Определение Верховного Суда РФ от 28 февраля 2023 г. N 303-ЭС22-29680 по делу N А24-1066/2022
Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., изучив кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Архитектурно-дизайнерская мастерская "Аврора" на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2022 и постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 11.11.2022 по делу N А24-1066/2022
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью архитектурно-дизайнерская мастерская "Аврора" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании незаконным заключения Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (далее - администрация), оформленного письмом от 02.02.2022 N 010101/224/22, об обязании администрации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Определениями суда статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство экономического развития Камчатского края (далее - минэконом края), Министерство строительства и жилищной политики Камчатского края (далее - минстрой края), Министерство обороны Российской Федерации (далее - Минобороны), Краевое государственное унитарное предприятие "Камчатский водоканал" (далее - предприятие).
постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2022 и постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 11.11.2022, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что заявленный инвестиционный проект в полной мере согласуется с документами территориального планирования муниципального уровня и для предоставления испрашиваемого земельного участка N 41:01:0010116:15210 в аренду для проведения торгов препятствий нет.
Закон Камчатского края, равно как и федеральное законодательство позволяет органу местного самоуправления оценить инвестиционный проект на соответствие документами территориального планирования (Генеральному плану) вне зависимости от наличия или отсутствия в отношении испрашиваемой территории утвержденной документации по планировке территории.
При этом наличие решения по подготовке документации по планировке территории в отношении территории, в границах которой находится испрашиваемый земельный участок (Постановление Администрации от 13.07.2018 N 1504) также не является препятствием для оценки соответствия инвестиционного проекта Генеральному плану и не является основанием для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка без проведения торгов.
Суд дал неверное толкование подпункту 2 пункта 5 Порядка N 312-П, якобы позволяющему органу местного самоуправления вынести положительное заключение о соответствии инвестиционного проекта
и документации по планировке территории только в случае наличия утвержденной документации по планировке территории, тогда как подпункт 2 пункта 5 Порядка N 212-П лишь предписывает органу местного самоуправления подготовить заключение о соответствии или несоответствии проекту планирования территории.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "N 212-П" имеется в виду "N 312-П"
В силу Порядка N 312-П Администрации надлежало дать заключение на соответствие Генеральному плану именно инвестиционного проекта, а не земельного участка в целом.
Нахождение земельного участка в нескольких функциональных зонах Генерального плана не является нарушением ни градостроительного, ни земельного законодательства.
В отношении Генерального плана в 2019 году произведена техническая процедура по установлению границ населенного пункта г. Петропавловск-Камчатский, никаких новых решений и изменений, в частности, в отношении испрашиваемой территории, Генеральный план не внес, что свидетельствует об актуальности текущей реализации Генерального плана.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, не установлено.
Как следует из обжалуемых актов, 29.12.2021 общество обратилось в Министерство инвестиций, промышленности и предпринимательства Камчатского края с заявлением о рассмотрении инвестиционного проекта "Строительство квартала малоэтажной застройки на участке с кадастровым номером 41:01:0010116:15210", претендующего на признание масштабным инвестиционным проектом, приложив документы: схему взаимного расположения участка N 41:01:0010116:15210 и КОС "Чавыча" с ориентировочными габаритами санитарно-защитной зоной и розой ветров; письмо Управления архитектуры и градостроительства администрации ПКГР от 21.12.2021 N 01081/8446/21; письмо Управления Роспотребнадзора по Камчатскому краю от 25.11.2021 N 4100-01/67-7356-2021; письмо Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края от 03.12.2021 N 20/07-5407; письмо Министерства строительства и жилищной политики Камчатского края от 03.12.2021 N 32/5980; письмо КГУП "Камчатский водоканал" от 11.11.2021 N 21-12568/18.
Согласно заявлению целями инвестиционного проекта являются: 1) создание гармоничного квартала малоэтажной застройки на земельном участке с кадастровым номером 41:01:0010116:15210; 2) реализация уникального потенциала участка строительства; 3) реализация потенциально выгодного инвестиционного проекта с рентабельностью по чистой прибыли 27,85% и чистой прибылью в 490 902,63 тыс. руб. на горизонте планирования 10 лет; 4) окупаемость вложенных средств срок до 51 месяца; 5) эффективная реализация имеющегося опыта застройщика в области проектирования и строительства малоэтажной жилой недвижимости и сопутствующего благоустройства прилегающей территории.
