г. Краснодар |
|
09 августа 2013 г. |
Дело N А22-2398/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 августа 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Артамкиной Е.В., судей Садовникова А.В. и Улько Е.В., при участии в судебном заседании от заявителя - администрации Песчаного сельского муниципального образования Республики Калмыкия - Спириной Л.В. (доверенность от 20.11.2012), заинтересованного лица - Приютненского отдела Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия - Санжиевой Ю.П. (доверенность от 09.01.2012), третьих лиц: Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия - Санжиевой Ю.П. (доверенность от 09.01.2012), Манджиева О.Г. (паспорт) и его представителя Манджиевой Н.Д. (доверенность от 18.06.2012), в отсутствие третьего лица - Беляева С.А., извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, рассмотрев кассационную жалобу администрации Песчаного сельского муниципального образования Республики Калмыкия на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2013 (судьи Сулейманов З.М., Луговая Ю.Б., Казакова Г.В.) по делу N А22-2398/2012, установил следующее.
Администрация Песчаного сельского муниципального образования Республики Калмыкия (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Калмыкия с заявлением к Приютненскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - управление) о признании незаконным отказа в государственной регистрации учета бесхозяйных объектов недвижимого имущества: дома животновода и овчарни 1974 года ввода в эксплуатацию, расположенных по адресу: Республика Калмыкия, Приютненский район, по направлению в 9,3 км юго-запад, от ориентира п. Песчаный, Песчаного сельского муниципального образования Республики Калмыкия, и обязании управления принять на учет данное имущество.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия, Манджиев О.Г. и Беляев С.А.
Решением от 04.02.2013 заявленные требования удовлетворены. Суд пришел к выводу о том, что спорные объекты недвижимости являются бесхозяйными, у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в постановке на учет указанных объектов.
Постановлением от 23.04.2013 суд апелляционной инстанции отменил решение суда от 04.02.2013 и принял новый судебный акт, которым отказал в удовлетворении заявления. Судебный акт мотивирован тем, что спорные объекты расположены на земельном участке, принадлежащем Манджиеву О.Г., и используются для проживания Омаровым Р.Б. и Багамаевым С.А., поэтому не являются бесхозяйными.
В кассационной жалобе администрация просит отменить постановление от 23.04.2013 и оставить в силе решение от 04.02.2013. По мнению подателя жалобы, суд апелляционной инстанции не учел, что право собственности Манджиева О.Г. на земельный участок зарегистрировано после обращения администрации с заявлением о постановке данного имущества на учет, права на спорное имущество не зарегистрированы.
В судебном заседании представитель администрации настаивал на доводах жалобы, представители управления и Манджиева О.Г. просили кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела и установлено судами, на территории Песчаного сельского муниципального образования Приютненского района находится животноводческая стоянка, состоящая из дома животновода и овчарни, 1974 года ввода в эксплуатацию, расположенных по адресу: Республика Калмыкия, Приютненский район, по направлению в 9,3 км юго-запад, от ориентира п. Песчаный, Песчаного сельского муниципального образования Республики Калмыкия.
Данные объекты недвижимого имущества не состоят в реестре муниципального имущества (справка муниципального учреждения "Комитет по управлению муниципальным имуществом" от 18.10.2011 N 516), реестре государственного имущества (справка Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия от 05.10.2011 N 5816), реестре федерального имущества (справка территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Калмыкия от 06.10.2011 N ДЛ-01/3481).
Решением Песчаного сельского муниципального образования Республики Калмыкия от 06.10.2012 N 26 указанные объекты поставлены на баланс Песчаного сельского муниципального образования.
Администрация, полагая, что спорные объекты недвижимого имущества являются бесхозяйными, обратилась в управление с заявлением о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества.
Сообщениями от 22.07.2012 N 10/006/2012-285 и N 10/006/2012-284 управление отказало в государственной регистрации принятия на бесхозяйственный учет указанных объектов. Отказ мотивирован тем, что администрация не представила сведений об отсутствии ранее возникших прав на эти объекты.
Считая отказы управления незаконными и нарушающим права и обязанности заявителя, администрация обратилась в суд с заявлением.
Для признания ненормативного правового акта недействительным, незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия его закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого оно находится (пункт 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 N 580 "Об утверждении положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей" принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется в случаях, если объект имущества не имеет собственника; его собственник неизвестен; от права собственности на него собственник отказался.
В соответствии с пунктом 21 данного постановления принятие на учет объектов недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Способ приобретения права муниципальной собственности на объекты недвижимого имущества, предусмотренный статьей 218, 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, возможен в случае отсутствия правопритязаний на объект, а также фактического владения данным имуществом каким-либо лицом.
При этом отсутствие государственной регистрации права кого-либо на спорные объекты недвижимости само по себе не может являться основанием для признания его бесхозяйными.
Судом апелляционной инстанции установлено, что администрацией заявлено о правах в отношении объектов, которые находятся во владении и пользовании Омарова Р.Б. и Багамаева С.А. Данные обстоятельства установлены решением Приютненского районного суда Республики Калмыкия от 24.12.2012 по делу N 2-590/2012. Кроме того, собственник земельного участка, на территории которого находятся объекты, возражает против признания данных объектов бесхозяйными.
Поскольку данное обстоятельство администрацией не опровергнуто, выводы суда апелляционной инстанции о том, что спорные объекты нельзя считать бесхозяйными являются правильными.
При таких обстоятельствах, а также с учетом того, что целью постановки на учет имущества как бесхозяйного является признание на него в дальнейшем права муниципальной собственности, у регистрирующего органа не имелось правовых оснований для принятия на учет данного имущества как бесхозяйного.
Положенные в основу кассационной жалобы доводы являлись предметом исследования суда апелляционной инстанций при рассмотрении дела по существу, им дана правильная оценка. Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену постановления суда апелляционной инстанции (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2013 по делу N А22-2398/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить администрации Песчаного сельского муниципального образования Республики Калмыкия из федерального бюджета 2 тыс. рублей государственной пошлины, уплаченной по квитанции от 13.05.2013.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Артамкина |
Судьи |
А.В. Садовников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.