Решение Самарского областного суда от 17 ноября 2022 г. N 3а-1212/2022
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1212/2022 по административным исковым заявлениям К.В.Н., У.Т.М. о признании недействующими в части нормативных правовых актов представительного органа муниципального образования, установил:
К.В.Н. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения требований, просил признать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу:
- решение Думы городского округа Самара от 20 марта 2008 года N 539 "Об утверждении Генерального плана городского округа Самара" в редакции решения Думы г.о. Самара от 29 апреля 2022 года N 182 "О внесении изменений в решение Думы городского округа Самара от 20.03.2008 N 539 в части установления в Приложении N 2 к Генеральному плану "Карта функциональных зон г.о. Самара" функциональной зоны "зона лесов" в границах земельного участка, ранее учтенного под кадастровым номером N, расположенного в кадастровом квартале N и имеющего координаты точка 1: N;
- постановление Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 года N 61 "Об утверждении Правила застройки и землепользования в городе Самаре" в редакции решения Думы г.о. Самары от 29 декабря 2020 года N 45 "О внесении изменений в постановление Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 года N 61 "Об утверждении правил застройки и землепользования в городе Самаре" в части установления в Приложении N 2 "Карта градостроительного зонирования г.о. Самара" территориальной зоны природных ландшафтов в границах земельного участка ранее учтенного под кадастровым номером N, расположенного в кадастровом квартале N и имеющего координаты точка 1: N.
В обоснование требований К.В.Н. указал, что с 27.10.2006 по 24.02.2009 являлся собственником земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1500 кв. м, с видом разрешенного использования - ИЖС, расположенного по адресу: г. <адрес>. В соответствии с архитектурно-планировочным заданием, выданным администрацией г. Самара 15.03.2007 и разрешением на строительство от 28.12.2007, в 2008 году на земельном участке им был построен жилой дом, который поставлен на кадастровый учет, в данный дом он вселился с семьей, где проживает до настоящего времени. Однако впоследствии решением суда от 30.10.2008 участок был истребован из его владения по иску прокурора, в том числе по основанию расположения участка на землях лесного фонда. В основу решения суда легло то обстоятельство, что спорный участок, расположенный в <адрес> являлся лесным участком, то есть федеральной собственностью. В Определении Верховного Суда РФ от 20.01.2009 вывод судов о принадлежности земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, к землям городских лесов, то есть к федеральной собственности, назван необоснованным. Определение ВС РФ вынесено по надзорной жалобе ФИО1. - владельца земельного участка, расположенного в одном квартале с участком К.В.Н. Постановлением 11-го арбитражного апелляционного суда от 10.03.2009 был прекращен раздел в ЕГРН, открытый на лесной участок площадью 809 га, расположенный в 1-4, 7, 8, 11, 12 квартала Самарского пригородного лесничества, поскольку входит в состав населенного пункта г. Самара и разграничение прав собственности на него не произведено. Вместе с тем, решениями суда, вступившими в законную силу, в удовлетворении его иска о признании права собственности на земельный участок и жилой дом ему было отказано. Однако, решение суда в части истребования земельного участка не исполнено, а жилой дом является единственным жильем для его семьи, регистрация же по другому адресу носит формальный характер. В 2020 году он обращался в Департамент управления имуществом г.о. Самара с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, к главе г.о. Самара о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность как многодетной семье, но получил отказ. В выписке из ЕГРН от 05.04.2018 видом разрешенного использования земельного участка было указано "садоводство". Необоснованное изменение зонирования породило правовую неопределенность в отношении земельного участка. Полагает, что установление в границах вышеуказанного земельного участка оспариваемыми нормативными правовыми актами функциональной зоны "зона лесов" и территориальной зоны "зона природных ландшафтов", в которых запрещено размещение жилых домов, гаражей и хозяйственных построек, лишает его возможности оформить права на земельный участок и жилой дом. 03.12.2020 администрация г.о. Самара отказала в рассмотрении на публичных слушаниях по Правилам застройки и землепользования его предложения о включении земельного участка в территориальную зону Р-5.
У.Т.М. обратилась в суд с административным иском к Думе городского округа Самара, в котором просит признать недействующими указанные выше решения Думы городского округа Самара в части, устанавливающей в Генеральном плане г.о. Самара функциональную зону "зона лесов", в Правилах застройки и землепользования в г. Самаре - территориальную зону Р-3 "зона природных ландшафтов" в границах земельного участка с кадастровым номером N.
