Conformity assessment. Application of ISO/IEC 17021-1 in the field of medical device quality management systems (ISO 13485)
УДК 658.562:006.354
ОКС 03.120.20
Дата введения - 1 января 2023 г.
Введен впервые
Предисловие
1 Подготовлен Ассоциацией по сертификации "Русский Регистр" (Ассоциация "Русский Регистр") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии документа, указанного в пункте 4
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 079 "Оценка соответствия"
3 Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2022 г. N 1731-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному документу IAF MD 9:2022 "Применение ИСО/МЭК 17021-1 в области систем менеджмента качества медицинских изделий (ИСО 13485)" [IAF MD 9:2022 "Application of ИСО/МЭК 17021-1 in the field of medical device quality management systems" (ISO 13485), IDT].
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного документа для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2012 (пункт 3.5).
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные и межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА
5 Введен впервые
Введение
Международный форум по аккредитации (International Accreditation Forum, Inc. [IAF]) способствует торговле и оказывает поддержку регулирующему органу за счет международной системы взаимного признания среди органов по аккредитации (OA), практикуемой для обеспечения всемирного признания результатов, выданных органами по сертификации (ОС), которые имеют аккредитацию членов IAF.
Аккредитация снижает уровень риска для бизнеса и его клиентов, подтверждая им, что аккредитованные ОС компетентны в выполняемой ими деятельности в рамках своей области аккредитации. OA, которые являются членами IAF, и аккредитованные ими ОС должны соблюдать требования соответствующих международных стандартов и применяемых обязательных документов IAF для последовательного применения этих стандартов.
Органы по аккредитации, являющиеся членами Многостороннего соглашения о признании IAF (MLA), регулярно проходят равноправную оценку назначенной группой экспертов, чтобы обеспечить уверенность в функционировании их программ аккредитации. Структура и область IAF MLA подробно описаны в документе IAF PR 4 "Структура IAF MLA и перечень одобренных нормативных документов".
IAF MLA структурировано по 5 уровням. Уровень 1 устанавливает обязательные критерии, применимые ко всем OA, ИСО/МЭК 17011. Сочетание видов деятельности уровня 2 и соответствующих нормативных документов уровня 3 является основной областью MLA, а сочетание соответствующих нормативных документов уровня 4 (если применимо) и уровня 5 представляет собой подобласть MLA.
Основная область MLA включает в себя такие виды деятельности, как сертификация продукции, и соответствующие обязательные документы, например ИСО/МЭК 17065. Сертификации, проведенные ОС на уровне основной области, считаются одинаково надежными.
Подобласть MLA включает в себя требования к оценке соответствия, например ИСО 9001, и специальные требования схемы, где применимо, например ISO TS 22003. Сертификации, проведенные ОС на уровне подобласти, считаются эквивалентными.
IAF MLA обеспечивает уверенность, необходимую для признания результатов оценки соответствия на рынке. Сертификация, выданная в рамках области IAF MLA органам, аккредитованным OA являющимся участниками IAF MLA, может иметь мировое признание, что таким образом способствует развитию международной торговли.
Настоящий стандарт является обязательным для последовательного применения ИСО/МЭК 17021-1. Все пункты ИСО/МЭК 17021-1 остаются в силе, при этом настоящий стандарт не заменяет собой никакие требования указанного стандарта. Настоящий стандарт предназначен исключительно для органов, осуществляющих аудит и сертификацию систем менеджмента организаций по ИСО 13485.
ИСО/МЭК 17021-1 является международным стандартом, в котором изложены общие требования к органам, осуществляющим аудит и сертификацию систем менеджмента организаций. Если такие органы должны быть аккредитованы в соответствии с ИСО/МЭК 17021-1 в целях проведения аудита и сертификации систем менеджмента качества медицинских изделий в соответствии с ИСО 13485, необходимы некоторые дополнительные требования и указания к ИСО/МЭК 17021-1.
Настоящий стандарт следует структуре ИСО/МЭК 17021-1. Специальные критерии IAF обозначаются буквами "MD", за которыми следует ссылочный номер, включающий в себя пункт с соответствующими требованиями ИСО/МЭК 17021-1. Во всех случаях ссылка в тексте настоящего стандарта на "пункт XXX" относится к пункту ИСО/МЭК 17021-1, если не указано иное.
