Решение Челябинского областного суда от 19 декабря 2022 г. по делу N 3а-225/2022
УИД 74OS0000-01-2022-000264-03
Челябинский областной суд в составе
председательствующего судьи Лопаткиной Л.А.,
при секретаре судебного заседания Мельник А.А.,
с участием прокурора отдела управления прокуратуры Челябинской области Козиной И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению муниципального унитарного предприятия "Челябинские коммунальные тепловые сети" к Министерству тарифного регулирования и энергетики Челябинской области о признании недействующими постановлений от 20.12.2021 N 80/10, N 80/11, N 80/12, от 27.12.2021 N 83/18, установил:
муниципальное унитарное предприятие "Челябинские коммунальные тепловые сети" (далее - МУП "ЧКТС", регулируемая организация) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Министерству тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее - Министерство, орган регулирования) о признании не действующим постановлений Министерства от 20.12.2021 N 80/10 "Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые муниципальным унитарным предприятием "Челябинские коммунальные тепловые сети" на территории зоны теплоснабжения N 01 Челябинского городского округа и долгосрочных параметров регулирования" (далее - постановление N 80/10), от 20.12.2021 N 80/11 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую муниципальным унитарным предприятием "Челябинские коммунальные тепловые сети" потребителям на территории зоны теплоснабжения N 02 Челябинского городского округа и долгосрочных параметров регулирования" (далее - постановление N 80/11), от 20.12.2021 N 80/12 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую муниципальным унитарным предприятием "Челябинские коммунальные тепловые сети" потребителям на территории зоны теплоснабжения N 03 Челябинского городского округа и долгосрочных параметров регулирования" (далее - постановление N 80/12), от 27.12.2021 N 83/18 "Об исправлении описок в постановлении Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 20.12.2021 N 80/12" недействующими с момента принятия.
В обоснование заявленных требований указано, что МУП "ЧКТС" имеет статус единой теплоснабжающей организации в зонах теплоснабжения N 02, N 03 Челябинского городского округа, а также предоставляет в зоне теплоснабжения N 01 Челябинского городского округа услуги по передаче тепловой энергии АО "УСТЭК-Челябинск", которая является единой теплоснабжающей организацией в названной зоне. Обжалуемыми постановлениями Министерства установлены тарифы на тепловую энергию, на услуги по передаче тепловой энергии, а также долгосрочные параметры регулирования на период с 01.01.2022 по 31.12.2026, которые административный истец считает экономически необоснованными.
Отмечено, что базовый уровень операционных расходов, уровень неподконтрольных расходов для формирования тарифов с использованием метода индексации на 2022 - 2026 годы и тарифы на тепловую энергию (мощность) на 2022 год определены с нарушением требований Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, Правил установления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций в отнесенной законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий сфере теплоснабжения и (или) цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которые подлежат регулированию в соответствии с перечнем, определенным статьей 8 Федерального закона "О теплоснабжении", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 (далее - Основы ценообразования, Правила регулирования тарифов, Правила установления долгосрочных параметров регулирования), а также Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказ ФСТ России от 13.06.2013 N 760-э (далее - Методические указания).
Так, расходы на благоустройство определены Министерством с нарушением пункта 41 Основ ценообразования, подпункта "а" пункта 29, подпункта "л" пункта 32, пункта 33 Правил регулирования тарифов, пунктов 23, 37 Методических указаний. Из протокола заседания Правления и экспертного заключения не следует, что Министерством проводился анализ представленных регулируемой организацией документов, кроме того, мотивированного отказа предложений регулируемой организации Министерством не дано. Между тем, размер расходов утвержденных расходов не соответствует пункту 41 Основ ценообразования и не является достаточным для исполнения обязательств МУП "ЧКТС" по благоустройству как в 2022 году, так и в последующих периодах регулирования. Расходы на благоустройство представляют из себя затраты на восстановление городской инфраструктуры (асфальта, тротуарной плитки, газонов и т.д.) после осуществления ремонтов поврежденных тепловых сетей. Объем работ по благоустройству (плановое количество ордеров) определен исходя из фактических данных последнего завершенного периода регулирования (2020 года) в количестве фактически открытых в 2020 году 2242 ордеров на благоустройство территории, что отражает реальную среднегодовую потребность предприятия в работах по благоустройству (1759 ордеров в зоне теплоснабжения N 01, 361 ордер в зоне теплоснабжения N 02, 122 ордера в зоне теплоснабжения N 03). Расчетная цена определена в размере средней стоимости закрытия одного ордера в 2020 году с учетом индекса потребительских цен. Данная величина определена путем деления фактически понесенных затрат на благоустройство в 2020 году на общее количество закрытых ордеров в 2020 году и умножена на индекс потребительских цен. Для определения итогового значения расходов на благоустройство МУП "ЧКТС" получило среднее значение стоимости закрытия ордера и умножило его на плановое количество ордеров. В свою очередь, Министерство определило размер фактических расходов на благоустройство, понесенных в 2020 году, и умножило на индекс потребительских цен.
Расходы по статье "Капитальный ремонт" определены с нарушением пунктов 41, 58 - 60, 73 Основ ценообразования, подпункта "а" пункта 29, подпункта "л" пункта 32, пункта 33 Правил регулирования тарифов, пунктов 23, 37 Методических указаний. В качестве обоснования снижения расходов Министерство указано на то, что организацией представлены сметы на капитальный ремонт только в отношении капитального ремонта, запланированного на 2022 год, а объем ремонтов на 2023 - 2026 годы не обоснован. Из итоговой суммы принятых расходов следует, что фактически Министерством расходы на капитальный ремонт тепловых сетей рассчитаны путем деления заявленных регулируемой организацией на 2022 год расходов на 5 лет в течение долгосрочного периода регулирования 2022 - 2026 годов. Вместе с тем, такой способ расчетов не предусмотрен ни Основами ценообразования, ни Правилами установления долгосрочных параметров регулирования, а также прямо противоречит цели определения базового уровня операционных расходов на первый год долгосрочного периода регулирования (2022 год). При этом объем заявленных МУП "ЧКТС" расходов на ежегодные капитальные ремонты обусловлен высокой аварийностью на тепловых сетях, острой необходимостью выполнения ремонтных работ, в том числе не только аварийно-восстановительных, но планово-предупредительных и капитальных ремонтов. Сети МУП "ЧКТС" находятся в крайне неудовлетворительном состоянии, их износ составляет более 80%. Между тем, примененная Министерством методика определения расходов на капитальный ремонт не учитывает возможность актуализации ремонтной программы.
Расходы по статье "Аварийный запас материалов" определены Министерством с нарушением пункта 41 Основ ценообразования, подпункта "а" пункта 29, подпункта "л" пункта 32, пункта 33 Правил регулирования тарифов, пунктов 23, 37 Методических указаний. Затраты по статье "Аварийный запас материалов" не приняты Министерством в полном объеме без указания в экспертном заключении по затратам и протоколе заседания Правления оснований отказа их включения в состав необходимой валовой выручки. Вследствие применения метода индексации МУП "ЧКТС" незаконно лишено расходов по статье "Аварийный запас материалов" не только на 2022 год, но и на 2023 - 2026 годы.
