г. Краснодар |
|
07 августа 2013 г. |
Дело N А22-1996/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 августа 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Аваряскина В.В., судей Рассказова О.Л. и Фефеловой И.И., в отсутствие истца - регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Южном федеральном округе (ИНН 6163049035, ОГРН 1026103168740), ответчика - жилищного накопительного кооператива "Энергетик" (ИНН 0816003990, ОГРН 1080816002156), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Южном федеральном округе на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 20.12.2012 (судья Хазикова В.Н.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2013 (судьи Сулейманов З.М., Луговая Ю.Б., Фриев А.Л.) по делу N A22-1996/2012, установил следующее.
Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Южном федеральном округе (далее - региональное отделение) обратилось в Арбитражный суд Республики Калмыкия с исковым заявлением о ликвидации жилищного накопительного кооператива "Энергетик" (далее - кооператив).
В обоснование требований истец ссылается на нарушение кооперативом требований пунктов 7 и 9 Порядка представления жилищными накопительными кооперативами ежеквартальной отчетности о соблюдении нормативов оценки финансовой устойчивости, утвержденного приказом ФСФР России от 17.02.2006 N 06-17/пз-н (далее - Порядок N 06-17/пз-н), пунктов 2 и 6 Порядка представления жилищными накопительными кооперативами годовых отчетов, утвержденного приказом ФСФР России от 03.10.2006 N 06-113/пз-н (далее - Порядок N 06-13/пз-н).
Решением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 20.12.2012, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2013, в удовлетворении заявленных требований отказано в связи с отсутствием достаточных оснований для ликвидации юридического лица.
В кассационной жалобе региональное отделение просит обжалуемые судебные акты отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя, кооператив неоднократно грубо нарушил обязанность по предоставлению региональному отделению надлежаще оформленных ежеквартальных и годового отчетов. Непредставление отчетности в установленный срок и в порядке не позволило объективно и своевременно проанализировать финансовые показатели и определить реальное положение и состояние финансово-хозяйственной деятельности кооператива, а также дать оценку финансовой устойчивости его деятельности, проверить исполнение обязательств перед членами кооператива, величину паевого фонда, сведения о выданных займах и кредитах и о количестве заключенных договоров. Кроме того, из-за отсутствия данных, содержащихся в ежеквартальных и годовых отчетах, не возможно проверить, соответствует ли деятельность кооператива требованиям, предъявляемым к величинам нормативов достаточности собственных средств. Непредставление отчетности является грубым нарушением законодательства о жилищных накопительных кооперативах. Неоднократность совершения правонарушения в сфере деятельности кооператива является основанием для его ликвидации.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует и судами установлено, что кооператив зарегистрирован Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Элисте 23.04.2008 и включен в реестр жилищных накопительных кооперативов ФСФР России.
В ходе осуществления контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о жилищных накопительных кооперативах региональное отделение выявило нарушения, допущенные кооперативом в области законодательства о жилищных накопительных кооперативах, а именно: пунктов 7 и 9 Порядка N 06-17/пз-н и пунктов 2 и 6 Порядка N 06-13/пз-н. Кооператив не представил отчетность за IV квартал 2011 года; годовую отчетность за 2011 год и отчетность за I - II кварталы 2012 года.
Указанные нарушения зафиксированы в актах о выявлении административного правонарушения от 19.04.2012 и 09.06.2012.
В соответствии с пунктом 2.4 Методических указаний по организации деятельности территориальных органов ФСФР России по порядку сбора и рассмотрения отчетности жилищных накопительных кооперативов, утвержденных приказом ФСФР России от 03.10.2006 N 06-114/пз-н, в случае несоблюдения кооперативом требования Федерального закона от 30.12.2004 N 215-ФЗ "О жилищных накопительных кооперативах" (далее - Закон о жилищных накопительных кооперативах) о представлении отчетности, нарушения сроков представления отчетности, представления неполного комплекта документов, входящих в состав отчетности, нечеткого заполнения форм отчетности, неправильного оформления отчетности, несоответствия данных кооператива, отраженных в отчетности, нормам Федерального закона территориальные органы вправе выдавать кооперативу обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений согласно приложению N 1 к указанным Методическим указаниям.
Кооперативу неоднократно направлялись предписания об устранении выявленных нарушений.
Региональное отделение, полагая, что имеются основания для ликвидации кооператива, обратилось в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 14 Закона о жилищных накопительных кооперативах кооператив может быть ликвидирован добровольно или по решению суда в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с учетом требований указанного Закона, других федеральных законов и устава кооператива.
Пункт 3 статьи 14 Закона о жилищных накопительных кооперативах определяет, что федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере финансовых рынков, вправе предъявить в суд требование о ликвидации кооператива в случае неоднократного или грубого нарушения положений указанного Закона, а также в иных предусмотренных данным Законом случаях.
Таким органом является Федеральная служба по финансовым рынкам (Положение о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2011 N 717).
Согласно пункту 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом.
В силу статьи 52 Закона о жилищных накопительных кооперативах в случае нарушения кооперативом требований данного Закона, неисполнения предписаний федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере финансовых рынков, отказа от представления информации или представления членам кооператива и другим гражданам неполной или недостоверной либо заведомо ложной информации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере финансовых рынков, вправе: требовать от органов кооператива устранения выявленных нарушений; давать кооперативу обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений; применять меры ответственности, установленные названным Федеральным законом, а также законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
В случае неисполнения кооперативом в установленный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере финансовых рынков, срок предписания об устранении выявленных нарушений, а также в случае, если эти нарушения создали реальную угрозу правам и законным интересам членов кооператива, указанный орган вправе вынести предписание о приостановлении деятельности кооператива по привлечению новых членов кооператива до устранения кооперативом соответствующих нарушений. В случае неисполнения кооперативом требований федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере финансовых рынков, указанный орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации кооператива. В случае осуществления кооперативом деятельности, запрещенной законом, либо в случае неоднократных или грубых нарушений кооперативом указанного Закона, а также в иных предусмотренных федеральными законами случаях федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере финансовых рынков, вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации кооператива.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 84 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации", при рассмотрении заявлений о ликвидации юридических лиц по мотиву осуществления ими деятельности с неоднократными нарушениями закона, иных правовых актов необходимо исследовать характер нарушений, их продолжительность и последующую после совершения нарушений деятельность юридического лица. Юридическое лицо не может быть ликвидировано, если допущенные им нарушения носят малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений устранены.
Кроме того, согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 18.07.2003 N 14-П, отсутствие в пункте 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, то есть его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов.
Указанные нормы предполагают, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить арбитражному суду с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных ими последствий, принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.
Следовательно, само по себе нарушение закона не может являться единственным основанием для прекращения деятельности юридического лица путем его ликвидации при условии, что допущенные нарушения носят устранимый характер.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства и доводы регионального отделения, проанализировав характер совершенных кооперативом правонарушений, суды пришли к правомерному выводу о том, что допущенные нарушения не относятся к числу грубых нарушений, которые носят неустранимый характер. Истец не представил доказательств того, что выявленные нарушения существенно нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Доводы кассационной жалобы не основаны на нормах права, направлены на переоценку исследованных судом доказательств и в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 20.12.2012 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2013 по делу N A22-1996/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.В. Аваряскин |
Судьи |
О.Л. Рассказов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.