На основании Устава (Основного Закона) Саратовской области Правительство Саратовской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о предоставлении грантов в форме субсидий из областного бюджета на развитие сельского туризма.
2. Министерству информации и массовых коммуникаций области опубликовать настоящее постановление в течение десяти дней со дня его подписания.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор Саратовской области |
Р.В.Бусаргин |
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Саратовской области
от 28 февраля 2023 года N 124-П
Положение
о предоставлении грантов в форме субсидий из областного бюджета на развитие сельского туризма
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет цели, условия и порядок предоставления из областного бюджета грантов в форме субсидий на развитие сельского туризма (далее - грант) в рамках государственной программы Саратовской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области", утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 29 декабря 2018 года N 750-П.
1.2. Используемые в настоящем Положении понятия означают следующее:
плановые показатели деятельности - производственные и экономические показатели, включаемые в проект развития сельского туризма, в том числе объем производства и реализации сельскохозяйственной продукции, выраженный в натуральных и денежных показателях, объем дохода, полученного в рамках реализации проекта сельского туризма, плановое количество туристов, посетивших объекты сельского туризма сельскохозяйственных товаропроизводителей (за исключением личных подсобных хозяйств), относящихся к категории "малое предприятие" или "микропредприятие" в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", получивших грант, и иные показатели, предусмотренные проектами развития сельского туризма;
проект развития сельского туризма - документ (бизнес-план), составленный по форме, утвержденной Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Минсельхоз России), предусматривающий реализацию мероприятий, направленных на создание и (или) развитие объектов сельского туризма, в который включаются в том числе затраты на реализацию проекта развития сельского туризма, предусмотренные в перечне затрат, финансовое обеспечение которых допускается осуществлять за счет средств гранта, финансово-экономическое обоснование, предусматривающее срок окупаемости проекта развития сельского туризма, не превышающий пяти лет, плановые показатели деятельности, обязательство по достижению которых включается в соглашение о предоставлении гранта (далее - соглашение). Случаи и порядок внесения изменений в проект развития сельского туризма определяются Минсельхозом России;
сельские территории - сельские поселения или сельские поселения и межселенные территории, объединенные общей территорией в границах муниципального района, сельские населенные пункты, входящие в состав городских поселений, муниципальных округов, городских округов (за исключением городского округа, на территории которого находится административный центр Саратовской области), рабочие поселки, наделенные статусом городских поселений, рабочие поселки, входящие в состав городских поселений, муниципальных округов, городских округов (за исключением городского округа, на территории которого находится административный центр Саратовской области). Перечень сельских территорий на территории области в целях государственной поддержки и развития сельского туризма устанавливается министерством сельского хозяйства области (далее - министерство);
сельские агломерации - примыкающие друг к другу сельские территории и (или) граничащие с сельскими территориями поселки городского типа и (или) малые города. Численность населения, постоянно проживающего на территории каждого населенного пункта, входящего в состав сельской агломерации, не может превышать 30 тыс. человек. Под примыкающими друг к другу сельскими территориями понимаются сельские территории, имеющие смежные границы муниципальных образований. Перечень сельских агломераций на территории области в целях государственной поддержки и развития сельского туризма устанавливается министерством;
срок окупаемости проекта развития сельского туризма - период, за который сумма чистого денежного потока, генерируемого проектом развития сельского туризма, превысит сумму вложенных в него средств.
1.3. Гранты предоставляются в целях финансового обеспечения затрат, связанных с реализацией проекта сельского туризма, сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением личных подсобных хозяйств), относящимся к категории "малое предприятие" или "микропредприятие" в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", зарегистрированным и осуществляющим деятельность на сельских территориях или на территориях сельских агломераций Саратовской области, обязующимся осуществлять деятельность в течение не менее 5 лет на сельской территории или на территории сельской агломерации со дня получения гранта и достигнуть показателей деятельности, предусмотренных проектом развития сельского туризма, проекты развития сельского туризма которых прошли конкурсный отбор в Минсельхозе России в порядке, утвержденном приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 10 февраля 2022 года N 68 "Об утверждении порядка проведения конкурсного отбора проектов развития сельского туризма" (далее соответственно - грантополучатель, приказ Минсельхоза России).
1.4. Предоставление грантов осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до главного распорядителя бюджетных средств - министерства как до получателя бюджетных средств на цели, указанные в пункте 1.3 настоящего Положения.
1.5. Размер гранта, предоставляемого конкретному заявителю, определяется министерством в соглашении о предоставлении гранта на основе протокола заседания комиссии по организации и проведению отбора проектов, сформированной Минсельхозом России (далее - комиссия).
