г. Краснодар |
|
29 июля 2013 г. |
Дело N А20-2822/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 июля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Мазуровой Н.С., судей Мещерина А.И. и Плотниковой Л.Н., в отсутствие в судебном заседании представителей заявителя - государственного учреждения Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике (ОГРН 1020700751004), заинтересованных лиц - судебного пристава-исполнителя Эльбрусского районного отдела судебных приставов управления Федеральной службы судебных приставов по Кабардино-Балкарской Республике Байзулаева Юсупа Магомедовича, управления Федеральной службы судебных приставов по Кабардино-Балкарской Республике (ОГРН 1040700234300), индивидуального предпринимателя Чумак Ирины Юрьевны (ОГРНИП 306071019300012), извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу государственного учреждения Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 19.12.2012 (судья Шокумов Ю.Ж.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2013 (судьи Семенов М.У., Афанасьева Л.В., Белов Д.А.) по делу N А20-2822/2012, установил следующее.
Государственное учреждение Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике (далее - отделение Пенсионного фонда, учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя Эльбрусского районного отдела судебных приставов управления Федеральной службы судебных приставов по Кабардино-Балкарской Республике Байзулаева Ю.М. (далее - судебный пристав-исполнитель) об отказе в возбуждении исполнительного производства по взысканию недоимки, пеней и штрафов при совершении исполнительных действий по постановлению управления в Эльбрусском районе отделения Пенсионного фонда от 30.05.2012 N 00501090012848, просило обязать судебного пристава-исполнителя надлежащим образом исполнить требования исполнительного документа (постановления) о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - индивидуального предпринимателя Чумак И.Ю.
Определением суда от 24.07.2012 к участию в деле, наряду с судебным приставом-исполнителем, в качестве заинтересованных лиц привлечены индивидуальный предприниматель Чумак И.Ю. (далее - предприниматель, должник), управление Федеральной службы судебных приставов по Кабардино-Балкарской Республике (далее - управление).
Решением от 19.12.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 26.03.2013, в удовлетворении заявления отказано. Судебные акты мотивированы тем, что при отсутствии документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника, о неисполнении требований органа, осуществляющего контрольные функции, в связи с отсутствием на счетах должника достаточной суммы денежных средств, либо документов, подтверждающих отсутствие информации об открытых счетах плательщика в банках, постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика не может признаваться исполнительным документом. Судебный пристав-исполнитель правомерно не признал исполнительным документом постановление управления в Эльбрусском районе отделения Пенсионного фонда от 30.05.2012 N 00501090012848 и отказал в возбуждении на его основании исполнительного производства. Апелляционный суд указал на отсутствие доказательств принятия отделением Пенсионного фонда мер для получения сведений о счетах плательщика от налогового органа.
В кассационной жалобе отделение Пенсионного фонда просит отменить решение от 19.12.2012 и постановление от 26.03.2013, вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя. По мнению подателя жалобы, Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ, Закон об исполнительном производстве) не устанавливает определенных требований к акту контролирующего органа, в случае отсутствия у последнего информации о счетах плательщика страховых взносов. Факт вынесения территориальным органом Пенсионного фонда постановления о взыскании недоимки за счет имущества плательщика свидетельствует об отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов. В силу пункта 8 части 1 статьи 12 Закона об исполнительном производстве у отделения Пенсионного фонда отсутствует обязанность по предоставлению доказательств того, что им осуществлялся розыск счетов плательщика в случае отсутствия сведений о таковых. Законодательно не установлен определенный вид документа, который должен быть предъявлен контролирующим органом судебному приставу-исполнителю одновременно с постановлением о взыскании задолженности, в случае отсутствия у взыскателя информации о счетах плательщика страховых взносов. На день вынесения контролирующим органом постановления о взыскании задолженности с предпринимателя (30.05.2012) ни от него, ни какого-либо банка, кредитного учреждения не поступала информация о наличии у плательщика страховых взносов действующего расчетного счета. Недостоверность информации, содержащейся в представленной судебному приставу-исполнителю справке отделения Пенсионного фонда, не установлена. Доказательства, подтверждающие наличие у должника расчетного счета и денежных средств, не представлены. Судом не указана норма права, которой на территориальные органы Пенсионного фонда возложена обязанность по самостоятельному отысканию сведений о заключенных плательщиками страховых взносов договоров об открытии банковских счетов.
Отзывы на кассационную жалобу от участвующих в деле лиц не поступили.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа находит судебные акты не подлежащими отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 30.05.2012 начальник управления в Эльбрусском районе отделения Пенсионного фонда вынес постановление N 00501090012848 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов в общей сумме 17 711 рублей 18 копеек за счет имущества предпринимателя.
Постановлением от 15.06.2012 N 8520/12/18/07 судебный пристав-исполнитель отказал в возбуждении исполнительного производства на основании постановления территориального органа Пенсионного фонда от 30.05.2012, указав на отсутствие сведений о должнике и взыскателе (пункт 5 части 1 статьи 13 Закона об исполнительном производстве, т. 1, л. д. 51).
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 21.08.2012 в постановление от 15.06.2012 внесены изменения в части основания для отказа в возбуждении исполнительного производства на основании постановления территориального органа Пенсионного фонда от 30.05.2012 N 00501090012848. Судебный пристав-исполнитель указал, что представленный документ не является исполнительным, так как не приложены документы, содержащие отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований учреждения в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований (т. 1, л. д. 66).
Не согласившись с действиями судебного пристава-исполнителя по отказу в возбуждении исполнительного производства, учреждение обратилось с заявлением о признании их незаконными и обязании исполнить надлежащим образом требования исполнительного документа (постановления) о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества предпринимателя в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс, Кодекс) постановления судебного пристава-исполнителя, действия (бездействие) старшего судебного пристава, его заместителей, судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных Кодексом и другими федеральными законами, по правилам, установленным главой 24 Кодекса.