В настоящем стандарте используются следующие термины к обязательным документам IAF:
"следует" - использован, чтобы указать признанные методы выполнения требований стандарта. ОС может удовлетворять этим требованиям равноценным способом при условии, что это может быть продемонстрировано органу по аккредитации;
"должен" - использован в стандарте, чтобы указать те положения, которые, отражая требования стандарта, являются обязательными.
1 Область применения
В настоящем стандарте указаны критерии для ОС, осуществляющих аудиты и сертификацию систем менеджмента качества организаций по стандарту ИСО 13485, в дополнение к требованиям, содержащимся в ИСО/МЭК 17021-1. Он также подходит в качестве документа с требованиями для процесса экспертной оценки для многостороннего соглашения о признании (MLA) IAF среди органов по аккредитации.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие международные стандарты [для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного стандарта, для недатированных - последнее издание (включая все изменения)]:
ISO/IEC 17021-1, Conformity assessment - Requirements for bodies providing audit and certification of management systems - Part 1: Requirements (Оценка соответствия. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента. Часть 1. Требования)
ISO 13485, Medical devices - Quality management systems - Requirements for regulatory purposes (Изделия медицинские. Системы менеджмента качества. Требования для целей регулирования)
ISO 14971, Medical devices - Application of risk management to medical devices (Медицинские изделия. Применение менеджмента риска к медицинским изделиям)
IAF MD 5, Determination of Audit Time of Quality, Environmental, and Occupational Health & Safety Management Systems (Определение продолжительности аудитов систем менеджмента качества и экологического менеджмента, систем менеджмента профессиональной безопасности и охраны труда)
IAF MD 11, IAF Mandatory Document for Application of ISO/IEC 17021 for Audits of Integrated Management Systems (IMS) (IAF Обязательный документ по применению ИСО/МЭК 17021-1 для аудита интегрированных систем менеджмента)
Примечание - Раздел "Библиография" содержит ссылки на документы, не являющиеся нормативными ссылками.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ИСО/МЭК 17021-1, ИСО 13485, а также следующий термин с соответствующим определением:
3.1 регулирующий орган; РО [Regulatory Authority (RA)]: Государственное учреждение, которое уполномочено на законодательном уровне контролировать применение или продажу медицинских изделий в рамках своей юрисдикции и может принимать меры воздействия с целью обеспечения того, что медицинские изделия, продаваемые на рынке под их юрисдикцией, соответствуют требованиям законодательства.
Примечание - В Европейском Регламенте по медицинским изделиям регулирующий орган называется компетентным органом 1).
------------------------------
1)В Российской Федерации регулирующим органом является Министерство здравоохранения Российской Федерации.
------------------------------
4 Принципы
4.1 Общие положения
Дополнительные принципы применительно к ИСО 13485 отсутствуют.
4.2 Беспристрастность
Дополнительные принципы применительно к ИСО 13485 отсутствуют.
4.3 Компетентность
Дополнительные принципы применительно к ИСО 13485 отсутствуют.
4.4 Ответственность
MD.4.4.1
ИСО 13485 требует от организации соблюдения законодательных и нормативных требований, применимых к безопасности и характеристикам медицинских изделий.
Поддержание и оценка соблюдения законодательства является обязанностью организации-заказчика. ОС несет ответственность за определение того, что организация-заказчика оценивает соответствие законодательным и нормативным требованиям и может продемонстрировать, что в случаях несоблюдения соответствующего законодательства и нормативных актов были предприняты соответствующие действия, включая уведомление РО о любых случаях, по которым требуется предоставление отчетности.
4.5 Открытость
Дополнительные принципы применительно к ИСО 13485 отсутствуют.
4.6 Конфиденциальность
Дополнительные принципы применительно к ИСО 13485 отсутствуют.
4.7 Реагирование на жалобы
Дополнительные принципы применительно к ИСО 13485 отсутствуют.
4.8 Подход, основанный на рисках
Дополнительные принципы применительно к ИСО 13485 отсутствуют.
5 Общие требования
5.1 Юридические и договорные вопросы
MD 5.1.2
ОС должен заключить соответствующее соглашение со своими заказчиками для раскрытия информации об аудиторских отчетах РО, который признает ИСО 13485.