Расходы по статье "Транспортные услуги на капитальный ремонт" определены Министерством с нарушением подпункта "а" пункта 29, подпункта "л" пункта 32, пункта 33 Правил регулирования тарифов, пунктов 23, 37 Методических указаний. Из итоговой суммы принятых расходов следует, что фактически Министерством расходы на транспортные услуги на капитальный ремонт приняты путем деления заявленных регулируемой организацией на 2022 год расходов на 5 лет в течение долгосрочного периода регулирования 2022 - 2026 годов. Вместе с тем, такой способ расчетов не предусмотрен ни Основами ценообразования, ни Правилами установления долгосрочного периода регулирования, а также прямо противоречит цели определения базового уровня операционных расходов на первый период регулирования (2022 год). Годовая потребность в машинах и механизмах на техническое обслуживание и ремонт тепловых сетей, находящихся в эксплуатационной ответственности МУП "ЧКТС", определена на основании "Нормативов и методических указаний по определению потребности в машинах и механизмах для эксплуатации и ремонта коммунальных электрических и тепловых сетей" (МДС 13-16.2000), утвержденных приказом Госстроя России от 05.09.2000 N 200. На основании указанного приказа Госстроя регулируемой организацией были определены средний диаметр тепловых сетей, количество подкачных насосных станций, расчетная присоединенная тепловая мощность по трубопроводам. Расчет указанных величин позволил определить действительную потребность МУП "ЧКТС" в машинах и механизмах на техническое обслуживание и ремонт тепловых сетей. Между тем, в экспертном заключении по затратам и протоколе заседания Правления отсутствуют какие-либо конкретные замечания к предоставленному МУП "ЧКТС" расчету и обосновывающим документам.
Расходы по статье "Расходы на оплату труда" определены Министерством с нарушением пункта 8 части 1 статьи 7 Закона о теплоснабжении, пункта 42 Основ ценообразования, подпункта "а" пункта 29, подпункта "л" пункта 32, пункта 33 Правил регулирования тарифов. Министерством плановая численность определена исключительно на основании фактической численности, не учитывает реальную потребность МУП "ЧКТС" в персонале и ведет к невозможности сформировать штат сотрудников, достаточный для нормальной деятельности предприятия. Рассчитывая среднюю фактическую численность персонала по состоянию на 2020 год, Министерство не учло необходимость МУП "ЧКТС" осуществлять в 2022 - 2026 годах деятельность хозяйственным способом (своим персоналом).
Расходы на отчисления на социальные нужды определены в размере, не соответствующему необходимому размеру фонда оплаты труда, что противоречит пунктам 57, 62, 71 Основ ценообразования, пункту 39 Методических рекомендаций.
Расходы по статьям "Инвентарь и хозяйственные принадлежности" и "Инвентарь" не соответствуют потребностям МУП "ЧКТС" в связи с переходом на хозяйственный способ ведения производственной деятельности и определены с нарушением пункта 33 Основ ценообразования, подпункта "а" пункта 29, подпункта "л" пункта 32, пункта 33 Правил регулирования тарифов.
Расходы по сомнительным долгам определены с нарушением пункта 47 Основ ценообразования и рассчитаны Министерством исходя из установленного для населения льготного тарифа.
Расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним, в нарушение пункта 13 Основ ценообразования не приняты органом регулирования в полном объеме. В обоснование данной статьи затрат МУП "ЧКТС" представлен исчерпывающий пакет обосновывающих документы в материалы дела, в том числе расчет кассовых разрывов за 2019 год с помесячной разбивкой, подтверждающих необходимость взятия кредита/пополнения оборотных средств (фактический БДДС за 2019 год), расчет кассовых разрывов за 2020 год, подтверждающих невозможность досрочного погашения кредитных обязательств (фактический БДДС за 2020 год) с помесячной разбивкой. Заявленные регулируемой организацией расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним, не учтены Министерством в связи с тем, что МУП "ЧКТС" не представлен помесячный расчет кассовых разрывов с указанием фактически полученных доходов, экономически обоснованных фактически понесенных расходов с приложением бухгалтерской отчетности, подтверждающей данные доходы (расходы).
Утвержденные расходы на приобретение оргтехники и программного обеспечения не соответствуют документально подтвержденным потребностям административного истца. Министерством расходы на приобретение оргтехники и программного обеспечения не приняты в полном объеме без обоснования своей позиции в экспертных заключениях, протоколах заседания Правления.
При корректировке необходимой валовой выручки, осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов на 2020 год, расчет размера величины, определяющей результаты деятельности регулируемой организации по сбыту тепловой энергии (зоны теплоснабжения N 02, N 03), произведен с нарушением пунктов 49 - 57 Методических указаний. Правлением Министерства от 18.05.2021 N 23 в отношении МУП "ЧКТС" (зоны теплоснабжения N N 01, 02, 03) в качестве метода регулирования тарифов в сфере теплоснабжения выбран метод индексации установленных тарифов на период 2022 - 2026 годы. Метод индексации предполагает долгосрочное регулирование тарифов. Расчет размера величины, определяющей результаты деятельности регулируемой организации по виду деятельности сбыт тепловой энергии (зоны теплоснабжения N 02, N 03), произведен Министерством с использованием формулы пункта 42 Методических указаний. Однако, в соответствии с пунктом 42 Методических указаний по данной формуле производится расчет величины, определяющей результаты деятельности регулируемой организации до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования. Примененная Министерством формула не применима к корректировке необходимой валовой выручки в рамках долгосрочного регулирования тарифов.
При корректировке необходимой валовой выручки, осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов на 2020 год, фактические расходы по списанию безнадежной дебиторской задолженности определены Министерством с нарушением пункта 13, подпункта "а" пункта 47 Основ ценообразования.
При корректировке необходимой валовой выручки, осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов на 2020 год, фактические расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним, за 2020 год определены с нарушением п. 13, 47 и 73 Основ ценообразования.
При корректировке необходимой валовой выручки, осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов на 2020 год, фактические расходы по статье "Компенсация потерь 01 зона ТСН" за 2020 год определены с нарушением пунктов 13, 47 и 73 Основ ценообразования, подпункта "а" пункта 29, подпункта "л" пункта 32, пункта 33 Правил регулирования тарифов.
В нарушение пункта 71 Основ ценообразования, пункта 35 Методических указаний органом регулирования не определен базовый уровень операционных расходов и размер операционных расходов МУП "ЧКТС" на каждый год долгосрочного периода регулирования по сбытовой деятельности.
Представители административного истца МУП "ЧКТС" ФИО12., ФИО11, ФИО10 в судебном заседании на удовлетворении административного искового заявления настаивали.
Представители административного ответчика Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 в судебном заседании в удовлетворении заявленных требований просили отказать.