Требования мотивированы тем, что У.Т.М. является собственником земельного участка с кадастровым номером N. Указанный земельный участок был образован в 2019 году из земельного участка N с видом разрешенного использования - под ИЖС, право собственности на который за ней было ранее признано решением Кировского районного суда г. Самары от 16.10.2018. Первоначально земельный участок был расположен в территориальных зонах Р-4 и Р-5, в функциональной зоне фактически неподтвержденной жилой застройки. По сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самары в настоящее время земельный участок расположен в функциональной "зоне лесов" и в территориальной зоне "зона природных ландшафтов (Р-3)", что исключает возможность его использования под индивидуальное жилищное строительство. В рассмотрении на публичных слушаниях ее предложения об изменении территориальной зоны 28.12.2020 администрацией г.о. Самара отказано.
Административные истцы считают, что территориальная зона Р-3 установлена без учета сложившейся планировки территории и существующего землепользования, что не соответствует п.п. 2, 4 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ, тогда как земельные участки расположены в зоне массовой индивидуальной жилой застройки. Функциональная зона "зона лесов" также исключает использование участков под ИЖС. Полагают, что при внесении изменений в Генеральный план была нарушена процедура принятия решения, так как в отношении территории, где расположены спорные участки, в нарушение ст.ст. 5.1, 9, 28 ГрК РФ публичные слушания не проводились, что говорит о ненадлежащем информировании потенциальных участников правоотношений о планируемом изменении правового режима земель, нарушении их права на участие в публичных слушаниях по проекту изменений в Генеральный план города. При принятии оспариваемых нормативных актов не обеспечен справедливый баланс между общественными интересами и правами частных лиц.
Определением суда от 13.07.2022 административные дела по административным искам К.В.Н. и У.Т.М. объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
В судебном заседании представитель административных истцов С.А.А., действующий на основании доверенностей и ордеров адвоката, поддержал уточненные требования в соответствии с доводами, изложенными в административных исковых заявлениях и дополнениях к ним.
Представитель Думы городского округа Самары К.П.А. просил отказать в удовлетворении заявленных требований, представил письменные возражения. Пояснил, что в первоначальной редакции Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 N 61, земельные участки, о которых указывают истцы, находились в двух территориальных зонах Р-4 (зона особо охраняемых природных территорий) и Р-5 (зона садово-дачных участков и коллективных садов). Решением Думы г.о. Самары от 29.12.2020 N 45 внесены изменения в Правила застройки и землепользования в городе Самаре, в соответствии с Картой градостроительного зонирования, являющейся приложением N 2 к Правилам застройки, изменено зонирование земельных участков на зону Р-3 "зона природных ландшафтов". Согласно действующей редакции Генерального плана г.о. Самары в соответствии с решением Думы г.о. Самары N 182 от 29.04.2022 спорные земельные участки относятся к функциональной зоне "зона лесов". Полагает, что требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия Думы г.о. Самары на принятие оспариваемых решений, форма, вид нормативных актов, процедура их принятия, правила введения в действия, соблюдены. Действующее градостроительное законодательство не содержит норм, обязывающих органы власти при принятии генерального плана городского поселения определять функциональные зоны в соответствии с фактическим использованием территории. Поскольку Генеральным планом функциональное назначение зоны установлено как "зона лесов", то положения Правил застройки и землепользования, определяющее зону для вышеуказанных земельных участков как "зону природных ландшафтов" не противоречат ГрК РФ. Правила землепользования и застройки призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий. Полагает также, что права К.В.Н. не затрагиваются оспариваемыми нормативными актами, поскольку он не является собственником каких либо объектов недвижимости в пределах рассматриваемых функциональных и территориальный зон. При этом, в силу ч. 8 ст. 36 ГрК РФ, У.Т.М. не лишена права использовать принадлежащий ей земельный участок вид разрешенного использования которого не соответствует градостроительному регламенту, без установления срока приведения его в соответствие с градостроительным регламентом.
Представитель заинтересованного лица - Департамента градостроительства г.о. Самары А.О.С. возражала против удовлетворения административного иска, полагая заявленные требования необоснованными, поскольку оспариваемые изменения в Правила застройки и землепользования в г. Самара приняты для приведения их в соответствие с Генеральным планом г.о. Самары, изменения в который, в свою очередь, приняты в соответствии с положениями действующего законодательства.
Департаментом градостроительства г.о. Самара представлены также письменные возражения и пояснения по существу административного иска.