5.2 Управление беспристрастностью
MD 5.2.3
ОС и его аудиторы должны быть беспристрастными и свободными от обязательств и воздействий, которые могут повлиять на их объективность и, в частности, не должны быть:
a) вовлечены в проектирование, производство, создание, маркетинг, установку, сервисное обслуживание или поставку медицинского изделия или любых связанных с ним составных частей и услуг;
b) вовлечены в разработку, построение, внедрение и поддержание проверяемой системы менеджмента качества;
c) уполномоченным представителем организации заказчика и не должны представлять стороны, участвующие в этих видах деятельности.
Приведенные ниже ситуации являются примерами, где беспристрастность относительно критериев, определенных в перечислениях а) - с), оказывается под сомнением:
a) аудитор имеет финансовую заинтересованность в проверяемой организации заказчика (например, является держателем акций организации);
b) аудитор в настоящее время работает у производителя подобных/конкурирующих медицинских изделий;
c) аудитор является сотрудником исследовательского или медицинского института или консультантом, имеющим договор или схожий интерес к производителю или производителям подобных медицинских изделий.
5.3 Обязательства и финансирование
Дополнительные требования применительно к ИСО 13485 отсутствуют.
6 Требования к структуре
6.1 Организационная структура и высшее руководство
Дополнительные требования применительно к ИСО 13485 отсутствуют.
6.2 Управление деятельностью по сертификации
Дополнительные требования применительно к ИСО 13485 отсутствуют.
7 Требования к ресурсам
7.1 Компетентность персонала
MD 7.1.1 Общие соображения
Там, где в пункте 7.1.1 ИСО/МЭК 17021-1 приведена ссылка (в зависимости от конкретного типа системы менеджмента) на ИСО 13485, это следует рассматривать в отношении медицинских изделий и применимых нормативных требований.
Весь персонал, вовлеченный в сертификацию по ИСО 13485, должен соответствовать требованиям к компетентности, установленным в приложении В.
7.2 Персонал, участвующий в сертификационной деятельности
MD 7.2.4 Аудитор
Каждый аудитор должен продемонстрировать компетентность, определенную в приложении С.
ОС должны установить полномочия своих аудиторов, используя технические области, приведенные в таблицах приложения А.
MD 7.2.5 Опыт аудитора
Для первого уполномочивания, аудитор должен соответствовать следующим критериям, которые должны быть продемонстрированы в ходе аудитов под руководством и наблюдением:
a) приобрести опыт в отношении полного процесса проведения аудита системы менеджмента качества медицинских изделий, включая анализ документации и управление рисками применимых медицинских изделий, составных частей или услуг (см. таблицу А.1.7), выполнение аудита и отчетности по аудиту;
b) иметь опыт, приобретенный путем участия в качестве стажера, как минимум, в четырех аудитах общей продолжительностью не менее 20 дней по аккредитованной программе СМК, 50 % времени должна занимать проверка на соответствие ИСО 13485, предпочтительно в аккредитованной программе, а остальная часть времени - в любой другой аккредитованной программе СМК.
В дополнение к критерию а) руководители аудиторской группы должны удовлетворять следующему критерию:
а) иметь опыт работы в качестве руководителя аудиторской группы под наблюдением квалифицированного руководителя группы, по крайней мере, в трех аудитах по ИСО 13485.
MD 7.2.8 Персонал, принимающий решение о сертификации
ОС должен обеспечить, чтобы персонал (группа или отдельное лицо), принимающий решение о сертификации, соответствовал требованиям к компетентности, установленным в приложении В. Это не означает, что каждый отдельный член группы должен соответствовать всем требованиям, но группа в целом должна отвечать всем требованиям. Когда решение о сертификации принимается отдельным лицом, это лицо должно соответствовать всем требованиям.
7.3 Привлечение внешних аудиторов и внешних технических экспертов
Дополнительные требования применительно к ИСО 13485 отсутствуют.
7.4 Записи данных по персоналу
Дополнительные требования применительно к ИСО 13485 отсутствуют.
7.5 Аутсорсинг (привлечение соисполнителей)
Дополнительные требования применительно к ИСО 13485 отсутствуют.
