Требование: о возврате излишне уплаченных денежных средств, о признании незаконными действий в связи с таможенным контролем
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда апелляционной истанции оставлено в силе, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Краснодар |
|
23 января 2017 г. |
Дело N А32-3208/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 января 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Дорогиной Т.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Дилар" (ИНН 2312140670, ОГРН 1072312010330) - Заржецкого А.В. (доверенность от 01.06.2015), от заинтересованного лица - Краснодарской таможни (ИНН 2309031505, ОГРН 1022301441238) - Гришко Н.В. (доверенность от 15.04.2016 N 08.1-25/07741), рассмотрев кассационную жалобу Краснодарской таможни на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.05.2016 (судья Сумина О.С.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2016 (судьи Соловьева М.В., Смотрова Н.Н., Сурмалян Г.А.) по делу N А32-3208/2016, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Дилар" (далее - общество, заявитель, декларант) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Краснодарской таможне (далее - таможенный орган, таможня) о признании незаконным действия по корректировке таможенной стоимости товаров, ввезенных по декларациям на товары N 10309090/211014/0006575 и N 10309090/280814/0005304; об обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи в размере 245 025 рублей 81 копейки.
Решением суда от 25.05.2016, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 21.09.2016, в удовлетворении требований о признании незаконными действий таможни по корректировке таможенной стоимости товаров отказано в связи с пропуском обществом срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд обязал таможенный орган возвратить обществу излишне уплаченные таможенные платежи. С таможни в пользу заявителя взыскано 7 900 рублей 52 копейки расходов по уплате государственной пошлины.
В кассационной жалобе таможня просит отменить решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций, принять по делу новый судебный акт.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов и оценив доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании заключенного обществом с фирмой "ТРЭЙДИНГ ОПЕРЭЙШНС ЛИМИТЕД", Великобритания, контракта от 01.08.2008 N 2 на условиях поставки DAP-Ростов-на-Дону (Инкотермс 2010) на таможенную территорию Таможенного союза ввезена мебель деревянная для столовых и жилых комнат, офисная мебель (далее - товары).
Товар оформлен по ДТ N 10309090/211014/0006575 и N 10309090/280814/0005304 (далее - спорные ДТ), таможенная стоимость определена по первому методу (по цене сделки с ввозимыми товарами).
В подтверждение заявленной таможенной стоимости общество представило в таможенный орган пакет документов согласно описи.
В ходе таможенного оформления таможня не приняла заявленную таможенную стоимость товаров, вынесла решение о проведении проверки и запросила у общества дополнительные документы, необходимые для подтверждения правильности определения таможенной стоимости товаров. Товары выпущены под обеспечение уплаты таможенных пошлин с оформлением таможенных расписок.
Общество представило истребуемые документы не в полном объеме, на основании чего таможня пришла к выводу о неподтверждении заявленной таможенной стоимости товаров и приняла решения о ее корректировке, что повлекло дополнительное начисление обществу к уплате сумм таможенных платежей. Таможенным органом приняты решения о зачете денежного залога в счет погашения задолженности по уплате таможенных платежей.
Общество обратилось в таможню с заявлениями о возврате (зачете) денежного залога по спорным ДТ.
Указанные заявления письмами от 07.10.2015 N 20.4-04/21956 и N 20.4-04/21957 возвращены таможенным органом по причине несоответствия размера денежного залога, указанного в заявлениях, имеющимся у таможни сведениям.
В дальнейшем декларант обратился в таможенный орган с заявлениями от 26.04.2016 о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств по спорным ДТ.
Таможня письмом от 12.05.2016 N 21.4-28/09650 возвратила декларанту данные заявления без рассмотрения, указав, что представленные заявления не позволяют определить статус денежных средств, возврат которых общество просит осуществить. Поступившие документы определены как заявления о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств, тогда как из их содержания следует, что в спорных заявлениях содержатся требования о возврате денежного залога. Данные заявления заполнены по форме приложения N 3 к приказу ФТС России от 22.12.2010 N 2520 "Об утверждении форм заявления плательщика о возврате авансовых платежей, заявления плательщика о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств, заявления плательщика о возврате (зачете) денежного залога", зарегистрированного в Минюсте России 15.02.2011 N 19839.
Общество обратилось за защитой нарушенных прав в арбитражный суд.
Судебные инстанции установили все фактические обстоятельства по делу, полно и всесторонне их исследовали, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и обоснованно удовлетворили требования общества в части рассмотрения имущественного требования о возврате спорной суммы таможенных платежей, правильно применив нормы Таможенного кодекса Таможенного союза, Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза", ратифицированного Федеральным законом от 22.12.2008 N 258-ФЗ (далее - Соглашение), Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 311-ФЗ), приложение N 1 к Порядку декларирования таможенной стоимости товаров, утвержденное решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376.
Выводы судов не противоречат правовой позиции, изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства", согласно которой таможенная стоимость, определяемая по стоимости сделки с ввозимыми товарами, не может считаться документально подтвержденной и количественно определяемой, если декларант не представил доказательства совершения сделки, на основании которой приобретен товар, в любой не противоречащей закону форме или содержащаяся в представленных им документах информация о цене не соотносится с количественными характеристиками товара, или отсутствует информация об условиях поставки и оплаты товара.