Представители заинтересованных лиц - администрации г.о. Самары, главы городского округа Самары, министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области не направили в суд своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Относительно заявленных требований министерством лесного хозяйства охраны окружающей среды и природопользования Самарской области представлены возражения, просят в удовлетворении исков отказать. Ссылаются на то, что права и законные интересы К.В.Н. не затрагиваются оспариваемыми нормативными актами, поскольку у истца отсутствуют права на земельный участок и расположенный на нем жилой дом. Участок У.Т.М. с кадастровым номером N согласно описанию его местоположения в ЕГРН относится к землям населенных пунктов, занятых городскими лесами и находится в квартале 37 выдела 18 Самарского лесничества, где в силу п. 5 ч. 2 ст. 16 ЛК РФ, установлен запрет на строительство.
Глава городского округа Самара в письменных возражениях просит в удовлетворении иска отказать.
Заслушав объяснения представителей сторон и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего заявленные требования не подлежащими удовлетворению, суд считает, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.
Согласно части 1 статьи 7, пункту 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) утверждение генерального плана поселения и правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения поселения, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Закона N 131-ФЗ).
Как следует из статьи 1 ГрК РФ, правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. Под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, а под территориальными зонами - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований (пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ).
Согласно пункта 3 части 1 статьи 18, пункта 4 части 3, пункта 3 части 5 статьи 23 ГрК РФ, генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования и содержит, в том числе, карту функциональных зон городского округа, отображающую границы и описание функциональных зон.
В силу единства положений статьи 23 и части 3 статьи 9 ГрК РФ, документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений, в том числе при разработке правил землепользования и застройки.
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом (пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ).
Из системного толкования положений пунктов 2, 5-8 статьи 1, пункта 1 части 2 статьи 33 ГрК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны.
Внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется при их несоответствии генеральному плану муниципального образования.
Согласно статье 22 Устава городского округа Самары, утверждённого решением Думы городского округа Самара от 10 июля 2006 года N 294, Дума городского округа Самара является представительным органом городского округа Самара.
В рамках предоставленных полномочий Решением Думы городского округа Самара от 20 марта 2008 года N 539 утвержден Генеральный план городского округа Самара.
Указанный нормативный правовой акт был принят с соблюдением процедуры его принятия, опубликован в издании "Самарская Газета", N 59 (3852), 03.04.2008 (карты и схемы), "Самарская Газета", N 64 (3857), 10.04.2008 и административными истцами не оспаривается.
Решением Думы городского округа Самара N 182 от 29 апреля 2022 года Приложение к Решению Думы городского округа Самара от 20 марта 2008 года N 539 "Об утверждении Генерального плана городского округа Самара" (в редакциях от 7 февраля 2012 года N 181, от 6 сентября 2012 года N 252, от 25 июля 2013 года N 350, от 24 апреля 2014 года N 421, от 20 сентября 2016 года N 124, от 6 декабря 2018 года N 368, от 25 апреля 2019 года N 413, от 27 июня 2019 N 440, от 31 октября 2019 года N 461, от 5 декабря 2019 года N 477, от 27 февраля 2020 года N 496, от 30 апреля 2020 года N 519, от 28 мая 2020 года N 535, от 10 сентября 2020 года N 571, от 3 декабря 2020 года N 30, от 28 января 2021 года N 48, от 11 февраля 2021 года N 54, от 25 марта 2021 года N 66, от 27 мая 2021 года N 92, от 19 августа 2021 года N 105, от 13 декабря 2021 года N 152, от 17 февраля 2022 года N 164), изложено в новой редакции согласно Приложению к настоящему Решению.
В том числе, в новой редакции изложено Приложение N 2 "Карта функциональных зон городского округа Самара", где отображена и функциональная зона - "зона лесов".
Решение Думы городского округа Самара N 182 от 29 апреля 2022 года официально опубликовано в издании "Самарская Газета", N 96 (7109), 05.05.2022.
Постановлением Самарской Городской Думы от 26 апреля 2001 года N 61 утверждены Правила застройки и землепользования в городе Самаре (официально опубликованы в издании "Самарская неделя" от 16 июня 2001 года N 24).
Решением Думы городского округа Самара от 29 декабря 2020 года N 45 внесены изменения в постановление Самарской Городской Думы от 26 апреля 2001 года N 61 "Об утверждении Правил застройки и землепользования в городе Самаре". Приложение к Постановлению изложено в новой редакции.
В частности, в новой редакции изложено Приложение N 2 "Карта градостроительного зонирования городского округа Самара", где, помимо прочего, установлены границы территориальной зоны Р-3 - "зона природных ландшафтов".