8 Требования к информации
8.1 Общедоступная информация
MD 8.1.3
Когда этого требует закон или РО, ОС должен предоставлять РО информацию о выданных, приостановленных или отмененных сертификатах.
8.2 Сертификационные документы
MD 8.2.1
ОС должен в точности задокументировать область сертификации. ОС не должен исключать часть процессов, продукции или услуг (за исключением случаев, когда это допускается РО) из области сертификации, если эти процессы, продукция или услуги влияют на безопасность и качество продукции.
8.3 Ссылка на сертификацию и использование знаков
Дополнительные требования применительно к ИСО 13485 отсутствуют.
8.4 Конфиденциальность
Дополнительные требования применительно к ИСО 13485 отсутствуют.
8.5 Обмен информации между ОС и его заказчиками
Дополнительные требования применительно к ИСО 13485 отсутствуют.
9 Требования к процессам
9.1 Действия перед сертификацией
MD 9.1.2.1
Если организация-заявитель использует процессы, переданные на аутсорсинг, ОС должен определять и документировать, нужна ли конкретная компетенция в группе аудиторов для оценки управления процессом, переданным на аутсорсинг.
MD 9.1.4 Определение времени аудита
Применяются требования обязательного документа IAF MD5 (продолжительность аудитов систем менеджмента качества, экологического менеджмента и безопасности труда и охраны здоровья), исключая требования к СЭМ и ОЗБТ и таблицу 1 по СМК. В приложении D таблица D.1 заменяет таблицу 1 для СМК и устанавливает начальные значения для оценки продолжительности первоначального аудита (этап 1 + этап 2).
Продолжительность аудита зависит от таких факторов как область аудита, цели и конкретные нормативные требования, которые необходимо проверять, а также от класса и сложности медицинских изделий, размера и сложности организации. При планировании аудитов ОС, должно быть предоставлено достаточное количество времени для определения группой аудиторов соответствия статуса системы менеджмента качества организации заказчика соответствующим нормативным требованиям. Время, необходимое для проверки национальных или региональных нормативных требований и анализа досье, должно выделяться дополнительно и быть обоснованным, чтобы не сокращать время аудита СМК.
Продолжительность аудита для всех типов аудитов включает время на площадке заказчика (физической или виртуальной) и время, проведенное вне площадки, затраченное на планирование, анализ документации, взаимодействие с персоналом заказчика и написание отчетности. Это время не включает время, требуемое на анализ досье проектирования, типовые испытания, аудиты по одобрению разрешения на продажу, и другую схожую деятельность. Продолжительность аудита должна быть уточнена с учетом факторов, перечисленных в приложении D, которые могут увеличить или уменьшить нормативно установленное время аудита.
Для ОС, предлагающих заказчику сертификацию и по ИСО 9001, и по ИСО 13485, продолжительность аудитов должна демонстрировать достаточность времени для проведения результативного аудита по определению соответствия всем требованиям обоих стандартов по сертификации. Для получения информации о комбинированных аудитах ИСО 9001 и ИСО 13485 см. приложение D.
Для интегрированных аудитов по другим стандартам, кроме ИСО 9001, см. IAF MD11.
MD 9.1.5 Выборочная проверка площадок
Для проведения аудита площадок по проектированию, разработке и производству медицинских изделий (таблицы А.1.1 - А.1.6) не допускается использование метода выборки.
9.2 Планирование аудита
MD 9.2.2.1.
Группа аудиторов должна быть компетентна в технической области (приложение А в сочетании с соответствующими знаниями и навыками, определенными в приложении В) по области аудита.
Если аудит проводится для организации, которая производит только составляющие части и оказывает услуги (см. таблицу А.1.7), группа аудиторов не должна демонстрировать техническую компетентность на том же уровне, что и для производителя, изготавливающего медицинские изделия.
Чтобы включить изделия, которые являются стерильными или предназначены для стерилизации конечным пользователем, группа аудиторов должна быть компетентной, соответственно, в процессе стерилизации, подробно описанным в таблице А.1.5 приложения А.
