Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 3. Соблюдение прав граждан в условиях специальной военной операции и частичной мобилизации
В период, когда наша страна находится внутри сложного геополитического конфликта, институт уполномоченных по правам человека в сфере защиты прав мигрантов приобрел особую роль и значимость в условиях массовой эвакуации людей из зоны боевых действий с Украины.
В 2022 году сформировалось два принципиально новых направления в области защиты прав человека - это работа с эвакуированными и защита прав граждан Российской Федерации в связи со спецоперацией.
Уполномоченный был полностью подключен ко всем вопросам и формам работы по защите прав граждан, эвакуированных на территорию России в связи с военными действиями на Украине.
Большую часть беженцев составили лица пожилого возраста, женщины и дети. Численность эвакуированных на территорию Республики Татарстан составила 2167 человек, из которых 478 - дети.
В республике штатно функционируют восемь пунктов временного размещения граждан данной категории, четыре из них расположены в Казани.
С самого начала специальной военной операции в пунктах организованы ежедневные приемы специалистами миграционной службы, пенсионного фонда, социальной защиты, прокуратуры и многих других.
Особое внимание уделено вопросам трудоустройства граждан, подбора вакансий с учетом их образования, профессионального опыта и пожеланий. Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан вынужденным переселенцам организована помощь в оформлении положенных им выплат. Организовано устройство в дошкольные, общеобразовательные и профессиональные образовательные организации 411 детей.
Одновременно в пунктах временного размещения центрами занятости населения были организованы выездные Дни работодателя, где в личной беседе с представителями предприятий вынужденные переселенцы получили полную информацию по предлагаемым вакансиям, по вопросам системы оплаты труда и социальных гарантий.
В преддверии нового учебного года для обеспечения детей вынужденных переселенцев из Луганской и Донецкой Народных Республик и Украины Уполномоченный обратился к заместителю Премьер-министра Республики Татарстан с просьбой рассмотреть возможность обеспечения их необходимыми школьными принадлежностями, школьной формой, обувью, канцелярскими товарами, в том числе в сотрудничестве с различными благотворительными фондами в рамках благотворительной акции "Помоги собраться в школу".
Уполномоченным в партнерстве с Министерством здравоохранения Республики Татарстан, Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, Общественной палатой Республики Татарстан и Федерацией профсоюзов Республики Татарстан поддержана реализация в республике благотворительной организацией проекта по оказанию всесторонней поддержки женщинам из числа вынужденных переселенцев с Донбасса и Украины, проживающим в пунктах временного размещения на территории Республики Татарстан, "Здесь ждут". Для данной категории в рамках проекта организованы консультации, тренинги психоэмоциональной поддержки и развития навыков, а также выезды граждан в рамках культурной программы.
Уполномоченным наряду с рассмотрением обращений граждан данной категории на регулярной основе посещались пункты временного размещения. Совместно с Федерацией профсоюзов Республики Татарстан, Управлением Минюста России по Республике Татарстан в рамках проведения Единого дня бесплатной правовой помощи непосредственно в пунктах проведены 22 приема граждан.
Работа по приему осуществлялась и общественным помощником Уполномоченного. Обращения в основном касались оформления миграционных документов, трудоустройства, оплаты госпошлины при получении паспорта гражданина Российской Федерации и выплаты единовременного пособия. В свою очередь, учитывая условия, при которых граждане прибыли на территорию республики, отдельного внимания заслуживали обращения граждан о желании их вернуться домой при отсутствии финансовой возможности.
Так, с просьбой о помощи в возращении на территорию прежнего места жительства в мае прошлого года к общественному помощнику Уполномоченного обратилась семья из четырех человек, прибывшая из города Мариуполя. В тесном взаимодействии с благотворительными организациями семье оказана адресная финансовая помощь в приобретении билетов, и граждане выехали в родной город.
Действующее миграционное законодательство не предусматривает права лиц, получивших временное убежище, на оказание содействия в обеспечении проезда из центра временного размещения на территорию их прежнего места жительства. Положениями проекта федерального закона "О предоставлении убежища на территории Российской Федерации", вынесенного Министерством внутренних дел Российской Федерации на общественное обсуждение, решение данного вопроса также не отражено.