1.6. Гранты подлежат казначейскому сопровождению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
1.7. Сведения о гранте размещаются на едином портале бюджетной системы Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - единый портал) в разделе "Бюджет" не позднее 15-го рабочего дня, следующего за днем принятия закона области об областном бюджете (закона области о внесении изменений в закон области об областном бюджете).
2. Условия и порядок предоставления гранта
2.1. Грант предоставляется грантополучателю с учетом следующих условий:
а) срок освоения средств гранта составляет не более 18 месяцев со дня получения указанных средств. В случае наступления обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих освоению средств гранта в установленный срок, срок освоения средств гранта может быть продлен по решению министерства, но не более чем на 6 месяцев в порядке, установленном министерством. Основанием для принятия министерством решения о продлении срока использования средств гранта является документальное подтверждение грантополучателем наступления обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих использованию средств гранта в установленный срок;
б) отчуждение имущества, приобретенного за счет средств гранта, допускается только при согласовании с Минсельхозом России, а также при условии неухудшения плановых показателей деятельности, предусмотренных проектом развития сельского туризма и соглашением, заключаемым между грантополучателем и министерством;
в) финансовое обеспечение затрат грантополучателя, предусмотренных проектом развития сельского туризма, за счет иных направлений государственной поддержки не допускается;
г) приобретение за счет гранта имущества, ранее приобретенного за счет иных форм государственной поддержки, не допускается;
д) соблюдение условий, предусмотренных подпунктами "г" и "е" пункта 8 Правил предоставления и распределения субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие сельского туризма, являющихся приложением N 12 к Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717 (далее - Правила).
2.2. Размер гранта, предоставляемого грантополучателю, определяется в соответствии с пунктами 6, 7 и подпунктом "г" пункта 8 Правил.
2.3. Направления расходов, источником финансового обеспечения которых является грант, утверждены приказом Минсельхоза России от 2 марта 2022 года N 116 "Об утверждении перечня целевых направлений расходования гранта "Агротуризм".
2.4. Министерство после размещения протокола об отборе проектов развития сельского туризма на официальном сайте Минсельхоза России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет до конца текущего финансового года заключает с грантополучателями соглашение.
2.5. Соглашение заключается в соответствии с типовой формой, установленной Министерством финансов Российской Федерации, в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет".
В соглашении предусматриваются:
значение результата предоставления гранта;
форма и сроки представления грантополучателем дополнительных отчетов, установленных министерством;
запрет на приобретение грантополучателями - юридическими лицами, а также иными юридическими лицами, получающими средства на основании договоров, заключенных с грантополучателями, за счет полученных из областного бюджета средств иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий, а также связанных с достижением результатов предоставления этих средств иных операций, определенных настоящим Положением;
согласие грантополучателя, лиц, получающих средства на основании договоров, заключенных с грантополучателями (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, коммерческих организаций с участием таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах), на осуществление министерством в отношении них проверки соблюдения порядка и условий предоставления гранта, в том числе в части достижения результатов предоставления гранта, а также проверки органами государственного финансового контроля соблюдения грантополучателем порядка и условий предоставления гранта в соответствии со статьями 268.1 и 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
условие о согласовании новых условий соглашения или о расторжении соглашения при недостижении согласия по новым условиям в случае уменьшения министерству ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности предоставления гранта в размере, определенном в соглашении;
положения о казначейском сопровождении, установленном Правилами казначейского сопровождения в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
2.6. Министерство перечисляет средства гранта в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня подписания соглашения, на лицевые счета грантополучателей, открытые в Управлении федерального казначейства по Саратовской области.
2.7. Дополнительные соглашения к соглашению, в том числе дополнительное соглашение о расторжении соглашения, заключаются в соответствии с типовыми формами, установленными Министерством финансов Российской Федерации в случаях изменения реквизитов сторон и (или) исправления технических ошибок, а также в случае уменьшения министерству ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности предоставления гранта в размере, определенном в соглашении.
Внесение изменений в соглашение осуществляется министерством на основании обращений грантополучателей в срок не позднее 30 календарных дней со дня поступления соответствующего обращения.
2.8. В случае призыва грантополучателя на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 года N 647 "Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации" (далее - призыв на военную службу) министерство принимает одно из следующих решений:
признание проекта развития сельского туризма завершенным в случае, если средства гранта использованы в полном объеме, а в отношении грантополучателя в связи с призывом на военную службу осуществлена государственная регистрация прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя или прекращения крестьянского (фермерского) хозяйства. При этом грантополучатель освобождается от ответственности за недостижение плановых показателей деятельности;
обеспечение возврата средств гранта в областной бюджет в объеме неиспользованных средств гранта в случае, если средства гранта не использованы или использованы не в полном объеме, а в отношении грантополучателя в связи с призывом на военную службу осуществлена государственная регистрация прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя или прекращения крестьянского (фермерского) хозяйства. При этом проект развития сельского туризма признается завершенным, а грантополучатель освобождается от ответственности за недостижение плановых показателей деятельности.
