Администрация района постановляет:
1. Внести в постановление администрации Шабалинского района от 18.12.2020 N 606 (с изменениями) "Об утверждении муниципальной Программы "Развитие агропромышленного комплекса" следующие изменения:
1.1. Раздел "Этапы и сроки реализации муниципальной программы" паспорта муниципальной программы слова "2021 - 2024 годы." заменить словами "2021 - 2025 годы."
1.2. Раздел "Объем ассигнований муниципальной программы" паспорта муниципальной программы изложить в новой редакции:
Объемы ассигнований муниципальной программы |
общий объем финансирования (2021 - 2025 г.г.) - 3619,000 тыс. руб. в том числе: средства федерального бюджета - 29,700 тыс. руб.; средства областного бюджета - 3589,300 тыс. руб.; средства районного бюджета - 0 тыс. руб. В том числе по годам: 2021 год - 933,400 тыс. руб., в том числе: средства федерального бюджета - 15,800 тыс. руб.; средства областного бюджета - 917,600 тыс. руб.; средства районного бюджета - 0 тыс. руб. 2022 год - 1026,200 тыс. руб., в том числе: средства федерального бюджета - 6,000 тыс. руб.; средства областного бюджета - 1020,200 тыс. руб.; средства районного бюджета - 0 тыс. руб. 2023 год - 556,200 тыс. руб., в том числе: средства федерального бюджета - 4,700 тыс. руб.; средства областного бюджета - 551,500 тыс. руб.; средства районного бюджета - 0 тыс. руб. 2024 год - 552,200 тыс. руб. в том числе: средства федерального бюджета - 2,200 тыс. руб.; средства областного бюджета - 550,000 тыс. руб.; средства районного бюджета - 0 тыс. руб. 2025 год - 551,000 тыс. руб. в том числе: средства федерального бюджета - 1,000 тыс. руб.; средства областного бюджета - 550,000 тыс. руб.; средства районного бюджета - 0 тыс. руб. |
1.3. В разделе "Ожидаемые конечные результаты реализации муниципальной программы" паспорта муниципальной программы изложить в новой редакции:
Ожидаемые конечные результаты реализации муниципальной программы |
к концу 2025 года будут достигнуты следующие результаты: обеспечение удельного веса прибыльных сельскохозяйственных организаций района в их общем числе до 62,5%; увеличение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников, занятых в сельском хозяйстве района, до 24700 рублей, или на 3,9% к уровню 2021 года; повышение среднего надоя молока в расчете на одну корову молочного стада в сельскохозяйственных организациях района до 6740 кг, или на 0,3% к уровню 2021 года; обеспечение средней урожайности зерновых культур в сельскохозяйственных организациях района не менее 15,0 центнеров с гектара; отсутствие объема ссудной задолженности по субсидируемым инвестиционным кредитам (займам). |
1.4. Раздел 1 "Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз развития" изложить в новой редакции:
"1. Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз развития
Муниципальная программа определяет цели и задачи развития сельского хозяйства, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусмотренных мероприятий, показатели их результативности. Муниципальная программа призвана создать необходимые условия для решения основных производственных, финансово-экономических и социальных проблем в сельском хозяйстве, перерабатывающей промышленности.
Агропромышленный комплекс (далее - АПК) является одним из важнейших секторов экономики Шабалинского района. В состав АПК района входят 8 сельскохозяйственных предприятий различных форм собственности, 8 крестьянских (фермерских) хозяйств, 2 сельскохозяйственных потребительских кооператива, более 2500 личных подсобных хозяйств.
Отрасль животноводства является ведущей в аграрном секторе экономики района, на ее долю приходится 70,6% стоимости производимой продукции.
Основная специализация сельскохозяйственных товаропроизводителей района - молочное скотоводство. Прирост производства молока в сельскохозяйственных организациях снизился на 6% к уровню 2020 года, вследствие снижения поголовья коров. В хозяйствах всех категорий данный показатель снизился на 4,7%.
По состоянию на 01.01.2022 года в сельскохозяйственных предприятиях района насчитывается 1801 голов крупного рогатого скота, в том числе коров 781 гол. Наблюдается повышение продуктивности дойного стада в сельскохозяйственных организациях. Надой молока в расчете на одну корову в 2021 году составил 6719 кг, что на 1% выше уровня предшествующего года.
Реализация скота в живом весе в сельскохозяйственных организациях в 2020 году увеличилась на 8% к уровню 2020 года.