Указанное Решение Думы опубликовано в издании "Самарская газета" N 287 (6724) от 31 декабря 2020 года.
Из материалов административного дела следует, что в период с 27.10.2007 по 24.02.2009 К.В.Н. на основании договора купли-продажи от 19.10.2006 являлся собственником земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1500 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права от 02.11.2006, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав от 09.06.2008.
Распоряжением заместителя главы Кировского района г. Самары от 13.02.2009 N 30 земельному участку присвоен адрес: <адрес>.
Согласно ответа Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от 03.12.2009, в соответствии с градостроительной документацией, на основании Карты правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в г. Самаре, указанный земельный участок расположен в зоне садово-дачных участков коллективных садов (Р-5).
На данном земельном участке, в соответствии с архитектурно-планировочным заданием от 15.03.2007, согласованным Департаментом строительства и архитектуры г.о. Самара, и разрешением на строительство от 28.12.2007, выданным главой городского округа Самара, К.В.Н. был возведен жилой дом. Объект жилищного строительства, площадью 407,5 кв. м, поставлен на кадастровый учет 16.08.2008 с присвоением кадастровой номера N, о чем представлена копия кадастрового паспорта.
Решением Кировского районного суда г. Самара от 30.10.2008 удовлетворены исковые требования прокурора Кировского района г. Самары к К.В.Н. об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, в том числе ввиду его нахождения в границах земель лесного фонда (кварталы 1-4, 7, 8, 11, 12 Самарского пригородного лесничества). Решение вступило в законную силу 24.02.2009.
Земельный участок снят с государственного кадастрового учета 03.09.2020.
Из материалов дела также следует, что апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 06.12.2018 отменено решение Кировского районного суда г. Самары от 11.09.2018 и постановлено новое решение, которым в удовлетворении исковых требований К.В.Н. к администрации городского округа Самара, ТУ Росимущества в Самарской области, министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области о признании права собственности на земельный участок отказано.
Решением Кировского районного суда г. Самары от 08.06.2020 отказано в удовлетворении иска К.В.Н. к администрации г.о. Самара о признании права собственности на жилой дом, расположенный на земельном участке с кадастровым номером N. Решение оставлено без изменения апелляционной инстанцией Самарского областного суда 20.08.2020 и вступило в законную силу. Определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 28.10.2020 решение суда и апелляционное определение оставлены без изменения. Определением Верховного Суда РФ от 10.03.2021 в передаче кассационной жалобы К.В.Н. для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ отказано.
03.09.2020 К.В.Н. обращался в Департамент управления имуществом г.о. Самара по вопросу предоставления ему в аренду земельного участка по адресу: <адрес> с видом разрешенного использования "садоводство". Из ответа департамента от 06.11.2020 следует, что К.В.Н. разъяснен порядок действий в целях предоставления участка. Распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара от 10.12.2020 в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, отказано.
Из материалов дела также усматривается, что 29.03.2021 К.В.Н обращался в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением об установлении для земельного участка функциональной зоны, позволяющей его использование для индивидуального жилищного строительства. В удовлетворении заявления отказано.
Вместе с тем, доводы административного ответчика и заинтересованных лиц о том, что права К.В.Н., не затрагиваются оспариваемыми нормативными правовыми актами, поскольку он не является собственником земельного участка и расположенного на нем жилого дома, суд полагает необоснованными, поскольку объект капитального строительства, возведенный на земельном участке на основании разрешения на строительство и поставленный на кадастровый учет до вступления в силу решения суда об изъятии земельного участка, до настоящего времени находится во владении и пользовании истца и членов его семьи, что подтверждено справкой Ассоциации "Н.". Владение и пользование истцом объектом капитального строительства незаконными не признаны, судебные решения о сносе возведенного строения не принимались, решение суда об изъятии земельного участка до настоящего времени не исполнено.
Материалами дела подтверждается, что У.Т.М. с 30.05.2019 является собственником земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1000 кв. м, категории земель "земли населенных пунктов", с видом разрешенного использования "для ведения гражданами садоводства и огородничества", расположенного по адресу ориентира: <адрес>, что подтверждено выпиской из ЕГРН от 28.02.2021, 23.06.2022.
Указанный земельный участок образован путем раздела из земельного участка с кадастровым номером N, на который право собственности У.Т.М. было признано решением Кировского районного суда г. Самары от 16 октября 2018 года.
Вновь образованный земельный участок постановлен на государственный кадастровый учет 30 мая 2019 года.
