г. Краснодар |
|
19 января 2017 г. |
Дело N А53-33510/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 января 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Алексеева Р.А., судей Бабаевой О.В. и Кухаря В.Ф., при ведении протокола судебного заседания, проводимого с использованием систем видеоконференц-связи, помощником судьи Керелюк А.Л., при участии в судебном заседании от истца - администрации города Ростова-на-Дону (ИНН 6164056684, ОГРН 1026103282743) - Савельевой О.В. (доверенность от 14.11.2016) и Шелакова А.А. (доверенность от 02.09.2016), от ответчика - закрытого акционерного общества "АБВК-ЭКО" (ИНН 6167123547, ОГРН 1136195011490) - Юрпакова А.А. (доверенность от 03.12.2016) и Коляевой Е.К. (доверенность от 23.12.2016), в отсутствие третьего лица - Правительства Ростовской области (ИНН 6163021657, ОГРН 1026103170334), извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу администрации города Ростова-на-Дону на решение Арбитражного суда Ростовской области от 27.06.2016 (судья Мезинова Э.П.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2016 (судьи Сурмалян Г.А., Смотрова Н.Н., Соловьева М.В.) по делу N А53-33510/2015, установил следующее.
Администрация города Ростова-на-Дону (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с иском к ЗАО "АБВК-ЭКО" (далее - общество) о взыскании 133 569 429 рублей 58 копеек неустойки с 01.04.2015 по 16.12.2015 за ненадлежащее исполнение инвестиционного соглашения от 09.11.2009 N 1 о порядке реализации и совместного финансирования регионального инвестиционного проекта "Чистый Дон" за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации, средств бюджета Ростовской области, средств бюджета города Ростова-на-Дону и общества.
Решением от 27.06.2016, оставленным без изменения постановлением от 12.09.2016, отклонено ходатайство администрации о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента координации строительства и перспективного развития города Ростова-на-Дону. Возвращено встречное исковое заявление общества. В иске отказано.
В кассационной жалобе администрация повторяет доводы апелляционной жалобы, просит отменить обжалуемые судебные акты и удовлетворить иск. По мнению заявителя, ответчиком не представлены доказательства о фактическом финансировании реализации проекта в определенном размере в соответствии с заключенными договорами и платежными поручениями. Доказательства того, что подготовленный проект не может быть изменен либо иным образом адаптирован к технологиям другого изготовителя, равно как и доказательств того, что права на применение данных технологий в рамках процедуры банкротства либо иным образом не были переданы иному лицу, отсутствуют. Стороны подписали предложения по внесению изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации, однако в них не содержится указание на то, что в результате их утверждения какие-либо обязательства сторон прекращаются. Согласование 28.12.2015 проекта изменений не является новацией. Общество могло самостоятельно направить предложения в Министерство экономического развития Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу общество указало на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
В судебном заседании представители администрации поддержали доводы жалобы, представители общества возражали против ее удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей администрации и общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьями 1, 2 Федерального закона Российской Федерации от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (далее - Закон об инвестиционной деятельности) действие названного закона распространяется на отношения, связанные с инвестиционной деятельностью, осуществляемой в форме капитальных вложений.
Инвестициями являются денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. Под инвестиционной деятельностью понимается вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
Отношения между субъектами инвестиционной деятельности осуществляются на основе договора и (или) государственного контракта, заключаемых между ними в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (пункт 1 статья 8 Закона об инвестиционной деятельности).
Согласно пункту 1 статьи 17 Закона об инвестиционной деятельности, в случае нарушения требований законодательства Российской Федерации, условий договора и (или) государственного контракта субъекты инвестиционной деятельности несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором. Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (пункт 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Суды верно установили, что между сторонами сложились договорные отношения, регулируемые Законом об инвестиционной деятельности, и, отказывая в иске, указали следующее.
Из материалов дела следует, что 09.11.2009 Правительство Ростовской области (ответственный исполнитель 1), администрация (ответственный исполнитель 2) и общество (инвестор) заключили инвестиционное соглашение N 1 о порядке реализации и совместного финансирования регионального инвестиционного проекта "Чистый Дон" за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации, средств бюджета Ростовской области, средств бюджета города Ростова-на-Дону и общества, по условиям которого стороны во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 01.03.2008 N 134 "Об утверждении Правил формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации" и распоряжения Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 N 1557-р обязуются совместными усилиями обеспечить реализацию регионального инвестиционного проекта "Чистый Дон" (далее - проект) в соответствии с законодательством Российской Федерации и на условиях соглашения.
Согласно пунктам 12.2 и 12.6 инвестиционного соглашения (в редакции дополнительного соглашения от 02.03.2011) за неисполнение условий и обязательств, предусмотренных соглашением, стороны несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В случае нарушения своих обязательств по финансированию проекта на срок более 3 месяцев нарушившая обязательство сторона несет ответственность в виде уплаты процентов по ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за период задержки финансирования.