Производство мяса крупного рогатого скота в настоящее время осуществляется главным образом на основе выращивания и откорма бычков молочных пород, что не позволяет получить высокие производственные показатели и не обеспечивает прибыльное развитие отрасли.
Доля обрабатываемой пашни в общей ее площади в 2021 году сохранена на уровне предыдущего года и составляет 100%.
Урожайность зерновых и зернобобовых культур в 2021 году составила 11,4 центнера с гектара, что на 3,0 центнера с гектара ниже, чем в 2020 году, причиной послужил комплекс неблагоприятных агрометеорологических явлений - почвенная засуха, результате которой произошла частичная гибель и угнетение сельскохозяйственных культур.
В 2021 году повысилась эффективность сельскохозяйственного производства: прибыль в сельскохозяйственных организациях увеличилась на 2,6 млн. руб. и составила 21,1 млн. руб., рентабельность увеличилась на 1,7 процентных пункта. Удельный вес прибыльных сельскохозяйственных организаций в их общем числе составил 75,0%, что соответствует уровню 2020 года.
В 2021 году среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников, занятых в сельском хозяйстве, возросла на 4,7% к уровню 2020 года и составляет 23782 рубля.
Переработка сельхозпродукции в районе не развита.
Забоем скота и переработкой мяса занимается сельскохозяйственный перерабатывающий кооператив СППССОК "Паозерский", который на средства полученного гранта, реконструировал здание столовой под мясоперерабатывающий цех, а так же приобрел технику и оборудование.
С 2019 года кооператив занимается производством мясных (мясосодержащих) полуфабрикатов, их реализацией через торговые организации, а также через свою торговую точку, поставками мяса в бюджетные учреждения Шабалинского, Свечинского, Даровского районов, а с 2021 года кооператив поставляет продукты питания (бакалея, овощи, фрукты) в общеобразовательные учреждения района. Существенным преимуществом продукции Шабалинского района является ее высокое качество с точки зрения производства из натурального сырья.
В районе отсутствует переработка молока. Сельхозтоваропроизводители района реализуют молоко в Котельничский район и Костромскую область.
Крестьянские (фермерские) хозяйства также вносят вклад в развитие сельских территорий района, влияют на структуру и динамику производства сельскохозяйственной продукции. Личные подсобные и крестьянские (фермерские) хозяйства участвуют в конкурсах, на получение грантов на развитие своих производств. В 2019 году успешно защищен бизнес-план по картофелеводству фермером Крупиным А.В. на строительство картофелехранилища стоимостью 1,67 млн. руб. Данный объект введен в эксплуатацию в октябре 2020 года, используется для хранения овощей и выращивания лука на зелень.
Стимулирование инвестиционной деятельности агропромышленного комплекса осуществляется через содействие технической и технологической модернизации сельского хозяйства, и для достижения поставленной цели необходимо решить задачу по стимулированию приобретения сельскохозяйственными товаропроизводителями высокотехнологичных машин для растениеводства, животноводства и кормопроизводства, а также приобретения оборудования убойных пунктов, то есть провести обновление всего машинно-тракторного парка сельскохозяйственного производства.
В рамках технической и технологической модернизации сельского хозяйства в 2021 году приобретено 9 единиц техники и оборудования на сумму 13 млн. рублей, на приобретение которых предоставлено субсидий из областного бюджета в сумме 4810,1 тыс. рублей.
Основными проблемами в АПК являются:
низкие закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, особенно на молоко, мясо;
закредитованность сельскохозяйственных товаропроизводителей, отсутствие свободных финансовых средств;
недостаточная господдержка федерального бюджета по технической и технологической модернизации сельскохозяйственного производства;
высокие темпы роста цен на энергоносители (электроэнергия, горюче-смазочные материал и т.п.), несравнимые с ростом цен на сельхозпродукцию.
Рост уровня конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также повышение устойчивости функционирования сельскохозяйственных организаций района сдерживается проблемами их кадрового обеспечения, прежде всего недостатком высококвалифицированных специалистов. Более низкий уровень заработной платы в сельском хозяйстве, а также низкий уровень и качество жизни сельского населения вызывают отток работников из сельской местности.
Для эффективного функционирования агропромышленного комплекса района наряду с технической и технологической модернизацией сельскохозяйственного производства одной из первоочередных становится задача обеспечения сельскохозяйственного производства квалифицированными кадрами.