Представители заинтересованных лиц Управления ЖКХ Администрации города Челябинска, Комитета по управлению имуществом и земельным отношением города Челябинска в судебное заседание при надлежащем извещении не явились, сведений об уважительности причин неявки суду не сообщили.
Заслушав пояснения участников процесса, заключение прокурора, полагавшего административные исковые требования подлежащими частичному удовлетворению, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Частью 8 статьи 213 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", Методическими указаниями.
Как следует из материалов дела, приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 16.12.2016 N 1339 административному истцу МУП "ЧКТС" присвоен статус единой теплоснабжающей организации в городе Челябинске в зонах теплоснабжения N 02, N 03. В зоне теплоснабжения N 01 города Челябинска административный истец оказывает услуги по передаче тепловой энергии АО "УСТЭК-Челябинск", которому приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 07.12.2018 N 1129 присвоен статус единой теплоснабжающей организации в указанной зоне теплоснабжения в городе Челябинске.
В силу пунктов 4, 6 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении регулированию подлежат тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям; тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя.
Пунктом 1 части 2 статьи 5, пунктом 1 части 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении установлено, что полномочиями на установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
Таким органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в Челябинской области в соответствии с постановлением Губернатора Челябинской области от 31.12.2014 N 300 "О Положении, структуре и штатной численности Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области" является Министерство.
В силу пункта 18 Положения о Министерстве тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, утвержденного постановлением Губернатора Челябинской области от 31.12.2014 N 300 (далее - Положение), для определения основных направлений деятельности Министерства и принятия соответствующих решений, относящихся к его компетенции, создается Правление при Министерстве (далее именуется - Правление) общей численностью не более 9 человек. Заседание Правления считается правомочным, если на нем присутствуют более половины его членов, уполномоченных рассматривать соответствующие вопросы. Правление рассматривает все вопросы, относящиеся к компетенции Министерства, и принимает коллегиальные решения большинством голосов членов Правления, присутствующих на заседании. Голос председателя Правления при равенстве голосов членов Правления является решающим.
Решение Правления оформляется в виде постановления Министерства, которое публикуется на пункты 19, 20 Положения).
30.04.2021 МУП "ЧКТС" обратилось в Министерство с заявлениями (исх. N 1930, N 1931, N 1932) об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче тепловой энергии на территории зоны теплоснабжения N 01 Челябинского городского округа на период регулирования 2022 - 2026 годы; об установлении цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность), поставляемой единой теплоснабжающей организацией потребителям зон теплоснабжения N 02, N 03 Челябинского городского округа на период регулирования 2022 - 2026 годы (Т. 6, л.д. 150 - 157).
30.04.2022 МУП "ЧКТС" обратилось в Министерство с заявлением (исх. N 1935) о выборе метода регулирования в сфере теплоснабжения: организацией предлагалось при установлении тарифов на 2022 год применить метод долгосрочной индексации на период 2022 - 2026 годы.
Из выписки из протокола заседания Правления Министерства от 18.05.2021 N 23 следует, что заявления МУП "ЧКТС" от 30.04.2022 с исх. NN, N, N с приложенными документами не соответствуют подпунктам "а, д" пункта 16 Правил регулирования тарифов, в связи с чем органом регулирования принято решение об открытии дела (N_т-2022 об установлении регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения N 01 Челябинского городского округа, N 02/14_т-2022 об установлении регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения N 02 Челябинского городского округа, N 02/15_т-2022 об установлении регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения N 03 Челябинского городского округа) об установлении регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения по инициативе органа регулирования. В качестве метода регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в отношении МУП "ЧКТС" выбран метод индексации установленных тарифов.
Административному истцу предложено в срок не позднее 04.06.2021 представить в адрес Министерства следующие документы: справки (уведомления) о постановке бесхозяйственного имущества на бесхозяйственный учет; акты приема-передачи к договору о закреплении имущества на праве хозяйственного ведения от 20.03.2009 N; документы, подтверждающие факт государственной регистрации права хозяйственного ведения к договору о закреплении имущества на праве хозяйственного ведения от 20.03.2009 N П-83/7; расчет расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения (отдельно по каждому виду деятельности и зонам теплоснабжения), соответствующего методу индексации установленных тарифов (Т. 6, л.д. 158 - 166).
Специалистами Министерства проведена экспертиза представленных регулируемой организацией документов, по результатам которой составлены экспертное заключение к делам N, N, N, N по расчету размера корректировки необходимой валовой выручки на 2022 год, осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов на 2020 год от значений, учтенных при установлении тарифов на 2020 год, в отношении МУП "ЧКТС" (далее - Экспертное заключение по корректировке), а также экспертное заключение к делам N, N, N, N, N, N по экономической обоснованности плановых затрат, МУП "ЧКТС" в отношении зон теплоснабжения N 01, N 02, N 03 на 2022 - 2026 годы, зоны теплоснабжения N 038 на 2022 год и экономической обоснованности плановых затрат, учтенных при пересмотре цен (тарифов), проводимом с целью учета корректировок долгосрочного тарифа на 2022 год в отношении зон теплоснабжения N 04, N 056 (долгосрочный период 2021 - 2023 годы) по результатам Правления от 20.12.2021 (далее - Экспертное заключение по затратам).
Согласно выписке из протокола заседания Правления от 20.12.2021 N 80 решение об установлении оспариваемых тарифов принято на заседании Правления Министерства единогласным голосованием 6 членов Правления.
Постановлением Министерства от 20.12.2021 N 80/10 установлены тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые МУП "ЧКТС" на территории зоны теплоснабжения N 01 Челябинского городского округа, на период с 01.01.2022 по 31.12.2026; а также долгосрочные параметры регулирования на период регулирования 2022 - 2026 годы для формирования тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые МУП "ЧКТС", с использованием метода индексации установленных тарифов (Т. 2, л.д. 81 - 84).
Постановлением Министерства от 20.12.2021 N 80/11 установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую МУП "ЧКТС" потребителям зоны теплоснабжения N 02 Челябинского городского округа, на период с 01.01.2022 по 31.12.2026; а также долгосрочные параметры регулирования на период регулирования 2022 - 2026 годы для формирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую МУП "ЧКТС" потребителям зоны теплоснабжения N 02 Челябинского городского округа, с использованием метода индексации установленных тарифов (Т. 2, л.д. 85 - 88).
Постановлением Министерства от 20.12.2021 N 80/12 установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую МУП "ЧКТС" потребителям зоны теплоснабжения N 03 Челябинского городского округа, на период с 01.01.2022 по 31.12.2026; а также долгосрочные параметры регулирования на период регулирования 2022 - 2026 годы для формирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую МУП "ЧКТС", потребителям зоны теплоснабжения N 03 Челябинского городского округа, с использованием метода индексации установленных тарифов (Т. 1, л.д. 89 - 92).