9.3 Первоначальная сертификация
MD 9.3.1
Когда ОС уже провел аудит заказчика по нормативной схеме, которая включает или превышает требования ИСО 13485, проведение повторного аудита соответствия ранее проверенным элементам ИСО 13485 не требуется, при условии, что ОС может демонстрировать соответствие всем требованиям настоящего стандарта.
Примечание - Некоторыми примерами нормативных схем, которые включают или выходят за рамки требований ИСО 13485, являются Европейские регламенты по медицинским изделиям.
Дополнительно, другие страны внедряют или рассматривают возможность внедрения ИСО 13485 в свое нормативно-правовое регулирование медицинских изделий.
MD 9.3.1.2 Проведение первого этапа аудита
В случаях, когда медицинские изделия относятся к высокой степени риска (например, классы риска по GHTF С и D), первый этап аудита следует провести на территории заказчика.
9.4 Проведение аудитов
MD 9.4.5 Идентификация и регистрация наблюдений аудита
Ниже приведены примеры значительных несоответствий, требующих принятия и проверки результативности коррекции и корректирующих действий:
a) неспособность в полной мере рассматривать применимые требования и внедрить весь процесс для систем менеджмента качества (например, отсутствие системы обработки жалоб или обучения);
b) несоблюдение применимых требований к системам менеджмента качества;
c) неспособность внедрить соответствующие корректирующие и предупреждающие действия, когда исследование постмаркетинговых данных указывает на закономерность дефектов продукта;
d) продукты, которые выводятся на рынок и вызывают неоправданный риск для пациента и/или пользователей, когда устройство используется в соответствии с маркировкой продукта;
e) наличие продуктов, которые явно не соответствуют спецификациям заказчика и/или нормативным требованиям;
f) повторяющиеся несоответствия из предыдущих проверок.
9.5 Решение по сертификации
Дополнительные требования применительно к ИСО 13485 отсутствуют.
9.6 Подтверждение сертификации
MD 9.6.2.2
В дополнение к требованиям пункта 9.6.2.2, программа инспекционного контроля должна включать анализ действий, предпринятых для уведомления о неблагоприятных событиях, рекомендательных извещениях и отзывах продукции с рынка.
MD 9.6.4.2
Может потребоваться аудит с уведомлением в последний момент или аудит без уведомления, если:
a) применяются внешние факторы, такие как:
a. изделия в области сертификации указывают на возможный существенный недостаток в системе менеджмента качества,
b. ОС стала известна существенная информация, связанная с безопасностью и функциональными характеристиками;
b) произошли значительные изменения, которые были представлены в соответствии с требованиями или стали известны ОС, и которые могут повлиять на решение о соответствии состояния заказчика нормативным требованиям;
c) это необходимо в соответствии с требованиями законодательства в рамках публичного права или РО.
Ниже приведены примеры таких изменений, которые могут быть значительными и актуальными для ОС, если он считает, что требуется аудит с уведомлением в последний момент или аудит без уведомления, хотя ни одно из этих изменений не должно автоматически приводить к таким аудитам:
a) СМК - воздействие и изменения:
i) новый владелец,
ii) расширение производства и/или контроля разработки,
iii) новый объект, изменение площадки:
а. модификация производственной площадки, связанной с производственной деятельностью (например, перенос производственной деятельности на новую площадку или централизация функций проектирования и/или разработки для нескольких производственных площадок);
iv) новые процессы, изменения процесса:
а. значительные изменения в специальных процессах (например, изменение в производстве от стерилизации через поставщика к производству на месте или изменение метода стерилизации);
v) управление качеством, персонал:
а. изменения в полномочиях представителя менеджмента, которые влияют:
i. на результативность системы менеджмента качества или соответствие нормативным требованиям,
ii. возможности и полномочия для обеспечения выпуска только безопасных и эффективных медицинских изделий;
b) изменения, связанные с продуктом:
i) новые продукты, категории,
ii) добавление новой категории изделия в область производства в рамках системы менеджмента качества (например, добавление стерильных одноразовых наборов для диализа в существующую область, ограниченную оборудованием для гемодиализа, или добавление магнитно-резонансной томографии в существующую область, ограниченную ультразвуковым оборудованием);
c) изменения, связанные с СМК и продуктом:
i) изменения в стандартах, регламентах,
ii) послепродажное наблюдение, активный мониторинг.