Решение данной задачи создает общие условия функционирования АПК района и непосредственно влияет на решение всех задач муниципальной программы через выполнение следующих мероприятий:
содействие привлечению квалифицированных кадров, особенно молодых специалистов, для работы в организациях АПК;
создание предпосылок для повышения квалификации руководителей и специалистов;
стимулирование качества и производительности труда в АПК.
Выполнение данных мероприятий будет способствовать:
увеличению доли молодых специалистов от числа работающих в сельскохозяйственном производстве руководителей и специалистов до 12,5%;
сохранению кадров рабочих массовых сельскохозяйственных профессий на уровне не менее 95% от потребности;
росту заработной платы и доведению ее до уровня средней по району.
Сельское хозяйство в настоящее время отличает финансовая неустойчивость, обусловленная нестабильностью доходов, недостаточным притоком частных инвестиций, а также недостаточным уровнем привлечения кредитных ресурсов, что не позволяет обеспечивать прирост производства продукции, повышение технологического уровня производства и ее переработки.
Для достижения финансовой устойчивости АПК района предусматривается:
снижение рисков потери доходов при производстве сельскохозяйственной продукции в случае наступления неблагоприятных событий природного характера путем снижения финансовой нагрузки на сельскохозяйственных товаропроизводителей посредством предоставления субсидий для возмещения части затрат на уплату страховых премий по договорам страхования;
повышение финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет повышения доступности кредитов.
Одна из самых острых проблем, сдерживающих развитие малых форм хозяйствования на селе, - их низкая доходность. В цепочке "производство - переработка - реализация сельскохозяйственной продукции производителя" производство, будучи ключевым звеном, занимает по доходности подчиненное место, и его доля в розничной цене конечного продукта мала.
Наиболее существенным фактором, определяющим такое положение в сельскохозяйственном производстве, является трудность реализации своей продукции. При этом основным ограничителем выступает не отсутствие спроса на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие, а отсутствие инфраструктуры сбыта. Поэтому мелкотоварные производители вынуждены продавать по себестоимости свою продукцию посредникам. Данная проблема связана как с отсутствием сбытовых структур, действующих в интересах производителей, так и инфраструктуры первичной переработки сельскохозяйственной продукции, инфраструктуры хранения и транспортировки.
Другой, не менее негативный фактор, сдерживающий развитие малых форм хозяйствования, - труднодоступность финансовых ресурсов, связанная с высоким уровнем требуемой залоговой базы при получении кредитов.
Отсутствие достаточных финансовых ресурсов обусловливает использование фермерами и другими субъектами малых форм хозяйствования примитивных технологий, морально и физически устаревшей техники и ручного труда при производстве продукции, что снижает эффективность сельскохозяйственного производства и конкурентоспособность мелкотоварного сектора АПК.
Недостаточно налажена система кооперации сельхозтоваропроизводителей. Так, основными причинами, сдерживающими развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации среди субъектов малых форм хозяйствования, являются:
отсутствие у сельчан средств для формирования первоначального капитала кооператива. Слабая собственная материально-техническая база является основным фактором, обусловливающим низкую активность созданных кооперативов;
недоступность банковского кредита для кооперативов, ведь для получения кредита требуется залог - собственные активы, а ими как раз и не располагает кооператив, создающийся гражданами практически с нуля;
трудности со сбытом продукции. Сельскохозяйственным потребительским кооперативам трудно конкурировать с уже сложившейся системой посредников и перекупщиков, под контролем которых находятся продовольственные рынки.
Решение проблем развития малых форм хозяйствования на селе должно носить комплексный подход, требующий оказания государственной поддержки.
Повышение эффективности и устойчивости крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования будет способствовать увеличению объемов сельскохозяйственного производства, повышению занятости и благосостояния сельского населения, улучшению социального климата в сельской местности, сохранению и развитию сельских территорий.
Обязательным условием получения стабильных урожаев и качественной сельскохозяйственной продукции является сохранение и восстановление плодородия почв сельскохозяйственных угодий. В этих целях необходимо использовать при выращивании сельскохозяйственных культур научно обоснованные дозы агрохимикатов, в том числе минеральных удобрений, а также различные виды органических удобрений и осуществлять мелиорацию почв.
В 2021 году минеральные удобрения вносились только одним сельскохозяйственным предприятием под зерновые культуры на площади 474 гектара по 98,6 кг/ га д.в. Внесение органических удобрений также проводится с отступлением от научно обоснованных норм. В связи с недостатком финансовых средств, в сельскохозяйственных организациях мероприятия по защите растений от вредителей, болезней и сорняков осуществляются не в полной мере, что приводит к ухудшению фитосанитарной обстановки на полях.
