Требование: о признании недействительным договора, о применении последствий недействительности сделки
Вывод суда: дело направлено на новое рассмотрение, решение суда апелляционной истанции отменено, решение суда первой инстанции отменено
г. Краснодар |
|
19 января 2017 г. |
Дело N А20-4761/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 января 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе
председательствующего Алексеева Р.А.,
судей Кухаря В.Ф. и Рыжкова Ю.В.,
в отсутствие в судебном заседании истца - прокурора Кабардино-Балкарской Республики, ответчиков: Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (ИНН 0711038428, ОГРН 1040700207756), главы крестьянского (фермерского) хозяйства Хамизова Аскера Абугалиевича (ИНН 070201101317, ОГРНИП 313071809200064), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет,
рассмотрев кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Хамизова Аскера Абугалиевича на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2016 (судьи Марченко О.В., Казакова Г.В., Сулейманов З.М.) по делу N А20-4761/2015,
установил следующее.
Заместитель прокурора Кабардино-Балкарской Республики (далее - прокурор) в интересах Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики в лице Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики обратился в арбитражный суд с иском к Министерству сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (далее - Минсельхоз Кабардино-Балкарской Республики) и главе крестьянского (фермерского) хозяйства Хамизову А.А. (далее - предприниматель) о признании соглашения от 27.12.2013 N 6 "О предоставлении гранта (субсидии) начинающим фермерам на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства" недействительным и применении последствий недействительности сделки в виде возложения на предпринимателя обязанности в федеральный бюджет возвратить 439 580 рублей 50 копеек, в республиканский бюджет - 60 419 рублей 50 копеек.
Решением от 06.06.2016 в иске отказано. Суд исходил из того, что акты, на основании которых проводился конкурс, не являются нормативными, поэтому не соответствующий этим актам договор не может являться ничтожным.
Постановлением апелляционного суда от 02.09.2016 решение отменено, иск удовлетворен. Апелляционный суд признал ошибочными выводы суда о том, что отсутствуют основания для признания сделки недействительной по ничтожным основаниям.
В кассационной жалобе предприниматель просит отменить постановление и оставить в силе решение. Заявитель указывает на то, что договор не противоречит законам и иным нормативно-правовым актам, к которым не относятся приказы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и Минсельхоза Кабардино-Балкарской Республики. Сельскохозяйственный кредитный кооператив "Бгыху", в котором он являлся учредителем, не относится к коммерческим организациям, поэтому условия конкурса ответчиком не нарушены.
В отзыве на кассационную жалобу истец указал на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
Изучив материалы дела и отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты надлежит отменить.
Как следует из материалов дела, в соответствии с заключенным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Кабардино-Балкарской Республики соглашением "О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации" от 22.03.2013 N 262/17, постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 N 166 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку начинающих фермеров", постановлениями Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 20.04.2012 N 83-ПП "О Правилах предоставления субсидий на развитие семейных животноводческих ферм в Кабардино-Балкарской Республике на 2012 - 2014 годы" и от 20.04.2012 N 82-ПП "О Правилах предоставления в Кабардино-Балкарской Республике грантов и единовременной помощи начинающим фермерам в 2012 - 2014 годах" приказом Министра сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики от 08.05.2013 N 24 "Об образовании конкурсной комиссии по отбору крестьянских хозяйств - участников ведомственных целевых программ" образована конкурсная комиссия по отбору крестьянских (фермерских) хозяйств - участников ведомственных целевых программ "Поддержка начинающих фермеров Кабардино-Балкарской Республики в 2012 - 2014 годах" и "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Кабардино- Балкарской Республики на 2012 - 2014 годы".
На основании приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.03.2012 N 197 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 N 166" приказом и. о. министра сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики Шетова М.Н. от 14.11.2013 N 87 "Об утверждении Порядка проведения конкурсного отбора начинающих фермеров на получение грантов и единовременной помощи" утверждены условия участия в отборе, его порядок и критерии (далее - Порядок). В средствах массовой информации ("Официальная Кабардино-Балкария" и официальный сайт Минсельхоза Кабардино-Балкарской Республики) конкурсная комиссия объявила сроки (с 02.12.2013 по 10.12.2013) и условия конкурсного отбора начинающих фермеров на получение грантов.
Пунктом 3 указанного Порядка установлено, что участниками конкурсного отбора не могут быть лица (заявители), осуществлявшие предпринимательскую деятельность в течение последних трех лет в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица и (или) являвшиеся учредителем коммерческой организации.
Предприниматель обратился с заявкой на участие в конкурсном отборе, к которой приложил бизнес-проект, копии выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, свидетельств о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (главы крестьянского (фермерского) хозяйства) и постановке на налоговый учет.
27 декабря 2013 года по результатам конкурсного отбора Минсельхоз Кабардино-Балкарской Республики и предприниматель заключили соглашение N 6 "О предоставлении гранта начинающим фермерам на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства". Грант составил 500 тыс. рублей.