Указанные в абзацах втором и третьем части первой настоящего пункта решения принимаются министерством по заявлению грантополучателя при представлении им документа, подтверждающего призыв на военную службу, и (или) в соответствии с полученными от призывной комиссии по мобилизации субъекта Российской Федерации (муниципального образования области), которой грантополучатель призывался на военную службу, сведениями о призыве грантополучателя на военную службу. Копии указанных в абзацах втором и третьем части первой настоящего пункта решений направляются в Минсельхоз России не позднее 5 рабочих дней с даты принятия соответствующего решения.
В процессе реализации проекта развития сельского туризма в случае призыва главы крестьянского (фермерского) хозяйства, являющегося грантополучателем, на военную службу допускается его смена по решению членов данного крестьянского (фермерского) хозяйства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, что не влечет изменения (прекращения) статуса крестьянского (фермерского) хозяйства в качестве грантополучателя. При этом министерство осуществляет замену главы такого крестьянского (фермерского) хозяйства в соглашении, а новый глава крестьянского (фермерского) хозяйства осуществляет дальнейшую реализацию проекта развития сельского туризма в соответствии с указанным соглашением.
2.9. Планируемыми результатами предоставления гранта являются (по состоянию на 31 декабря ежегодно в течение пяти лет начиная с года предоставления гранта):
количество занятых в сфере сельского туризма, в результате реализации проектов развития сельского туризма за счет государственной поддержки (нарастающим итогом не менее 1 человека);
количество туристов, посетивших объекты сельского туризма сельскохозяйственных товаропроизводителей, получивших государственную поддержку (нарастающим итогом не менее 1 человека);
прирост объема производства сельскохозяйственной продукции, обеспеченный сельскохозяйственными товаропроизводителями, получившими государственную поддержку (не ниже 1 процента).
Значение результатов предоставления гранта устанавливается министерством в соглашении.
3. Требования к отчетности
3.1. Грантополучатели представляют в министерство:
ежегодно отчет о достижении значений результатов предоставления гранта по форме, определенной типовой формой соглашения, установленной Министерством финансов Российской Федерации, ежегодно до 10 января года, следующего за отчетным, в течение пяти лет, следующих за годом предоставления гранта;
ежеквартально отчет об осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которых является грант, по форме, определенной типовой формой соглашения, установленной Министерством финансов Российской Федерации, не позднее 10-го рабочего дня, следующего за отчетным кварталом, в течение установленного срока освоения гранта.
3.2. Министерство имеет право устанавливать сроки и формы предоставления грантополучателем дополнительной отчетности.
4. Осуществление контроля (мониторинга) за соблюдением условий и порядка предоставления гранта
4.1. В отношении грантополучателя проводится мониторинг достижения результатов предоставления гранта, исходя из достижения значений результатов предоставления гранта, определенных соглашением, и событий, отражающих факт завершения соответствующего мероприятия по получению результата предоставления гранта (контрольная точка), в порядке и по формам, которые установлены Министерством финансов Российской Федерации.
4.2. Грантополучатели в соответствии с законодательством Российской Федерации несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в представляемых документах на получение гранта.
4.3. Министерством как получателем бюджетных средств проводится проверка соблюдения грантополучателем и лицами, являющимися поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по договорам (соглашениям), заключенным в целях исполнения обязательств по договорам (соглашениям) о предоставлении гранта на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, порядка и условий предоставления гранта, в том числе в части достижения результатов его предоставления, а также осуществления проверки органами государственного финансового контроля области (по согласованию) в соответствии со статьями 268.1, 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Министерство осуществляет контроль за соблюдением грантополучателями условий и порядка предоставления гранта путем проведения плановых и (или) внеплановых проверок.
Плановые и (или) внеплановые проверки проводятся в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.
Решение о проведении плановых и (или) внеплановых проверок принимается министерством и оформляется приказом о проведении проверки, в котором указываются форма проверки, наименование грантополучателя, предмет проверки, руководитель и состав контрольной группы должностных лиц министерства, уполномоченных на проведение проверки, срок проведения проверки.
Основаниями для подготовки приказа о проведении проверок являются:
план проверок на очередной финансовый год, утвержденный приказом министерства (для плановых проверок);
поступление в министерство информации о нарушениях грантополучателем условий и порядка предоставления гранта от физических и юридических лиц, органов государственной власти и местного самоуправления, правоохранительных органов и органов государственного финансового контроля области (для внеплановых проверок).
Плановые проверки проводятся не чаще двух раз в год. Срок проведения плановых и (или) внеплановых проверок не может превышать 20 рабочих дней с даты начала проверок, установленной приказом министерства.
