Требование: о взыскании денежных средств, о взыскании субсидии
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда апелляционной истанции оставлено в силе, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Краснодар |
|
16 января 2017 г. |
Дело N А32-10597/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 января 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Бабаевой О.В., судей Леоновой О.В. и Савенко Л.И., в отсутствие в судебном заседании истца - администрации муниципального образования Темрюкский район (ИНН 2352023878, ОГРН 1022304744560), ответчика - индивидуального предпринимателя Денисенко Сергея Андреевича (ИНН 235202296139, ОГРНИП 312235219400033) и третьего лица - финансового управления администрации муниципального образования Темрюкского района, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Денисенко Сергея Андреевича на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.08.2016 (судья Куликов О.Б.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2016 (судьи Илюшин Р.Р., Гуденица Т.Г., Ефимова О.Ю.) по делу N А32-10597/2016, установил следующее.
Администрация муниципального образования Темрюкский район (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Денисенко С.А. (далее - предприниматель, ответчик) о взыскании 756 960 рублей полученной субсидии.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено финансовое управление администрации муниципального образования Темрюкского района.
Решением от 01.08.2016, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции, исковые требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы тем, что в силу пункта 5 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закона N 209-ФЗ) предприниматель, получивший грант по программе "Поддержка начинающих фермеров в Краснодарском крае на 2012 - 2014 годы", не может получать аналогичную поддержку по иным государственным программам.
В кассационной жалобе предприниматель просит отменить судебные акты. По мнению заявителя, суды не учли, что гранд и субсидия не являются аналогичными мерами государственной поддержки, поэтому субсидия получена правомерно и заявленные администрацией требования не обоснованы.
Законность судебных актов проверяется кассационным судом в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Суды установили, что в рамках реализации долгосрочной краевой целевой программы "Развитие малых форм хозяйствования в АПК на территории Краснодарского края на 2010 - 2012 годы" на основании заявления от 10.10.2012 предпринимателю по платежному поручению от 22.10.2012 N 17694 централизованная бухгалтерия муниципального образования Темрюкский район перечислила 298 660 рублей субсидии на возмещение части затрат на производство реализуемой продукции животноводства на мясо КРС, свиней (реализуемого в живом весе).
Субсидия предоставлена на реализованное мясо КРС в количестве 8340 кг на 41 700 рублей, мясо свинины, в количестве 51 392 кг на 256 960 рублей в живом весе.
28 августа 2013 года предприниматель подал заявление о предоставлении субсидии в сумме 500 тыс. рублей на приобретение племенных и товарных сельскохозяйственных животных, предназначенных для воспроизводства, в том числе при перепрофилировании хозяйства.
Администрация и предприниматель 28.08.2013 подписали соглашение о предоставлении субсидии N 27, предметом которого является предоставление уполномоченным органом государственной поддержки малым формам хозяйствования муниципального образования за счет средств бюджета мероприятиям (направлениям), предусмотренным законодательством Российской Федерации и законодательством Краснодарского края.
Департамент финансово-бюджетного надзора Краснодарского края согласно акту проверки от 04.07.2014 выявил нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов в размере 756 960 рублей, выразившееся в предоставлении муниципальным образованием субсидий предпринимателю в отсутствие соответствующих документов, а также в рамках получения аналогичной поддержки по программам развития малого и среднего предпринимательства.
16 ноября 2015 года истец направил в адрес ответчика претензию с требованием о возврате перечисленных денежных средств, неисполнение которой послужило основанием для обращения администрации в арбитражный суд с иском.
Согласно части 5 статьи 3 Закона N 209-ФЗ поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии со статьи 16 Закона N 209-ФЗ условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства устанавливаются федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства (пункт 1 статьи 17 Закона N 209-ФЗ).
В силу пункта 3 части 5 статьи 14 Закона N 209-ФЗ в оказании поддержки должно быть отказано в случае, если ранее в отношении заявителя - субъекта малого и среднего предпринимательства было принято решение об оказании аналогичной поддержки и сроки ее оказания не истекли.
