Требование: о взыскании субсидии
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда апелляционной истанции оставлено в силе, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Краснодар |
|
13 января 2017 г. |
Дело N А22-4289/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 января 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Савенко Л.И., судей Кухаря В.Ф. и Чесняк Н.В., в отсутствие в судебном заседании истца - Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия (ИНН 0816010028, ОГРН 1090816006225), ответчика - индивидуального предпринимателя (главы крестьянского (фермерского) хозяйства) Манджиева Василия Цюрюмовича (ИНН 081301004347, ОГРНИП 304081304700022), третьих лиц: Территориального управления Росфиннадзора в Республике Калмыкия, общества с ограниченной ответственностью "ЭКО", извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя (главы крестьянского (фермерского) хозяйства) Манджиева Василия Цюрюмовича на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 22.04.2016 (судья Садваев Б.Б.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2016 (судьи Казакова Г.В., Марченко О.В., Сулейманов З.М.) по делу N А22-4289/2015, установил следующее.
Министерство сельского хозяйства Республики Калмыкия (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Калмыкия с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю (главе крестьянского (фермерского) хозяйства) Манджиеву Василию Цюрюмовичу (далее - предприниматель) о взыскании 3 650 484 рублей 25 копеек неправомерно полученной субсидии (уточненные требования).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Росфиннадзора в Республике Калмыкия (далее - Росфиннадзор), общество с ограниченной ответственностью "ЭКО" (далее - общество).
Решением от 22.04.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 05.09.2016, исковые требования удовлетворены. С предпринимателя в пользу бюджета Республики Калмыкия в лице министерства взыскано 3 650 484 рубля 25 копеек, распределены судебные расходы.
В кассационной жалобе предприниматель просит отменить решение и постановление. В жалобе приведены следующие доводы:
- суды не приняли во внимание договор от 15.01.2014 N 4, заключенный предпринимателем и обществом, предметом которого явились работы по выполнению комплекса фитомелиоративных работ, а именно посев прутняка на территории КФХ "Джангр", акт о приемке выполненных работ от 21.02.2014, справку о стоимости выполненных работ и затрат от 23.02.2014;
- суды не дали оценку акту контрольного осмотра работ по объекту "Фитомелиоративные мероприятия на малопродуктивных пастбищных угодьях в границах землепользования КФХ "Джангр" на территории Яшкульского района Республики Калмыкия" от 29.07.2015; названным актом установлен фактический объем работ по посеву прутняка; следовательно, предприниматель выполнил условия соглашения по проведению фитомелиоративных работ.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений и постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено Кодексом.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что судебные акты надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, предприниматель зарегистрирован в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства 16.02.2004 за основным государственным регистрационным номером 304081304700022, основным и дополнительным видами деятельности предпринимателя являются оптовая торговля мясом и сельскохозяйственными животными, разведение овец и коз, ослов, мулов, лошаков, разведение крупного рогатого скота (т. 1, л. д. 34 - 38).
31 марта 2014 года министерство и предприниматель заключили соглашение об участии в реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Калмыкия на 2013-2020 годы (далее - государственная программа) N 943/13, предметом которого является сотрудничество сторон по реализации мероприятий государственной программы, предусматривающей предоставление государственной поддержки для достижения целей государственной программы (пункт 1.1 соглашения), (т. 2, л. д. 14).
Пунктами 2.1 и 2.2.1 соглашения стороны установили обязанность министерства предоставить предпринимателю государственную поддержку (субсидию) в рамках реализации государственной программы в соответствии с порядками, установленными законодательством Российской Федерации и Республики Калмыкия, а предприниматель обязался предоставить необходимые для получения субсидии документы и сведения, установленные нормативными правовыми актами.
В пункте 3.2 соглашения стороны указали, что в случае установления при осуществлении финансового контроля фактов нарушения условий, установленных порядками предоставления средств государственной поддержки (субсидий), утвержденных постановлениями Правительства Республики Калмыкия, а также установления факта предоставления документов, содержащих недостоверные сведения в целях получения субсидий, необоснованно полученные средства подлежат возврату в бюджет.
02 октября 2014 года предприниматель обратился в министерство с заявлением о перечислении субсидии на его расчетный счет за агролесомелиоративные и фитомелиоративные мероприятия (том 1, л. д. 62).
Во исполнение условий соглашения предприниматель предоставил министерству сведения о проведении фитомелиоративных мероприятий на арендуемом земельном участке, а министерство перечислило платежным поручением от 29.12.2014 N 570370 предпринимателю субсидию в сумме 3 650 484 рубля 25 копеек в рамках реализации государственной программы (т. 1, л. д. 9).
При осуществлении финансового контроля и проверки фактических затрат по проведению фитомелиоративных работ Росфиннадзором установлено, что предприниматель денежные средства за выполненные обществом работы в сумме 5 489 450 рублей не перечислял, на момент обращения с заявлением о предоставлении субсидии работы не оплатил, представленное платежное поручение от 24.10.2014 N 1957 о перечислении денежных средств в сумме 5 489 450 рублей не подтверждает факт оплаты выполненных обществом работ.