Аудит без уведомления или с уведомлением в последний момент может также потребоваться, если ОС имеет обоснованные опасения по поводу выполнения корректирующих действий или соблюдения стандартных и нормативных требований.
9.7 Апелляции
Дополнительные требования применительно к ИСО 13485 отсутствуют.
9.8 Жалобы
Дополнительные требования применительно к ИСО 13485 отсутствуют.
9.9 Записи в отношении заказчиков
Дополнительные требования применительно к ИСО 13485 отсутствуют.
10 Требования к системам менеджмента для органов по сертификации
10.1 Варианты
10.2 Вариант А: Общие требования к системам менеджмента
10.2.1 Общие положения
Дополнительные требования применительно к ИСО 13485 отсутствуют.
10.2.2 Руководство по системе менеджмента
Дополнительные требования применительно к ИСО 13485 отсутствуют.
10.2.3 Управление документами
Дополнительные требования применительно к ИСО 13485 отсутствуют.
10.2.4 Управление записями
Дополнительные требования применительно к ИСО 13485 отсутствуют.
10.2.5 Анализ со стороны руководства
10.2.5.1 Общие положения
Дополнительные требования применительно к ИСО 13485 отсутствуют.
10.2.5.2 Входные данные анализа
Дополнительные требования применительно к ИСО 13485 отсутствуют.
10.2.5.3 Выходные данные анализа
Дополнительные требования применительно к ИСО 13485 отсутствуют.
10.2.6 Внутренние аудиты
Дополнительные требования применительно к ИСО 13485 отсутствуют.
10.2.7 Корректирующие действия
Дополнительные требования применительно к ИСО 13485 отсутствуют.
10.3 Вариант В: Требования к системам менеджмента в соответствии с ИСО 9001
10.3.1 Общие положения
Дополнительные требования применительно к ИСО 13485 отсутствуют.
10.3.2 Область применения
Дополнительные требования применительно к ИСО 13485 отсутствуют.
10.3.3 Ориентация на потребителя
Дополнительные требования применительно к ИСО 13485 отсутствуют.
10.3.4 Анализ со стороны руководства
Дополнительные требования применительно к ИСО 13485 отсутствуют.
Библиография
[1] |
ISO/TR 24971:2020 |
Guidance on the application of ISO 14971 |
[2] |
GHTF/SG4/N28R4:2008 |
Guidelines for Regulatory Auditing of Quality Management Systems of Medical Device Manufacturers - Part 1: General Requirements |
[3] |
GHTF/SG4/N30R20:2006 |
Guidelines for Regulatory Auditing of Quality Management Systems of Medical Device Manufacturers - Part 2: Regulatory Auditing Strategy |
[4] |
GHTF/SG4/N33R16:2007 |
Guidelines for Regulatory Auditing of Quality Management Systems of Medical Device Manufacturers - Part 3: Regulatory Audit Reports |
[5] |
GHTF/SG4 (00) 3:2000 |
Training Requirements for Auditors (Guidelines for Regulatory Auditing of Quality Systems of Medical Device Manufacturers - Part 1: General Requirements - Supplement 2) |
[6] |
GHTF/SG4/N83:2010 |
Guidelines for Regulatory Auditing of Quality Management System of Medical Device Manufactures - Part 4: Multiple Site Auditing |
[7] |
GHTF/SG4/N84:2010 |
Guidelines for Regulatory Auditing of Quality Management System of Medical Device Manufactures - Part 5: Audits of Manufacturer Control of Suppliers |
[8] |
AHWP/WG7/F001:2014 |
Guidance on Medical Device Quality Management System - Requirements for Distributors |
[9] |
GHTF/SG1-N29R16:2005 |
Information Document Concerning the Definition of the Term "Medical Device" |
[10] |
GHTF/SG1/N77:2012 |
Principles of Medical Devices Classification |
Ключевые слова: оценка соответствия, аудит, сертификация, регулирующий орган, система менеджмента, компетентность персонала, продолжительность аудита.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 70621-2022 "Оценка соответствия. Применение ИСО/МЭК 17021-1 в области систем менеджмента качества медицинских изделий (ИСО 13485)" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2022 г. N 1731-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Российского института стандартизации, Москва, 2023 г.
Дата введения - 1 января 2023 г.