г. Краснодар |
|
08 августа 2018 г. |
Дело N А32-43057/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 августа 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Волкова Я.Е. и Сидоровой И.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - администрации города Сочи (ИНН 2320037148, ОГРН 1022302934367), органа, осуществляющего публичные полномочия - межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330), извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу администрации города Сочи на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.02.2018 (судья Данько М.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2018 (судьи Соловьева М.В., Гуденица Т.Г., Филимонова С.С.) по делу N А32-43057/2017, установил следующее.
Администрация города Сочи (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд к межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - территориальное управление, уполномоченный орган) с заявлением, в котором просила:
- признать незаконным бездействие территориального управления, выразившееся в уклонении от передачи из федеральной собственности в собственность муниципального образования город-курорт Сочи земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:1374 площадью 63 418 кв. м, расположенного в г. Сочи, Хостинский район;
- обязать уполномоченный орган принять решение о передаче земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:1374 площадью 63 418 кв. м, расположенного в г. Сочи, Хостинский район, в месячный срок с момента вступления в силу решения суда.
Требования основаны на положениях статей 39.30, 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) и нормах Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях"" (далее - Закон N 244-ФЗ). Заявление мотивировано отнесением земельного участка в силу закона к муниципальной собственности и незаконным бездействием территориального управления по вопросу о передаче его из федеральной собственности в муниципальную.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 14.02.2018, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суды установили, что на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:1374 в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) 24.05.2013 зарегистрировано право собственности Российской Федерации. Администрацией в адрес территориального управления направлено обращение (письмо от 16.03.2017 N 2782/07-02-12) о безвозмездной передаче на основании статьи 39.30 Земельного кодекса из федеральной собственности в собственность муниципального образования город-курорт Сочи земельного участка площадью 63 418 кв. м с кадастровым номером 23:49:0000000:1374. Участок расположен в Хостинском районе г. Сочи и имеет вид разрешенного использования - для размещения квартала жилой застройки по ул. Яна Фабрициуса (проектные и изыскательские работы, строительство). Территориальное управление письмом от 19.04.2017 N 08/5049 сообщило администрации об отсутствии оснований для передачи данного участка из федеральной собственности в собственность муниципального образования город-курорт Сочи. Ссылаясь на незаконное бездействие уполномоченного органа по вопросу о передаче указанного земельного участка во исполнение норм Закона N 244-ФЗ, администрация оспорила его в арбитражном суде. При разрешении спора судебные инстанции исходили из того, что право федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:1374 в ЕГРН зарегистрировано в 2013 году, то есть после вступления в силу Закона N 244-ФЗ. Названным законом не предусмотрена возможность и не установлен порядок передачи в муниципальную собственность земельных участков, право федеральной собственности на которые зарегистрировано после вступления его в силу. Какие-либо иные основания для передачи из федеральной собственности земельного участка в собственность муниципального образования город-курорт Сочи администрация не приводит. Исходя из установленных обстоятельств, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии оснований для передачи в муниципальную собственность испрашиваемого земельного участка на основании частей 5 и 6 статьи 1 Закона N 244-ФЗ, что влечет отказ в удовлетворении заявленных требований.
Администрация обжаловала решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. Заявитель в жалобе просит указанные судебные акты отменить, требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами норм материального права, а также несоответствие сделанных ими выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Кассационная жалоба повторяет доводы, изложенные в апелляционной жалобе, и мотивирована следующим. В силу положений пункта 5 статьи 31, пункта 4 статьи 32 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 33-ФЗ), статьи 1, пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", распоряжения Правительства Российской Федерации от 12.04.1996 N 591-р курорты и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курорта Сочи признаны особо охраняемыми природными территориями, имеющими федеральное значение. В рамках реализации Закона N 244-ФЗ администрацией в территориальное управление направлено обращение для принятия решения о передаче земельного участка из федеральной собственности в собственность муниципального образования город-курорт Сочи. Установленные Законом N 244-ФЗ условия для такой передачи в данном случае соблюдены. Регистрация права федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:1374 проведена с нарушением действующего законодательства. Бездействие территориального управления, выразившееся в непринятии решения о передаче спорного участка из собственности Российской Федерации в муниципальную собственность, является незаконным и препятствует поступлению денежных средств (арендных платежей) в бюджет муниципального образования город-курорт Сочи.
От территориального управления отзыв на жалобу не поступил.
Стороны, извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей в окружной суд не обеспечили.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела и установлено судами, на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:1374 в ЕГРН 24.05.2013 зарегистрировано право собственности Российской Федерации (выписки из ЕГРН от 28.02.2017 и от 30.01.2018).
Администрацией в адрес территориального управления направлено обращение (письмо от 16.03.2017 N 2782/07-02-12) о безвозмездной передаче на основании статьи 39.30 Земельного кодекса из федеральной собственности в собственность муниципального образования город-курорт Сочи земельного участка площадью 63 418 кв. м с кадастровым номером 23:49:0000000:1374. Данный участок расположен в Хостинском районе г. Сочи и имеет вид разрешенного использования - для размещения квартала жилой застройки по ул. Яна Фабрициуса (проектные и изыскательские работы, строительство).
Территориальное управление письмом от 19.04.2017 N 08/5049 сообщило администрации об отсутствии оснований для передачи из федеральной собственности земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:1374 в муниципальную собственность.