На земельном участке, принадлежащем У.Т.М. на праве собственности, отсутствуют какие-либо строения, что подтвердил в судебном заседании представитель административного истца.
28.03.2021 представитель У.Т.М. обращался в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением о рассмотрении на публичных слушаниях вопроса о внесении изменений в Генеральный план, позволяющих использовать земельный участок N для индивидуального жилищного строительства.
Поскольку из материалов дела следует, что земельные участки, о которых заявлено в административных исках, расположены в территориальной и функциональной зонах, утвержденных оспариваемыми К.В.Н. и У.Т.М. решениями Думы городского округа Самара о внесении изменений в Правила застройки и землепользования и Генплан городского округа Самара, суд приходит к выводу, что они вправе обратиться в суд с требованиями о признании недействующими нормативных правовых актов, поскольку затрагиваются их права и законные интересы.
Установлено, что в соответствии с Генеральным планом городского округа Самара в первоначальной редакции от 20.03.2008 земельный участок, принадлежащий У.Т.М., а также земельный участок, ранее учтенный под кадастровым номером N, были отнесены к функциональной зоне "зона фактического неподтвержденного развития жилой застройки, требующая дополнительного обоснования". Таким образом, территория имела неопределенное функциональное назначение.
При этом, до внесения оспариваемых изменений в Правила застройки и землепользования, оба земельных участка находились в двух территориальных зонах Р-4 (зона особо охраняемых природных территорий) и Р-5 (зона садово-дачных участков и коллективных садов), что противоречит ч. 4 ст. 30 ГрК РФ о принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.
Вместе с тем, решением Думы г.о. Самары от 7 февраля 2012 года N 181 при внесении изменений в Генплан, территория, где расположены земельные участки, была отнесена к функциональной зоне - "зона существующего естественного ландшафта". Решение официально опубликовано в издании "Самарская газета" 18.02.2012 N 29 (486).
Решением Думы г.о. Самары от 5 декабря 2019 года N 477 указанная территория также была отнесена к функциональной зоне существующего естественного ландшафта.
В связи с этим, оспариваемым решением Думы г.о. Самара от 29.12.2020 N 45 положения Правил застройки и землепользования, в результате установления на Карте правового зонирования (Приложение N 2) территориальной зоны Р-3 (зона природных ландшафтов), в том числе в границах названных земельных участков, по существу, были приведены в соответствие с действующим Генеральным планом.
Генеральным планом в редакции решения Думы г.о. Самара от 29.04.2022 N 182, согласно Приложению N 2 "Карта функциональных зон г.о. Самара", земельные участки были отнесены к функциональной зоне - "зона лесов".
Изменение функциональной зоны "существующего естественного ландшафта" на "зону лесов" обусловлено необходимостью приведения функциональной зоны в соответствие с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 09.01.2018 года N 10 "Об утверждении Требований к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и о признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 7 декабря 2016 года N 793" (раздел XIV.1).
Таким образом, в связи с внесением оспариваемых изменений в Правила застройки и землепользования и Генеральный план, в настоящее время земельные участки, о которых заявляют административные истцы, расположены в территориальной зоне Р-3 "зона природных ландшафтов" и функциональной зоне - "зона лесов".
Изложенные обстоятельства подтверждены сведениями из Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара от 12.03.2021, 01.07.2022, а также выкопировками из картографического материала ИСОГД, представленными в материалы дела Департаментом градостроительства г.о. Самара.
В соответствии с частью 11 статьи 35 ГрК РФ, в состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что установленная Правилами застройки и землепользования территориальная (рекреационная) зона Р-3 - "зона природных ландшафтов", определяющая и зонирование рассматриваемых участков, в полной мере соответствует, установленной Генеральным планом г.о. Самара в границах данной территориальной зоны, функциональной зоне - "зона лесов".
Согласно пункта 9 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.
В обоснование административного иска К.В.Н. и У.Т.М. ссылаются на то, что при внесении изменений в Генеральный план была нарушена процедура принятия нормативного правового акта, в частности, территория, где расположены упомянутые выше земельные участки, не являлась предметом общественных обсуждений.
Указанные доводы суд считает необоснованными.
