г. Краснодар |
|
07 августа 2018 г. |
Дело N А53-27615/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 августа 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Айбатулина К.К., судей Ташу А.Х. и Чесняк Н.В., при участии в судебном заседании от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Хлеб" (ИНН 6142022258, ОГРН 1086142000603) - Таргония Л.П. (доверенность от 15.06.2018), в отсутствие истца - общества с ограниченной ответственностью "Донская региональная компания" (ИНН 6168055811, ОГРН 1116194004717), извещенного о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Хлеб" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.02.2018 (судья Колесник И.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2018 (судьи Баранова Ю.И., Еремина О.А., Новик В.Л.) по делу N А53-27615/2017, установил следующее.
ООО "Донская региональная компания" (далее - компания) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Хлеб" (далее - общество) о взыскании 1 624 948 рублей 74 копеек платы за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения за 4 квартал 2016 года.
Решением от 21.02.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 30.05.2018, иск удовлетворен. Суды исходили из того, что общество произвело сброс сточных вод с превышением предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ и обязано внести плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и отказать в иске. По мнению заявителя, суды применили к спорным отношениям утративший силу акт органа местного самоуправления. Компания признана несостоятельной (банкротом), договор аренды водопроводных сетей и системы водоотведения с администрацией Белокалитвинского района заключила 09.11.2017, то есть после обращения с иском в суд. Компания в установленном порядке не направила обществу выписку из журнала контроля состава и свойств сточных вод. Расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения не соответствует требованиям пункта 123 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
В отзыве на жалобу компания просит оставить судебные акты без изменения.
В судебном заседании, в котором объявлен перерыв до 07.08.2018 до 09 часов 20 минут, представитель общества поддержал доводы жалобы.
Изучив материалы дела и выслушав представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты надлежит изменить.
Из материалов дела видно, что компания (водоканал) и общество (абонент) заключили договор холодного водоснабжения и водоотведения от 11.03.2014 N 93/БК.
В подпункте "х" пункта 14 договора стороны предусмотрели, что абонент обязуется соблюдать установленные нормативы допустимых сбросов и лимиты на сбросы сточных вод, принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (если для объектов этой категории абонентов в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в центральную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
Размер платы за негативное воздействие на работу центральной системы водоотведения, а также размер оплаты сточных вод в связи с нарушением абонентом нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод рассчитываются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (пункт 10 договора).
Водоканал имеет право иметь беспрепятственный доступ к водопроводным и канализационным сетям, местам отбора проб воды и приборам учета холодной воды в порядке, предусмотренном разделом VI договора, взимать с абонента плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Нормативы водоотведения по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сведения о нормативах по объему отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, установленных для абонента, приведены в приложении N 7 к договору. Сведения о нормативах допустимых сбросов и требования к составу и свойствам сточных вод, установленных для абонента, приведены в приложении N 8 к договору (пункты 31 и 32 договора).
25 октября 2016 года сотрудники компании произвели отбор проб сточных вод из контрольного колодца, о чем составили акт отбора сточных вод N 6-Б.
Анализ отобранных проб, проведенный лабораторией ФГБУ "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Южному федеральному округу", показал, что качество сточных вод не соответствует значениям нормативных показателей общих свойств сточных вод (протокол испытаний (измерений) проб воды от 31.10.2016 N 355).
Водоканал начислил обществу плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за 4 квартал 2016 года и предъявил для оплаты акт и счет-фактуру на сумму 1 624 948 рублей 74 копейки.
Возражая против требований компании, общество ссылалось на неправомерность применения к спорным правоотношениям нормативного акта органа местного самоуправления, не опубликованного в установленном порядке (Условий приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации Белокалитвинского городского поселения, утвержденных постановлением администрации Белокалитвинского городского поселения от 21.07.2011 N 100), нарушение компанией отбора проб сточных вод и неправильное применение в расчете показателей загрязняющих веществ.
Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) и принимаемыми в соответствии с ним нормативными актами Правительства Российской Федерации.
В силу пункта 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Вопросы нормирования и контроля приема (сброса) сточных вод регулируются Правилами N 167 (в части, не утратившей силу в связи с вступлением в силу Правил N 644 и не противоречащей указанным Правилам), постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" (далее - постановление N 1310), условиями заключенного сторонами договора, а также нормативными актами органов местного самоуправления, устанавливающими нормативы допустимого воздействия на окружающую среду (а не на централизованные системы водоотведения) и размер платы за превышение названных нормативов.
Согласно подпункту "г" пункта 36 Правил N 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
В данном случае предметом исковых требований является правонарушение, связанное с негативным воздействием на работу централизованной системы водоотведения.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о доказанности факта сброса обществом сточных вод с превышением максимально допустимых значений нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения.
Отклоняя довод общества о том, что компания неправомерно произвела начисление платы за сброс сточных вод с превышением допустимых концентраций за 4 квартал 2016 года, суды обоснованно сослались на пункт 123 Правил N 644, из которого следует, что расчетным периодом по оплате за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения является период от момента обнаружения превышения предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ до следующего отбора проб организацией, осуществляющей водоотведение, но не более трех календарных месяцев. Таким образом, допустимым расчетным периодом по оплате за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения является квартал.
Нарушение сроков предоставления обществу выписки из журнала контроля состава и свойств сточных вод абонентов не влияет на действительность результатов анализа проб сточных вод и не является основанием для освобождения абонента от ответственности по оплате за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Доводы общества, связанные с банкротством компании и легитимностью нормативных актов, в данном случае не влияют на квалификацию правоотношений сторон и расчет платежа.
Вместе с тем суды первой и апелляционной инстанций, сделав вывод о достоверности расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, не учли следующего.
По смыслу пункта 118 Правил N 644 плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения не является платой за оказанную работу или услугу.
В соответствии с разделом VII Правил N 644 размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, подлежащей уплате абонентом, определяется без учета налога на добавленную стоимость.
При этом предельный размер платы, рассчитанной в соответствии с пунктом 123 Правил N 644, составляет 10-кратный тариф на водоотведение без учета налога на добавленную стоимость, умноженный на общий объем сточных вод, отведенных абонентом, за период, указанный в данном пункте.
Следовательно, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, представленный истцом и включающий в себя налог на добавленную стоимость, не соответствует норме материального права.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции исключает из расчета истца 247 873 рубля 54 копейки НДС, Сумма основного долга, подлежащая взысканию, составит 1 377 075 рублей 20 копеек, а общая сумма с учетом 10 тыс. рублей судебных расходов - 1 387 075 рублей 20 копеек. Уменьшение суммы удовлетворенных требований влечет изменение судебных актов в части государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.02.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2018 по делу N А53-27615/2017 изменить.
Снизить взысканную с ООО "Хлеб" в пользу ООО "Донская региональная компания" сумму в размере 1 634 948 рублей 74 копеек до 1 387 075 рублей 20 копеек, а также взысканную с ООО "Хлеб" государственную пошлину в доход федерального бюджета с 29 250 рублей до 26 771 рубля.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
К.К. Айбатулин |
Судьи |
А.Х. Ташу |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.