г. Краснодар |
|
26 июля 2013 г. |
Дело N А22-2195/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 июля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Мещерина А.И., судей Мазуровой Н.С. и Плотниковой Л.Н., в отсутствие заявителя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Данько Михаила Афанасьевича (ИНН 080101962510, ОГРНИП 304080111700010), заинтересованного лица - администрации Городовиковского районного муниципального образования Республики Калмыкия (ИНН 0801904135, ОГРН 1020800508684), третьего лица - Управления развития агропромышленного комплекса, земельных и имущественных отношений Городовиковского района (ИНН 0801901455, ОГРН 1020800508190), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Данько М.А. на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 14.01.2013 (судья Конторова Д.Г.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2013 (судьи Казакова Г.В., Марченко О.В., Сулейманов З.М.) по делу N А22-2195/2012, установил следующее.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Данько М.А. (далее - глава хозяйства) обратился в арбитражный суд с заявлением к администрации Городовиковского районного муниципального образования Республики Калмыкия (далее - администрация) о признании незаконным решения (письма) от 01.08.2012 N 846 об освобождении земельного участка площадью 50 га (кадастровый номер 08:01:430101:95), расположенного на землях СПК "Комсомолец", а также о возложении на заинтересованное лицо обязанности заключить с главой хозяйства договор аренды данного участка сроком на 10 лет.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление развития агропромышленного комплекса, земельных и имущественных отношений Городовиковского района.
Решением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 14.01.2013, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2013, в удовлетворении заявленных требований отказано. Суды установили, что постановлением администрации от 08.06.2005 N 388 главе хозяйства сроком на 10 лет предоставлен в аренду земельный участок; заявителю предписано осуществить постановку участка на кадастровый учет. Поскольку земельный участок не был поставлен на государственный кадастровый учет, 01.08.2012 администрация направила в адрес главы хозяйства письмо с указанием на необходимость его освобождения. Отсутствие договора аренды земельного участка исключает возможность признания незаконным решения администрации. Требование о возложении на администрацию обязанности заключить договор аренды не связано с оспариваемым решением, поэтому также не может быть удовлетворено судом. Глава хозяйства не представил доказательств, свидетельствующих о предоставлении в администрацию до момента обращения в суд документов, необходимых для заключения договора аренды земельного участка.
В кассационной жалобе и дополнении к ней глава хозяйства, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, а также несоответствие сделанных судами выводов представленным в дело доказательствам, просит отменить решение и апелляционное постановление. Податель жалобы указывает, что неоднократно обращался в администрацию с заявлениями о заключении договора аренды земельного участка. Заинтересованное лицо необоснованно уклоняется от заключения договора. С 2005 года и по настоящее время глава хозяйства фактически использует земельный участок, вносит арендную плату. Постановление администрации от 08.06.2005 N 388 в установленном порядке не оспорено, не признано недействительным, поэтому может являться основанием для заключения договора аренды. Кроме того, незаконность отказа в предоставлении земельного участка в аренду подтверждена письмом прокуратуры Республики Калмыкия от 20.11.2012 N 7-425-2012. Суд первой инстанции также не учел, что договор аренды земельного участка не является публичным, следовательно, заявитель лишен возможности обратиться в суд с иском о понуждении к его заключению на основании пункта 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Отзывы на жалобу в суд не поступили.
Участвующие в деле лица, извещенные о времени и месте судебного заседания, представителей в суд кассационной инстанции не направили.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что основания для отмены (изменения) решения и апелляционного постановления отсутствуют.
Как видно из материалов дела, постановлением администрации от 08.06.2005 N 388 заявителю в аренду сроком на 10 лет предоставлен земельный участок, относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения (кадастровый номер 08:01:430101) общей площадью 50 га из земель СПК "Комсомолец" для организации крестьянского (фермерского) хозяйства. Главе хозяйства предписано поставить земельный участок на государственный кадастровый учет, а также заключить договор аренды в комитете по управлению муниципальным имуществом Городовиковского района (т. 1, л. д. 10).
Поскольку договор аренды заключен не был, администрация предложила главе хозяйства освободить земельный участок (письмо от 01.08.2012 N 846; т. 1, л. д. 11).
В письме от 10.09.2012 администрация сообщила главе хозяйства о неисполнении им пунктов 2 и 3 постановления от 08.06.2005 N 388. Заинтересованное лицо также указало, что после постановки участка на государственный кадастровый учет он будет предоставляться в соответствии со статьями 34 и 38 Земельного кодекса Российской Федерации (т. 1, л. д. 12).
17 сентября 2012 года глава хозяйства обратился в администрацию с претензией, в которой просил направить ему для подписания проект договора аренды (т. 1, л. д. 13 - 15).
