Требование: о взыскании долга, о взыскании убытков, о возмещении денежной компенсации
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда апелляционной истанции оставлено в силе, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Краснодар |
|
19 января 2017 г. |
Дело N А22-2096/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 января 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе
председательствующего Кухаря В.Ф.,
судей Рыжкова Ю.В. и Савенко Л.И.,
в отсутствие истца - администрации Сарпинского районного муниципального образования Республики Калмыкия (ИНН 0808902761, ОГРН 1030800578808), ответчика - Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия (ИНН 0814055778, ОГРН 1020800765094), третьих лиц: Министерства финансов Республики Калмыкия, Финансово-экономическое управления администрации Сарпинского районного муниципального образования Республики Калмыкия, извещенных о времени и месте судебного заседания,
рассмотрев кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 28.06.2016 (судья Садваев Б.Б.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2016 (судьи Бейтуганов З.А., Джамбулатов С.И., Жуков Е.В.) по делу N А22-2096/2015,
установил следующее.
Администрация Сарпинского районного муниципального образования Республики Калмыкия (далее - администрация) обратилась в Арбитражный Республики Калмыкия с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице УФК по Республике Калмыкия (далее - Минфин России) о взыскании за счет казны Российской Федерации в доход местного бюджета 340 818 рублей 14 копеек убытков, возникших в связи с возмещением медицинским работникам денежной компенсации по оплате предоставленных им в период с 01.11.2011 по 20.02.2013 жилищно-коммунальных услуг, взысканных с администрации по решениям мирового судьи.
Решением от 20.08.2015 иск удовлетворен. Суд исходил из того, что предоставленные из бюджета муниципального образования льготы сельским медицинским работникам привели к возникновению у муниципального образования убытков на соответствующую сумму; данные убытки должны быть возмещены за счет казны Российской Федерации, поскольку льготы установлены федеральным законодательством, финансирование их за счет бюджета субъекта Российской Федерации или муниципального образования законом не предусмотрено, средства из федерального бюджета на финансирование льгот не выделялись.
Постановлением апелляционного суда от 24.11.2015 решение от 20.08.2015 отменено, в иске отказано. Суд пришел к выводу, что в соответствии с действующим законодательством размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление мер социальной поддержки медицинским работникам, проживающим и работающим в сельской местности, должны устанавливаться законодательными актами субъекта Российской Федерации и учитываться в межбюджетных отношениях. Нормативными правовыми актами Республики Калмыкия не установлено правовое регулирование, обеспечивающее предоставление бюджетам муниципальных районов компенсации выплаченных льгот.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.03.2016 указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение. Суд кассационной инстанции пришел к выводу, что апелляционный суд, отказывая во взыскании спорных сумм с Российской Федерации, не учел положения части 1 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", согласно которым до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Поскольку в период с 2012 года по 20.02.2013 в Республике Калмыкия отсутствовали действующие законодательные акты, регулирующие размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных статьей 63 Основ законодательства об охране здоровья граждан (утверждены Верховным Советом Российской Федерации 22.07.1993 N 5487-1), расходы за указанный период подлежали возмещению за счет Российской Федерации. В то же время, в ноябре и декабре 2011 года действовали меры социальной поддержки медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения, установленные органом местного самоуправления. Затраты, связанные с предоставление данной льготы, являются расходными обязательствами соответствующего муниципального образования. Суд первой инстанции, удовлетворяя иск в полном объеме, не принял во внимание указанное обстоятельство, необоснованно возложив часть расходных обязательств муниципального образования на Российскую Федерацию.
При новом рассмотрении дела истец уточнил заявленные требования и просил взыскать за счет казны Российской Федерации в доход местного бюджета 336 279 рублей 39 копеек убытков (выпадающих доходов), возникших в связи с предоставлением в 2014 году льгот по оплате коммунальных услуг, предоставленных в период с 01.01.2012 по 20.02.2013 работникам системы здравоохранения, проживающим и работающим в сельской местности.
Решением от 28.06.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 10.10.2016, с Российской Федерации в лице Минфина России за счет казны Российской Федерации в доход местного бюджета в лице администрации Сарпинского районного муниципального образования Республики Калмыкия взыскано 336 279 рублей 39 копеек убытков. Суды исходили из того, что предоставленные из бюджета муниципального образования льготы сельским медицинским работникам привели к возникновению у него убытков на соответствующую сумму; данные убытки должны быть возмещены за счет казны Российской Федерации, поскольку льготы установлены федеральным законодательством, финансирование их за счет бюджета субъекта Российской Федерации или муниципального образования законом не предусмотрено, средства из федерального бюджета на финансирование льгот не выделялись.