Дополнительным соглашением от 02.03.2011 N 2 установлено, что I этап проекта включает в себя реконструкцию второй очереди очистных сооружений канализации, II этап - строительство канализационного коллектора N 62, III этап - строительство блока ультрафиолетового обеззараживания сточных вод, IV этап - строительство завода по сжиганию осадка, V этап - строительство элементов инженерной инфраструктуры завода по сжиганию осадка.
В приложении N 2 к паспорту проекта предусмотрено два этапа реализации проекта: строительство и реконструкция объектов коммунальной инфраструктуры муниципальной собственности и строительство объектов коммунальной инфраструктуры собственности инвестора.
Согласно пункту 1.5 инвестиционного соглашения и паспорту проекта инвестор осуществляет следующие работы:
- строительство блока ультрафиолетового обеззараживания сточных вод (стоимость объекта 427,39 млн рублей);
- строительство завода по сжиганию илового осадка (стоимость объекта 1822,99 млн рублей). Срок завершения строительства по паспорту проекта - 2014 год.
Пунктом 2.4. инвестиционного соглашения и паспортом проекта установлено, что финансирование создания указанных объектов осуществляется за счет средств инвестора в размере 2 250 380 000 рублей.
Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что за счет собственных средств ответчика построен, введен в эксплуатацию и функционирует блок ультрафиолетового обеззараживания сточных вод.
Инвестор провел конкурс, по итогам которого заключил с "Hager + Elsasser GmbH" (Германия) договор генерального подряда от 15.06.2012 б/н на строительство под "ключ" завода по сжиганию илового осадка очистных сооружений канализации в г. Ростове-на-Дону.
На основании постановления администрации от 15.11.2013 N 1237 Департамент имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону и общество заключили договор аренды земельного участка для строительства зданий и сооружений, обеспечивающих функционирование систем инженерного обеспечения города. Инвестор получил заключение N 3 экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации о том, что проектная документация по объему и содержанию соответствует установленным законодательством Российской Федерации экологическим требованиям.
По договору генерального подряда выполнены следующие работы: разработка основных технических решений по проекту; предварительное размещение сооружений по обработке осадка на генеральном плане; инженерные изыскания и технические обследования на строительной площадке; предварительное согласование с органами окружающей среды, промышленной безопасности; формирование исходных данных для получения технических условий; базовый инжиниринг; подробный инжиниринг; инжиниринг электрооборудования и систем автоматизации.
Финансирование части проекта приостановлено инвестором в связи с тем, что в отношении компании "Hager+Elsasser GmbH", являющейся исключительным разработчиком технологий проектного решения, примененного при проектировании завода по сжиганию илового осадка, 01.05.2014 решением суда низшей инстанции Вальдсхут-Тингена открыто конкурсное производство. В письме от 24.07.2014 конкурсный управляющим компании констатировал невозможность выполнения "Hager+Elsasser GmbH" своих обязательств по договору генерального подряда.
Суды установили, что представленными инвестором отчетами за III квартал 2015 года подтверждается несение им 2 049,09 млн рублей затрат на реализацию проекта (т. 1, л. д. 91). Строительство завода профинансировано инвестором на сумму 1 621,70 млн рублей, что составляет 89% от запланированного объема по финансированию данного объекта.
Согласно заверенному печатью Правительства Правительство Ростовской области отчету о ходе финансирования с 09.11.2009 по 01.10.2015 кассовые расходы инвестора составили 1597,75 млн рублей. В отзыве Правительство Российской Федерации подтвердило данные обстоятельства, указав, что с учетом авансовых платежей по заводу средствами инвестора (собственными и заемными) профинансировано в 2009 - 2016 годах 1597,75 млн рублей. от общего финансирования 2 250,38 млн рублей.
Суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что данные обстоятельства свидетельствуют о том, что ответчик принимал все возможные меры для соблюдения инвестиционного соглашения. Администрация не доказала, что инвестор уклонялся от финансирования того или иного этапа строительных работ. Намерения ответчика по исполнению инвестиционного соглашения подтверждаются положительным заключением государственной экспертизы от 07.02.2014 N 61-1-1-0058-14, заключением N 3 экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации, актами и справками о выполненных работах, платежными поручениями от 21.12.2012 N 336 и N 337, от 24.12.2012 N 343 и N 344, от 24.12.2012, от 25.12.2012 N 346 и от 26.07.2012 N 194, справками о валютных операциях от 26.07.2012, 21.12.2012, справкой о стоимости строительства блока ультрафиолетового обеззараживания сточных вод и разрешением на ввод объекта в эксплуатацию N RU61310000-7990. Дальнейшее строительство завода по сжиганию илового осадка очистных сооружений канализации стало невозможным по причине банкротства подрядной организации, это не свидетельствует о противоправных, виновных действиях ответчика.
Кроме того, согласно пунктам 10.2 и 10.4 соглашения для внесения изменений и дополнений одна из сторон направляет другой стороне предложения об изменении условий соглашения с обоснованием предлагаемых изменений. Другая сторона в срок до 20 рабочих дней с даты получения указанного предложения принимает решение о согласии или об отказе в изменении условий соглашения. При необходимости стороны должны провести соответствующие переговоры для принятия решения о внесении изменений в согласованный сторонами срок. В случае необходимости внесения в соглашение изменений и дополнений, влияющих на содержание паспорта проекта, изменения и дополнения в соглашение могут быть внесены только после принятия распоряжения Правительства Российской Федерации о внесении изменений в паспорт проекта.
