Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение В
(справочное)
Примеры
методов анализа данных
В.1 Общие положения
Целью настоящего приложения является предоставление рекомендаций по некоторым общепринятым методам анализа данных и формату их представления, который необходим для передачи проанализированных данных в другие процессы, такие как менеджмент риска, маркетинг и продажи, менеджмент качества, таким образом, чтобы у этих процессов появилась основа для дальнейшей оценки корневых причин или решений по осуществлению действий.
Могут использоваться другие методы анализа данных, не описанные в настоящем приложении. В библиографии содержатся ссылки, которые могут использоваться для поиска информации по другим методам.
Критерии допустимости и уровни вмешательства в целях оценки следует определять подразделениям по менеджменту качества или менеджменту риска, и они не описаны в примерах, приведенных в настоящем приложении.
Примечание - Документ ISO/TR 10017 описывает другие статистические методы, используемые для дальнейшего анализа и оценки, такие как проверка гипотезы, анализ регрессии, анализ надежности и анализ временных рядов.
В.2 Обзорная таблица: методы анализа данных
Цели послепродажного наблюдения в общем указаны в 5.3.
Целями процесса послепродажного наблюдения являются:
A. мониторинг безопасности и функциональных характеристик медицинского изделия;
B. выполнение регулирующих требований;
C. содействие в управлении жизненным циклом.
В таблице В.1 приведены примеры источников данных и методов анализа данных, которые подходят для достижения целей, указываемых в плане послепродажного наблюдения.
На основании цели, установленной в плане послепродажного наблюдения, следует выбрать подходящий метод анализа данных.
В следующих пунктах приведены примеры методов анализа данных и того, как реализовать эти методы соответствующим образом.
В.3 Описательные методы для анализа трендов
Анализ трендов используется для идентификации структуры в определенном временном периоде и создает основу для принятия решений по дальнейшим действиям. Исторические данные могут использоваться для определения исходных уровней. В качестве альтернативы уровни предупреждения и вмешательства могут быть определены подразделениями менеджмента качества или менеджмента риска.
Анализ трендов требует в качестве предпосылки наличия некоторого объема постоянно собираемых данных об одном и том же атрибуте, мониторинг которого осуществляют на протяжении некоторого периода времени.
Существуют три типа изменений, которые могут быть показаны анализом трендов:
1. внезапное значительное отклонение, такое как выброс или скачок, соответственно.
Примечание - Если новое значение больше, чем троекратное предыдущее среднее значение, вероятность выброса чрезвычайно высока (получено из распределения хи-квадрат);
2. значимые тренды, т.е. повторяющиеся отклонения или постоянный отход от хода развития более ранних значений;
3. обнаружение визуальным осмотром, подвержены ли данные циклическим эффектам/периодическим воздействиям, например, календарных событий, таких как летние каникулы или конец бюджетных периодов.
Продолжительность временных периодов для определения трендов должна быть достаточной для того, чтобы показать и обнаружить циклические эффекты/периодические воздействия, а также позволить провести сравнение с соответствующими более ранними периодами, например первый квартал текущего года с первым кварталом прошлого года.
На основании статистического управления процессами общее правило "шести подряд"/"шести в ряду" доказало полезность в нахождении постоянного отхода от предыдущих значений (см. [18]).
Таблица В.1 - Примеры источников данных и предлагаемые методы анализа данных
Общая цель |
Цель (цели) в плане послепродажного наблюдения |
Источник данных (см. приложение А) |
Метод анализа данных |
Комментарии |
А |
Наблюдается ли статистически значимое увеличение в частоте инцидентов, которые не являются серьезными инцидентами? Есть ли какая-либо проблема с надежностью? |
Инциденты, о которых сообщено организации. Информация о качестве продукта. Отчеты об обслуживании |
Анализ трендов графически представленных данных |
Можно выяснить, изменилось ли что-то сверх ожидаемой основной вариации |
А, С |
Какие самые общераспространенные жалобы? |
Файлы жалоб |
Графическое представление данных с использованием диаграммы Парето или столбчатых диаграмм |
Важность определенных жалоб может быть выведена из диаграммы Парето. Данные следует адекватно упорядочивать по категориям |
В |
Существуют ли какие-либо новые регулирующие требования? Существуют ли какие-либо новые доступные методы/технологии? Существуют ли изменения в лечении? Есть ли какое-либо изменение в современном уровне научно-технического развития или в опыте обращения на рынке для аналогичных медицинских изделий и технологий? |
Деятельность по надзору за рынком, осуществляемая регулирующими органами, их соответствующие публикации и рекомендации. Регулирующие требования. Исследование конкурентов Запрашиваемые данные о новых или модифицированных медицинских изделиях |
Качественный |
Описательный метод, который может применяться для различных источников данных (единичные события, прерывные данные) |
А |
Сколько жалоб относятся к определенным проблемам (например, дыры в медицинских перчатках)? |
Файлы жалоб |
Графическое представление данных с использованием столбчатых диаграмм |
Можно визуализировать структуру распределения |
Х - период; Y - шесть подряд/в ряду; - приведенное количество несоответствий;
- среднее значение
Рисунок В.1 - Примеры типов изменений, идентифицированных с использованием анализа трендов
Пример 1
Цель в плане: осуществлять мониторинг жалоб, касающихся дыр или раздражения кожи, которые появляются в хирургических перчатках со временем, для наблюдения за тем, оказывает ли неожиданное негативное влияние на безопасность и функциональные характеристики какое-либо изменение материала.