Создание условий для сохранения и восстановления плодородия почв и развития мелиорации сельскохозяйственных земель заключается в оказании государственной поддержки проведения соответствующих мероприятий. Кроме того, в условиях роста цен на агрохимикаты все большее значение приобретает такой ресурсосберегающий способ сохранения и восстановления плодородия почв, как биологизация земледелия. Необходима дальнейшая популяризация биологизации земледелия и экономическое стимулирование ее внедрения в сельскохозяйственных организациях.
В 2019 году в районе на площади 133 га проведен комплекс работ по культуртехническим мероприятиям земель, на выбывших сельскохозяйственных угодьях. В период с 2020 по 2021 годы такие работы не проводились.
Динамика развития агропромышленного комплекса на период до 2025 года будет формироваться под воздействием разнонаправленных факторов. С одной стороны, скажутся меры, которые были приняты в последние годы по повышению устойчивости агропромышленного производства, с другой - сохраняется сложная экономическая обстановка в связи с последствиями кризиса и неблагоприятных условий, что усиливает вероятность проявления рисков для устойчивого и динамичного развития АПК района."
Абзацы с 19 - 25 раздела 2. "Основные цели, задачи, целевые показатели эффективности реализации программы, описание ожидаемых конечных результатов муниципальной программы, сроков и этапов реализации муниципальной программы" изложить в новой редакции:
"К концу 2025 года планируется обеспечить следующие результаты:
обеспечение удельного веса прибыльных сельскохозяйственных организаций в их общем числе до 62,5%;
увеличение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в сельскохозяйственных организациях до 24700 рублей, или на 3,9% к уровню 2021 года;
повышение среднего надоя молока в расчете на одну корову молочного стада в сельскохозяйственных организациях района до 6740 кг, или на 0,3% к уровню 2021 года;
обеспечение средней урожайности зерновых культур в сельскохозяйственных организациях района не менее 15,0 центнеров с гектара;
отсутствие объема ссудной задолженности по субсидируемым инвестиционным кредитам (займам).
Срок реализации Муниципальной программы с 2021 по 2025 год. Разделение муниципальной программы на этапы не предусматривается.
1.6. Раздел 4. "Ресурсное обеспечение муниципальной программы" изложить в новой редакции:
"4. Ресурсное обеспечение муниципальной программы
Общий объем финансирования муниципальной программы составит - 3619,0 тыс. руб., в том числе средства федерального бюджета - 29,7 тыс. руб., средства областного бюджета - 3589,3 тыс. руб., средства местных бюджетов и внебюджетные источники финансирования будут предусматриваться отдельным соглашением.
Средства федерального и областного бюджетов для реализации муниципальной программы будут выделяться в рамках Государственной программы Кировской области "Развитие агропромышленного комплекса" на 2020 - 2030 годы.
Объем ежегодных расходов, связанных с финансовым обеспечением муниципальной программы, устанавливается решением Шабалинской районной думы о бюджете муниципального образования Шабалинский муниципальный район Кировской области на очередной финансовый год и плановый период.
Прогнозная (справочная) оценка ресурсного обеспечения реализации Муниципальной программы за счет всех источников финансирования приведена в приложении N 2.
Средства бюджета района привлекаются по соглашениям с Правительством Кировской области.
Внебюджетными источниками финансирования являются средства сельскохозяйственных товаропроизводителей и организаций АПК района. Объемы финансирования по основным направлениям финансирования муниципальной программы относятся к капитальным вложениям и прочим расходам."
1.7. Приложение N 1 "Сведения о целевых показателях эффективности реализации муниципальной программы" изложить в новой редакции. Прилагается.
1.8. Приложение N 2 "Прогнозная (справочная) оценка ресурсного обеспечения реализации муниципальной программы за счет всех источников финансирования" изложить в новой редакции. Прилагается.
2. Опубликовать в сборнике нормативных правовых актов органов местного самоуправления Шабалинского района.
3. Вступает в силу с момента официального опубликования.
И.о. главы Шабалинского района |
Д.А. Созинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Шабалинского муниципального района Кировской области от 30 декабря 2022 г. N 779 "О внесении изменений в постановление администрации Шабалинского района от 18.12.2020 N 606"
Вступает в силу с 30 декабря 2022 г.
Опубликование:
Сборник нормативных правовых актов органов местного самоуправления Шабалинского муниципального района Кировской области, 30 декабря 2022 г. N 159