В связи с установленными фактами министерство направило предпринимателю уведомление от 09.10.2015 N ЭК-10-09-3603 с требованием о возврате неосновательно полученной субсидии, которая оставлена без исполнения.
Министерство полагает, что предприниматель представил недостоверные сведения для получения субсидии, чем нарушил условия соглашения и пункт 23 Порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение мелиоративных систем, культуртехнические мероприятия, проведение фитомелиоративных работ, оформление в собственность мелиоративных систем и гидротехнических сооружений в рамках подпрограммы "Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель" Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Калмыкия на 2013 - 2020 годы, утвержденного постановлением Правительства Республики Калмыкия от 31.03.2014 N 121 (далее - Порядок N 121).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения министерства в арбитражный суд с требованиями о взыскании неосновательно полученной субсидии в сумме 3 650 484 рубля 25 копеек.
В соответствии с пунктом 1 Порядка N 121 данный документ устанавливает условия и механизм предоставления субсидий из республиканского бюджета на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на соответствующие цели. В силу пункта 2 Порядка N 121 предоставление субсидий осуществляется на условиях софинансирования федерального и республиканского бюджетов, в том числе по фитомелиоративным мероприятиям - защита земель от опустынивания путем проведения фитомелиоративных мероприятий. Субсидии на указанные мероприятия предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям в размере до 70% фактических затрат текущего года (пункт 3 Порядка N 121).
Предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям осуществляется при представлении в уполномоченный орган определенного пакета документов согласно приложениям к Порядку N 121.
Согласно пункту 4.5 Порядка N 121 при проведении фитомелиоративных мероприятий для восстановления деградированных пастбищ и защиты земель от опустынивания и культуртехнических мероприятий на мелиорируемых землях подрядным способом необходимо представить заверенные получателем субсидии копии платежных поручений, подтверждающих оплату и перечисление средств подрядчикам на выполнение работ, в том числе по авансовым платежам.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что проведенной Росфиннадзором в августе 2015 года проверкой установлено нарушение условий Порядка N 121 предоставления субсидий предпринимателю и представления им недостоверных сведений о понесенных затратах на проведение фитомелиоративных работ. Факт списания денежных средств согласно приложенному платежному поручению от 24.10.2014 N 1957 на счет получателя - общества во исполнение обязательств по договору от 15.01.2014 N 4 по оплате выполненных фитомелиоративных работ в сумме 5 489 450 рублей не подтвердился ни первичными бухгалтерскими документами предпринимателя, ни сведениями АО "Россельхозбанк" по расчетному счету предпринимателя и общества (отсутствуют сведения о перечислении денежных средств с расчетного счета предпринимателя на расчетный счет общества). Проверкой установлено, что платежным поручением от 30.12.2014 N 1580 предприниматель перечислил обществу за комплекс фитомелиоративных работ 3 545 484 рубля 25 копеек.
В силу пункта 23 Порядка N 121 субсидии подлежат возврату в случаях установления факта представления документов, содержащих недостоверные сведения в целях получения субсидий.
Заявитель не оспаривает установленный судом факт предоставления недостоверного платежного поручения, подтверждающего перечисление средств обществу за выполнение работ.
Заявитель ссылается на то, что общество фактически выполнило для него фитомелиоративные работы по договору от 15.01.2014 N 4, что подтверждается актом о приемке выполненных работ от 21.02.2014, справкой о стоимости выполненных работ и затра от 23.02.2014, актом выборочного контрольного осмотра работ по объекту "Фитомелиоративные мероприятия на малопродуктивных пастбищных угодьях в границах землепользования КФХ "Джангр" на территории Яшкульского района Республики Калмыкия" от 29.07.2015. Заявитель утверждает, что его фактические затраты на фитомелиоративные работы составили 5 489 450 рублей, сумма субсидии использована по целевому назначению.
Однако в результате упомянутой проверки установлено, что на момент предоставления предпринимателем пакета документов для получения субсидии затраты на фитомелиоративные мероприятия фактически произведены в размере 3 545 484 рубля 25 копеек.
При таких обстоятельствах, на момент обращения в министерство с заявлением о предоставлении субсидии о возмещении понесенных затрат на проведение фитомелиоративных работ и на момент получения субсидии в сумме 3 650 484 рубля 25 копеек предприниматель затраты на проведение указанных в заявлении мероприятий на сумму 5 489 450 рублей фактически не осуществил.
Поскольку не представлено доказательств исполнения договорных обязательств установленных соглашением от 31.03.2014 N 943/13 и Порядком N 121, являющихся условиями предоставления субсидии, а также возврата суммы субсидии, требования министерства являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Исходя из пункта 23 Порядка N 121 представление документов, содержащих недостоверные сведения в целях получения субсидий, является самостоятельным основанием для возврата субсидии, независимо от последующего расходования ее по целевому назначению.
При изложенных обстоятельствах основания для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы отсутствуют. Нарушения, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 22.04.2016 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2016 по делу N А22-4289/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.И. Савенко |
Судьи |
В.Ф. Кухарь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.