Принимая во внимание указанные факты, Уполномоченный поднимал данный вопрос в рамках проведенного в июне прошлого года расширенного заседания секции по вопросам международного сотрудничества и защиты прав мигрантов Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации, в ходе которого была отмечена необходимость внесения изменений в проект федерального закона "О предоставлении убежища на территории Российской Федерации" в части установления лицу, получившему убежище, наряду с правами, предусмотренными положениями данного законопроекта, и права на получение содействия в выезде из Российской Федерации,
Многие обращения в адрес Уполномоченного от граждан, прибывших на территорию Российской Федерации из ДНР, ПНР и Украины, касались вопроса приема детей после окончания 9 и 11 классов в образовательные организации среднего профессионального и высшего образования.
Следует отметить, что для детей, прибывших из ДНР, ПНР и Украины, создан упрощенный порядок приема в образовательные организации.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 18.12.2020 N 2150 "Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" для данной категории лиц при поступлении в образовательные организации по образовательным программам среднего профессионального образования, высшего образования и дополнительного профессионального образования установлена квота - 23 тыс. мест.
Вместе с тем прием на обучение по программам среднего профессионального образования в Российской Федерации для указанной категории граждан на места, финансируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, осуществляется согласно общим гарантиям общедоступности и бесплатности среднего профессионального образования в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273 "Об образовании в Российской Федерации".
Учитывая изложенное и принимая во внимание то, что дети из ДНР, ЛНР и Украины в силу не зависящих от них обстоятельств были вынуждены пропустить учебу, Уполномоченный в адрес Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в июле прошлого года направил письмо с просьбой рассмотреть возможность обращения к Правительству Российской Федерации о выделении специальной льготы для детей из ДНР, ЛНР и Украины при приеме на обучение по программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
По мере проведения мобилизационных мероприятий у призываемых лиц возникали многочисленные вопросы, связанные с порядком реализации Указа Президента Российской Федерации от 21.09.2022 N 647 "Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации".
Являясь председателем Центра управления регионом и главным модератором государственной информационной системы Республики Татарстан "Народный контроль", Уполномоченный обобщал весь массив поступивших обращений и сообщений граждан в органы государственной власти.
В общей сложности к Уполномоченному поступило 4087 обращений и сообщений граждан республики по вопросам мобилизации, в том числе 2287 сообщений - через платформу обратной связи Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) "Госуслуги. Решаем вместе" и государственную информационную систему обратной связи в Республике Татарстан "Народный контроль".
С 5 октября 2022 года в ГИС РТ "Народный контроль" начало работу новое направление "Частичная мобилизация", включающее 10 тематических категорий.
Ответы на обращения и сообщения по вопросам частичной мобилизации давались в течение 24 часов при тесном взаимодействии с Военным комиссариатом Республики Татарстан, Призывной комиссией Республики Татарстан, военной прокуратурой Казанского гарнизона, прокуратурой Республики Татарстан, Министерством здравоохранения Республики Татарстан, органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, а также по необходимости - иными государственными органами и организациями, задействованными в процессе частичной мобилизации.
Так, например, в октябре прошлого года в адрес Уполномоченного обратился гражданин М., проживающий в городе Нижнекамске, инвалид 1 группы по зрению, в интересах своего сына, который был призван на военную службу в рамках мобилизации. Гражданин указывал, что его сын является единственным близким родственником, который осуществлял за ним уход и всестороннюю поддержку. Во взаимодействии с органами прокуратуры и военным комиссариатом Республики Татарстан мобилизованный был возвращен в семью. Однако на это потребовалось определенное время.
Уполномоченный также привлекался в качестве заинтересованного лица в ходе рассмотрения в суде 7 административных исковых заявлений, поданных гражданами, не согласными с решениями призывных комиссий по мобилизации. По каждому из них готовились заключения с изложением позиции по делу.
Работа не ограничивалась только рассмотрением письменных обращений и сообщений от участников специальной военной операции и членов их семей. В целях получения гражданами непосредственно в пунктах размещения мобилизованных оперативной и необходимой юридической помощи была создана мобильная информационно-консультационная группа, организованная Министерством юстиции Республики Татарстан, в составе которой принимали участие Уполномоченный и сотрудники Аппарата Уполномоченного. За период работы группы за правовой помощью обратились более 4300 граждан.