Суды проверили и обоснованно отклонили довод таможни о том, что таможенная стоимость товаров документально не подтверждена, установив, что общество представило в таможню пакет необходимых документов, соответствующий требованиям действующего таможенного законодательства. Доказательства обратного таможня не представила.
Суды не выявили противоречия между одними и теми же сведениями, содержащимися в представленных документах, и указали, что представленные обществом в таможню документы не содержат признаки недостоверности, необходимы и достаточны для подтверждения заявленной при таможенном оформлении таможенной стоимости товаров.
Суды установили, что представленные документы позволяют сделать вывод о структуре таможенной стоимости товаров. При этом существенные условия контракта сторонами исполнены, претензий по ассортименту, количеству, цене ввезенных товаров у сторон сделки друг к другу не имеется. Следовательно, представленные заявителем документы являются необходимыми и достаточными для подтверждения заявленной при таможенном оформлении стоимости ввезенных по спорным ДТ товаров.
Судебные инстанции обоснованно отклонили довод таможни о том, что заявленная обществом таможенная стоимость товаров имеет низкий ценовой уровень по сравнению с ценовой информацией, имеющейся в информационно-аналитической системе "Мониторинг-Анализ", указав, что различие цены сделки с ценовой информацией, содержащейся в других источниках, не относящихся непосредственно к сделкам общества, не может рассматриваться как доказательство недостоверности условий этих сделок.
На основании изложенного суды пришли к обоснованному выводу о том, что в данном случае спорные таможенные платежи в размере 245 025 рублей 81 копейки являются излишне взысканными таможенным органом.
Относительно довода таможни о несоблюдении обществом порядка досудебного обращения в таможенный орган за возвратом излишне уплаченных таможенных платежей по спорным ДТ суды обоснованно указали следующее.
Согласно статье 90 Кодекса возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов.
Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов Таможенного союза.
В соответствии с частью 1 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 311-ФЗ) излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов, установлен частью 2 статьи 147 Федерального закона N 311-ФЗ.
В силу части 6 статьи 147 Федерального закона N 311-ФЗ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов.
Полный перечень случаев, в которых возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не производится, указан в части 12 статьи 147 Федерального закона N 311-ФЗ.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 30 постановления от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" разъяснил, что в случае признания судом незаконным решения таможенного органа, влияющего на исчисление таможенных платежей, либо отказа (бездействия) таможенного органа во внесении изменений в декларацию на товар и (или) в возврате таможенных платежей, в целях полного восстановления прав плательщика на таможенные органы в судебном акте возлагается обязанность по возврату из бюджета излишне уплаченных (взысканных) платежей, окончательный размер которых определяется таможенным органом на стадии исполнения решения суда. При этом отдельного обращения плательщика с заявлением о возврате соответствующих сумм в порядке, предусмотренном статьей 147 Федерального закона N 311-ФЗ, в этом случае не требуется.
Если при рассмотрении дела установлена сумма таможенных платежей, излишне уплаченных (взысканных) в связи с принятием таможенным органом оспоренного решения, совершенными им действиями (бездействием), обязанность по возврату из бюджета соответствующих сумм платежей может быть возложена судом на таможенный орган в конкретном размере, который в таком случае указывается в резолютивной части судебного акта.
Суды установили, что факт уплаты обществом спорной суммы подтвержден представленными в материалы дела платежными поручениями от 25.08.2014 N 742, от 17.10.2014 N 943, таможенными расписками N ТР-6515785, ТР-6515514, решениями о зачете денежного залога от 10.03.2015 N 368, от 24.11.2014 N 1936. Указанное обстоятельство таможенным органом не оспаривается.
Доказательства наличия задолженности общества по уплате таможенных платежей таможней не представлены.
Суды пришли к обоснованному выводу о том, что в данном случае представляемые обществом в таможенный орган документы в их совокупности достаточны для объективной оценки требований заявителя. Указанные таможней основания для возвращения обществу без рассмотрения спорных заявлений не свидетельствуют о невозможности рассмотрения требований декларанта по существу.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.05.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2016 по делу N А32-3208/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Посаженников |
Судьи |
Т.Н. Дорогина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Полный перечень случаев, в которых возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не производится, указан в части 12 статьи 147 Федерального закона N 311-ФЗ.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 30 постановления от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" разъяснил, что в случае признания судом незаконным решения таможенного органа, влияющего на исчисление таможенных платежей, либо отказа (бездействия) таможенного органа во внесении изменений в декларацию на товар и (или) в возврате таможенных платежей, в целях полного восстановления прав плательщика на таможенные органы в судебном акте возлагается обязанность по возврату из бюджета излишне уплаченных (взысканных) платежей, окончательный размер которых определяется таможенным органом на стадии исполнения решения суда. При этом отдельного обращения плательщика с заявлением о возврате соответствующих сумм в порядке, предусмотренном статьей 147 Федерального закона N 311-ФЗ, в этом случае не требуется."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 января 2017 г. N Ф08-10076/16 по делу N А32-3208/2016