Метод анализа данных: графически отобразить количество определенных жалоб в месяц относительно количества хирургических перчаток, проданных в этом месяце.
Рисунок В.2 - Определение тренда количества жалоб (в % от проданных перчаток)
При расчете и графическом отображении количества жалоб важно выбрать правильное эталонное значение в зависимости от рассматриваемого медицинского изделия:
- одноразовые медицинские изделия (например, хирургические перчатки): количество жалоб может соотноситься с количеством проданных медицинских изделий за период времени;
- медицинские изделия многоразового применения (например, инфузионные помпы): количество жалоб может соотноситься с числом установленных единиц за период времени.
Для дальнейшей оценки данных может использоваться статистически обоснованная методология (например, линейная регрессия) для установления средних значений, диапазона и возможных трендов. Кроме того, для дальнейшей оценки могут использоваться ограничения, установленные подразделениями менеджмента качества или менеджмента риска.
В.4 Описательный метод: столбчатые диаграммы
Столбчатые диаграммы используются для графического представления распределения частот. Столбчатые диаграммы могут применяться для дискретных данных.
Пример 2
Цель в плане: есть ли разница в частоте определенных жалоб между тремя вариантами медицинского изделия?
Метод анализа данных: графическое отображение количества определенных жалоб (например, за один год на три номера по каталогу) в виде столбчатой диаграммы.
Y - количество заявленных жалоб; 1 - дыры малого диаметра; 2 - зуд; 3 - аллергическая реакция; 4 - проблемы с надеванием; 5 - разрывы; 6 - иное
Рисунок В.3 - Столбчатая диаграмма, показывающая количество заявленных жалоб для трех вариантов медицинского изделия 1, 2 и 3
В.5 Описательный метод, анализ по Парето
Анализ по Парето представляет собой еще один тип столбчатой диаграммы, которая ранжирует соответствующие данные (например, причины жалоб) в порядке убывания частоты возникновения. Этот метод основан на предположении о том, что в большинстве случаев 20 % причин приводит к возникновению 80 % проблем. Он помогает сфокусироваться на этих проблемах, которые следует решать в первую очередь.
Пример 3
Цель в плане: какие основные причины жалоб на медицинское изделие?
1 - царапина; 2 - коробление; 3 - трещина; 4 - вмятина; 5 - ржавчина; 6 - пятно; 7 - зазубрина; 8 - ошибка в размерах; 9 - иное
Рисунок В.4 - Диаграмма Парето для определения причин жалоб на инструменты для имплантации (семейство продуктов)
В.6 Качественные методы
Некоторые данные, относящиеся к медицинскому изделию или процедуре лечения, представляют собой одиночные события и являются прерывными. Соответственно, какой-либо количественный метод для анализа таких данных не всегда достаточен.
Единичное событие можно найти, например:
- в общении с потребителями;
- медицинской и научной публикации;
- материалах научных конгрессов и собраний;
- публикации в средствах массовой информации/прессе;
- стандартах и регулирующих актах;
- обратной связи от работников на местах по установленным качественным показателям маркетинга и продаж.
Эти типы данных (документы или отчеты) не поддаются статистическим (количественным) методам анализа, однако они могут использоваться для обоснования или инициирования дальнейших расследований.
Примеры целей в плане послепродажного наблюдения для качественного анализа представлены мониторингом в отношении:
- новых, неизвестных, неожиданных указаний на проблемы с безопасностью и функциональными характеристиками, нарушения нормальной работы, ошибки применения;
- новых рисков;
- новых методов применения;
- новых методов лечения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.