в систему для их дальнейшего решения.
В 2022 году в ГИС РТ "Народный контроль" по состоянию на 31.12.2022 с учетом возвращенных уведомлений из всех статусов опубликованы 91082 уведомления, что на 8% больше по сравнению с 2021 годом (83789 уведомлений), из которых 70817 уведомлений решены - 78% (на 1% больше по сравнению с прошлым годом - 69889 уведомлений), по 13332 уведомлениям запланированы работы, по 5424 уведомлениям дан мотивированный отказ, 1509 - находятся в работе.
Общее количество комментариев, поступивших от граждан, достигло 2743711, количество поддержек - 1619809.
За отчетный период пользователи системы активнее всего подавали уведомления по категориям "Комплексное благоустройство территории" (24540 уведомлений), "Содержание и ремонт муниципальных дорог" (13070), "Содержание объектов улично-дорожной сети в зимний период" (12821), "Ошибки в названиях и надписях" (7226), "Организация наружного освещения" (4379), "Коммунальные услуги" (2374), "Нарушение в наружной рекламе" (2125), "Общественный транспорт" (1558), "Бездомные животные" (1053).
В текущем году благодаря отраслевым инвестиционным программам, реализуемым на территории республики, удалось положительно решить 11108 уведомлений граждан по вопросам содержания и ремонта автомобильных дорог и 24461 уведомление, касающееся благоустройства территорий и развития инфраструктуры.
Через платформу обратной связи "Госуслуги. Решаем вместе" ФГИС "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) Российской Федерации" (далее - ПОС) поступило 23668 сообщений, из них наибольшее количество - по вопросу получения социальных выплат (4109), комплексного благоустройства (703).
Постоянно ведется работа по совершенствованию ГИС РТ "Народный контроль". Так, в связи с тем, что вопрос качества предоставления жилищно-коммунальных услуг является одним из самых популярных у наших жителей, в июне отчетного года к ГИС РТ "Народный контроль" были подключены практически все управляющие компании, товарищества собственников жилья и иные организации, непосредственно отвечающие за своевременное предоставление качественных жилищно-коммунальных услуг во всех муниципальных образованиях.
Данные изменения, в первую очередь, направлены на повышение комфорта жителей нашей республики и эффективности деятельности управляющих организаций по решению вопросов, требующих незамедлительной реакции с их стороны.
В целях качественного и оперативного исполнения уведомлений в ГИС РТ "Народный контроль" в 2022 году проведено 44 рабочих совещания в Аппарате Уполномоченного и муниципальных районах республики, в том числе в режиме видеоконференции, с участием представителей Администрации Президента Республики Татарстан, прокуратуры Республики Татарстан, руководителей и ответственных исполнителей структурных подразделений исполнительных комитетов муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан.
В результате проведенных мероприятий и совместной работы с государственными органами власти и органами местного самоуправления по повышению качества и своевременному рассмотрению уведомлений, поступающих в ГИС РТ "Народный контроль", за отчетный период удалось существенно снизить количество уведомлений с нарушением сроков рассмотрения, а также повысить число положительно решенных уведомлений. Также всем муниципальным районам и городским округам республики удалось исполнить индикатор "Доля положительно решенных уведомлений".
Особенно активная работа по исполнению уведомлений в ГИС РТ "Народный контроль" отмечена у исполнительных комитетов Сабинского (98%), Муслюмовского (95%), Мамадышского (92%) муниципальных районов, г. Набережные Челны (89%), Рыбно-Слободского (89%), Новошешминского (89%), Мензелинского (89%), Чистопольского (88%), Аксубаевского (87%), Дрожжановского (87%), Апастовского (84%), Ютазинского (83%), Азнакаевского (82%), Тетюшского (82%), Зеленодольского (82%), Алексеевского (81%), Бавлинскогого (81%), Бугульминского (81%), Нижнекамского (81%), Спасского (81%), Заинского (80%), Лениногорского (79%), Тукаевского (77%) муниципальных районов, где качественно и своевременно рассматриваются и решаются уведомления, поступившие в систему, и доля выполненных уведомлений составляет от 77 до 100%.
Кроме того, в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.12.2018 N 1319 "Об утверждении Порядка организации и проведения оценки качества оказания услуг населению" нами проводится работа по анализу информации сервиса "Оценка социально-значимых услуг населению" Портала государственных и муниципальных услуг Республики Татарстан (далее - Сервис).
На основании оценок населения сформирован рейтинг качества оказания услуг Министерством здравоохранения Республики Татарстан и Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан в рамках сервисов "Запись на прием к врачу" и "Оплата услуг жилищно-коммунального хозяйства" Сервиса.
Итоги рейтинга для принятия необходимых мер ежеквартально направляются в Кабинет Министров Республики Татарстан, ежемесячно - руководству соответствующих министерств.
Не снижается роль общественных помощников Уполномоченного в муниципальных районах и городских округах в деле защиты прав и свобод человека и гражданина в Республике Татарстан. Это опытные и авторитетные люди из числа местных жителей. Среди них - представители разных специальностей: юристы, педагоги, экономисты. Все они обладают большим жизненным опытом и знанием проблем населения, ведут правозащитную и правопросветительскую работу, многие проблемы решают на местах оперативно, без лишней переписки и ожиданий. Ни одно поступающее к ним обращение не остается без внимания. Почти по каждому из них осуществляются проверки, направляются запросы и ходатайства, даются квалифицированные рекомендации и разъяснения заявителям.
За минувший год общественные помощники приняли 720 граждан и около 1000 обращений; 420 раз они выезжали на проверки по информации, поступившей через ЕГИС ГЛОНАСС +112; принимали участие в заседаниях районных комиссий, в том числе призывной, по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, по противодействию коррупции; по повышению уровня жизни населения и легализации доходов; антитеррористической; по делам несовершеннолетних, жилищной и др.; посетили 10 войсковых частей (Хабаровский край, Оренбургская и Свердловская области, Республика Башкортостан).
Подводя итоги данного раздела, следует отметить, что в целом тематика обращений граждан в течение 2022 года существенно не изменилась. Из года в год объем получаемой от граждан информации позволяет выявить острые и социально значимые проблемы жителей республики, что является основанием для составления данного доклада.
Работа с обращениями граждан Уполномоченным ведется постоянно, в любых ее возможных проявлениях. Среди задач на 2022 год в работе с обращениями граждан Уполномоченный выделяет следующие:
осуществление комплексного подхода к совершенствованию работы с обращениями граждан, что предполагает не только решение проблемы обратившегося, но и проблемы в целом;
выделение наиболее острых проблем, обозначенных гражданами, проведение "круглых столов" по данным тематикам, заседаний Экспертного Совета при Уполномоченном;
подготовка и направление рекомендаций и предложений в органы государственной и муниципальной власти республики, федеральные органы власти;
организация и проведение телефонных "горячих линий" по наиболее актуальным темам, приемов граждан в режиме видеосвязи, выездных приемов граждан;
совершенствование работы по организации и проведению совместных (тематических) приемов граждан с представителями министерств и ведомств;
участие Уполномоченного и сотрудников Аппарата Уполномоченного в судах в качестве третьих лиц по обращениям граждан;
повышение эффективности работы общественных помощников Уполномоченного, в том числе через проведение для них обучающих семинаров.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.