Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 15 февраля 2023 г. N 117-КАД22-10-К4
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Калининой Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Устименко Михаила Федоровича на кассационное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 25 января 2022 г. по делу N 2а-2199/2020 по административному иску Устименко М.Ф. к департаменту по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя о признании незаконным решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
кассационным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 25 января 2022 г., в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе Устименко М.Ф. просит отменить принятые по делу судебные акты в связи с неправильным применением норм материального права.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в кассационной жалобе, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Устименко М.Ф. с целью завершения оформления права на земельный участок, расположенный по адресу: г. ..., в установленном законом порядке обратился в департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя (далее также - Департамент) с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, представив решение Андреевского сельского совета VI созыва от 26 августа 2011 г. о даче согласия гражданину Украины Устименко М.Ф. на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок), принятое в соответствии с действующим на тот момент законодательством Украины, в том числе Генеральным планом г. Севастополя, утвержденным решением Севастопольского городского Совета от 13 декабря 2005 г. N 4114 "Об утверждении Генерального плана развития города Севастополя до 2025 года" (далее - Генеральный план г. Севастополя).
Решением Департамента от 19 августа 2020 г. административному истцу отказано в утверждении схемы расположения земельного участка в связи с ее несоответствием Генеральному плану г. Севастополя, иной градостроительной документации, утвержденной до 18 марта 2014 г. Вид разрешенного использования испрашиваемого земельного участка "индивидуальное жилищное строительство" не соответствует функциональной зоне, определенной Генеральным планом г. Севастополя - "зона курортно-рекреационных учреждений с местами длительного отдыха; частично в зоне незастроенных территорий".
Отказывая в удовлетворении административного иска, руководствуясь пунктом 1 статьи 2 Закона города Севастополя от 7 декабря 2016 г. N 299-ЗС "О перечне оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории", суды указали, что вид разрешенного использования земельного участка "индивидуальное жилищное строительство" не соответствует функциональной зоне "курортно-рекреационные учреждения с местами длительного отдыха; частично в зоне незастроенных территорий", определенной Генеральным планом г. Севастополя.
Кроме того, решения государственных органов Украины о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка и о дальнейшем его согласовании имеют исключительно справочный характер и не относятся к документам, которые действуют без какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации или государственных органов города федерального значения Севастополя.
Вместе с тем судом при рассмотрении настоящего административного дела не учтено следующее.
Согласно статье 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон N 6-ФКЗ) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя документы, в том числе подтверждающие право собственности, право пользования, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12 2 названного федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Особенности регулирования земельных отношений на территории города Севастополя закреплены в Законе города Севастополя от 25 июля 2014 г. N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя".
В соответствии с частью 1 статьи 12 названного закона завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ, осуществляется на основании действующих решений органа местного самоуправления и решений о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014.
В силу части 5 статьи 12 этого же закона порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями указанной статьи определяется Правительством Севастополя.
Из материалов административного дела усматривается, что Устименко М.Ф. предпринял все необходимые меры по согласованию проекта землеустройства и получению положительных решений государственных органов, что подтверждается имеющимися в материалах административного дела решениями главного управления Держземагентства г. Севастополя от 19 ноября 2012 г., управления градостроительства и архитектуры администрации г. Севастополя от 14 августа 2012 г., отдела государственной службы охраны культурного наследия управления культуры и туризма администрации г. Севастополя от 14 августа 2012 г., Севастопольской городской санэпидстанции от 10 августа 2012 г., управления экологии и природных ресурсов администрации г. Севастополя от 3 марта 2014 г. о согласовании проекта землеустройства, заключением управления градостроительства и архитектуры администрации г. Севастополя от 21 марта 2014 г. по проекту землеустройства. Указанные решения также не были оспорены, незаконными не признаны.
Административный истец на основании указанных выше решений государственных органов добросовестно и в надлежащем порядке использовал предоставленный земельный участок по его целевому назначению, осуществил строительство жилого двухэтажного дома, о чем свидетельствует оформленная в 2014 г. техническая документация.
Кроме того, судами установлено, что с аналогичным заявлением Устименко М.Ф. обращался в Департамент в 2016 г., в удовлетворении которого было отказано ввиду отсутствия сведений о принадлежности строений, расположенных на указанном земельном участке. Иных оснований, в том числе несоответствия вида разрешенного использования земельного участка функциональной зоне, данный отказ не содержал.
Решением Нахимовского районного суда г. Севастополя от 15 июня 2017 г., вступившим в законную силу, отказ признан незаконным, на Департамент возложена обязанность повторно рассмотреть заявление истца.
В июле 2020 г. Устименко М.Ф. повторно обратился в Департамент с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка фактически во исполнение вступившего в законную силу решения суда от 15 июня 2017 г.
Из разъяснения, изложенного в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 г. N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", следует, что пересмотр решений органов публичной власти, их должностных лиц, подтверждающих права, предоставляющих гражданам, организациям новые права либо отменяющих возложенные на них обязанности, а также иным образом улучшающих их положение, должен быть законным, обоснованным, исключающим произвольность их изменения, отмены или приостановления их действия. Судам следует исходить из того, что недопустимость произвольного изменения, отмены или приостановления действия таких решений означает обязанность наделенных публичными полномочиями органа или лица обосновать необходимость изменения, отмены или приостановления действия решения, указав на несоответствие ранее принятого решения нормам права, законной цели, фактическим обстоятельствам (пункт 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Оспариваемое в настоящем административном деле решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, равно как и отказ Департамента в 2017 году., вынесены в период действия Генерального плана г. Севастополя, утвержденного в 2005 г. Вместе с тем, принимая оспариваемое решение, Департамент не ссылается на какие-либо изменения, внесенные в Генеральный план г. Севастополя относительно функциональной зоны, в границах которой расположен испрашиваемый Устименко М.Ф. земельный участок.
Отказывая административному истцу в завершении оформления права на земельный участок, а именно в утверждении схемы его расположения, департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя фактически отменил действие решения Андреевского сельского совета 2011 г. о даче согласия Устименко М.Ф. на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома.
Однако оспариваемый отказ, фактически отменяющий решение, предоставляющее административному истцу право пользования земельным участком, вынесен Департаментом произвольно, без обоснования необходимости такой отмены, а также без указания на несоответствие решения 2011 г. нормам права, законной цели и фактическим обстоятельствам.
Таким образом, в связи с тем, что имеется действующее неисполненное распоряжение уполномоченного органа на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, а также с учетом длящегося характера правоотношений по оформлению земельного участка и влияния на срок его оформления факторов, не зависящих от приобретателя земельного участка, правовых оснований для отказа Устименко М.Ф. в предоставлении в собственность бесплатно испрашиваемого земельного участка не имелось.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
кассационное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 25 января 2022 г. отменить.
Заявленный административный иск удовлетворить.
Признать незаконным решение департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от 19 августа 2020 г. N ГУ-7350/20 об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: г. ..., площадью 184 кв.м.
Возложить на департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя обязанность повторно рассмотреть заявление Устименко Михаила Федоровича о предоставлении в собственность без торгов земельного участка.
Председательствующий |
Александров В.Н., |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 15 февраля 2023 г. N 117-КАД22-10-К4
Опубликование:
-