Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда апелляционной истанции оставлено в силе, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Краснодар |
|
20 января 2017 г. |
Дело N А63-4675/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 января 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Дорогиной Т.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - акционерного общества "Ставропольагропромснаб" (ИНН 2634003510, ОГРН 1022601934530) - Пашко С.Б. (доверенность от 10.01.2017), от заинтересованного лица - Минераловодской таможни (ИНН 2630014398, ОГРН 1022601456459) - Самойленко Ж.В. (доверенность от 13.12.2016), рассмотрев кассационную жалобу Минераловодской таможни на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 18.07.2016 (судья Костюков Д.Ю.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2016 (судьи Семенов М.У., Афанасьева Л.В., Белов Д.А.) по делу N А63-4675/2016, установил следующее.
АО "Ставропольагропромснаб" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд к Минераловодской таможне (далее - таможня) о признании незаконным решения об отказе в выдаче паспортов самоходных машин на комбайны "Палессе GS12", заводские номера: 07604 - 07607, выраженное в письмах от 12.02.2016 N 40-09-17/143 и от 23.03.2016 N 40-09-17/402.
Решением суда от 18.07.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 07.10.2016, требование удовлетворено. Суд обязал таможню выдать обществу паспорта самоходных машин на комбайны "Палессе GS12", заводские номера: 07604 - 07607, без уплаты утилизационного сбора.
Судебные акты мотивированы тем, что таможня не вправе в данном случае требовать уплаты утилизационного сбора на комбайны, приобретенные в Республике Беларусь и ввезенные на территорию Российской Федерации в декабре 2015 года, поскольку заявление на оформление и выдачу паспортов самоходных машин (далее - ПСМ) подано и подлежало рассмотрению таможней до вступления в силу нормативного правового акта, установившего обязанность по уплате данного сбора.
В кассационной жалобе таможня просит судебные акты отменить, принять новый судебный акт.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что срок выдачи ПСМ необходимо определять согласно Федеральному закону от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 59-ФЗ), ведомственной инструкции по делопроизводству и Положению о паспорте самоходной машины и других видов техники, утвержденных Госстандартом Российской Федерации 26.06.1995 и Минсельхозпродом Российской Федерации 28.06.1995 (далее - Положение о ПСМ), согласно которым, срок выдачи ПСМ не должен превышать одного месяца с даты соответствующего обращения.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что 13.01.2016 общество обратилось в Ставропольский таможенный пост - подразделение Минераловодской таможни с заявлением о выдаче паспорта самоходных машин (далее - ПСМ) на комбайны зерноуборочные самоходные машины КЗС-1218-29 "Палессе GS12" в количестве четырех штук, заводские номера: N 07604; 7605; 07606; 07607.
К заявлению о выдаче ПСМ в соответствии с требованиями законодательства, действовавшего на момент обращения, общество приложило копии необходимых документов: контракт на поставку с/х техники от 20.11.2015 N 1437/980Р, счета-фактуры от 16.12.2015 N 1835, от 02.12.2015 N 0657077, товарные накладные от 16.12.2015 N 0182803, от 02.12.2015 N 0657077, накладные СМГС от 16.12.2015 N 01220105 - 01220108, от 02.12.2015 N 393, сертификат соответствия от 08.09.2014 N ТС RU C-BY.АЕ81.B.01719 серии RU N 0117191, паспорта КЗС-1218-29 "Палессе GS12".
12 февраля 2016 года в адрес заявителя таможенным органом направлено письмо N 40-09-17/143 с требованием предоставить дополнительно расчет суммы утилизационного сбора и копии платежных документов об уплате утилизационного сбора, со ссылкой на вступившие в силу с 01.01.2016 изменения в Федеральном законе от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) и постановление Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительств Российской Федерации" (вместе с "Правилами взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним" (далее - постановление N 81).
17 февраля 2016 года заявитель повторно обратился в таможенный орган с письмом, в котором выразил свое несогласие с требованием об уплате утилизационного сбора, поскольку заявление о выдаче ПСМ и установленный пакет документов предоставлены в таможенную службу 13.01.2016 до вступления в силу постановления N 81.
В ответ на указанное обращение общества таможенный орган в письме от 23.03.2016. N 40-09-17/402 вновь указал на необходимость исчисления и уплаты утилизационного сбора.
Отсутствие уплаты утилизационного сбора послужил фактическим отказом таможни в выдаче ПСМ на спорную самоходную технику.
Общество обжаловало решения таможни в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявление общества, суды обоснованно руководствовались следующим.
Пунктом 1 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ (в редакции закона, действовавшего в период ввоза самоходных машин) установлено, что за каждое колесное транспортное средство (шасси), ввозимое в Российскую Федерацию или произведенное, изготовленное в Российской Федерации, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации колесных транспортных средств (шасси), с учетом их технических характеристик и износа.