В кассационной жалобе Минфин России просит отменить судебные акты. По мнению заявителя, Российская Федерация не обязана возмещать спорные расходы муниципального образования на реализацию мер социальной поддержки медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения, так как указанные меры социальной поддержки установлены органом местного самоуправления и связанные с предоставлением данной льготы затраты являются расходными обязательствами муниципального образования. В исковом заявлении истец просит взыскать затраты за период с 01.01.2012 по 20.02.2013, однако в материалах дела имеются исполнительные листы по затратам за период с 01.11.2011.
Отзывы на кассационную жалобу в суд не поступили.
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что по искам прокурора решениями мирового судьи судебного участка N 1 Сарпинского района с администрации за счет средств местного бюджета в пользу граждан (работников системы здравоохранения, проживающих и работающих в сельской местности) взыскано 340 818 рублей 14 копеек в счет льгот по оплате коммунальных услуг за период с 01.11.2011 по 20.02.2013. На основании исполнительных листов администрация произвела выплату денежной компенсации указанным в решениях гражданам.
Полагая, что названные расходы обусловлены невыполнением Российской Федерацией обязанности по финансированию льгот, администрация обратилась в арбитражный суд с иском.
При новом рассмотрении дела истец уточнил требования и просил взыскать 336 279 рублей 39 копеек в виде убытков (выпадающих доходов), возникших в связи с предоставлением в 2014 году льгот по оплате коммунальных услуг, предоставленных за период с 01.01.2012 по 20.02.2013.
Координация вопросов здравоохранения и социальная защита, в силу пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
В соответствии с частью 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (утверждены Верховным Советом Российской Федерации 22.07.1993 N 5487-1; в редакции, действовавшей до 01.01.2005, далее - Основы законодательства) врачи, провизоры, работники со средним медицинским образованием государственной и муниципальной системы здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены семей, имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"" (далее - Закон N 122-ФЗ) в статью 63 Основ законодательства внесены изменения, в соответствии с которыми часть 2 статьи 63 Основ законодательства признана утратившей силу, статья 63 дополнена частями 4, 5, 6, согласно которым меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации; организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации; муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления.
Основы законодательства ставят полномочия соответствующего публично-правового образования по установлению мер социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников в зависимость от того, в чьем ведении находятся организации здравоохранения: Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Таким образом, полномочием по принятию нормативных правовых актов, регулирующих порядок предоставления с 1 января 2005 года мер социальной поддержки медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, федеральный законодатель наделил органы местного самоуправления, которые, как следует из преамбулы Закона N 122-ФЗ, при переходе к основанной на положениях данного Федерального закона системе социальной защиты граждан, предусматривающей замену основной части ранее предоставлявшихся им льгот в натуральной форме денежными выплатами, обязаны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение прежнего уровня социальной защиты указанной категории медицинских работников в жилищно-коммунальной сфере.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации (определение от 01.03.2007 N 129-О-П) закрепленное в части 1 статьи 153 Закона N 122-ФЗ правовое регулирование не предполагает отмену социальных прав, приобретенных работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками муниципальных организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 01.01.2005, а, напротив, обеспечивает возможность их сохранения после указанной даты, при том что именно орган местного самоуправления вправе избрать тот или иной способ социальной поддержки этих лиц, в том числе путем предоставления им в соответствии с частью 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Пунктом 1 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают, в том числе, в результате принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.
В то же время заявитель, указывая, что спорные меры социальной поддержки установлены органом местного самоуправления Сарпинского районного муниципального образования, не ссылается на соответствующие действовавшие в спорном периоде нормативные акты муниципального уровня. Доказательства того, что в спорном периоде в результате принятия муниципальных правовых актов возникли расходные обязательства муниципального образования по реализации спорных льгот, в материалах дела отсутствуют.
При уточнении иска администрация исключила из спорного периода расходы на льготы за период до 01.01.2012, поэтому ссылки заявителя на имеющиеся в материалах дела исполнительные листы по затратам за период с 01.11.2011 по 31.12.2011 не принимаются.
Ответчик не представил в дело доказательства того, что возмещенные за счет средств казны Российской Федерации убытки касались медицинских работников организаций здравоохранения, не находящихся в ведении федерального уровня власти.
Учитывая изложенное, основания для отмены судебных актов по доводам жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 28.06.2016 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2016 по делу N А22-2096/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Ф. Кухарь |
Судьи |
Ю.В. Рыжков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.