Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
к приказу Главного управления
государственного строительного
надзора и государственной
экспертизы Омской области
от 2 марта 2023 г. N 10-п
Доклад
о правоприменительной практике Главного управления государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за деятельностью жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением средств членов кооператива для строительства многоквартирного дома за 2022 год
1. Общие сведения о региональном государственном контроле (надзоре) за деятельностью жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением средств членов кооператива для строительства многоквартирного дома
В соответствии с Положением о Главном управлении государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области, утвержденным Указом Губернатора Омской области от 13 января 2013 года N 2, Главное управление государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области (далее - Главное управление) является органом исполнительной власти Омской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного контроля (надзора) за деятельностью жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением средств членов кооператива для строительства многоквартирного дома (далее соответственно - ЖСК, государственный контроль за деятельностью ЖСК).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Указа следует читать как "от 15 января 2013 года N 2"
В целях профилактики нарушений обязательных требований Главным управлением проведено обобщение правоприменительной практики при осуществлении государственного контроля за деятельностью ЖСК за 2022 год.
Обобщение правоприменительной практики проводится для решения следующих задач:
1) обеспечение единообразных подходов к применению Главным управлением и его должностными лицами обязательных требований, законодательства Российской Федерации о государственном контроле (надзоре);
2) выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений;
3) анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба).
Под государственным контролем за деятельностью ЖСК понимается деятельность Главного управления, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.
Предметом государственного контроля за деятельностью ЖСК является соблюдение ЖСК, осуществляющим деятельность, связанную с привлечением средств членов кооператива для строительства многоквартирного дома (далее - контролируемое лицо), обязательных требований, установленных частью 3 статьи 110 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), за исключением последующего содержания многоквартирного дома, и статьей 123.1 ЖК РФ (далее - обязательные требования).
Перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля за деятельностью ЖСК, а также информация о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции, утвержден приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года N 930/пр и размещен на официальном сайте Главного управления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: https://gsn.omskportal.ru (далее - официальный сайт Главного управления).
2. Сведения об организации государственного контроля за деятельностью ЖСК
Должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного контроля за деятельностью ЖСК (далее - должностные лица Главного управления), являются:
1) начальник Главного управления;
2) заместитель начальника Главного управления;
3) иные должностные лица Главного управления, в должностные обязанности которых в соответствии с их должностными регламентами входит осуществление государственного контроля за деятельностью ЖСК.
Уполномоченными должностными лицами на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в рамках государственного контроля за деятельностью ЖСК являются начальник Главного управления, заместитель начальника Главного управления.
При осуществлении государственного контроля за деятельностью ЖСК Главное управление взаимодействует: с федеральным органом по надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведение государственного кадастра недвижимости, а также с государственным органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органами местного самоуправления.
Объектом государственного контроля за деятельностью ЖСК является деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования (далее - объект контроля).
При осуществлении государственного контроля за деятельностью ЖСК объекты контроля подлежат к отнесению, в соответствии с критериями, утвержденными Положением, к одной из следующих категорий рисков:
1) значительный риск;
2) средний риск;
3) низкий риск.
Государственный контроль за деятельностью ЖСК осуществляется без проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий, посредством проведения профилактических мероприятий, документарных проверок при наличии оснований, указанных в пунктами 1, 3 - 5 части 1 статьи 57 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о контроле), наблюдения за соблюдением обязательных требований (далее - наблюдение).
Наблюдение осуществляется без взаимодействия с контролируемым лицом и включает в себя:
1) анализ ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности контролируемого лица, связанной с привлечением денежных средств граждан для строительства контролируемым лицом многоквартирного дома, в том числе об исполнении таким лицом своих обязательств перед своими членами и иными лицами (далее - ежеквартальная отчетность);
2) анализ информации, размещаемой в единой информационной системе жилищного строительства (далее - ЕИСЖС) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", обязанность по раскрытию которой возложена на контролируемое лицо в соответствии с обязательными требованиями.
Проверочные листы при осуществлении государственного контроля за деятельностью ЖСК не применяются.
Главное управление ведет перечень объектов контроля и обеспечивает размещение перечня объектов контроля на своем официальном сайте.
В связи с введением в отношении Российской Федерации, ее граждан либо юридических лиц политических, экономических, иных санкций, постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление N 336) установлены особенности осуществления видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, к организации и осуществлению которых применяются положения Федерального закона о контроле.
В соответствии с пунктом 3 Постановления N 336 в 2022 году в рамках государственного контроля за деятельностью ЖСК внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, внеплановые проверки проводились исключительно по основаниям, указанным в данном пункте Постановления N 336.
Ввиду отсутствия таких оснований, проверки с 10 марта 2022 года Главным управлением не проводились.
В целях поддержания достаточного уровня безопасности охраняемых законом ценностей пунктом 10 Постановления N 336 предусмотрена возможность осуществления в 2022 году профилактических мероприятий, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований, контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия в отношении контролируемых лиц.
Также в соответствии с пунктом 9 Постановления N 336 возбуждение должностными лицами контрольных (надзорных) органов дел об административных правонарушениях по результатам контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом не допускается.
Показатели правоприменительной практики организации и проведения государственного контроля за деятельностью ЖСК за 2022 год приведены в таблице N 1.
Таблица N 1
N п/п |
Наименование показателя |
За 2022 год |
1 |
2 |
3 |
1 |
Общее количество учтенных объектов контроля на конец отчетного периода, всего |
26 |
1.1 |
в том числе, со значительным риском |
15 |
1.2 |
в том числе, со средним риском |
2 |
1.3 |
в том числе, с низким риском |
9 |
1.2 |
Количество включенных в перечень объектов контроля, за отчетный период |
1 |
2 |
Количество учтенных контролируемых лиц на конец отчетного периода |
22 |
3 |
Количество внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных за отчетный период |
81 |
4 |
Общее количество контрольных (надзорных) мероприятий с взаимодействием, проведенных за отчетный период |
3 |
5 |
Количество документарных проверок, проведенных за отчетный период |
3 |
5.1 |
- в том числе, по обращению |
- |
5.2 |
- в том числе, по исполнению предписания |
3 |
5.3 |
- в том числе, по требование прокурора |
- |
6 |
Количество внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных на основании выявления соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров, за отчетный период |
- |
7 |
Количество контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных без взаимодействия, за отчетный период |
78 |
7.1 |
- в том числе, анализ ежеквартальной отчетности контролируемого лица об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении примерных графиков реализации проектов строительства и обязательств по договорам, сводной накопительной ведомости проекта строительства (далее - ежеквартальная отчетность) |
78 |
7.2 |
- в том числе, анализ информации, размещаемой в единой информационной системе жилищного строительства (состав, порядок, способы, достоверность, полнота, сроки и периодичность размещения), обязанность по раскрытию которой возложена на контролируемое лицо в соответствии с обязательными требованиями |
|
8 |
Количество направленных в органы прокуратуры заявлений о согласовании проведения контрольных (надзорных) мероприятий, за отчетный период; |
- |
8.1 |
Количество направленных в органы прокуратуры заявлений о согласовании проведения контрольных (надзорных) мероприятий, по которым органами прокуратуры отказано в согласовании, за отчетный период |
- |
9 |
Количество учтенных контролируемых лиц, в отношении которых проведены контрольные (надзорные) мероприятия на конец отчетного периода |
22 |
10 |
Количество контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных с грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного надзора и результаты которых были признаны недействительными и (или) отменены, за отчетный период |
- |
11 |
Количество контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля с нарушениями требований законодательства Российской Федерации о порядке их проведения, по результатам выявления которых к должностным лицам органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, осуществившим такие контрольные (надзорные) мероприятия, применены меры дисциплинарного, административного наказания (в процентах общего числа проведенных контрольных (надзорных) мероприятий) |
- |
12 |
Количество контрольных (надзорных) мероприятий, по результатам которых материалы о выявленных нарушениях переданы в уполномоченные органы для возбуждения уголовных дел (в процентах общего количества контрольных (надзорных) мероприятий, в результате которых выявлены нарушения обязательных требований) |
- |
3. Правоприменительная практика соблюдения обязательных требований
ЖК РФ и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены обязательные требования для контролируемых лиц, привлекающих денежные средства членов кооператива для строительства многоквартирного дома.
Нередко в деятельности контролируемых лиц, при обеспечении строительства многоквартирного дома допускаются отступления от обязательных требований.
В результате проведенного анализа текущего состояния подконтрольной среды и выявленных нарушений обязательных требований при осуществлении Главным управлением государственного контроля за деятельностью ЖСК установлено, что к часто повторяющимся нарушениям за 2022 год можно отнести следующие:
- нарушение порядка размещения информации в ЕИСЖС (ст. 13.19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ));
- неисполнение обязанности по ведению реестра членов жилищно-строительного кооператива, осуществляющего строительство многоквартирного дома (ст. 14.28.1 КоАП РФ);
- невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный контроль за деятельностью ЖСК (ч. 4 ст. 19.5 КоАП РФ).
Причинами совершения указанных нарушений является низкий уровень правовой грамотности контролируемых лиц, который может привести к угрозе причинения вреда охраняемым законом ценностям.
В целях предупреждения совершения новых правонарушений, информирования контролируемых лиц о рекомендуемых мерах по соблюдению обязательных требований Главным управлением по итогам обобщения наиболее часто встречающихся нарушений и анализа причин их совершения подготовлены рекомендации, содержащие перечень мероприятий по соблюдению обязательных требований в зависимости от вида допущенного нарушения, а именно:
- размещать информацию, предусмотренную статьей 123.1 ЖК РФ, в ЕИСЖС;
- вести, в том числе в ЕИСЖС, реестр своих членов;
- при строительстве многоквартирного дома выступать в качестве застройщика и обеспечивать на принадлежащем ЖСК земельном участке строительство в соответствии с выданным разрешением на строительство.
В случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом Главное управление в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, принимает меры, предусмотренные частью 2 статьи 90 Федерального закона о контроле, частью 6 статьи 123.3 ЖК РФ.
Показатели правоприменительной практики соблюдения обязательных требований при осуществлении государственного контроля за деятельностью ЖСК за 2022 год приведены в таблице N 2.
Таблица N 2
N п/п |
Наименование показателя |
За 2022 год |
1 |
Количество контрольных (надзорных) мероприятий, по результатам которых выявлены нарушения обязательных требований, за отчетный период |
56 |
2 |
Количество контрольных (надзорных) мероприятий, по итогам которых возбуждены дела об административных правонарушениях, за отчетный период |
12 |
3 |
Количество вступивших в законную силу судебных решений об обязании застройщика размещению информации в ЕИСЖС, за отчетный период |
2 |
4 |
Сумма административных штрафов, наложенных по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях возбужденных по результатам контрольных (надзорных) мероприятий, за отчетный период, тыс. руб. |
160,0 |
5 |
Количество вынесенных предупреждений по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях, ед. |
0 |
6 |
Количество выявленных нарушений за отчетный период |
71 |
7 |
Количество составленных протоколов за отчетный период |
15 |
8 |
Количество выданных предписаний за отчетный период |
3 |
Сведения о принятых мерах по привлечению виновных контролируемых лиц к установленной законом ответственности, о случаях досудебного и судебного обжалования решений, действий (бездействия) должностных лиц Главного управления за 2022 год приведены в таблице N 3.
Таблица N 3
Наименование показателя |
Статья Кодекса об административных правонарушений РФ |
|||||
Итого |
||||||
Выявлено нарушений |
- |
9 |
6 |
53 |
3 |
71 |
Составлено протоколов |
- |
6 |
6 |
- |
3 |
15 |
Вынесено постановлений |
- |
- |
- |
1 |
4 |
5 |
в том числе, прекращено (отсутствует состав) |
- |
- |
- |
- |
1 |
1 |
в том числе, предупреждений |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
в том числе, административных штрафов |
- |
- |
- |
1 |
3 |
4 |
из них, на юр. лиц |
- |
- |
- |
1 |
2 |
3 |
из них, на долж. лиц |
- |
- |
- |
- |
1 |
1 |
Сумма наложенных штрафов, тыс. руб. |
|
- |
- |
50,0 |
210,0 |
160,0 |
В связи с неоднократным не исполнением предписаний Главного управления о выполнении обязательного требования о размещении информации в ЕИСЖС Главное управление обращалась с исками в Арбитражный суд Омской области об обязании застройщиков разместить информацию в ЕИСЖС.
За отчетный период контролируемыми лицами основания и результаты проведения в отношении указанных лиц мероприятий по контролю в судебном порядке не оспаривались.
За 2022 год в досудебном порядке, равно как и в судебном порядке, постановления Главного управления не обжаловались.
Сведения о результатах проведения профилактических мероприятий
В целях реализации целевой модели "Осуществление контрольной (надзорной) деятельности в субъектах Российской Федерации", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2017 года N 147-р и направленной на установление единых и четких правил организации контроля, обеспечение конкурентных и равных условий развития бизнеса, повышение качества и эффективности контроля, приказом Главного управления от 17 ноября 2021 N 56-п утверждена "Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в рамках осуществления Главным управлением государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области регионального государственного контроля (надзора) за деятельностью жилищно-строительных кооперативов, связанной с привлечением средств членов кооперативов для строительства многоквартирных домов, на 2022 год" (далее - Программа профилактики).
Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения по региональному государственному контролю за деятельностью ЖСК (далее - Перечень профилактических мероприятий) представлен в приложении к Программе профилактики.
По итогам работы Главного управления за 2022 год мероприятия, предусмотренные Перечнем профилактических мероприятий, выполнены в установленные сроки, достигнутые значения отражены в таблице N 4.
Таблица N 4
N п/п |
Наименование показателя |
За 2022 год |
1 |
Количество обязательных профилактических визитов, проведенных за отчетный период |
- |
2 |
Количество предостережений, объявленных за отчетный период |
49 |
3 |
Количество консультирований: в ходе личного приема, организованного в Главном управлении, а также по телефонам структурного подразделения Главного управления, уполномоченного на осуществление государственного контроля за долевым участием, а также письменного консультирования |
1 |
В целях создания условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышения информированности о способах их соблюдения, а также устранения условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям Главное управление осуществляет информирование контролируемых лиц посредством размещения сведений, предусмотренных статьей 46 Федерального закона о контроле, на официальном сайте Главного управления.
Результативность реализации задач Программы профилактики отражается в достижении показателя "среднее количество выявленных нарушений обязательных требований при проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отчетном периоде", который рассчитывается как отношение количества выявленных нарушений обязательных требований к количеству проведенных контрольных (надзорных) мероприятий за отчетный период ().
За базовый показатель был принят первого полугодия 2020 года = 40/43 = 0,93 (100%).
На 2022 год запланировано - 0,92 (99% от базового показателя).
За 2022 год при осуществлении государственного контроля за деятельностью ЖСК проведено 81 контрольное (надзорное) мероприятие, по результатам которых выявлено 71 нарушение обязательных требований.
за 2022 год = 71/81=0,87
Таким образом, сохранение значение показателя "среднее значение количества выявленных нарушений на одно контрольное (надзорное) мероприятие" характеризует объективность и исполнимость обязательных требований контролируемыми лицами, а в случаях, когда исполнение обязательных требований влечет значительные материальные затраты - также и рост осознания необходимости его исполнения в целях снижения рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям.
4. Предложения об актуализации обязательных требований и внесении изменений в законодательство Российской Федерации
По результатам анализа обобщения правоприменительной практики устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований в сфере регионального государственного строительного надзора не выявлено.
Предложения о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре) при осуществлении Главным управлением государственного контроля за деятельностью ЖСК отсутствуют.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.