Особое наше внимание заслуживали обращения от граждан, воспитывающих детей-инвалидов, супруги которых мобилизованы. В семьях, имеющих ребенка-инвалида или инвалида с детства, мать преимущественно занята уходом, а отец не только работает для обеспечения нужд ребенка и семьи, но и оказывает физическую помощь в уходе. В целях оказания необходимой поддержки их родственникам в рамках рассмотрения поступающих обращений мы обращались в профильные министерства и ведомства республики, обращая особое внимание руководителей администрации муниципальных образований на насущные потребности семьи, оказавшейся в трудном положении, в том числе материальном.
Масштабная работа была проведена Уполномоченным совместно с заместителем Премьер-министра Республики Татарстан по обеспечению предоставления в Республике Татарстан отсрочки от военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации по мобилизации многодетным отцам, имеющим трех детей в возрасте до 16 лет.
В октябре прошлого года осуществлены многократные выезды в центры размещения мобилизованных; собраны и систематизированы рапорты граждан данной категории, подтверждающие их статус; подготовлены и направлены в Призывную комиссию Республики Татарстан списки лиц, которым впоследствии предоставлена отсрочка. К родным и близким вернулись около 200 многодетных отцов из Республики Татарстан.
Отдельного внимания Уполномоченного заслуживали обращения, поступающие от родственников мобилизованных граждан, осуществляющих трудовую деятельность в организациях республики, должности которых подлежали бронированию на период мобилизации и в военное время.
В данном вопросе, с одной стороны, нами отмечена неготовность самих работодателей, с другой, военных комиссариатов по осуществлению своевременных проверок в организациях по осуществлению воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации.
В результате инициированной проверки с привлечением должностных лиц Военного комиссариата Приволжского и Вахитовского районов г. Казани по обращению гражданки Л. в интересах своего супруга, пребывающего в запасе, трудоустроенного в одном из муниципальных унитарных предприятий г. Казани, должность которого подлежала бронированию на период мобилизации и в военное время, Уполномоченным сделан вывод о возможности осуществления руководством данной организации бронирования их работника до начала мобилизации, вследствие чего было направлено обращение в адрес Военного комиссара Приволжского и Вахитовского районов города Казани о проведении по данному факту проверки (на момент подготовки доклада письмо находилось на рассмотрении).
Обоснованное беспокойство Уполномоченного вызывали обращения студентов государственных и негосударственных образовательных организаций, проживающих в Рыбно-Слободском и Кукморском муниципальных районах Республики Татарстан, призванных на военную службу по частичной мобилизации.
Так, в рамках рассмотрения обращения мамы студента 1 курса, получающего образование впервые по очной форме обучения в образовательной организации, имеющей государственную аккредитацию, призванного на военную службу по частичной мобилизации в сентябре 2022 года, Уполномоченным в адрес Военного комиссара Республики Татарстан направлены рекомендации о восстановлении нарушенных прав на образование данного гражданина и рассмотрении вопроса об отмене решения военного комиссариата муниципального района республики о его призыве. По результатам их рассмотрения сыну заявителя предоставлена отсрочка от военной службы по мобилизации.
Выявленные моменты позволили увидеть имеющиеся проблемные вопросы и сделать вывод о необходимости организовать работу призывных комиссий применимо к современным реалиям.
В условиях эффективного развития цифровых технологий, сервисов и услуг, повышающих качество жизни населения, полагая, что ужесточение законодательства в отношении граждан, которые не исполнили свою обязанность, закрепленную в статье 10 Федерального закона от 28.03.1998 N 53 "О воинской обязанности и военной службе", не выход из ситуации, Уполномоченный на проведенном в ноябре прошлого года заседании Всероссийского координационного совета уполномоченных по правам человека, посвященном защите прав человека в сфере миграции, а также роли омбудсменов в вопросах соблюдения прав граждан в условиях специальной военной операции и частичной мобилизации, озвучил предложения по цифровой трансформации военных комиссариатов путем актуализации автоматизированной системы, в которой также содержатся данные о пребывающих в запасе, с использованием возможности получения информации путем межведомственного взаимодействия с рядом государственных органов, в том числе используя гражданами возможности Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) Российской Федерации.
Многие обращения затрагивали вопросы невыплаты мобилизованным гражданам денежного довольствия в требуемом объеме.