Постановлением Министерства от 27.12.2021 N 83/18 исправлена описка, таблица приложения постановления Министерства от 20.12.2021 N 80/12 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую МУП "ЧКТС" потребителям зоны N 03 Челябинского городского округа, и долгосрочных параметров регулирования" изложена в новой редакции согласно приложению (Т. 2, л.д. 93 - 94).
Постановления Министерства от 20.12.2021 N 80/10, N 80/11, N 80/12 опубликованы 23.12.2021 на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru.
Постановление Министерства от 27.12.2021 N 83/18 опубликовано в газете "Южноуральская панорама" 29.12.2021 N 114 (4326), являющейся официальным изданием Правительства и Законодательного Собрания Челябинской области.
Таким образом, оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом в установленном порядке и форме, введены в действие в соответствии с законом, что административным истцом не оспаривается.
Проверяя оспариваемые нормативные правовые акты органа исполнительной власти Челябинской области по существу, суд приходит к следующему.
Тарифы для МУП "ЧКТС" установлены методом индексации установленных тарифов.
В силу пункта 71 Основ ценообразования при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации.
При регулировании тарифов с применением метода индексации установленных тарифов такие тарифы устанавливаются на срок не менее 5 расчетных периодов регулирования или при первом применении - на срок не менее 3 расчетных периодов регулирования (пункт 72 Основ ценообразования)
Согласно пункту 73 Основ ценообразования величина текущих расходов регулируемой организации определяется в соответствии с пунктами 57 - 66 Основ ценообразования с учетом особенностей, установленных названным пунктом. Величина операционных расходов определяется в соответствии с пунктами 58 - 60 настоящего документа и включает также другие расходы, осуществляемые за счет прибыли регулируемой организации. Величина расходов на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя определяется в соответствии с пунктом 61 настоящего документа. Величина неподконтрольных расходов определяется в соответствии с пунктом 62 настоящего документа и включает величину амортизации основных средств и расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним, за исключением расходов на погашение и обслуживание заемных средств, в том числе процентов по займам и кредитам, предусмотренных подпунктом "б" пункта 74 настоящего документа. Величина процентов, включаемых в состав неподконтрольных расходов в соответствии с настоящим абзацем, не превышает величину, равную ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 4 процентных пункта.
Оспаривая нормативные правовые акты в настоящем деле, административный истец указывает на необоснованное занижение органом регулирования базового уровня операционных расходов, что повлекло снижение размера необходимой валовой выручки организации и тарифов во всех последующих периодах регулирования.
Абзацем третьим пункта 2 Основ ценообразования определено, что базовый уровень операционных расходов - уровень операционных расходов, установленный на первый год долгосрочного периода регулирования.
Согласно подпункту "а" пункта 75 Основ ценообразования базовый уровень операционных расходов относится к долгосрочным параметрам регулирования, устанавливаемым на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов.
Операционные расходы регулируемой организации устанавливаются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации базового уровня операционных расходов. Базовый уровень операционных расходов определяется в соответствии с Правилами установления долгосрочных параметров регулирования (пункт 59 Основ ценообразования).
Аналогичные нормы содержатся в пункте 37 Методических указаний.
В силу абзаца первого пункта 3 Правил установления долгосрочных параметров регулирования базовый уровень операционных расходов регулируемой организации определяется органом регулирования для каждой регулируемой организации с учетом пунктов 28 - 31, 40 - 42, 44 и 58 Основ ценообразования.
В соответствии с пунктом 58 Основ ценообразования операционные расходы включают в себя:
а) расходы на приобретение сырья и материалов;
б) расходы на ремонт основных средств;
в) расходы на оплату труда;
г) расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями;
д) расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг и других работ и услуг;
е) расходы на служебные командировки;
ж) расходы на обучение персонала;
з) лизинговый платеж, арендную плату с учетом особенностей, предусмотренных настоящим документом;
и) определяемые в соответствии с методическими указаниями другие расходы, не относящиеся к неподконтрольным расходам, за исключением амортизации основных средств и нематериальных активов и расходов на погашение и обслуживание заемных средств.
В силу пункта 57 Методических указаний при формировании необходимой валовой выручки регулируемой организации методом индексации установленных тарифов используются материалы в соответствии с перечнем, установленным пунктом 3 приложения 3 к Методическим указаниям (в том числе, определение операционных (подконтрольных) расходов на первый год долгосрочного периода регулирования (базовый уровень операционных расходов) по форме приложения 5.1).
Административный истец не соглашается со снижением Министерством при расчете необходимой валовой выручки заявленных МУП "ЧКТС" расходов на благоустройство, ремонт основных средств в части затрат на капитальный ремонт, аварийный запас материалов, расходов по сомнительным долгам.
Суд находит заслуживающими внимание данные доводы на основании следующего.
Оспаривая установленные регулирующим органом тарифы МУП "ЧКТС" указывает на необоснованное сокращение расходов на благоустройство. По расчетам административного истца сумма плановых расходов по данной статье составила: в зоне теплоснабжения N 01 - 181112,68 тыс. руб., во зоне теплоснабжения N 02 - 40003 тыс. руб., в зоне теплоснабжения N 03 - 15181,06 тыс. руб.
При установлении тарифов Министерством суммы расходов на благоустройство снижены до 109600,67 тыс. руб. в зоне теплоснабжения N 01, 27742,71 тыс. руб. в зоне теплоснабжения N 02, 11364,56 в зоне теплоснабжения N 03 и рассчитаны на основании фактических затрат и прогнозных индексов инфляции.
Положения Закона о теплоснабжении, определяющего общие принципы организации отношений в сфере теплоснабжения, а также устанавливающего основы и порядок ценообразования в данной сфере с учетом особенностей регулируемых отношений, направлены на формирование надлежащего механизма ценообразования, обеспечивающего в том числе баланс экономических интересов теплоснабжающих организаций и различных категорий потребителей тепловой энергии (пункт 5 части 1 статьи 3 Закона о теплоснабжении).
Регулирующим органом необоснованно занижены расходы по рассматриваемой статье, поскольку МУП "ЧКТС" документально подтверждена необходимость в затратах в связи с высоким износом тепловых сетей, ежегодным повышением количества аварий на тепловых сетях и восстановлением городской инфраструктуры.
При этом из содержания экспертного заключения не усматривается анализ экономической обоснованности данных расходов, что свидетельствует о нарушении пунктов 29, 32 Правил регулирования цен.
С учетом того, что данные расходы относятся к базовому уровню операционных расходов, определяемому на первый год долгосрочного регулирования, и не подлежат изменению и пересмотру в течение всего долгосрочного периода, а только индексируются, то, по мнению суда, данные расходы подлежат включению в тарифы.
Согласно пункту 41 Основ ценообразования при определении расходов регулируемой организации на проведение ремонтных работ используются расчетные цены и обоснованные мероприятия по проведению ремонтных работ на производственных объектах, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании в соответствии с методическими указаниями.