Претензия такого же содержания с приложением межевого плана направлялась заявителем в адрес администрации в октябре 2012 года (т. 1, л. д. 59, 60).
Глава хозяйства, полагая, что оспариваемое решение не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает принадлежащие ему права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с заявлением.
В силу статей 198 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу статей 65, 198, 200 Кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Исследовав представленные в дело доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии предусмотренных названными нормами оснований для удовлетворения заявления главы хозяйства.
Данный вывод следует признать верным.
Так, порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, определен статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон N 74-ФЗ).
В силу приведенной нормы граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны: цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); срок аренды земельных участков; обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства); предполагаемое местоположение земельных участков (пункт 1 статьи 12).
Статья 12 Закона N 74-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент принятия постановления от 08.06.2005 N 388) предусматривала, что договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней после предоставления заявителем кадастровой карты (плана) земельного участка в исполнительный орган государственной власти или местного самоуправления.
Редакция этой же нормы, действовавшая на момент направления претензий в администрацию, определяла, что орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ), работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном данным Законом (пункт 3 статьи 12).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в пункте 3 статьи 12 Закона N 74-ФЗ (обеспечившему за свой счет выполнение в отношении участка предусмотренных Законом N 221-ФЗ работ и постановку участка на государственный кадастровый учет), и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (пункт 4 статьи 12).
Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия указанного в пункте 4 рассматриваемой статьи решения (пункт 5 статьи 12).
Таким образом, Закон о крестьянском хозяйстве устанавливает особый порядок предоставления земель сельскохозяйственного назначения для деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств. При этом принятию решения о предоставлении земельного участка предшествует его постановка на государственный кадастровый учет.
Из материалов дела видно, что границы спорного земельного участка (08:01:430101:95) определены надлежащим образом в результате кадастровых работ в 2012 году (раздел 16 кадастровой выписки; т. 1, л. д. 89, 90). Копия кадастрового паспорта земельного участка от 24.10.2012 получена администрацией только 20.11.2012 (т. 1, л. д. 109 - 112). Доводы заявителя о том, что администрация препятствовала в постановке испрашиваемого участка на государственный кадастровый учет противоречат представленным в дело доказательствам (т. 1, л. д. 34, 91).
Поскольку на момент принятия оспариваемого решения земельный участок в специальном порядке, установленном Законом N 74-ФЗ, не был сформирован как объект земельных отношений, договор аренды не заключен, суды пришли к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований главы хозяйства о признании незаконным решения администрации, приведенного в письме от 01.08.2012 N 846 (статья 26 Земельного кодекса Российской Федерации). С учетом предмета настоящего спора, а также даты предоставления в администрацию кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка, иные требования главы хозяйства также не могли быть удовлетворены.
Согласно статье 71 Кодекса арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, судебные инстанции дали правильную оценку договору аренды от 04.04.2005, а также обстоятельствам постановки на государственный кадастровый учет спорного земельного участка. Факт внесения заявителем платы за фактическое использование земельного участка сам по себе не мог служить основанием для удовлетворения заявления.
Доводы кассационной жалобы об ошибочном применении судом первой инстанции правил пункта 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации не принимаются.
После реализации всех процедур, названных в статье 12 Закона N 74-ФЗ, орган государственной власти или орган местного самоуправления в силу закона обязан заключить с заявителем договор купли-продажи или аренды земельного участка (пункты 4, 5 данной нормы). Следовательно, при уклонении уполномоченного органа от совершения сделки заявитель вправе воспользоваться положениями пункта 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (исковой порядок).
Кроме того, глава хозяйства по правилам главы 24 Кодекса имеет возможность оспорить в арбитражном суде решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности (пункт 6 статьи 12 Закона N 74-ФЗ).
Ссылка заявителя на постановления окружных судов по другим делам отклоняется, поскольку в названных судебных актах рассматриваются споры по иным процедурам предоставления в аренду земельных участков.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Основания для отмены решения от 14.01.2013 и постановления от 08.04.2013 по доводам кассационной жалобы отсутствуют, поскольку они не опровергают правильности выводов судов, направлены на переоценку исследованных ими доказательств и установленных фактических обстоятельств, что недопустимо в силу требований статей 286 и 287 Кодекса. Судебные инстанции верно применили нормы материального права, представленным сторонами доказательствам дали надлежащую правовую оценку.
Поскольку суды правильно применили нормы материального и процессуального права, содержащиеся в решении и постановлении выводы соответствуют установленным обстоятельствам, кассационная инстанция не находит предусмотренных статьей 288 Кодекса оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Расходы по уплате государственной пошлины при обращении в кассационный суд относятся на главу хозяйства (статья 110 Кодекса).
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 14.01.2013 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2013 по делу N А22-2195/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Мещерин |
Судьи |
Н.С. Мазурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.