Во ФГИС "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) "Госуслуги. Решаем вместе" и в ГИС РТ "Народный контроль" поступило 938 обращений данной категории. Непосредственно в Аппарат Уполномоченного - 157. Все обращения в оперативном порядке отрабатывались во взаимодействии с Военным комиссариатом Республики Татарстан и ФГКВОУ ВО "Казанское высшее танковое командное ордена Жукова Краснознаменное училище" Министерства обороны Российской Федерации.
Отдельную категорию обращений мобилизованных и их родственников к Уполномоченному составляли жалобы по вопросам, касающимся состояния здоровья мобилизованных граждан и проведения им медицинского освидетельствования военно-врачебной комиссией.
На постоянной основе представители Уполномоченного совместно с сотрудниками Военного комиссариата Республики Татарстан принимали участие в совместных проверках по вопросам медицинского освидетельствования военнослужащих военно-врачебной комиссией на предмет годности их к. военной службе, по итогам гражданам были установлены соответствующие категории годности.
В ходе приема мобилизованных в пунктах их размещения, а также их родственников нами был выявлен ряд фактов, требующих нашего непосредственного вмешательства.
Родственники мобилизованных, обратившиеся к Уполномоченному, выражали обеспокоенность состоянием здоровья военнослужащих, так как имеющиеся у них заболевания органов или систем органов не позволяли в полной мере участвовать в боевых действиях. Последствия ряда заболеваний, имеющихся у военнослужащих (таких, например, как инсулинозависимый диабет, псориаз и многие другие), которым определена категория "В" "ограниченно годен к военной службе", по степени нарушения ограничивали возможность прохождения ими военной службы, но вместе с тем не исключали ее полностью.
Учитывая, что имеющиеся у военнослужащих заболевания приводят к нарушению функций организма и не позволяют в полной мере участвовать в боевых действиях, мы направили в адрес Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации письмо с просьбой рассмотреть вопрос об обращении в Министерство обороны Российской Федерации с предложением о прохождении военнослужащими, имеющими категорию "В" (ограниченно годен к военной службе), военной службы в тыловых подразделениях Вооруженных Сил Российской Федерации.
Призыв граждан на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации неизбежно изменил сложившийся уклад жизни не только призывника, но и всей его семьи.
Принятые во всех субъектах Российской Федерации меры поддержки семей мобилизованных граждан, в первую очередь, были направлены на поддержку семей, имеющих несовершеннолетних детей. Это обеспечение бесплатным питанием в общеобразовательных школах, освобождение от оплаты посещения детских садов, предоставление единовременной выплаты, установление бесплатного проезда и другие не менее значимые меры.
Обоснованное беспокойство Уполномоченного вызвало обстоятельство, что многие семейные обязанности, которые ранее выполнялись мобилизованными супругами, одномоментно легли на плечи их жен и родных, в том числе и финансовые обязательства по оплате учебы детей - студентов, обучающихся на коммерческой основе в образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования. Обращение Уполномоченного по вопросу установления образовательных преференций детям лиц, призванных на военную службу в рамках частичной мобилизации, и лиц, участвующих в специальной военной операции на Украине, было поддержано Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации и направлено для дополнительной проработки с компетентными органами и научным сообществом.
Сталкиваясь в своей работе с обращениями мобилизованных граждан и членов их семей, большинство которых были связаны с отсутствием у них правовых знаний, являясь одним из субъектов законодательной инициативы, Уполномоченный внес в Государственной Совет Республики Татарстан законопроект о внесении в часть 1 статьи 12 Закона Республики Татарстан от 2 ноября 2012 года N 73-ЗРТ "Об оказании бесплатной юридической помощи гражданам в Республике Татарстан" изменений, позволяющих закрепить на законодательном уровне права граждан, призванных на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, и граждан, заключивших контракт о пребывании в добровольческом формировании (о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации), при условии их участия в специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Херсонской и Запорожской областей, а также членов их семей на бесплатную юридическую помощь.
Инициатива Уполномоченного на заседании Государственного Совета Республики Татарстан в декабре 2022 года депутатами парламента была поддержана. Президентом Республики Татарстан подписан Закон Республики Татарстан от 26.12.2022 N 102-ЗРТ "О внесении изменений в статью 12 Закона Республики Татарстан "Об оказании бесплатной юридической помощи гражданам в Республике Татарстан".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.