Согласно части 11 статьи 24 ГрК РФ, при подготовке генерального плана в обязательном порядке проводятся общественные обсуждения или публичные слушания в соответствии со статьями 5.1 и 28 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 4 ст. 5.1 ГрК РФ, процедура проведения общественных обсуждений состоит из следующих этапов:
1) оповещение о начале общественных обсуждений;
2) размещение проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационных материалов к нему на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее в настоящей статье - официальный сайт) и (или) в государственной или муниципальной информационной системе, обеспечивающей проведение общественных обсуждений с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее также - сеть "Интернет"), либо на региональном портале государственных и муниципальных услуг (далее в настоящей статье - информационные системы) и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта;
3) проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях;
4) подготовка и оформление протокола общественных обсуждений;
5) подготовка и опубликование заключения о результатах общественных обсуждений.
Судом установлено, что процедура подготовки проекта внесения изменений в Генеральный план городского округа Самары проведена в соответствии с постановлением Администрации городского округа Самары от 15 мая 2020 года N 362 "О подготовке предложений о внесении изменений в Генеральный план городского округа Самары, утвержденный Решением Думы городского округа Самары от 20.03.2008 N 539", опубликованным в издании "Самарская газета" N 95 (6532) от 16.05.2020 года. Основанием к внесению изменений указана необходимость актуализации и приведения Генплана в соответствие к действующему законодательству.
Постановлением администрации г.о. Самары от 30.07.2021 N 538 "О создании согласительной комиссии по согласованию проекта внесения изменений в Генеральный план городского округа Самара" утверждено Положение о согласительной комиссии и ее состав (опубликовано в издании "Самарская газета" от 31.07.2021 N 159 (6884)).
Согласно протоколу N 1 от 27.09.2021 согласительная комиссия приняла решение о согласовании проекта внесения изменения в Генеральный план городского округа Самары.
Проект внесения изменения в Генеральный план и информационные материалы к нему опубликованы в издании "Самарская газета" от 23.11.2021 года N 255 (6980).
В соответствии с постановлением администрации городского округа Самара N 821 от 10 ноября 2021 года, опубликованным в "Самарской газете" 13 ноября 2021 года N 247 (6972), в период с 13 ноября 2021 года по 16 декабря 2021 года проведены общественные обсуждения по проекту внесения изменения в Генеральный план городского округа Самары. Как видно из постановления, приложением к нему является оповещение о начале общественных обсуждений; разъяснены место и порядок размещения проекта и информационных материалов к нему для ознакомления жителей, порядок (дата и время) проведения экспозиции проекта и проведения консультаций, срок внесения участниками общественных обсуждений предложений и замечаний, номера контактных телефонов. Данная информация размещена также на официальном сайте администрации.
В материалы дела представлен протокол общественных обсуждений от 13.12.2021.
Заключение о результатах общественных обсуждений по проекту внесения изменений в Генеральный план опубликовано в издании "Самарская газета" 16.12.2021 года N 275 (7000). Заключение было уточнено в целях устранения допущенных по техническим причинам неточностей и уточнение опубликовано в "Самарской газете" 28.12.2021 года N 285 (7010). Как следует из заключения, в общественных обсуждениях приняли участие 1820 человек.
По итогам общественных обсуждений принято решение о признании их состоявшимися и направлении Главой городского округа Самары проекта внесения изменений в Генеральный план для рассмотрения Думой.
На основании постановления администрации г.о. Самара от 30.03.2022 N 197 "О направлении в Думу городского округа Самара проекта внесения изменений в Генеральный план городского округа Самара, утвержденный решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 N 589", проект внесения изменений в Генеральный план представлен в Думу городского округа Самара на утверждение.
Дума городского округа Самары рассмотрела проект внесения изменений 29 апреля 2022 года и приняла единогласно решение N 182.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 23 ГрК РФ, в редакции закона действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного акта, подготовка генерального плана поселения, генерального плана городского округа осуществляется применительно ко всей территории такого поселения или такого городского округа. Подготовка генерального плана и внесение в генеральный план изменений в части установления или изменения границы населенного пункта также могут осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа.
С учетом указанных положений законодательства, у суда не имеется оснований полагать, что на общественные обсуждения о внесении оспариваемых изменений в Генеральный план не выносился вопрос об изменении функциональной зоны в месте расположения в Кировском районе городского округа Самара земельных участков, указанных административными истцами. Территорией, в пределах которой проводились общественные обсуждения, являлся городской округ Самара.
Принятию Думой городского округа Самара решения от 29.12.2020 N 45 о внесении изменений в Правила застройки и землепользования предшествовало издание администрацией городского округа Самара постановления от 27 августа 2020 года N 690 "О подготовке проекта о внесении изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденные Постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001 N 61", опубликованного в "Самарской газете" 3 сентября 2020 года N 187 (6 624).