Утилизационный сбор - это особый вид обязательного платежа, введенный в Российской Федерации в развитие постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1194 "О стимулировании приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, а также по созданию в Российской Федерации системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств", основной целью которого является обеспечение экологической безопасности. По своей сути утилизационный сбор призван компенсировать трудоемкость самой утилизации, ее стоимость и экологический вред, который в данном случае наносит транспортное средство.
Пунктом 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ определены плательщики утилизационного сбора, к числу которых отнесены лица, осуществляющие ввоз транспортного средства в Российскую Федерацию.
Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (пункт 4 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ).
Виды и категории колесных транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определены постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Этим же постановлением утверждены "Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и шасси, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора" (далее - Правила), в пункте 7 которых установлено, что на бланке паспорта транспортного средства, оформляемого на выпускаемое в обращение транспортное средство, в отношении которого осуществляется уплата утилизационного сбора, проставляется отметка об уплате утилизационного сбора.
В разделе II указанных Правил определен порядок взимания утилизационного сбора Федеральной таможенной службой в части его исчисления и уплаты (пункты 11 - 14).
Согласно пункту 11 Правил для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщик представляет в таможенный орган, в том числе расчет суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств, а также копии платежных документов об уплате утилизационного сбора.
После проверки правильности исчисления суммы утилизационного сбора и ее поступления по соответствующему коду бюджетной классификации на счет органа Федерального казначейства таможенный орган проставляет на бланках паспортов, оформляемых в отношении транспортных средств, в отношении которых уплачен утилизационный сбор, отметку об уплате утилизационного сбора (пункт 12 Правил).
В силу постановления Правительства Российской Федерации от 18.05.1993 N 477 наличие ПТС является обязательным условием для регистрации транспортных средств и их допуска к участию в дорожном движении. В соответствии с пунктом 2 данного постановления ПТС выдаются, в том числе, и таможенными органами Российской Федерации на транспортные средства и шасси, ввозимые на территорию Российской Федерации.
Порядок выдачи паспортов транспортных средств урегулирован Положением о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденным Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 23.06.2005 N 496/192/134 (далее - Положение).
В соответствии с данным Положением ПТС предназначены для упорядочения допуска транспортных средств к участию в дорожном движении, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте, а также повышения эффективности контроля за уплатой таможенных платежей при ввозе транспортных средств в Российскую Федерацию.
Таким образом, ПТС является документом регистрационного учета, в который вносятся сведения о транспортном средстве и его собственнике.
В соответствии с пунктом 57 Положения ПТС выдаются таможенными органами после завершения таможенного оформления ввозимых на территорию Российской Федерации транспортных средств и (или) шасси в соответствии с таможенными режимами выпуска для внутреннего потребления, реимпорта, свободной таможенной зоны, отказа в пользу государства или перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами транспортных средств для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, за исключением случаев временного ввоза транспортных средств.
Согласно пункту 58 названного Положения, выдача паспортов на транспортные средства или шасси транспортных средств, являющиеся товарами Таможенного союза, производится на основании заявлений, подаваемых в таможенный орган собственниками или владельцами транспортных средств на каждое транспортное средство или шасси по форме, устанавливаемой таможенным органом, а также и документов на транспортное средство или шасси.
Таким образом, правовой статус товаров Таможенного союза существенно отличается, поскольку они могут свободно перемещаться по единой таможенной территории, при этом, совершения с ними каких-либо таможенных процедур не предусмотрено.
Заявление подается в таможенный орган, в регионе деятельности которого на территории Российской Федерации находится или зарегистрирован собственник или владелец транспортных средств или шасси.
В заявлении указываются обстоятельства ввоза или приобретения транспортного средства или шасси либо иные обстоятельства, которые являются основанием для выдачи паспорта, страна происхождения и товарная позиция транспортного средства или шасси в соответствии ТН ВЭД ТС, а также перечень прилагаемых документов. Позиция ТН ВЭД ТС может указываться должностным лицом таможенного органа. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие изложенные сведения.
При выдаче паспорта представленные на транспортные средства или шасси документы, послужившие основанием для его выдачи, вместе с копией паспорта остаются в таможенном органе и учитываются в установленном порядке.
Решение о выдаче либо об отказе в выдаче паспорта в отношении транспортных средств или шасси, указанных в абзаце первом пункта 58 положения, должно быть принято не позднее одного рабочего дня, следующего за днем поступления заявления о выдаче паспорта.
Учитывая изложенное, действующее нормативно-правовое регулирование предусматривает срок выдачи паспортов транспортных средств на транспортные средства, являющиеся товарами таможенного союза.
Суды учли, что в целях упорядочения регистрации, учета, допуска к эксплуатации и предотвращения фактов хищения на территории Российской Федерации тракторов, прицепов и полуприцепов, самоходных дорожно-строительных и иных машин Правительством Российской Федерации принято постановление от 15.05.1995 N 460 "О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации" (далее - постановление N 460).