30 декабря 2013 года Управление Федерального казначейства по Кабардино-Балкарской Республике перечислило 439 580 рублей 50 копеек средств федерального бюджета на расчетный счет предпринимателя как получателя гранта (платежное поручение от 30.12.2013 N 830989). Министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики перечислило на расчетный счет предпринимателя из республиканского бюджета 60 419 рублей 50 копеек (платежное поручение от 14.02.2014 N 12028).
Согласно сведениям Управления Федеральной налоговой службы по Кабардино-Балкарской Республике Хамизов А.А. с 2008 по настоящее время является учредителем общества с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственный кредитный кооператив "Бгыху"".
Ответчик в пункте 10 заявки указал на то, что не осуществлял предпринимательскую деятельность в течение последних трех лет в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица и не являлся учредителем коммерческой организации.
Прокурор, полагая, что предприниматель предоставил не соответствующие действительности сведения и существенно нарушил охраняемые законом интересы государства на адресное и целевое использование бюджетных средств, обратился с иском в суд.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что приказы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и Минсельхоза Кабардино-Балкарской Республики не относятся к правовым актам, содержащим нормы гражданского права, поэтому несоответствие условия соглашения указанным документам не влечет его недействительности в порядке статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Апелляционный суд правомерно признал данный вывод ошибочным.
В силу пункта 7 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных названным Кодексом, другими законами и иными правовыми актами.
Статья 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (часть 2) устанавливает, что субсидии индивидуальным предпринимателям предоставляются: 1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов); 2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий индивидуальным предпринимателям должны определять: 1) категории и (или) критерии отбора индивидуальных предпринимателей, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; 4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; 5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Условия утверждены Министерством сельского хозяйства Российской Федерации во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 N 166 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку начинающих фермеров" (далее - Правила N 166). В силу пункта 2 (подпункт "б") Правил N 166 "заявитель" - гражданин Российской Федерации, подающий заявку в конкурсную комиссию для признания его участником региональной программы поддержки начинающих фермеров и соответствующий условиям, установленным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
Таким образом, если спорное соглашение о выделении субсидии предпринимателю противоречит акту Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, изданному во исполнение постановления Правительства Российской Федерации и на основании норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, то имеются основания для применения норм пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации. В этом случае соглашение нарушает законные интересы государства по адресному и целевому использованию бюджетных средств, предназначенных для поддержки начинающих фермеров Кабардино-Балкарской Республики, то есть посягает на публичные интересы.
Посчитав, что предприниматель в нарушение условий конкурса являлся учредителем коммерческой организации, апелляционный суд признал спорную сделку недействительной на основании статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации и применил предусмотренные статьей 167 названного Кодекса последствия недействительности сделки.
Однако суды не учли следующее.
Из содержания указанных условий участия в конкурсе следует, что претендент на грант (заявитель) не должен осуществлять предпринимательскую деятельность в течение последних трех лет в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица и (или) не являться учредителем (участником) коммерческой организации.
Прокурор сослался на то, что Хамизов А.А. на момент подачи заявки на конкурс являлся учредителем коммерческой организации - ООО "Сельскохозяйственный кредитный кооператив "Бгыху"". Апелляционный суд согласился с данным доводом. Вместе с тем суды обеих инстанций не проверили доводы предпринимателя о том, что, во-первых, сельскохозяйственный кредитный кооператив "Бгыху" не является обществом с ограниченной ответственностью, во-вторых, что указанный кооператив в силу норм законодательства является некоммерческой организацией (статья 4 Федерального закона от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации").
Суд сослался на выводы, изложенные в приговоре Нальчикского городского суда от 27.11.2014 по уголовному делу N 1-786/14, согласно которым в декабре 2013 года в нарушение действующего законодательства из федерального и республиканского бюджетов незаконно получили денежные средства 19 индивидуальных предпринимателей, в том числе и ответчик. Однако согласно части 4 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступивший в силу приговор суда по уголовному делу обязателен для арбитражного суда по вопросам о том, имели ли место определенные действия и совершены ли они определенным лицом. В названном приговоре указано, что ответчик являлся учредителем названного кредитного потребительского кооператива. Вывод о том, что в связи с этим денежные средства получены им незаконно, является правовым и не обязателен для арбитражного суда.
В силу норм статьей 71, 170, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд должен оценить доводы сторон и указать мотивы, по которым они отклоняются. Судами обеих инстанций данные требования не выполнены, правовой статус сельскохозяйственного кредитного кооператива "Бгыху" и вопрос о том, является ли он коммерческой организацией, не выяснен.
Поскольку судебные акты вынесены без исследования обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора, решение и постановление надлежит отменить с направлением дела на новое рассмотрение для исследования названных обстоятельств.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 06.06.2016 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2016 по делу N А20-4761/2015 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Р.А. Алексеев |
Судьи |
В.Ф. Кухарь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.