Проект внесения изменений в Правила застройки и землепользования и информационные материалы к нему были размещены на официальном сайте администрации городского округа Самара (https://samadm.ru) в разделе "Официальные опубликования" 03.10.2020.
На основании постановления администрации городского округа Самары от 22 сентября 2020 года N 761 по проекту решения назначены публичные слушания в срок с 3 октября 2020 года по 10 ноября 2020 года. Как видно из постановления, приложением к нему является оповещение о начале публичных слушаний; разъяснены место и порядок размещения проекта и информационных материалов к нему для ознакомления жителей, порядок проведения экспозиции проекта, дата проведения собрания участников публичных слушаний по проекту, контактные телефоны.
Постановление о проведении публичных слушаний с приложениями опубликовано в издании "Самарская газета" 24 сентября 2020 года N 205 (6642).
Публичные слушания состоялись 5 ноября 2020 года, что подтверждается протоколом публичных слушаний.
По результатам публичных слушаний составлено заключение о публичных слушаниях от 6 ноября 2020 года, согласно которому комиссии по застройке и землепользованию при главе городского округа Самара рекомендовано принять решение по проекту внесения изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденные постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001 N 61, с учетом поступивших в ходе публичных слушаний мнений, предложений и замечаний.
Заключение о публичных слушаниях опубликовано в "Самарской газете" от 10 ноября 2020 года N 243 (6680).
Дума городского округа Самары рассмотрела проект внесения изменений 29.12.2020 и приняла единогласно решение N 45.
Постановлением администрации городского округа Самара от 28.12.2020 N 1024 отклонено предложение У.Т.М. о рассмотрении на публичных слушаниях (общественных обсуждениях) в отношении Правил застройки и землепользования вопроса об изменении территориальных зон Р-4 и Р-5 на зону Ж-1 в отношении земельного участка N.
03.12.2020 администрация г.о. Самара отказала в рассмотрении на публичных слушаниях по Правилам застройки и землепользования предложения К.В.Н. о включении названного им земельного участка в территориальную зону Р-5.
При этом, как видно из протокола публичных слушаний о внесении изменений в Правила застройки и землепользования от 05.11.2020 и заключения по их результатам от 06.11.2020, К.В.Н. принимал в них непосредственное участие (предложение пункт N 8). Из протокола общественных обсуждений о внесении изменений в Генеральный план от 13.12.2021 и заключения по результатам общественных обсуждений от 15.12.2021 следует, что К.В.Н., наряду с иными гражданами, также являлся их активным участником по территории, в состав которой входят как участок КН N, так и участок КН N, принадлежащий У.Т.М. (предложение пункт N 1028).
Таким образом, доводы представителя административных истцов в судебном заседании о том, что при внесении оспариваемых изменений в Генеральный план была нарушена процедура принятия решения, поскольку в нарушение требований градостроительного законодательства публичные слушания в отношении спорной территории не проводились, о ненадлежащем информировании потенциальных участников правоотношений о планируемом изменении правового режима земель, нарушении их права на участие в общественных обсуждениях по проекту изменений в Генеральный план, суд считает несостоятельными.
Необходимая и достаточная информация о проведении общественных обсуждений и публичных слушаний по проектам изменений в нормативные правовые акты была заблаговременно доведена до жителей городского округа Самара в официальном печатном издании, на официальном сайте администрации городского округа Самара. Процедура проведения общественных обсуждений и публичных слушаний носила открытый характер.
Суд также учитывает, что решением Ленинского районного суда г. Самары от 29.06.2022, вступившим в законную силу 18.10.2022, отказано в удовлетворении иска К.П.А. о признании незаконными действий Департамента градостроительства городского округа Самара, выразившихся в нарушении процедуры проведения общественных обсуждений (протокол от 13.12.2020) по проекту внесения изменений в Генеральный план г.о. Самара.
Основания полагать, что при принятии оспариваемых нормативных правовых актов была нарушена процедура их принятия, у суда отсутствуют.
В обоснование требований, административные истцы ссылаются на нарушение при принятии оспариваемых нормативных актов баланса публичных и частных интересов, с чем суд не может согласиться.
Регламентация градостроительной деятельности, как следует из положений статьи 2 ГрК РФ, направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания. Поэтому обладая достаточно широкой дискрецией в сфере градостроительства, органы государственной власти при изменении правового регулирования не могут действовать произвольно без объективного и разумного обоснования, должны соблюдать баланс частных и публичных интересов, конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, которые, как указывал в своих решениях Конституционный суд Российской Федерации, предполагают сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.