В силу части 1 статьи 121 Закона об исполнительном производстве постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Основанием для признания незаконными решений и действий (бездействия) органов и должностных лиц, осуществляющих публичные полномочия, в том числе судебного пристава-исполнителя, является наличие одновременно двух условий:
их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198, 200 и 201 Кодекса).
Согласно статье 30 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа (часть 1); в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства (часть 8).
Судебный пристав-исполнитель выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным статьей 13 Закона N 229-ФЗ (пункт 4 части 1 статьи 31 Закона об исполнительном производстве).
Пункт 5 части 1 статьи 12 Закона об исполнительном производстве к исполнительным документам, направляемым (предъявляемым) судебному приставу-исполнителю, относит акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований.
Оформленные в установленном порядке акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований, могут быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев со дня их возвращения банком или иной кредитной организацией (часть 6 статьи 21 Закона об исполнительном производстве).
Статья 19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон о страховых взносах, Закон N 212-ФЗ) определяет, что в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках (часть 1). Взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов, поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика (часть 2). При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов или при отсутствии информации о счетах плательщика орган контроля вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона (часть 14).
В силу части 2 статьи 20 Закона о страховых взносах решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Законом об исполнительном производстве, с учетом особенностей, предусмотренных данной нормой.
Исследовав представленные в дело доказательства, и оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции установили, что при обращении в Эльбрусский районный отдел учреждением не соблюден порядок, предусмотренный Законом об исполнительном производстве. К постановлению от 30.05.2012 отделение Пенсионного фонда не приложило документы, предусмотренные пунктом 5 части 1 статьи 12 Закона об исполнительном производстве. Отсутствие объективной возможности получения от налогового органа достоверных сведений о наличии у предпринимателя расчетных счетов в банках отделение Пенсионного фонда не доказало. С учетом установленных обстоятельств, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных учреждением требований (статьи 198, 200 и 201 Кодекса).
Данный вывод судебных инстанций основан на законе (пункт 5 части 1 статьи 12, часть 6 статьи 21, часть 1 статьи 30 Закона об исполнительном производстве, статьи 24, 28 и 29 Закона о страховых взносах). Соответствует он и представленным в дело доказательствам, свидетельствующим о том, что при направлении в отдел судебных приставов постановления от 30.05.2012 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества предпринимателя отделение Пенсионного фонда не представило документов, подтверждающих проведение действий по обращению взыскания на денежные средства должника. Учреждение не приложило к постановлению платежные документы, содержащие отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета плательщика, а также не представило информацию об отсутствии или закрытии расчетных и иных счетов предпринимателя, на которые могло быть обращено взыскание.
Поскольку учреждением не доказано наличие обстоятельств для обращения взыскания на имущество должника, судебный пристав правомерно отказал в возбуждении исполнительного производства на основании постановления от 30.05.2012 N 00501090012848 и возвратил его отделению Пенсионного фонда.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Довод кассационной жалобы об отсутствии у судебного пристава правовых оснований для отказа в возбуждении исполнительного производства отклоняется, как основанный на неправильном понимании (толковании) учреждением положений Закона об исполнительном производстве (пункт 5 части 1 статьи 12, часть 6 статьи 21, часть 1 статьи 30), Закона о страховых взносах (статьи 24, 28 и 29), и противоречащий установленным судами обстоятельствам.
Ссылаясь на соглашение от 21.01.2011, взыскатель не учитывает, что в соответствии с его условиями (пункт 3.1.1) к постановлению прилагается справка об отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов, составленная отделением Пенсионного фонда на основании полученных из регистрирующего органа выписок из ЕГРЮЛ, ЕГРИП, а также полученных сведений от банков и плательщиков страховых взносов. Составление и направление в службу судебных приставов справок, подготовленных на основе собственной базы данных, соглашением не предусмотрено.
Составление имеющейся в деле справки об отсутствии в территориальном органе Пенсионного фонда информации о счетах предпринимателя на основании полученных от него либо представленных налоговым органом, банками (кредитными учреждениями) сведений, документально не подтверждено. Справка не имеет даты, позволяющей определить ее относимость к спорным правоотношениям, отсутствуют доказательства ее направления в отдел судебных приставов вместе с постановлением от 30.05.2012 N 00501090012848 (л. д. 50).
Не принимается и довод жалобы о том, что вышеназванная справка отделения Пенсионного фонда (об отсутствии счетов плательщика) соответствует действительности, обоснованный полученными от налогового органа сведениями об отсутствии информации о счетах должника. Письмо налогового органа от 08.11.2011, аналогичный запрос от 03.09.2012, ссылка на которые приведена в кассационной жалобе, в материалах дела отсутствуют, судебными инстанциями не исследовались и не оценивались.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения от 19.12.2012 и постановления от 26.03.2013 по доводам кассационной жалобы отсутствуют, поскольку они не опровергают правильности сделанных судами выводов и, по существу, сводятся к несогласию с ними. Судебные инстанции полно и всесторонне исследовали представленные сторонами доказательства, дали им надлежащую правовую оценку, изложенные в обжалуемых актах выводы соответствуют обстоятельствам дела. Переоценка исследованных судами доказательств и установленных по делу фактических обстоятельств недопустима в силу установленных статьями 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса пределов рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 288 Кодекса, не установлено.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса заявления об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя государственной пошлиной не облагаются. По делам об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя не облагаются государственной пошлиной также апелляционные и кассационные жалобы. Соответствующие разъяснения содержатся в пункте 10 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации".
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 19.12.2012 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2013 по делу N А20-2822/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.С. Мазурова |
Судьи |
А.И. Мещерин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.