Подпунктом 1 пункта 33 Методических указаний установлено, что при расчете долгосрочных тарифов методом индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка определяется, в том числе на основе базового уровня операционных расходов, устанавливаемого органом регулирования в соответствии с пунктом 37 указанных Методических указаний, который определяется перед началом долгосрочного периода регулирования и в течение него не изменяется, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 51 Основ ценообразования.
В силу пункта 32 Методических указаний для расчета расходов, указанных в пунктах 24 - 30 названных Методических указаний, используются материалы в соответствии с перечнем, установленным пунктом 2 приложения 3 к Методическим указаниям. Объем плановых (расчетных) расходов определяется исходя из плановых (расчетных) значений цен и экономически обоснованных объемов работ (услуг). При определении плановых (расчетных) и фактических значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в соответствии с пунктами 28 - 31 Основ ценообразования.
Регулируемая организация в соответствии с приложением 5.1 к Методическим указаниям представляет в орган регулирования информацию по форме, в которой отдельной строкой указывается сумма расходов на ремонт основных средств за год, предшествующий долгосрочному периоду регулирования, и на первый год очередного долгосрочного периода регулирования.
При этом предоставление сведений о расходах на ремонт основных средств на последующие года долгосрочного регулирования действующим законодательством не предусмотрено.
Таким образом, расходы на ремонт основных средств относятся к базовому уровню операционных расходов, определяемому на первый год долгосрочного регулирования, не подлежат изменению и пересмотру в течение всего долгосрочного периода, а только индексируются.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, административным истцом заявлены расходы на ремонт основных средств по подстатье "Капитальный ремонт" в 2022 году: в зоне теплоснабжения N 01 в размере 927093,20 тыс. руб., в зоне теплоснабжения N 02 - 350115 тыс. руб., в зоне теплоснабжения N 03 - 135213 тыс. руб.
Административным ответчиком определены расходы на ремонт основных средств в 2022 году: в зоне теплоснабжения N 01 в размере 185418,64 тыс. руб., в зоне теплоснабжения N 02 - 70023 тыс. руб., в зоне теплоснабжения N 03 - 27042,60 тыс. руб.
Министерство при анализе предлагаемых расходов административного истца на ремонт основных средств на 2022 год в нарушение метода экономически обоснованных расходов рассчитало базовый уровень операционных расходов, сложив предлагаемые расходы на ремонт основных средств на 2022 год с предлагаемыми расходами на 2023 - 2026 годы и разделив их на 5 лет, выведя среднее арифметическое значение.
Указанный способ расчета затрат по статье расходов на ремонт основных средств не соответствует требованиям п. 41 Основ ценообразования, пунктам 24, 32, 37, 57 Методических указаний.
При этом административным ответчиком не приведено экономическое обоснование отклонения каких-либо расходов в составе расходов на ремонт основных средств на 2022 год.
Административным истцом заявлены расходы на ремонт основных средств в части затрат на аварийный запас материалов в размере 15015 тыс. руб. в зоне теплоснабжения N 01, 4496 тыс. руб. в зоне теплоснабжения N 02, 2883 тыс. руб. в зоне теплоснабжения N 03.
Заявляя данные расходы, регулируемая организация представила в Министерство пояснительную записку к расчету затрат на приобретение материалов для создания аварийного запаса в эксплуатационных подразделениях МУП "ЧКТС" (аналогичную для зон теплоснабжения N 01, 02, 03), приказ об установлении перечня неснижаемого (аварийного) запаса материалов и запасных частей, расчет потребности в аварийном запасе на основании, расчет неснижаемого остатка материалов, копии договоров на приобретение трубы, металлопроката, запорной арматуры, ЖБИ, тепловой изоляции, люков.
В судебное заседание стороной административного истца представлен утвержденный приказ МУП "ЧКТС" от 29.10.2021 N 352 "Об установлении перечня неснижаемого (аварийного) запаса материалов и запасных частей".
При этом, как пояснили в судебном заседании представители административного истца, аварийный несжимаемый запас материалов создается впервые в связи с переходом с подрядного на хозяйственный способ осуществления деятельности.
Из материалов дела следует, что административный ответчик исключил заявленные регулируемой организацией расходы по данной статье.
В силу пунктов 7, 8 части 5 статьи 20 Закона о теплоснабжении теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, кроме того, обязаны обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения; обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.
В соответствии с пунктом 41 Основ ценообразования при определении расходов регулируемой организации на проведение ремонтных работ используются расчетные цены и обоснованные мероприятия по проведению ремонтных работ на производственных объектах, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании в соответствии с методическими указаниями.
Согласно пункту 2.7.2, абзацу третьему пункта 2.7.3 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115, объем технического обслуживания и ремонта определяется необходимостью поддержания исправного, работоспособного состояния и периодического восстановления тепловых энергоустановок с учетом их фактического технического состояния. В организации составляется перечень аварийного запаса расходных материалов и запасных частей, утверждаемый техническим руководителем организации, ведется точный учет наличия запасных частей и запасного оборудования и материалов, который пополняется по мере их расходования при ремонтах.
В силу абзаца третьего пункта 15.4.2 указанных Правил основными направлениями предупреждения технологических нарушений и поддержания постоянной готовности организации к их ликвидации являются, в том числе, создание необходимых аварийных запасов материалов к оборудованию.
С учетом вышеприведенных норм и установленных обстоятельств дела, суд считает, что создание неснижаемого (аварийного) запасов материалов и запаса частей является обязательным для теплоснабжающей организации и для обеспечения надежного теплоснабжения потребителей в необходимую валовую выручку должны включаться данные расходы МУП "ЧКТС".
Обеспечение достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения является одним из принципов регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, нарушение которого может привести к дестабилизации производственной деятельности организации и повлиять на качество и надежность оказываемых потребителям услуг.
Административный истец также полагает, что Министерство необоснованно рассчитало необходимую валовую выручку на 2022 год, относимую на население, исходя из установленного для населения льготного, а не экономически обоснованного тарифа.
В силу пункта "д" пункта 62 Основ ценообразования неподконтрольные расходы включают в себя расходы по сомнительным долгам, предусмотренные подпунктом "а" пункта 47 Основ ценообразования.
Аналогичная норма содержится в пункте 39 Методических указаний.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 47 Основ ценообразования внереализационные расходы, включаемые в необходимую валовую выручку, содержат, в том числе, расходы по сомнительным долгам, определяемые в отношении единых теплоснабжающих организаций, в размере фактической дебиторской задолженности населения, но не более 2 процентов необходимой валовой выручки, относимой на население и приравненных к нему категорий потребителей, установленной для регулируемой организации на предыдущий расчетный период регулирования.
Из экспертного заключения по затратам следует, что заявленные регулируемой организацией расходы по сомнительным долгам в зоне теплоснабжения N 02 учтены Министерством, исходя из объема полезного отпуска для населения в размере 335,77 тыс. Гкал и льготного тарифа для населения в размере 7648,15 тыс. руб.