Пунктом 2 постановления N 460 установлено, что паспорта выдаются таможенными органами Российской Федерации - на самоходные машины и другие виды техники, ввозимые на территорию Российской Федерации с 01.09.2001, а на самоходные машины и другие виды техники с электродвигателем - после 07.08.2008.
В силу пункта 2.1.1 Положения о ПСМ выдача паспортов на машины, ввезенные на территорию Российской Федерации в качестве собственности физических и юридических лиц, производится после завершения их таможенного оформления в установленном порядке.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" установлена обязанность собственника транспортного средства в течение 10 суток после выпуска техники в соответствии с таможенным законодательством зарегистрировать транспортные средства в органах Ростехнадзора, осуществляющих регистрацию самоходных машин.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза под выпуском товара понимается действие таможенных органов, разрешающее заинтересованным лицам использовать товары в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры или в соответствии с условиями, установленными для отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с этим Кодексом помещению под таможенные процедуры.
Учитывая изложенное, паспорта на ввозимые на территорию Российской Федерации самоходные машины подлежат выдаче таможенным органом непосредственно после завершения таможенного оформления (выпуска товара), и являются обязательным условием для последующей регистрации таких машин органами Ростехнадзора в течение 10 суток после их выпуска.
Суды установили, что зерноуборочные комбайны "Палессе GS12" произведены на территории Республики Беларусь и приобретены заявителем на основании контракта, заключенного с ОАО "Гомсельмаш" от 20.11.2015 N 1437/980Р, то есть на территории страны - члена Таможенного союза.
Следовательно, они освобождены от таможенных процедур, и по аналогии с пунктом 58 Положения вопрос о выдаче ПСМ на ввезенные обществом комбайны подлежал рассмотрению не позднее следующего дня после обращения общества с заявлением об их выдаче.
Вместе с тем, таможенный орган, отказывая обществу в выдаче ПСМ на ввезенные обществом комбайны и учитывая дату его обращения (13.01.2016), сослался на изменения, внесенные с 01.01.2016 в статью 24.1 Закона N 89-ФЗ, согласно которым для получения ПСМ заявителю необходимо представить расчет суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов) и копию документа, подтверждающего его уплату.
Суды отклонили данный довод таможенного органа исходя из следующего.
Согласно внесенным в статью 24.1 Закона N 89-ФЗ изменениям с 01.01.2016 за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 данной статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств с учетом их технических характеристик и износа.
В пункте 2 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ указано, что виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации.
Вместе с тем, несмотря на то, что указанные изменения в Закон N 89-ФЗ вступили в силу с 01.01.2016, конкретный перечень видов и категорий самоходных машин, с указанием коэффициента и правил расчета сбора принят Правительством Российской Федерации в феврале 2016 года и вступил в силу с 10.02.2016.
В соответствии с постановлением N 81 комбайны зерноуборочные включены в перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, также указан размер сбора.
Указанным перечнем предусмотрен порядок и размер утилизационного сбора для каждой категории транспортных средств, в том числе установлено, что размер утилизационного сбора на категорию (вид) колесного транспортного средства равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции.
Таким образом, до вступления в силу постановления N 81 и введение в действие установленного перечня самоходных машин, обязанность рассчитывать и уплачивать утилизационный сбор, предусмотренная Законом N 89-ФЗ, отсутствовала.
Применительно к рассматриваемому делу суды обоснованно учли аналогичные разъяснения, изложенные в письме Минпромторга России от 04.03.2016 N МА-12952/20, из которого следует, что согласно постановлению N 81 утилизационный сбор взимается со дня его вступления в силу, а именно с 10.02.2016, и только в отношении самоходных машин и прицепов к ним, которые указаны в Перечне. В отношении техники, не указанной в Перечне, а также выпущенной в обращение до 10.02.2016, утилизационный сбор не взимается.
Суды также приняли во внимание, что с заявлением о выдаче ПСМ общество обратилось на Ставропольский пост Минераловодской таможни 13.01.2016, то есть до вступления в силу постановления N 81, которым комбайны зерноуборочные были включены в перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним и определен порядок и условия уплаты утилизационного сбора.
Суды обоснованно отклонили ссылку таможни на необходимость применения Положения о ПСМ, так как оформление паспортов самоходных машин и других видов техники по форме и в соответствии с правилами, которые установлены законодательством Российской Федерации, допускалось до 01.01.2016 (Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22.09.2015 N 122).
Ссылку таможни на Закон N 59, в порядке которого рассмотрено обращение общества о выдаче ПСМ, суд также счел несостоятельной, поскольку порядок выдачи паспортов транспортных средств урегулирован специальными нормативными документами, а именно: Положением о ПСМ, постановлением N 460.
Доводы жалобы основаны на неверном толковании норм права, сводятся к переоценке исследованных и оцененных судом доказательств, что в полномочия кассационной инстанции не входит.
Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по приведенным доводам кассационной жалобы не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 18.07.2016 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2016 по делу N А63-4675/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Трифонова |
Судьи |
Т.Н. Дорогина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.