Суды установили, что предприниматель в 2012 году являлся участником ведомственной целевой программы "Поддержка начинающих фермеров в Краснодарском крае на 2012 - 2014 годы", утвержденной приказом Департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края от 09.12.2011 N 328, что подтверждено соглашением от 19.12.2012 N 14, заключенным между Министерством сельского хозяйства Краснодарского края (далее - министерство) и ответчиком.
Согласно пункту 1.2 соглашения N 14 предприниматель включен в состав участников программы и ему определен размер гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства - 1 450 000 рублей.
Пунктом 3.1.1 соглашения N 14 установлено, что министерство перечисляет предпринимателю грант в порядке предоставления государственной поддержки начинающим фермерам в Краснодарском крае, утвержденном постановлением Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 22.10.2012 N 1260 "Об утверждении порядка предоставления государственной поддержки начинающим фермерам в Краснодарском крае".
Согласно абзацу 2 пункта 15 названного Порядка начинающий фермер, получающий грант, не может получать аналогичную поддержку по программам развития малого и среднего предпринимательства.
По условиям, указанным в пункте 2.2 соглашения N 14, Денисенко С.А. принял на себя обязательства, согласно которым он не может получать аналогичную поддержку по программам развития малого и среднего предпринимательства.
Вместе с тем предприниматель получил государственную поддержку по соглашению от 19.12.2012 N 14 "Об осуществлении деятельности на территории Краснодарского края крестьянского (фермерского) хозяйства сроком на 5 лет", заключенному с министерством, в виде гранта в размере 1 450 тыс. рублей на приобретение сельскохозяйственных животных овец "Эдильбаевской" породы в количестве 210 голов и по соглашению от 28.08.2013 N 27 "О предоставлении субсидии", заключенному с администрацией, в виде перечисления 500 тыс. рублей субсидии на возмещение затрат на приобретение племенных и товарных сельскохозяйственных животных овец "Эдильбаевской" породы в количестве 250 голов.
С целью подтверждения затрат на приобретение животных предприниматель представил к субсидированию договор купли-продажи от 03.06.2013, заключенный им с индивидуальным предпринимателем Марковым М.Н. Согласно договору предприниматель приобрел у Маркова М.Н. овцематок породы "Эдильбаевская" в количестве 150 голов по 60 кг, ярок породы "Эдильбаевская" в количестве 100 голов по 35 кг. Общая стоимость составляет 1 млн рублей.
По товарной накладной без даты N 4 и акту приема-передачи от 03.06.2013 овцы переданы индивидуальным предпринимателем Марковым М.Н., а предпринимателем приняты в количестве 250 голов на 1 млн рублей. Оплата произведена предпринимателем в кассу индивидуального предпринимателя Маркова М.Н. по приходному кассовому ордеру N 4 без даты.
Учитывая изложенное, суды пришли к выводу о том, что государственная поддержка оказана в отношении одного и того же субъекта - предпринимателя, совпадает по форме реализации - перечисление денежных средств из средств краевого бюджета на приобретение сельскохозяйственных животных овец "Эдильбаевской" породы и возмещение расходов на приобретение сельскохозяйственных животных овец "Эдильбаевской" породы, в рамках взаимосвязанных целевых программ, сроки действия, которых совпадают.
К аналогичным выводам пришли суды в рамках дела N А32-42515/2014 по заявлению администрации Темрюкского района к Министерству финансов Краснодарского края.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворил исковые требования, поскольку факт нарушения условий предоставления субсидии доказан, доказательства возврата субсидий в бюджет не представлено.
Довод предпринимателя о том, что по соглашению от 19.12.2012 N 14 ему предоставлен грант, а по соглашению от 28.08.2013 N 27 - субсидия, которые по своему значению не являются аналогичными, суд кассационной инстанции отклоняет. Грант и субсидия относятся к мерам государственной поддержки. Гранты как мера финансовой поддержки так же, как и субсидии, являются целевыми выплатами и выделяются исходя из конкретных направлений вложения указанных средств. Целевой режим финансирования грантов и субсидий обеспечивается контролем за их использованием, необходимостью предоставления отчета со стороны получателя гранта. Основанием предоставления грантов является договор, что характерно и для субсидий.
Иные доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных судами фактических обстоятельств, которая в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушения, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлены. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.08.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2016 по делу N А32-10597/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Бабаева |
Судьи |
О.В. Леонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.