Заявленные регулируемой организацией расходы по сомнительным долгам в зоне теплоснабжения N 03 учтены Министерством, исходя из объема полезного отпуска для населения в размере 296,32 тыс. Гкал и льготного тарифа для населения в размере 6778,48 тыс. руб.
Между тем, действующим законодательством не предусмотрен расчет необходимой валовой выручки, приходящегося на население, исходя из установленного для населения льготного тарифа, в связи с чем, в состав необходимой валовой выручки на 2022 год в соответствии с подпунктом "а" пункта 47 Основ ценообразования Министерством надлежало включить расходы по сомнительным долгам в размере 2 процентов относимого на население необходимой валовой выручки на 2022 год, исходя из экономически обоснованного тарифа.
Рассматривая довод административного истца о неправомерном снижении расходов на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями, в части затрат на транспортные услуги на капитальный ремонт, суд соглашается с выводами органа регулирования об отсутствии в материалах тарифного дела расчета потребности в транспортных средствах, основанного на нормативах, утвержденных приказом Госстроя России от 05.09.2000 N 200 "Об утверждении Нормативов и методических указаний по определению потребности в машинах и механизмах для эксплуатации и ремонта коммунальных электрических и тепловых сетей", поскольку в нарушение подпункта "а" пункта 44 Основ ценообразования предложение организации основано только на ранее понесенных расходах по заключенному договору с ООО "Стрилайн".
В силу пункта 42 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Оспаривая нормативные правовые акты, административный истец не соглашается с утвержденным в тарифе размером расходов на оплату труда сотрудников, указывая на существенное занижение численности персонала.
Поскольку одним из принципов формирования тарифов является экономическая обоснованность применяемых цен, ставок, объемных и количественных характеристик, и административным истцом не подтверждена необходимость персонала в большей численности, чем учтено Министерством, то расчеты органа регулирования суд признает верными, а заявленные МУП "ЧКТС" расходы по оплате труда исходя из численности персонала в 569,25 человек, экономически необоснованными.
Довод административного истца о занижении необходимой валовой выручки на сумму расходов на оплату труда сотрудников, планируемых к принятию на работу в будущем, отклоняется, поскольку расходы на оплату труда регулирующим органом приняты в соответствии с Основами ценообразования исходя из среднегодовой фактической численности, подтвержденной статистической отчетностью, фактического количества занятых в организации работников по состоянию на ноябрь 2021 года.
Поскольку статья расходов отчисления на социальные нужды является расчетной (в зависимости от учтенного фонда оплаты труда), то размер указанных отчислений тарифным органом обоснованно определен с учетом расходов МУП "ЧКТС" по статье оплата труда с применением соответствующих размеров страховых взносов.
Довод административного истца о неправомерном занижении регулирующим органом размера необходимой валовой выручки в результате уменьшения затрат по статье "Расходы на приобретение сырья и материалов" в части расходов на инвентарь и инструмент не влечет признание недействующим оспариваемых нормативных правовых актов.
Как следует из материалов дела, административным истцом к данной статье затрат представлены пояснительные записки, анализ счета 20 за июль - декабрь 2020 года, анализ счета 26 за июль - декабрь 2020 года, отчет "Движение по системам (общий)" за 2 полугодие 2020 года, справку о среднесписочной численности ППР за 2 полугодие 2020 года, справку о среднесписочной численности техников за 2 полугодие 2020 года.
Согласно пункту 40 Основ ценообразования расходы регулируемой организации на приобретение сырья и материалов, используемых ею для производственных и хозяйственных нужд, определяются как сумма по каждому виду сырья и материалов произведений плановых цен и экономически обоснованных объемов потребления сырья и материалов при осуществлении регулируемой деятельности, определяемых в соответствии с методическими указаниями.
При этом плановая (расчетная) цена определяется органом регулирования в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования (пункт 37 Основ ценообразования), согласно подпунктам "а, б, в" которого используются источники информации о ценах (тарифах) и расходах, в следующем порядке:
а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;
б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;
в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе: прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году); цены на природный газ; предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей; динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).
Названные источники применяются последовательно, при этом отказ от определения планируемых цен в соответствии с одним источником информации подразумевает невозможность его использования и необходимость перехода к следующему источнику.
Таким образом, при отсутствии у органа регулирования документов, предусмотренных пунктом 16 Основ ценообразования, Министерством обоснованно произведен расчет плановых значений расходов на инвентарь и инструменты на основании пункта 31 Основ ценообразования.
Кроме того, в нарушение приказа ФСТ России от 12.04.2013 N 91 МУП "ЧКТС" не представлена информация о фактических расходах, относимых на регулируемые виды деятельности в соответствующих зонах теплоснабжения.
Между тем, одним из основных принципов регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения является обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, объема производства тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с производством, передачей и со сбытом тепловой энергии, теплоносителя (пункт 9 части 1 статьи 7 Закона о теплоснабжении).
Не соглашаясь с полным исключением из необходимой валовой выручки заявленных расходов на выплаты по кредитному договору, включая проценты по нему, по каждой зоне, административный истец указывает на отсутствие анализа органом регулирования представленных документов и мотивированных выводов для их отклонения.
В силу абзаца первого пункта 13 Основ ценообразования, в случае если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с незапланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, в том числе вызванного осуществлением расчетов за коммунальную услугу по отоплению равномерно в течение календарного года, учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме. Указанные экономически обоснованные расходы регулируемой организации включаются органом регулирования в необходимую валовую выручку независимо от достигнутого ею финансового результата. При этом расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, за исключением случаев обслуживания заемных средств по процентной ставке в размере, не превышающем 5 процентов годовых (далее - льготная ставка), или софинансирования субъектом Российской Федерации части расходов по процентной ставке, отличающейся от льготной ставки, в соответствии с Правилами предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем предоставления финансовых средств на подготовку проектов модернизации и софинансирование процентной ставки, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2017 N 997 "О реализации мер финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", учитываются в размере фактически понесенных расходов, не превышающем величину, равную ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 4 процентных пункта.
В соответствии с абзацем четвертым пункта 73 Основ ценообразования величина неподконтрольных расходов определяется в соответствии с пунктом 62 настоящего документа и включает величину амортизации основных средств и расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним, за исключением расходов на погашение и обслуживание заемных средств, в том числе процентов по займам и кредитам, предусмотренных подпунктом "б" пункта 74 настоящего документа. Величина процентов, включаемых в состав неподконтрольных расходов в соответствии с настоящим абзацем, не превышает величину, равную ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 4 процентных пункта.
Административный истец в рамках формирования тарифа предлагал учесть расходы по статье "Расходы по выплате процентов по договорам займа и кредитным договорам" в виде процентов, представив кредитный договор с ПАО Сбербанк от 29.11.2019 N, конкурсную документацию, платежные поручения, бухгалтерские справки сведения об уплаченных процентах за 2020 год, бюджет движения денежных средств за 2019, 2020 годы, сведения об уплаченных процентах, уведомления о намерении погашения кредита, оборотно-сальдовые ведомости по счетам 90.01, 51, 60.01, 67, 63.
При этом распределение плановых затрат по данной статье между зонами теплоснабжения на 2020 год осуществлено в соответствии с приказом МУП "ЧКТС" от 29.12.2012 N 931 "Об утверждении Положения об учетной политике для целей бухгалтерского и налогового учета на 2013 год" (с учетом приказов о продлении срока действия).
Министерство названные расходы в полном объеме не учло, указав в экспертном заключении по затратам, что регулируемой организацией не представлен помесячный расчет кассовых разрывов с указанием фактически полученных доходов, экономически обоснованных фактически понесенных расходов с приложением бухгалтерской отчетности, подтверждающей данные расходы.
Суд полагает, что расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним, обоснованно не приняты органом регулирования при установлении оспариваемых тарифов, поскольку не подтверждена их экономическая обоснованность.
В соответствии с пунктом 11 Единой системы классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, утвержденной приказом ФСТ России от 12.04.2013 N 91, отнесение заемных средств к соответствующим регулируемым видам деятельности, источнику тепловой энергии, системе теплоснабжения и (или) субъекту Российской Федерации осуществляется исходя из целевого назначения привлеченных средств.
Однако представленные МУП "ЧКТС" документы не подтверждают необходимость привлечения заемных средств относительно каждой зоны и вида регулируемой оспариваемыми постановлениями деятельности в них.
Учитывая то, что в представленных кредитных договорах в качестве цели кредита указано пополнение оборотных средств без разделения по зонам теплоснабжения, отнести затраты общества на выплату процентов по указанным договорам к той или иной зоне не представляется возможным.
В подтверждение заявленных затрат на обновление компьютерной техники МУП "ЧКТС" ссылается на следующие документы: пояснительную записку, расчет затрат на плановую замену компьютерной и организационной техники на 2023 - 2026 годы, пояснительную записку по расходам на оснащение новых рабочих мест, на приобретение новой техники в связи с увеличением количества рабочих мест согласно новому штатному расписанию, расчет затрат для обеспечения автоматизированных рабочих мест компьютерной и организационной техникой в связи с увеличением персонала и доукомплектованием недостающей техники, пояснительную записку по расходам на модернизацию ИТ-инфраструктуру, расчет затрат на поставку серверного, сетевого оборудования, программного обеспечения, пояснительную записку по статье затрат на закупку программного обеспечения, расчет затрат на закупку программного обеспечения, коммерческие предложения.
Органом регулирования указано, что нормы и нормативы технических характеристик оборудования, оценка технических характеристик оборудования, обоснования необходимости приобретения дополнительной техники для оборудования новых рабочих мест с учетом перехода на хозяйственный способ ведения регулируемой деятельности еще в 2020 году административным истцом не представлены.
Оснований не согласиться с примененным подходом органа регулирования у суда нет, экономического обоснования учета названных расходов не представлено.
В силу пункта 49 Методических указаний в целях корректировки долгосрочного тарифа в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования орган регулирования ежегодно уточняет плановую необходимую валовую выручку на каждый i-й год до конца долгосрочного периода регулирования с использованием уточненных значений прогнозных параметров регулирования.
В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях и включающей следующие показатели:
а) отклонение объема товаров (услуг), реализуемых в ходе осуществления регулируемой деятельности, от объема, учтенного при установлении тарифов для регулируемой организации;
б) отклонение фактических значений индекса потребительских цен и других индексов, предусмотренных прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, от значений, которые были использованы органом регулирования при установлении тарифов;
в) отклонение уровня неподконтрольных расходов от уровня неподконтрольных расходов, который был использован органом регулирования при установлении тарифов;
г) отклонение изменения количества и состава производственных объектов регулируемой организации от изменения, учтенного при установлении тарифов;
д) утверждение или изменение в установленном порядке инвестиционной программы, реализация инвестиционной программы (ввод производственных объектов в эксплуатацию);
е) изменение уровня доходности долгосрочных государственных долговых обязательств по сравнению с уровнем, учтенным при расчете необходимой валовой выручки;
ж) степень исполнения регулируемой организацией обязательств по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения или по реализации инвестиционной программы в случае недостижения регулируемой организацией утвержденных плановых значений показателей надежности объектов теплоснабжения;
з) отклонение фактических показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности от установленных плановых (расчетных) показателей - если в отношении регулируемой организации утверждена программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;
и) отклонение сроков реализации программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности от установленных сроков реализации такой программы - если в отношении регулируемой организации утверждена программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;
к) изменение расхода топлива, относимого на производство тепловой энергии, при изменении метода распределения удельного расхода условного топлива между электрической энергией, отпускаемой с шин электростанций, и тепловой энергией, отпускаемой с коллекторов электростанций при комбинированном производстве электрической и тепловой энергии.
Размер корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, рассчитывается по формуле (22) с применением данных за последний расчетный период регулирования, по которому имеются фактические значения (пункт 52 Методических указаний).
Органом регулирования произведена корректировка необходимой валовой выручки, осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов на 2020 год от значений, учтенных при установлении тарифов на 2020 год.
Доводы административного истца о расчете органом регулирования размера величины, определяющей результаты деятельности регулируемой организации по сбыту тепловой энергии, с нарушением пунктов 49 - 57 Методических указаний отклоняются, поскольку МУП "ЧКТС" в бухгалтерской отчетности отдельно не выделяется выручка от осуществления регулируемого вида деятельности "Сбыт тепловой энергии" в отношении зоны теплоснабжения N 02 и зоны теплоснабжения N 03, а учет ведется в целом по деятельности, в связи с чем, как следует из экспертного заключения по корректировке, выручка, относимая на вид деятельности "Сбыт тепловой энергии" рассчитана экспертной группой Министерства расчетным путем, а не вопреки доводам административного истца в соответствии с пунктом 42 Методических указаний.
Административным истцом также указано на незаконность невключения регулятором в необходимую валовую выручку при расчете тарифов на 2022 год фактических расходов по списанию дебиторской задолженности в общей сумме 755740 тыс. руб. (690079 тыс. рублей - в зоне теплоснабжения N 01, 32344 тыс. рублей - в зоне теплоснабжения N 02, 33317 тыс. рублей - в зоне теплоснабжения N 03).
Министерство мотивировало отказы во включении данных расходов следующим образом:
в зоне теплоснабжения N 01 не подлежат включению в необходимую валовую выручку регулируемой организации, оказывающей услуги по передаче тепловой энергии, фактические расходы на списание безнадежной к взысканию дебиторской задолженности, возникшей в периоде, когда такая организация была наделена статусом единой теплоснабжающей организации;
включение расходов по сомнительным долгам по зонам теплоснабжения N 02, N 03 ограничено размером фактической дебиторской задолженности населения, но не более 2 процентов необходимой валовой выручки, относимой на население и приравненных к нему категорий потребителей, установленной для регулируемой организации на предыдущий расчетный период регулирования с отсылкой на п. 47 Основ ценообразования.