В соответствии с представленным бизнес-планом инвестиционного проекта на земельном участке с кадастровым номером 41:01:0010116:15210 предполагается строительство и реализация в составе застройки квартала следующих объектов капитального строительства:
- 4 малоэтажных многоквартирных дома на 6 и 8 квартир типа "Таунхаус" (МКД-1, МКД-2, МКД-3 и МКД-4 на схеме), с общим количеством квартир 26 шт.; 27 индивидуальных жилых домов "Коттеджей"; 1 объекта социально-культурной инфраструктуры - сквера общего пользования с детской площадкой, спортивной площадкой и зоной тихого отдыха в составе.
Предполагаемый объем инвестиций - 508 675,40 тыс. руб.
Сопроводительным письмом от 12.01.2022 N 41.03-40 в соответствии с подпунктом "б" пункта 2 части 3 приложения к постановлению Правительства Камчатского края от 31.08.2015 N 312-П "Об утверждении положения о признании инвестиционного проекта масштабным инвестиционным проектом в Камчатском крае" Министерство инвестиций, промышленности и предпринимательства Камчатского края направило в адрес главы Петропавловск-Камчатского городского округа пакет документов, предусмотренных приложением 2 Положения, для подготовки в срок до 02.02.2022 заключения о соответствии инвестиционного проекта критериям масштабного инвестиционного проекта и возможности предоставить земельные участки в аренду в целях реализации проекта.
Согласно заключению администрации, изложенному в письме от 02.02.2021 N 010101/224/22, рассмотрев в соответствии с пунктом 1 части 5 Порядка N 312-П пакет документов, администрация пришла к выводу о невозможности предоставления земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010116:15210 в целях реализации масштабного инвестиционного проекта.
Администрация указала, что представленный инвестиционный проект соответствует целям и задачам муниципальной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Петропавловск-Камчатского городского округа", утвержденной постановлением Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 13.10.2016 N 1985, так как целью инвестиционного проекта является обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Камчатского края. Вместе с тем, реализация инвестиционного проекта не соответствует документам территориального планирования - положениям действующего Генерального плана, невозможно установить соответствие инвестиционного проекта с документацией по планировке территории в связи с ее отсутствием на сегодняшний день. Администрация, ссылаясь на статьи 39.6, 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), отметила, что разрешенное использование испрашиваемого земельного участка - "земельные участки объектов автомобильной инфраструктуры (дороги, улицы, проспекты, шоссе, проезды, переулки, мосты, остановки)", тогда как заявитель просит землю под малоэтажную жилую застройку, что не соответствует разрешенному использованию испрашиваемого земельного участка относительно цели использования, указанной в заявлении общества. Кроме того, сообщила о запланированных на период с 2022 по 2026 г.г. проектных и строительных работ по реконструкции БОС "Чавыча", что повлечет перерасчет размера границ санитарно-защитной зоны, и предложила на территории Петропавловск-Камчатского городского округа для реализации проекта малоэтажной жилой застройки иные земельные участки.
Полагая, что заключение администрации в части вывода о несоответствии инвестиционного проекта документам территориального планирования муниципального уровня и застройки и предоставлении земельного участка без торгов является незаконным и нарушающим его права, общество обратилось с заявлением в порядке главы 24 АПК РФ в арбитражный суд, отказывая в удовлетворении которого, суды исходили из следующего.
Согласно статьи 39.2 Земельного кодекса предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
В случае предоставления земельного участка в аренду земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды (подпункт 3 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса.
Порядок и основания предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности определен Главой V.I Земельного кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 39.6 Земельного кодекса договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.
В силу подпункта 3 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка юридическим лицам в соответствии с распоряжением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным законами субъектов Российской Федерации.
В развитие указанных положений Кодекса на территории Камчатского края такие критерии определены Законом Камчатского края от 30.07.2015 N 662 "Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых на территории Камчатского края предоставляются земельные участки в аренду без проведения торгов" (далее - Закон края N 662).
В соответствии со статьей 4 указанного Закона масштабный инвестиционный проект для предоставления земельного участка в аренду юридическому лицу без проведения торгов в целях, реализации этого проекта должен одновременно соответствовать следующим критериям:
1) соответствие приоритетам, целям и задачам, определенным в документах стратегического планирования Камчатского края, в документах стратегического планирования муниципального образования в Камчатском крае, на территории которого планируется осуществить реализацию этого проекта;
2) согласованность с документами территориального планирования регионального или муниципального уровня и (или) документацией по планировке территории;
3) наличие объема инвестиций не менее значений, установленных в данном пункте для определенных видов экономической (иной) деятельности в зависимости от территории муниципального образования, на которой планируется реализация инвестиционного объекта.