Вместе с тем, Генеральный план, определяя назначение территорий исходя из планов развития территории города в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию, допуская потенциальное изменение назначения территории, поскольку генеральные планы определяют стратегию его развития и условия формирования среды жизнедеятельности (Определение Верховного Суда РФ от 22.05.2017 N 56-АПГ17-7).
Генеральный план как документ долгосрочного планирования (часть 11 статьи 9 ГрК РФ) определяет назначение территорий, исходя из планов развития городского округа в целом, и может не соответствовать ее фактическому использованию и допускать ее потенциальное изменение.
Таким образом, приоритет публичной цели устойчивого развития территории обусловливает возможность ограничения в ходе градостроительной деятельности прав собственников и обладателей иных прав на земельные участки, расположенные на территории, правовой режим использования которой планируется изменить в соответствии с документами территориального планирования и градостроительного зонирования.
Согласование частных и публичных прав и интересов, установление между ними разумного и справедливого баланса достигаются, в том числе, путем законного установления случаев и порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд и предоставления компенсации в связи с лишением собственника принадлежащего ему имущества (часть 1 статьи 30 ГрК РФ, статья 49, глава VII.1 ЗК РФ, статья 279 ГК РФ), а также обеспечивается возможностью эксплуатации земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества без срока приведения их в соответствие с требованиями градостроительного регламента, устанавливаемого правилами землепользования и застройки муниципального образования (части 8 и 9 статьи 36 ГрК РФ).
В силу части 1 статьи 34 ГрК РФ при установлении границ территориальных зон сложившаяся планировка и существующее землепользование учитываются наряду с остальными факторами, в частности функциональными зонами и параметрами их планируемого развития, определенными генеральным планом соответствующего муниципального образования.
В соответствии со статьями 30 ГрК РФ, 85 ЗК РФ вид разрешенного использования земельного участка определяется посредством процедуры градостроительного зонирования - установления правилами землепользования и застройки градостроительных регламентов для территориальных зон.
В этой связи доводы представителя административных истцов о том, что при утверждении оспариваемых нормативных правовых актов не было учтено существующее землепользование, не могут быть приняты во внимание.
То обстоятельство, что постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2009 прекращены разделы в ЕГРН, открытые на лесные участки, расположенные по адресу: Самарская область, городской округ Самара, Самарское лесничество, Пригородное участковое лесничество, кварталы 1-4, 7, 8, 11, 12 (площадью 809 га), а земельные участки переведены из земель лесного фонда в земли населенных пунктов, не является основанием для признания оспариваемых нормативных правовых актов недействующими, поскольку факт перевода земель в земли населенных пунктов подтверждает лишь факт изменения категории земель и не свидетельствует о противоречии оспариваемых нормативных правовых актов нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Принимая во внимание исследованные доказательства, суд приходит к выводу о том, что процедура принятия оспариваемых нормативных правовых актов соблюдена, оспариваемые нормативные правовые акты не противоречат федеральным законам или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают прав и законных интересов административных истцов, в связи с этим суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
в удовлетворении требований К.В.Н. и У.Т.М. о признании недействующими со дня вступления решения суда в законную силу:
- решения Думы городского округа Самара от 20 марта 2008 года N 539 "Об утверждении Генерального плана городского округа Самара" в редакции решения Думы городского округа Самара от 29 апреля 2022 года N 182 "О внесении изменений в решение Думы городского округа Самара от 20.03.2008 N 539 в части установления в Приложении N 2 "Карта функциональных зон городского округа Самара" функциональной зоны "зона лесов" в границах земельного участка, ранее учтенного под кадастровым номером N, расположенного в кадастровом квартале N и имеющего координаты точка N, а также земельного участка с кадастровым номером N,
- постановления Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 года N 61 "Об утверждении Правила застройки и землепользования в городе Самаре" в редакции решения Думы городского округа Самара от 29 декабря 2020 года N 45 "О внесении изменений в постановление Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 года N 61 "Об утверждении правил застройки и землепользования в городе Самаре" в части установления в Приложении N 2 "Карта градостроительного зонирования городского округа Самара" территориальной зоны "зона природных ландшафтов" в границах земельного участка ранее учтенного под кадастровым номером N, расположенного в кадастровом квартале N и имеющего координаты точка 1: хN, а также земельного участка с кадастровым номером N - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 30.11.2022.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 17 ноября 2022 г. N 3а-1212/2022
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании