г. Краснодар |
|
13 января 2017 г. |
Дело N А32-28566/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 января 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Айбатулина К.К., судей Алексеева Р.А. и Бабаевой О.В., при участии в судебном заседании от истца - Департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края (ИНН 2308120713, ОГРН 1062308024371) - Шашковой Ю.С. (доверенность от 24.08.2016), в отсутствие ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Бетон Мастер" (ИНН 2312133585, ОГРН 1062312041692), третьих лиц: временного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Бетон Мастер" Козина Алексея Константиновича и общества с ограниченной ответственностью "РАФ-ЛИЗИНГ", извещенных о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу Департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.08.2016 (судья Журавский О.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2016 (судьи Ванин В.В., Еремина О.А., Ковалева Н.В.) по делу N А32-28566/2015, установил следующее.
Департамент инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края (далее - департамент) обратился в арбитражный суд с иском к ООО "Бетон Мастер" (далее - общество) о взыскании 2 127 272 рублей субсидии по договору от 26.09.2013 N 47/13С.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены временный управляющий ООО "Бетон Мастер" Козин А.К. и ООО "РАФ-ЛИЗИНГ".
Решением от 02.08.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 26.10.2016, в иске отказано. Суды исходили из того, что общество документально подтвердило расходование предоставленной ему субсидии на цели, предусмотренные договором от 26.09.2013 N 47/13С.
В кассационной жалобе департамент просит отменить судебные акты и удовлетворить иск. По мнению заявителя, суды неправильно применили нормы материального права. Общество, не представив отчетную документацию, нарушило пункт 1.11.2 Порядка возмещения (субсидирования) из краевого бюджета части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 04.06.2012 N 606 (далее - Порядок субсидирования), и пункты 4.2 - 4.4 договора от 26.09.2013, поэтому обязано возвратить сумму субсидии в бюджет. Суды не учли, что основанием иска является нарушение обществом условий договора о предоставлении отчетной документации, а не факт нецелевого использования субсидии, который не имеет значения для разрешения спора.
В отзыве на жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель департамента поддержал доводы жалобы.
Изучив материалы дела и выслушав представителя департамента, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты надлежит отменить.
Из материалов дела видно, что Министерство стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края (в настоящее время - департамент) и общество заключили договор от 23.09.2013 N 47/13С о предоставлении бюджетных средств в форме субсидий для возмещения части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства, по которому ответчику выданы 2 127 272 рубля.
В соответствии с пунктами 4.3, 4.4 и 4.6 договора по окончании финансового года, в котором получена субсидия, и каждого последующего года до истечения срока действия договоров лизинга, не позднее 15 марта года, следующего за отчетным, общество обязано представлять в министерство сведения о том, что договоры лизинга не расторгались, не признаны недействительными, не изменялись условия, указанные в подпункте 1.4 Порядка субсидирования, а также информационное письмо, подтверждающее осуществление им предпринимательской деятельности в прошедшем отчетном периоде с приложением выписки из единого государственного реестра налогоплательщика, выданной налоговым органом не ранее 30 дней до даты представления ее в департамент.
В силу пункта 5.1 договора, если указанная информация не представляется обществом в предусмотренный пунктом 4.6 договора срок, сумма субсидии подлежит возврату в краевой бюджет.
Согласно пункту 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять цели, условия и порядок предоставления субсидий, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий, положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
В силу пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
На момент предоставления ответчику субсидии действовала долгосрочная краевая целевая программа "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2013 - 2017 годы", утвержденная постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 04.06.2012 N 606 (далее - постановление N 606). Приложением N 3 к данному постановлению утвержден Порядок субсидирования.
В пунктах 1.2 - 1.4 Порядка субсидирования установлено, что субсидии предоставляются на возмещение части затрат на уплату первого взноса по договорам финансовой аренды (лизинга), в соответствии с которыми приобретаются следующие предметы лизинга: машины и оборудование, включая его доставку, монтаж и пусконаладочные работы; грузовой и специализированный транспорт для производственных целей (за исключением автотранспорта, оборудованного платформой для перевозки грузов и имеющего более трех мест для сидения, с учетом места водителя, а также легкового автотранспорта). Субъектам малого и среднего предпринимательства субсидии предоставляются по договорам финансовой аренды (лизинга), действующим в текущем финансовом году (год выплаты субсидии), заключенным не ранее трех лет до начала текущего финансового года (года выплаты субсидий), срок действия которых не превышает четырех лет, в которых предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к субъекту малого и среднего предпринимательства (лизингополучателю) по истечении срока действия договора финансовой аренды (лизинга). Требования к субъектам малого и среднего предпринимательства, которым возможно предоставление субсидии, закреплены в пункте 1.7 Порядка субсидирования.
Условия предоставления субсидии определены в пункте 1.11 Порядка субсидирования. В частности, предусмотрено предоставление субъектом малого и среднего предпринимательства отчетной документации в составе, в сроки и порядке, которые установлены уполномоченным органом (подпункт 1.11.2).
В пункте 3.5 Порядка субсидирования предусмотрен возврат субсидии в случае выявления факта нарушения условий, установленных при предоставлении.
При разрешении спора суды первой и апелляционной инстанций, установив факт целевого использования обществом предоставленной субсидии, отказали в удовлетворении требований департамента.
Однако суды не учли, что по данному делу факт целевого использования субсидии не достаточен для отказа в иске, поскольку в предмет исследования и оценки входит вопрос о нарушении обществом условий предоставления субсидии (пункты 4.3, 4.4 и 4.6 договора, пункт 1.11 Порядка субсидирования).
Из материалов дела видно, что общество, возражая против требований департамента, ссылалось на исполнение им спорной обязанности и представило копии писем, направленных департаменту.
Департамент в возражениях на отзыв пояснил, что ответчик представил отчетность только по четырем договорам финансовой аренды (лизинга) с нарушением установленного срока, по другим договорам общество отчетность не представило.
Поскольку основанием спора является нарушение обществом обязанности по предоставлению отчетности, установленной Порядком субсидирования и условиями договора, которые не оспорены и не признаны недействительными, судам следовало исследовать и оценить доказательства исполнения или неисполнения обществом данной обязанности. При доказанности факта нарушения обществом обязательств, судам необходимо было указать нормы материального права, которые позволяют не применять к спорным правоотношениям пункты 5.1 договора и 3.5 Порядка субсидирования. В обжалованных судебных актах такие обстоятельства не указаны и не установлены.
Таким образом, выводы судов первой и апелляционной инстанций не соответствуют обстоятельствам дела. По правилам статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда надлежит отменить и направить дело на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное и разрешить спор в зависимости от установленных обстоятельств.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.08.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2016 по делу N А32-28566/2015 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
К.К. Айбатулин |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.