Законом Камчатского края от 22.09.2008 N 129 "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Камчатском крае" (далее - Закон края N 129) установлены гарантии государственной поддержки инвестиционной деятельности в Камчатском крае, формы и условия предоставления государственной поддержки инвестиционной деятельности в Камчатском крае. Согласно части 1 статьи 5(2) этого Закона инвестиционный проект признается масштабным инвестиционным проектом в порядке, установленном Постановлением Правительства Камчатского края.
В этой связи постановлением Правительства Камчатского края от 31.08.2015 N 312-П утвержден Порядок признания инвестиционного проекта масштабным инвестиционным проектом в Камчатском крае (далее - Порядок).
В силу части 2 Порядка в целях признания инвестиционного проекта масштабным инвестиционным проектом инвестор, являющийся юридическим лицом, представляет в Агентство инвестиций и предпринимательства Камчатского края заявление о рассмотрении инвестиционного проекта, претендующего на признание масштабным инвестиционным проектом, по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку, а также документы, предусмотренные перечнем согласно приложению 2 к настоящему Положению.
В рассматриваемом случае суды установили, что в отношении территории, в границах которой расположен испрашиваемый обществом земельный участок, проект планировки территории уполномоченным органом на дату вынесения оспариваемого заключения не утвержден.
Между тем, в отношении этой территории постановлением администрации от 13.07.2018 N 1504 принято решение о подготовке проекта планировки территории и проекта межевания территории.
В этой связи, учитывая, что статус масштабного инвестиционного проекта присваивается в целях последующего предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов, суды правомерно признали, что отсутствие утвержденного проекта планировки территории исключило возможность оценки администрацией представленного инвестиционного проекта на соответствие документам территориального планирования муниципального уровня.
Суды признали верными выводы заключения администрации о несоответствии инвестиционного проекта документам территориального планирования, принимая во внимание, что согласно Схеме функционального зонирования, входящей в состав Генерального плана Петропавловск-Камчатского городского округа, утвержденного Решением Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 23.12.2009 N 697-р "О корректировке генерального плана Петропавловск-Камчатского городского округа и утверждении его в новой редакции", земельный участок с кадастровым номером 41:01:0010116:15210 расположен в границах зоны жилой застройки, частично в границах магистральной улицы городского значения, автодорог местного значения, зоны зеленых насаждений общего пользования.
Градостроительными нормами в границах зон зеленых насаждений, рекреационных зон не предусмотрено размещение самостоятельных объектов, не связанных с объектом отдыха.
Также суды установили, что согласно Схеме функционального зонирования и Схеме транспортной инфраструктуры Генерального плана, в границах испрашиваемого земельного участка частично расположена магистральная улица общегородского значения, что также подтверждает вывод администрации о несоответствии инвестиционного проекта документам территориального планирования.
Пунктом 4 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) определено, что одним из принципов законодательства о градостроительной деятельности является осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.
Относительно выводов администрации в заключении о несоответствии разрешенного использования земельного участка цели использования, указанной в заявлении общества, суды исходили из пункта 14 статьи 39.16 Земельного кодекса, согласно которому в случае, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, - уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В соответствии с выпиской из ЕГРН разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010116:15210 - "земельные участки объектов автомобильной инфраструктуры (дороги, улицы, проспекты, шоссе, проезды, переулки, мосты, остановки), что противоречит цели инвестиционного проекта - "строительство квартала малоэтажной застройки". Вид разрешенного использования испрашиваемого земельного участка был закреплен в реестре приказом от 22.12.2017 N 757/17.
При этом правила землепользования и застройки ПКГО (в редакции, действовавшей на момент издания приказа N 757/17) предусматривали в территориальной зоне Ж4 одним из основных видов разрешенного использования такой вид как "объекты автомобильной инфраструктуры (дороги, мосты, остановки)".
Вместе с этим суды установили, что в статье 14 действующего в настоящее время генерального плана муниципального образования определено, что в границах всех территориальных зон могут размещаться виды разрешенного использования - улично-дорожная сеть (12.0.1).
Суды пришли к обоснованным выводам о том, что заключение администрации от 02.02.2022 не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы заявителя, отметив соблюдение администрацией требований Порядка, а именно о том, что в заключении орган местного самоуправления предложил заявителю возможность реализации инвестиционного проекта на других земельных участках.
Доводы заявителя жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
ОПРЕДЕЛИЛ:
отказать в передаче кассационной жалобы общества с ограниченной ответственностью "Архитектурно-дизайнерская мастерская "Аврора" для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Н.С. Чучунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 28 февраля 2023 г. N 303-ЭС22-29680 по делу N А24-1066/2022
Опубликование:
-