Ссылаясь на незаконность бездействия территориального управления, выразившегося в непринятии решения о передаче указанного земельного участка в собственность муниципального образования город-курорт Сочи, администрация оспорила его в судебном порядке.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют закону (иному нормативному правовому акту) и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 Кодекса).
Для удовлетворения таких требований необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие таких решений, действий (бездействия) закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав (законных интересов) заявителя в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности (часть 4 статьи 200, часть 2 статьи 201 Кодекса).
Из материалов дела следует, что спор возник в связи с уклонением уполномоченного органа от принятия решения о передаче земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:1374 в муниципальную собственность в порядке, предусмотренном Законом N 244-ФЗ.
Согласно пункту 2 статьи 6 Закона N 33-ФЗ (в редакции Закона N 244-ФЗ) особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти, за исключением земельных участков, которые находятся в границах курортов федерального значения и в соответствии с федеральным законом подлежат передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность либо отнесены к собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.
Порядок передачи из федеральной собственности в собственность иных публично-правовых образований (в том числе, в собственность муниципальных районов и городских округов) земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, урегулирован Законом N 244-ФЗ.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 1 Закона N 244-ФЗ из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации либо собственность поселений, муниципальных районов или городских округов передаются земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения, право федеральной собственности на которые зарегистрировано в ЕГРН до дня вступления в силу настоящего Закона.
Передача указанных земельных участков осуществляется в порядке, установленном федеральным законом, с учетом особенностей, предусмотренных частью 6 статьи 1 Закона N 244-ФЗ (часть 5 статьи 1). В приведенной норме предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, обязан принять решение о передаче из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или в муниципальную собственность земельных участков, указанных в частях 1 - 4 настоящей статьи, в двухмесячный срок с даты поступления соответствующего предложения органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Частью 7 статьи 1 Закона N 244-ФЗ предусмотрено, что земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения и право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в ЕГРН до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, относятся к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации либо собственности поселений, муниципальных районов или городских округов по основаниям, предусмотренным частями 8 - 11 настоящей статьи.
Из приведенных положений следует, что соблюдение процедуры, предусмотренной частями 5 и 6 статьи 1 Закона N 244-ФЗ (принятие уполномоченным органом решения о передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность), требуется в отношении тех участков, право федеральной собственности на которые зарегистрировано в ЕГРН до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (декабрь 2008 года).
При разрешении спора судебные инстанции установили, что право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:1374 зарегистрировано после вступления в силу Закона N 244-ФЗ (запись регистрации от 24.05.2013 N 23-23-52/036/2013-282).
Законом N 244-ФЗ не предусмотрена возможность и не установлен порядок передачи в муниципальную собственность земельных участков, право федеральной собственности на которые зарегистрировано после вступления его в силу. Поэтому земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:1374 не подлежит передаче в муниципальную собственность на основании норм Закона N 244-ФЗ (в порядке, предусмотренном данным Законом). С учетом приведенных норм и установленных обстоятельств, суды первой и апелляционной инстанций отказали администрации в удовлетворении заявления.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Довод кассационной жалобы о том, что администрация на основании части 11 статьи 1 Закона N 244-ФЗ обладает полномочиями по распоряжению земельным участком с кадастровым номером 23:49:0000000:1374, не принимается, поскольку противоречит установленным судами обстоятельствам государственной регистрации на него права собственности Российской Федерации после вступления в силу Закона N 244-ФЗ. Не соответствует данный довод и правовой позиции самого заявителя, требующего принятия территориальным управлением решения о передаче спорного участка из собственности Российской Федерации в собственность муниципального образования город-курорт Сочи.
Доводы жалобы администрации о несогласии с возникновением и государственной регистрацией права федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:1374, подлежат отклонению окружным судом. Право собственности Российской Федерации на данный участок, зарегистрированное после вступления в силу Закона N 244-ФЗ, администрация в установленном порядке не оспаривала (часть 5 статьи 1 Федерального закона от 03.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", пункты 52, 56 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав"). В рамках настоящего дела, рассмотренного по правилам главы 24 Кодекса, орган местного самоуправления настаивал на передаче земельного участка территориальным управлением из собственности Российской Федерации в муниципальную собственность по процедуре, предусмотренной Законом N 244-ФЗ.
Окружной суд не усматривает оснований для отмены решения и апелляционного постановления по доводам, приведенным в жалобе. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 Кодекса, не установлено.
Заявитель (орган местного самоуправления) освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.02.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2018 по делу N А32-43057/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
Я.Е. Волков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы жалобы администрации о несогласии с возникновением и государственной регистрацией права федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:1374, подлежат отклонению окружным судом. Право собственности Российской Федерации на данный участок, зарегистрированное после вступления в силу Закона N 244-ФЗ, администрация в установленном порядке не оспаривала (часть 5 статьи 1 Федерального закона от 03.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", пункты 52, 56 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав"). В рамках настоящего дела, рассмотренного по правилам главы 24 Кодекса, орган местного самоуправления настаивал на передаче земельного участка территориальным управлением из собственности Российской Федерации в муниципальную собственность по процедуре, предусмотренной Законом N 244-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 8 августа 2018 г. N Ф08-5321/18 по делу N А32-43057/2017