В силу пункта 67 Правил формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.03.2008 N 134, направленные на согласование предложения о внесении изменений в паспорт проекта согласовываются руководителями (заместителями руководителей) участников проекта не позднее чем в 15-дневный срок с даты их поступления на согласование. При наличии возражений указанные предложения согласуются с замечаниями, которые прилагаются к согласуемым предложениям. Инициатор изменений представляет согласованные предложения о внесении изменений в паспорт проекта в Министерство экономического развития Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, не оспаривают, что в соответствии с условиями инвестиционного соглашения в письме от 24.06.2014 инвестор своевременно уведомил Правительство Ростовской области и администрацию о возникновении обстоятельств, свидетельствующих о невозможности завершения работ по строительству завода. Инвестор выразил свое намерение на продолжение работ и участие в проекте, что прямо предусмотрено пунктами 10.2 и 10.4 контракта.
Деловая переписка сторон свидетельствует о том, что ответчик подтвердил свое намерение о дальнейшем участии в проекте, незамедлительно приступил к формированию и согласованию нового объектного состава проекта (т. 2, л. д. 20 - 33).
Суды установили, что в нарушение предусмотренного пунктом 10.2 соглашения срока по итогам многочисленных совещаний участников реализации проекта, проведенных в период с июня 2014 года по декабрь 2015 года, только 28.12.2015 Правительство Ростовской области, администрация и общество подписали проект распоряжения Правительства Российской Федерации о внесении изменений в паспорт проекта и пояснительную записка к нему о продлении срока реализации проекта до 2020 года и замены завода иными компонентами. Предложения по внесению изменений в паспорт проекта, согласованные всеми участниками проекта, направлены на рассмотрение в Министерство экономического развития Российской Федерации в письме от 28.12.2015 N 16-01/4581. Таким образом, фактически стороны согласовали особые условия нового обязательства, а именно участники проекта выразили волю на замену первоначального обязательства (финансирование строительства завода) другим обязательством между теми же лицами (финансирование новых объектов коммунальной инфраструктуры собственности инвестора: строительство газопоршневой электростанции для объектов очистных сооружений канализации, блока переработки илового осадка очистных сооружений канализации и установки по деодорированию объектов очистных сооружений канализации; реализация комплекса мероприятий по инфраструктурному обеспечению для подключения потребителей к централизованной системе водоснабжения и водоотведения). Кроме того, стороны согласовали изменение ряда существенных условий исполнения обязательства, в том числе предмет обязательства в рамках инвестиционного проекта, сроки и способ исполнения и график финансирования исполнения обязательств.
Согласно заключению эксперта от 22.03.2016 N 0480600185 предполагаемые инвестором изменения в паспорт проекта позволяют в полной мере реализовать цели проекта и обеспечить более высокий уровень экологической безопасности и бюджетной эффективности (т. 2, л. д. 141 - 159).
Суды также учли, что инвестор в порядке пункта 6.2 соглашения обязан направлять ответственным исполнителям по их запросу копии всех документов в отношении проекта, предоставлять ответственному исполнителю 1 подтвержденные соответствующими расчетными документами ежеквартальные отчеты о финансировании проекта не позднее 20 календарных дней с момента завершения отчетного квартала. Материалами дела подтверждается составление инвестором и направление ежеквартальных отчетов о финансировании проекта, поэтому Правительство Ростовской области и администрация обладали достоверной информацией о ходе финансирования и о фактически выполненных работах. Доказательства направления инвестору предписаний об устранении нарушений в указанной части не представлено. При это все строительные и изыскательские работы проведены за счет средств инвестора, средства муниципального образования не были потрачены.
Таким образом, принимая во внимание в совокупности государственный интерес по реализации спорного проекта, представленные доказательства и установленные конкретные обстоятельства по делу, суды пришли к обоснованному выводу о том, что ответчик при исполнении обязательства по финансированию проекта действовал добросовестно и принимал все меры для его надлежащего исполнения, и верно указали, что иск является преждевременным. При этом отказ в иске не лишает истца права на судебную защиту. Так, пунктом 9.5.2 контракта предусмотрено, что в случае прекращения соглашения из-за существенных нарушений соглашения одной из сторон, другая сторона вправе требовать применения мер ответственности, предусмотренных действующим на момент прекращения соглашения нормативными правовыми актами, в том числе возмещения убытков стороной, допустившей неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств, повлекшее прекращение соглашения.
Суд кассационной инстанции проверил доводы, изложенные в кассационной жалобе, в полном объеме и отклоняет их, поскольку они не опровергают выводы судов, направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, которая в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах основания для изменения или отмены постановления суда апелляционной инстанции, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 27.06.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2016 по делу N А53-33510/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Р.А. Алексеев |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.