Документарная проверка проводится по месту нахождения министерства на основании документов, находящихся в распоряжении министерства, а также документов, представленных грантополучателем по запросу министерства.
В случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении министерства, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить соблюдение грантополучателем условий и порядка предоставления гранта, установленных нормативными правовыми актами, регулирующими ее предоставление, министерство направляет в адрес грантополучателя мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы.
В течение 3 рабочих дней со дня получения мотивированного запроса грантополучатель обязан направить в министерство указанные в запросе документы.
Выездная проверка проводится по месту нахождения грантополучателя путем документального и фактического анализа операций, связанных с использованием гранта, произведенных грантополучателем.
Должностные лица министерства, осуществляющие проверку, имеют право:
требовать предъявления результатов выполненных работ, услуг для подтверждения соблюдения условий и порядка предоставления гранта;
запрашивать документы и материалы, относящиеся к предмету проверки, получать письменные объяснения от должностных лиц грантополучателей.
Должностные лица министерства обязаны:
знакомить грантополучателя с копией приказа о проведении проверки, а также с результатами контрольных мероприятий;
сохранять государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну, ставшую им известной при проведении контрольных мероприятий;
проводить контрольные мероприятия объективно и достоверно отражать их результаты в соответствующих актах и заключениях.
По результатам документарной и (или) выездной проверки должностными лицами министерства составляется акт проверки.
В акте проверки указываются:
дата, время и место составления акта проверки;
наименование министерства;
дата и номер приказа о проведении проверки;
фамилии, имена, отчества (при наличии) и должности должностных лиц, проводивших проверку;
наименование проверяемого грантополучателя, а также фамилия, имя, отчество (при наличии) и должность руководителя грантополучателя;
дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях;
сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя грантополучателя, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи;
подписи должностных лиц, проводивших проверку.
Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю грантополучателя под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.
В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя грантополучателя, а также в случае отказа дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки, акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в министерстве.
Грантополучатель в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, в течение 3 рабочих дней с даты получения акта проверки вправе представить в министерство в письменной форме возражения в отношении акта проверки. При этом грантополучатель прикладывает к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений. Письменные возражения и документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, приобщаются министерством к материалам проверки.
Должностные лица, осуществляющие плановые и (или) внеплановые проверки, не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность грантополучателя.
4.4. В случае нарушения грантополучателем условий предоставления гранта, установленных при его предоставлении, выявленного, в том числе, по актам проверок, проведенных министерством и уполномоченным органом государственного финансового контроля области в соответствии с пунктом 4.3 настоящего Положения, в случае недостижения значения результата предоставления гранта, в случае нарушения условий и порядка предоставления гранта лицами, получившими средства на основании договоров (соглашений), заключенных с грантополучателем, (далее - средства) грант (средства) подлежат возврату в областной бюджет в следующем порядке:
а) министерство в течение 5 рабочих дней с момента выявления нарушения принимает решение в форме правового акта о возврате гранта (средств) в областной бюджет;
б) министерство в течение 10 рабочих дней со дня принятия правового акта, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, направляет письменное требование о возврате гранта (средств) с приложением копии указанного правового акта и платежных реквизитов для осуществления возврата гранта (средств);
в) грантополучатель (лицо, получающее средства на основании договора, заключенного с получателем гранта) обязан в течение 90 календарных дней со дня получения требования, предусмотренного подпунктом "б" настоящего пункта, возвратить грант (средства) в областной бюджет;
г) в случае, если в течение срока, установленного в подпункте "в" настоящего пункта, грант (средства) не будет возвращен в областной бюджет, министерство обращается в суд с заявлением о взыскании гранта (средств) в соответствии с действующим законодательством.
4.5. Грантополучатель имеет право осуществить расходы, источником финансового обеспечения которых является неиспользованный в отчетном финансовом году остаток гранта, при условии принятия министерством по согласованию с министерством финансов области решения о наличии у грантополучателя потребности в указанных средствах в пределах срока, установленного подпунктом "а" пункта 2.1 настоящего Положения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определен порядок предоставления грантов в форме субсидий из регионального бюджета на развитие сельского туризма. Перечислены требования к отчетности о расходовании субсидий, передаваемой грантополучателями в министерство сельского хозяйства области. В отношении грантополучателей проводится мониторинг достижения результатов предоставления грантов.
Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Постановление Правительства Саратовской области от 28 февраля 2023 г. N 124-П "Об утверждении Положения о предоставлении грантов в форме субсидий из областного бюджета на развитие сельского туризма"
Вступает в силу с 1 марта 2023 г.
Опубликование:
сайт электронного периодического издания "Новости Саратовской губернии" (http://g-64.ru/) 1 марта 2023 г.
официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 6 марта 2023 г. N 6400202303060008