Не соглашаясь с такими выводами органа регулирования, административный истец полагает, что данные расходы должны были быть учтены на основании пункта 13 Основ ценообразования.
Суд соглашается с выводами органа регулирования, поскольку Основами ценообразования не предусмотрен учет расходов по сомнительным долгам и списанию дебиторской задолженности в необходимой валовой выручке организаций, не являющихся едиными теплоснабжающими организациями.
Кроме того, непредставление доказательств, подтверждающих принятие МУП "ЧКТС" мер по взысканию списанной дебиторской задолженности в полном объеме, обоснованно повлекло включение в тарифы в зонах теплоснабжения N 02, N 03 в размере 2% необходимой валовой выручки.
В целях корректировки необходимой валовой выручки по итогам 2020 года МУП "ЧКТС" заявлены расходы по статье "Компенсация потерь 01 зона ТСН" в размере 242 309,18 тыс. руб. со ссылкой на сложившиеся в декабре 2020 года разногласия по договору поставки тепловой энергии и теплоносителя с АО "УСТЭК-Челябинск".
В силу абзаца первого пункта 90 Основ ценообразования при установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии расходы на приобретение тепловой энергии в целях компенсации потерь при передаче тепловой энергии учитываются только в объеме нормативных технологических потерь, за исключением случаев, предусмотренных названным пунктом.
В соответствии с пунктом 117 Методических указаний в необходимую валовую выручку регулируемой организации, учитываемую при расчете тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, включаются, в том числе расходы на компенсацию потерь тепловой энергии, теплоносителя при их передаче (в объеме нормативных технологических потерь, за исключением случая, предусмотренного пунктом 118 Методических указаний).
Пунктами 55, 56 Методических указаний предусмотрено, что в составе необходимой валовой выручки регулируемой организации, определяемой на основе фактических значений параметров расчета тарифов взамен прогнозных, учитываются расходы на приобретение прочих энергетических ресурсов, в том числе потерь тепловой энергии, холодной воды, теплоносителя в i-м году, определенные исходя из фактических значений параметров расчета тарифов по формуле 30 Методических рекомендаций.
Приказом Минэнерго России от 10.09.2019 N 961 для МУП "ЧКТС" утвержден норматив технологических потерь тепловой энергии при передаче по тепловым сетям на 2020 год.
Основания не согласится с выводами органа регулирования у суда отсутствуют, поскольку Министерством расходы на тепловую энергию, приобретаемую в целях компенсации потерь, за 2020 год определены в объеме нормативных потерь, что согласуется с пунктом 90 Основ ценообразования.
Административный истец полагает, что в нарушение пункта 71 Основ ценообразования, пункта 35 Методических указаний органом регулирования не определен базовый уровень операционных расходов и размер операционных расходов МУП "ЧКТС" на каждый год долгосрочного периода регулирования по сбытовой деятельности.
Данные суждения основаны на неверном понимании действующего законодательства.
В силу пункта 71 Основ ценообразования при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 43 настоящего документа, и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации.
Пунктом 35 Методических указаний предусмотрено, что до начала долгосрочного периода регулирования на основе долгосрочных параметров регулирования и иных прогнозных параметров регулирования орган регулирования рассчитывает необходимую валовую выручку регулируемой организации отдельно на каждый год долгосрочного периода регулирования, исходя из суммы операционных (подконтрольных) расходов, неподконтрольных расходов, расходов на покупку энергетических ресурсов, нормативной прибыли, величины, учитывающей результаты деятельности регулируемой организации до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования, расчетной предпринимательской прибыли.
Действующим законодательством не предусмотрены долгосрочные параметры регулирования по виду деятельности "сбыт", отсутствует механизм регулирования корректировки долгосрочного параметра указанного вида деятельности. Индексация базового уровня операционных расходов применяется по видам деятельности "передача тепловой энергии" и "производство тепловой энергии".
Согласно части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты; либо об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Однако, учитывая, что оспариваемые тарифы рассчитаны с нарушением положений тарифного законодательства, постановления Министерства от 20.12.2021 N 80/10, N 80/11, N 80/12 в целом подлежат признанию недействующими, поскольку содержат взаимосвязанные положения, основанные на определении базового уровня операционных расходов, иных подлежащих индексации показателей, что не позволяет выделить из нормативного акта составные части.
В абзаце третьем пункта 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснено, что, если иное не указано в резолютивной части решения суда, то признание судом недействующими основных нормативных положений означает признание недействующими положений нормативных правовых актов, которыми в основные нормативные положения внесены изменения и (или) дополнения.
Таким образом, оснований для самостоятельного признания недействующим постановления Министерства от 27.12.2021 N 83/18 "Об исправлении описок в постановлении Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 20.12.2021 N 80/12" суд не усматривает.
Устанавливая дату, с которой постановления от 20.12.2021 N 80/10, N 80/11, N 80/12 подлежат признанию недействующими, суд принимает во внимание, что оспариваемые нормативные правовые акты имеют ограниченный срок действия, признание их не действующими со дня вступления решения суда в законную силу не достигнет целей восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с чем в соответствии с частью 1 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации указанные постановления подлежат признанию недействующими с момента принятия.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление удовлетворить.
Признать не действующим со дня принятия постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 20.12.2021 N 80/10 "Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые муниципальным унитарным предприятием "Челябинские коммунальные тепловые сети" на территории зоны теплоснабжения N 01 Челябинского городского округа и долгосрочных параметров регулирования".
Признать не действующим со дня принятия постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 20.12.2021 N 80/11 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую муниципальным унитарным предприятием "Челябинские коммунальные тепловые сети" потребителям на территории зоны теплоснабжения N 02 Челябинского городского округа и долгосрочных параметров регулирования".
Признать не действующим со дня принятия постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 20.12.2021 N 80/12 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую муниципальным унитарным предприятием "Челябинские коммунальные тепловые сети" потребителям на территории зоны теплоснабжения N 03 Челябинского городского округа и долгосрочных параметров регулирования" (в редакции постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 27.12.2021 N 83/18).
Возложить на Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области обязанность принять нормативные правовые акты, заменяющие признанные недействующими вышеназванные нормативные правовые акты.
Опубликовать сообщение о принятии настоящего решения суда в газете "Южноуральская панорама" в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области в пользу муниципального унитарного предприятия "Челябинские коммунальные тепловые сети" государственную пошлину в сумме 13500 рублей.
Возвратить муниципальному унитарному предприятию "Челябинские коммунальные тепловые сети" государственную пошлину в сумме 4500 рублей, уплаченную по платежному поручению от 25.07.2022 N.
Решение суда может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Челябинский областной суд.
Мотивированное решение изготовлено 23.12.2022.
Судья |
Л.А. Лопаткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Челябинского областного суда от 19 декабря 2022 г. по делу N 3а-225/2022 Ключевые темы: услуги по передаче тепловой энергии - экономически необоснованные тарифы
Опубликование:
-